Методическая разработка занятия на тему "Определение видов и размерно-качественных характеристик шпона"
методическая разработка
Цель методической разработки - методическое описание видов деятельности преподавателя и обучающихся при использовании традиционных и современных развивающих технологий на практическом занятии по дисциплине «Технология производства работ на деревообрабатывающих станках». Код профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА | 635 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФСИН
(ФКП образовательное учреждение № 262)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно- производственной работе образовательного учреждения ___________________ И.В.Богданова «21» октября 2022 г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого теоретического занятия
По учебной дисциплине: Технология производства работ на
деревообрабатывающих станках.
По профессии: 18783 Станочник деревообрабатывающих станков.
Тема программы: Технология производства заготовок из шпона и фанеры.
Тема занятия: Определение видов и размерно-качественных характеристик шпона по ГОСТ 2977-82; ГОСТ 99-89.
Разработчик Краснов Владимир Александрович, мастер производственного обучения.
Составлена в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины,
утвержденной директором образовательного учреждения
от «30» августа 2022 года
Рассмотрена на заседании методической комиссии «20» октября 2022 г.
Председатель методической комиссии | А.В.Рощина |
г. Кемерово 2022 г.
Аннотация
Методическая разработка занятия выполнена на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 464 [6]; профессионального стандарта Министерства труда и социальной защиты российской федерации № 1165н, [5]; (ЕТКС) по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков 2-го разряда [2]; Государственных Стандартов [1]; методических рекомендаций Государственного образовательного учреждения Кузбасского регионального института профессионального образования [9, 10].
Цель методической разработки - методическое описание видов деятельности преподавателя и обучающихся при использовании традиционных и современных развивающих технологий на практическом занятии по дисциплине «Технология производства работ на деревообрабатывающих станках».
Методическая разработка включает в себя:
-введение, в котором отражена актуальность выбранной темы занятия;
-краткие структурные элементы занятия, технологии, методы и формы обучения, где дано методическое описание видов деятельности преподавателя и обучающихся, характеристика темы, определены место и роль занятия в разделе, обоснованы используемые технологии, методы и формы обучения;
-методические рекомендации, в которых описываются этапы подготовки и проведения преподавателем занятия;
-технологическую карту учебного занятия, (приложения 1), в которой отражена структура занятия, содержание и способы деятельности преподавателя и обучающихся.
-дидактический материал (приложения 2,3,4), конкретизирующие содержание деятельности преподавателя на различных этапах занятия.
Содержание | ||
Введение | 3 | |
1 | Актуальность темы практического занятия | 3 |
2 | Краткие структурные элементы занятия, технологии, методы и формы обучения. | 4 |
3 | Методические рекомендации преподавателю и обучающимся по подготовке к занятию | 5 |
Заключение | 6 | |
Список литературы | 7 | |
Приложения | 9 |
Введение
Требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ и внедрению инновационных технологий обучения, обусловливают совершенствование содержания обучения, разработку новых методик и технологий образовательной деятельности.
Повышение качества профессионального образования предполагает использование таких технологий, которые обеспечили бы обучающемуся развитие мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, творчества в самом процессе обучения, а также умений, навыков и практического опыта. Качественная подготовка специалистов, соответствующих современным требованиям, во многом зависит от качества каждого проведенного занятия. В свою очередь, его эффективность в подготовке выпускника, зависит от того: насколько методически грамотно оно продумано и спланировано; насколько соответствует требованиям компетентного подхода в образовании; насколько преподавателю удалось методически грамотно реализовать план занятия.
Создание методической разработки занятия позволяет систематизировать весь необходимый дидактический материал, на основе цели и задач, выстроить логично структуру занятия, определиться с выбором методов и средств обучения, методов контроля.
1. Актуальность темы практического занятия
В профессиональном образовательном учреждении приказом Минобрнауки Российской Федерации № 464 «28. Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар)» [6, стр. 9]. Для успешного усвоения знаний по теме «Определение видов и размерно-качественных характеристик шпона по ГОСТ 2977-82; ГОСТ 99-89», выбрано практическое занятие, потому что, его особенностью является:
-постоянная группа обучающихся;
-четкое время и место проведения по расписанию;
-обязательность посещения обучающимися;
-определенный учебной программой объем усваиваемого материала;
-самостоятельное широкое обращение обучающихся к нормативной и справочной литературе;
-самостоятельный анализ и поиск решений проблем под руководством педагога.
Со стороны преподавателя практическое занятие позволяет осуществлять руководство деятельностью обучающихся, а также, обеспечивает возможность применения фронтальной, групповой и индивидуальной работы в оптимальном соотношении. Достоинства практического занятия в том, что оно позволяет, не только в совершенстве овладеть знаниями, но и частично сформировать умения, что очень важно для обеспечения прочного и сознательного освоения профессии, в пределах профессионального стандарта [3].
«Наиболее распространенным типом урока при изучении специальных и общетехнических дисциплин является комбинированный. Структура комбинированного урока может разнообразно варьироваться в зависимости от содержания, цели, исходного уровня знаний и умений обучающихся, педагогического замысла преподавателя.»[6, стр. 47]. С учетом поставленных целей выбран комбинированный тип занятия.
Практическое занятие по теме «Определение видов и размерно-качественных характеристик шпона по ГОСТ 2977-82; ГОСТ 99-89» является вторым при освоении раздела № 4 «Технология производства заготовок из шпона и фанеры» по дисциплине «Технология производства работ на деревообрабатывающих станках» - объемом 80 часов профессионального цикла. Представление о видах шпона необходимо для получения обучающимися знаний о видах и порядке раскроя древесных материалов.
По окончании занятия обучающиеся должны:
-иметь твердые знания об основных размерных характеристиках вырабатываемых лесной промышленностью шпона;
-определять виды шпона и направления его применения;
-формулировать выводы о качестве изготовляемого шпона на основе требований государственных стандартов.
2.Краткие структурные элементы занятия, технологии, методы и формы обучения.
В методической разработке раскрывается содержание и методика проведения занятия, отражены особенности ведения современного занятия на принципах деятельностного подхода и активизации мыслительной деятельности обучающихся, а именно:
-совместное целеполагание и мотивация учебной деятельности обучающихся;
-сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм учебной работы с обучающимися на занятии;
-самостоятельная работа обучающихся с учебными пособиями, карточками-заданиями и методическими указаниями;
-совместная с обучающимися рефлексия занятия.
Для формирования знаний у обучающихся применяется - традиционная классическая технология, когда преподаватель, используя свой опыт, педагогическое мастерство, стиль работы, приемы, смену темпа и форм учебной деятельности организует продуктивную работу на занятии всех обучающихся, постоянно активизирует их мышление. Эвристическими, наводящими вопросами побуждает к самостоятельным рассуждениям и умозаключениям.
Наряду с традиционной используются технологии и методы развивающего, коллективного и проблемного обучения [7, 8]:
-система работы в малых группах (микро-группы 2-3-4 человека);
-частично-поисковый метод - (самостоятельная работа с карточками-заданиями).
Решение задачи по карточкам-заданиям в микро-группах превращается в маленькое исследование, что способствует лучшему усвоению материала и достижению цели занятия. Одновременно, обучающиеся учатся самостоятельно работать с нормативной, методической, учебной литературой.
В методической разработке представлен опыт использования метода самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности обучающихся при изучении нового материала. Актуальность метода в том, что обучающиеся самостоятельно выполняют практическое задание под контролем преподавателя, которое обеспечивает успешное закрепление знаний, совершенствование умений и последующее использование полученного опыта на занятиях учебной и производственной практики.
Для повышения активности и лучшего усвоения материала занятия, по усмотрению педагога, возможно применение различных форм организации учебной деятельности обучающихся фронтальной, групповой и (или) индивидуальной.
Для оценки результатов работы обучающихся, выбрана пятибалльная шкала с занесением результатов в оценочный лист (приложение 3). Полученные отметки объявляются в конце занятия. Это повышает ответственность обучающихся за результаты своей работы.
В конце занятия использован прием рефлексии, когда обучающимся предложено выразить свое отношение к занятию, заполнив лист самооценки в форме письменных ответов на вопросы (приложение 4). Использование этого приема учит обучающихся анализировать информацию, формулировать собственное мнение, вызывает интерес к профессии.
3. Методические рекомендации обучающимся и преподавателю по подготовке к уроку
3.1. Рекомендации обучающимся
Под руководством преподавателя обучающиеся знакомятся с методическими рекомендациями, списком нормативной и учебной литературы, выполняют работу по карточкам-заданиям, отвечают на вопросы.
3.2. Рекомендации преподавателям
Непосредственная подготовка к занятию проводится в течение 2-3 дней. Подробно содержание занятия описывается в технологической карте (приложения 1,2,3,4), при составлении которой особое внимание обращалось на согласованность целей, задач, видов деятельности обучающихся, логическую последовательность и взаимосвязь этапов занятия, оптимальное распределение времени по этапам, большую долю самостоятельной, практической работы обучающихся, разнообразие видов деятельности, типов заданий, методов обучения. Технологическая карта дает четкое представление о логике и содержании занятия. Приводится слайд-презентация по теме занятия.
Однако, преподавателю подготовку к уроку следует начинать с того, чтобы определить и четко сформулировать для себя и отдельно для обучающихся:
-целевую установку занятия, обозначить в связи с этим обучающую, развивающую и воспитательную функции занятия;
-определения ведущих понятий темы;
-как будет осуществляться смена видов деятельности обучающихся;
-подготовить оборудование для занятия, проверить, все ли работает;
-сгруппировать отобранный учебный материал, продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом;
-определить последовательность организации учебной деятельности на каждый этап занятия для реализации поставленных задач;
-подготовить технические средства обучения (наглядные пособия, электронно-обучающие) и учебно-методическое обеспечение;
-продумать как разделить обучающихся на микро-группы в соответствии с их уровнем подготовки;
-спланировать контроль учебной деятельности.
При работе обучающихся в микро-группах, по вопросам возникающим при выполнении задания по карточкам преподаватель осуществляет консультирование обучающихся.
Таким образом, тщательно спланированная подготовка к занятию обеспечивает качественное проведение занятия и способствует достижению поставленной цели.
Заключение
Эта работа написана в помощь преподавателям при проведении занятий по технологии деревообрабатывающего производства. Создание методической разработки занятия позволило систематизировать весь необходимый дидактический материал к занятию, выстроить его логичную структуру, методически обосновать и выбрать методы и средства обучения, методы и приемы рефлексии и контроля полученных результатов, разработать и подготовить необходимые дидактические материалы. При разработке содержания занятия обращалось внимание на связь теории с практикой. Приведенные в ней методические рекомендации позволят преподавателям составить алгоритм подготовки и проведения занятия с использованием частично-поискового метода обучения.
Практическая значимость разработки определяется наличием конкретного дидактического материала (слайд-презентации, карточек-заданий, оценочной ведомости, листа рефлексии), представляющего интерес для преподавателей технологии деревообрабатывающего производства.
Список литературы
Список литературы для преподавателей:
1.Государственные Стандарты: (ГОСТ 2977-82 «Строганый шпон», ГОСТ 99–96 «Лущеный шпон»).
2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, (ЕТКС), 2019. Часть N 1,выпуск N 40, раздел «Общие профессии деревообрабатывающих производств»;
3. Профессиональный стандарт «Станочник для работы на специализированных, специальных станках и другом специализированном оборудовании в деревообработке и производстве мебели» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 1165н от 26 декабря 2014 г.);
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
5.Рыкунин С.Н. Технология деревообработки: учебник для проф. образования / С.Н. Рыкунин, Л.Н.Кандалина - 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
6.Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ: Метод. пособие. – М. : Высш. Шк. , 1987. 272 с. : ил.
7.Технологии коллективного способа обучения [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. Л.А.Богданова, Л.Н.Вавилова; под общ. ред. Т.С.Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 48 с.
8.Технологии проблемного обучения [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. Л.А.Богданова.- Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 46 с.
Список литературы для обучающихся:
1. Краснов В.А.Учебное пособие «Шпон» ФКПОУ № 262. 2022 – 12 с.
2.Рыкунин С.Н. Технология деревообработки: учебник для проф. образования / С.Н. Рыкунин, Л.Н.Кандалина - 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
Преподаватель | В.А.Краснов |
Приложения
приложение 1
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФСИН
(ФКП образовательное учреждение № 262)
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора ФКП
Образовательного учреждения №262
________________ Богданова И.В.
«____» _______________2022 года
ПЛАН
Открытого занятия теоретического обучения № 22
«___» _________2022 года Технологическая карта занятия г. Кемерово
Целевой блок | ||||||||||
Преподаватель | Краснов Владимир Александрович | |||||||||
Профессия | 18783 Станочник деревообрабатывающих станков | |||||||||
Учебная дисциплина | «Технология производства работ на деревообрабатывающих станках» | |||||||||
Тема/раздел | Тема № 4. Технология производства заготовок из шпона и фанеры | |||||||||
Междисциплинарные связи | Предшествующие учебные темы | Последующие учебные темы | ||||||||
№ 21 Сырье, подготовка и производство лущеного и строганного шпона. | № 23 Способы склеивания шпона. Изготовление фанеры из шпона | |||||||||
Тема занятия | № 22 Определение видов и размерно-качественных характеристик шпона по ГОСТ 2977-82; ГОСТ 99-89 | |||||||||
Формируемые трудовые функции и квалификационные требования | знания | умения | ||||||||
(з1) - Основы техники и технологии деревообрабатывающего производства; (з20)- Виды и изготовление пиломатериалов, заготовок, шпона, древесных плит, пластика и их размерно-качественные характеристики | (у8)- Формулировать выводы о качестве обработанных деревянных заготовок на основе нормативной документации; (у12)- Владеть навыками практической работы с нормативными документами и учебной литературой; (у13)- Определять вид материалов и особенности его применения | |||||||||
Цели занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | |||||||
-закрепить знания об основных размерно-качественных характеристиках вырабатываемых лесной промышленностью шпона; -определять виды шпона и направления его применения; -формулировать выводы о качестве изготовляемого шпона на основе требований государственных стандартов. | -развитие умений анализировать, обобщать полученные знания и применять; -способствовать развитию внимания, наблюдательности; -способствовать развитию познавательной активности; -развитие технологической культуры: | -способствовать формированию устойчивого интереса к выбранной профессии, ответственности, профессиональных качеств; -воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительной деятельности обучающихся (дисциплинированности, трудолюбия, исполнительности); -воспитание культуры речи, умения слушать и слышать. | ||||||||
Тип занятия | Практическое занятие | |||||||||
Планируемые образовательные результаты | Усвоенные знания | Освоенные умения | ||||||||
Знают типы шпона. Имеют представление об основных размерно-качественных характеристиках шпона | Владеть навыками практической работы с нормативными документами и учебной литературой. Определять виды шпона, его основные размерно-качественные характеристики на основе требований государственных стандартов и направления его применения | |||||||||
Уровень освоения | 2-репродуктивный (усвоение существующих понятий, знаний о предмете) | |||||||||
Инструментальный блок | ||||||||||
Методы обучения | Частично-поисковый, беседа, демонстрация презентации, самостоятельная работа под контролем педагога. | |||||||||
Образовательные технологии | Элементы развивающего обучения | |||||||||
Формы учебной работы на учебном занятии | Индивидуальная, групповая, фронтальная | |||||||||
Учебно-методическое обеспечение | Слайд-презентация по теме «Виды шпона, его размерно-качественные характеристики» раздаточный материал (учебные пособия, карточки-задания); Литература: 1.Государственные Стандарты: (ГОСТ 2977-82 Строганый шпон; ГОСТ 99-89 Лущёный шпон) 2. Краснов В.А. Учебное пособие, Шпон. ФКПОУ № 262. 2022 – 12 с. 3. Профессиональный стандарт «Станочник для работы на специализированных, специальных станках и другом специализированном оборудовании в деревообработке и производстве мебели» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 1165н от 26 декабря 2014 г.); 4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» 5.Рыкунин С.Н. Технология деревообработки: учебник для проф. образования / С.Н. Рыкунин, Л.Н. Кандалина - 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с. | |||||||||
Материально-техническое оснащение | ПК, проектор, наглядные пособия, классная доска | |||||||||
Технологический блок (Содержание и технология проведения занятия) | ||||||||||
Этапы урока (45 мин) | Деятельность преподавателя, ее содержание, методы и приемы | Деятельность обучающихся, Ее содержание, формы и методы | УМО | Планируемые результаты (КТ) | ||||||
Знают | Умеют | |||||||||
Организационный момент (1 мин) | Приветствие и проверка наличия обучающихся, выявление отсутствующих и причин | Слушают преподавателя. Отвечают на приветствие и проверку наличия обучающихся | ||||||||
Совместное целеполагание, мотивирование обучающихся (2 мин) | Сообщает тему и цели занятия, конечный результат учебной деятельности обучающихся. Информирует о важности темы в профессиональной деятельности слесаря | Слушают преподавателя. Осознают тему и цели занятия, уясняют учебные задачи. Записывают тему. Психологически настраиваются на активную работу во время занятия | Отображение темы занятия на классной доске и слайд-презентации | Анализировать информацию, осознавать и уяснять цели | ||||||
Актуализация опорных знаний ( 10 мин) | Проводит актуализацию опорных знаний (второе повторение пройденного материала), опираясь на знания обучающихся по предыдущей теме занятия. Оказывает помощь обучающимся при затруднениях | Вспоминают и восстанавливают знания полученные на предыдущем занятии. | Слайд-презентация | Типы шпона | Пользоваться приёмами вспоминания и востановления знаний | |||||
Закрепление знаний с применением методов современных технологий. Изучение дополнительного материала ( 25 мин) | 1.Виды шпона и его размерно-качественные характеристики Обучающимся выдаются карточки для самостоятельного повторения и изучения видов шпона и его основных размерно-качественных характеристик (Возможно распределение обучающихся по микро-группам (2-3-4 человека) | Используя методические указания и нормативную литературу, самостоятельно или в микро-группах (2-3-4 человека), изучают вопрос, находят в тексте информацию, усваивают понятия и определения, выполняют практическое задание, заполняя карточку-задание | Карточка-задание № 1 (приложение 3) | Основные размерно-качественные характеристики шпона | Владеют навыками практической работы с нормативными документами, учебной и методической литературой. Формулируют выводы о качестве изготовляемого щпона на основе нормативной документации. | |||||
Закрепление знаний. (5 мин) | Обучающимся выдаётся тестовое задание для закрепления (повторения) | Самостоятельно выполняют тестовое задание | Тестовое задание № 1 (приложение 4) | Пользоваться приёмами вспоминания и востановления знаний | ||||||
Рефлексия содержания и деятельности (2 мин) | Организует работу с листами самооценки | Заполняют листы самооценки и сдают их преподавателю | (приложение 6) | Анализировать, отстаивать свою точку зрения |
Мастер производственного обучения | В.А.Краснов |
Приложение 2
Карточка-задание
Группа №____ Обучающийся (ФИО)______________________ Дата _________
1.Запишите название практической работы «Определение видов и размерно-качественных характеристик шпона»
2.Запишите цель работы: ___________ размерно-качественных характеристик шпона (ГОСТ 2977-82 Шпон строганный; ГОСТ 99-89 Шпон лущёный).
3. Прочтите вопрос и заполните графу 3 в таблице1(ГОСТ 2977-82 Шпон строганный). Таблица 1.
№п/п | Наименование задания по ГОСТ 2977-82 Шпон строганный | ШПОН СТРОГАНЫЙ Ответ | Макс. Кол. Балл. (5,0) | Способ оценки | ||
Да + Нет- | Баллы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Строганый шпон (далее - шпон) должен изготовляться из древесины следующих пород: | 1 | 1,0 | |||
2 | 1,0 | |||||
2 | Толщина строганого шпона из древесины лиственных пород должны соответствовать | 3 | 1,0 | |||
3 | Строганый шпон подразделяют на сорта: | 4 | 1,0 | |||
4 | Влажность шпона должна быть | 5 | 0,5 | |||
Пример условного обозначения шпона | Ясень ПР-0,8 ГОСТ 2977-82 | |||||
5 | В условное обозначение строганого шпона входят: | 6 | 0,5 | |||
Итоговая отметка по пятибалльной шкале - |
ФИО__________________ Задание: ознакомьтесь с учебным материалом, и заполните графу 3 в таблице 2 (ГОСТ 99-89 Шпон лущёный) таблица2
№ п/п | Наименование задания по ГОСТ 99-89 Шпон лущёный | ШПОН ЛУЩЁНЫЙ Ответ | Макс Кол. Балл(5,0) | Способ оценки | ||
Да + Нет- | Бал | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Лущёный шпон подразделяют на пять сортов: | 1 | 1,0 | |||
2 | 1,0 | |||||
2 | Толщина лущёного шпона из древесины лиственных пород должны соответствовать | 3 | 1,0 | |||
Толщина лущёного шпона из древесины хвойных пород должны соответствовать |
4 | 1,0 | ||||
3 | Влажность шпона должна быть | 5 | 0,5 | |||
Пример условного обозначения шпона | Шпон, берёза, Е, 1300 х800 х1,15 ГОСТ 99-96 | |||||
4 | В условное обозначение лущёного шпона входят: | 6 | 0,5 | |||
Итоговая отметка по пятибалльной шкале - |
Обучающийся _____________(подпись) Педагог __________________ (подпись)
ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА
Группа № 3 СДС Обучающийся (ФИО)______________________ Дата _________
1.Запишите название практической работы «Виды шпона и его размерно-качественные характеристики»
2.Запишите цель работы: Определение размерно-качественных характеристик шпона (ГОСТ 2977-82 Шпон строганный; ГОСТ 99-89 Шпон лущёный).
3. Прочтите вопрос и заполните графу 3 в таблице1(ГОСТ 2977-82 Шпон строганный). таблица1.
№ п/п | Наименование задания по ГОСТ 2977-82 Шпон строганный | ШПОН СТРОГАНЫЙ Ответ | Макс. Кол. Баллов (5,0) | Способ оценки | ||
Да + Нет- | Баллы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Строганый шпон (далее - шпон) должен изготовляться из древесины следующих пород: | 1 | Лиственных: - мелкорассеянно-сосудистых - березы, осины, тополя, ивы бука, граба, груши, клена, красного дерева (дибету, моаби, сапели), липы, ольхи, ореха; - крупнорассеянно-сосудистых - красного дерева (аиле, боссе, лимба, африканское махогони или акажу, окуме, сипо, тиама, фрамире); - кольцесосудистых - бархатного дерева, вяза, дуба, карагача, каштана, ясеня; | 1,0 | + | 1,0 |
2 | Хвойных - лиственницы, сосны. | 1,0 | + | 1,0 | ||
2 | Толщина строганого шпона из древесины лиственных пород должны соответствовать | 3 | От 0,4 до 1,0 мм | 1,0 | + | 1,0 |
3 | Шпон подразделяют на сорта: | 4 | 1 и 2. | 1,0 | + | 1,0 |
4 | Влажность шпона должна быть | 5 | От 60 до 100 | 0,5 | 0,5 | |
Пример условного обозначения шпона | Ясень ПР-0,8 ГОСТ 2977-82 | |||||
5 | В условное обозначение строганого шпона входят: | 6 | (Ясень)- порода древесины,(ПР)- вид шпона, (2-не указан)сорт, (0,8)-толщина;(ГОСТ 2977-82)-обозначение настоящего стандарта | 0,5 | + | 0,5 |
Итоговая отметка по пятибалльной шкале - | 5,0 |
ФИО__________________ Задание: ознакомьтесь с учебным материалом, и заполните графу 3 в таблице 2
(ГОСТ 99-89 Шпон лущёный) таблица2
№ п/п | Наименование задания по ГОСТ 99-89 Шпон лущёный | ШПОН ЛУЩЁНЫЙ Ответ | Макс. Кол. Баллов (5,0) | Способ оценки | ||
Да + Нет- | Баллы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Лущёный шпон подразделяют на пять сортов: | 1 | Лиственных пород – Е-(Элита), I, II, III, IV | 1,0 | + | 1,0 |
2 | Хвойных пород - Ех-(Элита),, Iх, IIх, IIIх, IVх | 1,0 | + | 1,0 | ||
2 | Толщина лущёного шпона из древесины лиственных пород должны соответствовать | 3 | От 0,55, до 4,00 мм | 1,0 | + | 1,0 |
Толщина лущёного шпона из древесины хвойных пород должны соответствовать |
4 | От 1,2 до 6,5 мм | 1,0 | + | 1,0 | |
3 | Влажность шпона должна быть | 5 | От 60 до 100 | 0,5 | 0,5 | |
Пример условного обозначения шпона | Шпон, берёза, Е, 1300 х800 х1,15 ГОСТ 99-96 | |||||
4 | В условное обозначение лущёного шпона входят: | 6 | (Шпон)-наименование; (берёза)-порода древесины, (Ех)-хвойный, сорт-элита; (1300 х800 х1,15)-размеры;(ГОСТ 99-96)-обозначение настоящего стандарта. | 0,5 | + | 0,5 |
Итоговая отметка по пятибалльной шкале - | 5,0 |
Обучающийся _____________(подпись) Педагог __________________ (подпись)
приложение 3
Ведомость отметок. Группа № 3 СДС профессия 18783
№ п/гр | № п/п | ФИО обучающегося | Отметка за выполнение карточки-задания | Отметка за тестовое задание | Итоговая отметка | |
1 | 1 | 1 | Адоев Сергей Викторович | |||
2 | 2 | Аксёненко Максим Анатольевич | ||||
3 | 3 | Звягин Андрей Владимирович | ||||
2 | 1 | 4 | Кузьминов Сергей Михайлович | |||
2 | 5 | Маховиков Александр Олегович | ||||
3 | 6 | Нечаев Михаил Владимирович | ||||
3 | 1 | 7 | Ромайкин Виктор Александрович | |||
2 | 8 | Сысолятин Денис Сергеевич | ||||
3 | 9 | Терехин Евгений Викторович |
Мастер производственного обучения В.А. Краснов
Приложение 4
Тестовое задание № 1
ФИО______________________________ Задание: прочитайте вопрос в графе 2 и запишите ответ, заполнив таблицу (графа 3).
№ п/п | Наименование задания Шпон ГОСТ 2977-82,ГОСТ99-96 | Ответ | Макс. Кол. Баллов | Способ оценки | ||
Да + Нет- | Баллы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Укажите определение шпона
| 1 | 1,0 | |||
2 | Укажите типы шпона | 2 | 1,0 | |||
3 | Укажите из какой древесины изготовляется шпон | 3 | 1,0 | |||
5 | Укажите на сколько сортов подразделяют лущёный шпон | 4 | 1,0 | |||
6 | Укажите на сколько сортов подразделяют строганный шпон | 5 | 1,0 | |||
Итоговая отметка по пятибалльной шкале - |
Обучающийся ___________________________ (подпись) Педагог ___________________________(подпись)
Образец ответа на Тестовое задание № 1
ФИО______________________________ Задание: прочитайте вопрос в графе 2 и запишите ответ, заполнив таблицу (графа 3).
№ п/п | Наименование задания Шпон ГОСТ 2977-82,ГОСТ99-96 | Ответ | Макс. Кол. Баллов | Способ оценки | ||
Да + Нет- | Баллы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Укажите определение шпона
| 1 | Шпоном (от нем. Span, Span - стружка) - называют тонкие листы древесины, используемые в деревообработке в качестве полуфабриката для изготовления слоистой клееной древесины (фанеры, древесных пластиков), изделий из древесины (материала для облицовок), спичек (спичечной соломки и заготовок для коробок), тары. | 1,0 | + | 1,0 |
2 | Укажите типы шпона | 2 | Строганый, Лущёный | 1,0 | + | 1,0 |
3 | Укажите из какой древесины изготовляется шпон | 3 | Хвойных и Лиственных пород | 1,0 | + | 1,0 |
5 | Укажите на сколько сортов подразделяют лущёный шпон | 4 | Пять (Е, I, II, III, IV) - лиственных пород. (Ex, Ix, IIx, IIIx, IVx).- хвойных пород | 1,0 | + | 1,0 |
6 | Укажите на сколько сортов подразделяют строганный шпон | 5 | Два (1-й и 2-й) | 1,0 | + | 1,0 |
Итоговая отметка по пятибалльной шкале - | 5,0 |
Обучающийся ___________________________ (подпись) Педагог ___________________________(подпись)
приложение 5
ЛИСТ (Рефлексии)
Укажите Ваш ответ на вопросы в таблице (Поставьте галочки в графе Да или Нет)
№ п/п | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
1 | Понравилось ли Вам работать с карточкой-заданием? | ||
2 | Вызвала ли у Вас затруднение работа с Учебным пособием? | ||
3 | Удалось Вам запомнить основные виды Шпона | ||
4 | Укажите, что Вам понравилось более всего на занятии? (поясните ниже - необязательно) | ||
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ №262
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 262)
Учебное пособие
ХАРАКТЕРИСТИКИ ШПОНА В СООТВЕТСТВИИ ГОСТ
(Строганый шпон (ГОСТ 2977 - 82) Лущеный шпон (ГОСТ 99 - 96)
Учебная дисциплина П.01 «Технология производства работ на
деревообрабатывающих станках»
Тема раздела «Технология производства заготовок из шпона»
Тема занятия «Виды и размерно-качественные характеристики шпона»
профессия 18783 Станочник деревообрабатывающих станков
Квалификационный разряд –2
Разработал
мастер производственного обучения
Краснов Владимир Александрович
г. Кемерово 2022 год.
Содержание | ||
Введение | 2 | |
1 | Типы шпона | 3 |
2 | Строганный шпон и его размерно-качественные характеристики | 3 |
3 | Лущёный шпон и его размерно-качественные характеристики | 6 |
Список литературы | 7 | |
Приложение 1 Отчёт о проделанной работе по изучению учебного материала | 9 |
Введение
Древесина – это материал, который человек стал использовать на самых ранних стадиях своего существования, поэтому современное развитие человеческого общества связано с использованием древесины в быту, строительстве и искусстве. Основное достоинство древесины как природного материала заключается в том, что её ресурсы восстанавливаются.
Широкомасштабные исследования в области резания древесины в двадцатом столетии, приведшие к заметным результатам, были вызваны бурным развитием деревообрабатывающей промышленности как в России, так и за рубежом.
Несмотря на глубокий спад российской промышленности в 90-х годах прошлого столетия, деревообрабатывающая промышленность, благодаря наличию богатейших запасов сырья, вековым традициям, передовым зарубежным технологиям, оборудованию и инструменту, оказалась способной давать устойчивый социальный (создание рабочих мест, налоги) и экономический (прибыль) эффект. Сегодня можно говорить, что лесной комплекс, даже в условиях экономического кризиса, остался одной из немногих отраслей, продолжавших реально работать, сохранив при этом высокую привлекательность для инвестиций.
Одной из составляющих лесопромышленного комплекса является деревообрабатывающая промышленность, включающая в себя различные производства, которые можно разделить на две основные группы: первичная и вторичная обработка древесины. В группу первичной обработки древесины входят выработка пиломатериалов, производство шпона, фанеры, древесных плит, пластиков и других древесных материалов.
Шпон используют в деревообработке в качестве полуфабриката для изготовления слоистой клееной древесины (фанеры, древесных пластиков), изделий из древесины (материала для облицовок), спичек (спичечной соломки и заготовок для коробок), тары. Из древесины изготовляют строганый и лущеный шпон, фанеру, фанерные плиты и другие материалы на основе шпона, древесноволокнистые и древесностружечные плиты, древесно-слоистые пластики, столярные плиты, клееные гнутые заготовки.
Настоящее методическое пособие предназначено для изучения и успешного освоения знаний о видах, шпона и его основных размерно-качественных характеристиках.
1.Типы шпона
Шпоном (нем. Span-стружка)-называют тонкие листы древесины.
В зависимости от способа изготовления шпон бывает двух типов:
1)Строганый (ГОСТ 2977 - 82);
2)Лущеный (ГОСТ 99 - 96).
Шпон строганый, получаемый строганием заготовок (кряжей и ванчесов) поперек волокон на шпонострогальных станках. Шпон лущеный, получают путем лущения заготовок (чураков) на лущильных станках.
Чурак- (фанерный чурак) – отрезок фанерного кряжа, длина которого соответствует установленному размеру форматного листа лущеного шпона по длине волокон с припуском на отторцовку.
Ванчес – трёхкантный или четырёхкантный брус для строгания.
2.СТРОГАНЫЙ ШПОН
и его размерно-качественные характеристики.
Строганый шпон (ГОСТ 2977 - 82) применяют в качестве облицовочного материала при изготовлении столярных изделий (окна, двери, перегородки, встроенная мебель), мебели, паркетных досок. Строганым шпоном облицовывают изделия из менее ценных пород древесины, древесно-стружечные плиты, МДФ и т.д.
Шпон строганый изготавливают из древесины хвойных и лиственных
пород.
-лиственных рассеянно-сосудистых пород - ореха, бука, березы, граба, груши, клена, красного и лимонного дерева, липы, ольхи, осины, тополя, ивы, явора, черешни, яблони;
-кольцесосудистых пород - дуба, ясеня, каштана, ильма, бархатного дерева, акации, карагача, вяза, шелковицы;
-хвойных пород - тиса, сосны, лиственницы.
В зависимости от качества древесины и размеров по длине и ширине шпон подразделяется на 1-й и 2-й сорта.
Влажность шпона должна быть(8±2)%.
Рис.1
Строганый шпон получают путем строгания (рис.1) брусьев на специальных фанерострогальных станках. Шпон представляет собой тонкий слой древесины в виде листа. Текстура поверхности шпона зависит от направления, в котором производится строгание.
Рис.2
В зависимости от направления строгания шпон (табл. Рис.3) подразделяется на тангенциальный (Т) (рис. 2, а), полурадиальный (ПР) (рис. 2, б), радиальный (Р) (рис.2, в)и тангенциально-торцовый (ТТ).
Рис.3
Длина листов - Р, ПР, Т -400; 900 мм . ТТ- 200; 100 мм
ширина - Р, ПР, Т - 80; 120 мм . ТТ- 200; 100 мм
толшина- 0,4; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8; 1,0 мм.
Тангенциально-торцовый шпон получают строганием наплывов на стволе дерева.
При строгании в тангенциальном направлении годичные слои имеют вил углов или кривых линий, а сердцевинные лучи - продольных или наклонных штрихов или линии. Более красивая текстура получается при строгании в радиальном направлении. Годичные слои имеют вид прямых параллельных линий, расположенных по всей поверхности листа, а сердцевинные лучи располагаются в виде полос, захватывающих не менее чем 3/4 площади листа.
В полурадиальном шпоне сердцевинные лучи образуют наклонные или продольные полосы, расположенные не менее чем на 1/2 площади листа, а годичные слои имеют вид прямых параллельных линий, расположенных не менее чем на 3/4 площади листа.
В тангенциально-торцовом шпоне годичные слои образуют замкнутые перепутанные кривые линии, а сердцевинные лучи - кривые линии или штрихи.
При получении строганого шпона из древесины красного и лимонного дерева, груши, карельской березы, яблони подразделения шпона по направлениям строгания не делается.
В зависимости от качества древесины, качества обработки, назначения и размеров по длине и ширине шпон подразделяется на двасорта: I и П.
Влажность шпона должна быть 8±2%. Параметр шероховатости Rzmaxдолжен быть не более 200 мкм для дуба, ясеня, ильма, лиственницы и красного дерева, а для древесины остальных пород не более 100 мкм.
Шпон учитывают в квадратных метрах, а толщину его измеряют с погрешностью не более 0,01 мм.
Строганый шпон изготовляют следующих размеров:
Подлине- из древесины карельской березы, ореха, карагача, красного дерева, лимонного дерева, бука, чинары, груши, клена, яблони, тополя, березы, ольхи, граба, черешни, явора от 0,5 м и более с градацией 0,1 м;
для тангенциально-торцового шпона от 0,3 м с градацией 0,1 м;
По толщине- для всех рассеянно-сосудистых пород древесины -0,4; 0,6 и 0,8 мм;для кольцесосудистых и хвойных - 0,8 и 1,0 мм;
По ширине в зависимости от сорта и направления строгания с градацией 10 мм (Рис.4).
Рис.4
Строганый шпон на предприятия поступает упакованным в; пачки. В пачки листы укладывают в том порядке, в каком их сострагивали. В пачке должно быть не менее 10 листов. На верхнем; листе каждой пачки наносят мелом маркировку, в которой указывают породу древесины, размеры, вид, сорт и количество листов. Пачки укладывают в пакеты по 10...20 пачек в каждом. Каждый пакет обертывают двумя слоям
Пример условного обозначения строганного шпона:
Ясень ПР-0,8 ГОСТ 2977-82.
(Ясень) - порода древесины, (ПР-полурадиальный) - вид шпона, Второй сорт- неуказан в обозначении, (0,8 в мм) - толщина шпона , (ГОСТ 2977-82) - обозначение стандарта.
3.ЛУЩЕНЫЙ ШПОН
и его размерно-качественные характеристики.
Лущеный шпон (ГОСТ 99 - 96) тонкий слой древесины заданной толщины в виде ленты, полученной при лущении чурака (рис.5). Чурак - отрезок кряжа (бревна), длина которого (В) соответствует установленному размеру форматного листа лущёного шпона по длине волокон с припуском на оторцовку.
Рис.5
Лущеный шпон изготовляют из древесины березы (в основном), ольхи, дуба, ясеня, бука, клена, ильма, липы, тополя, ели, сосны, пихты, кедра и лиственницы.
Лущеный шпон выходит из-под ножа станка в виде непрерывной ленты заданной толщины и ширины. Чураки перед лущением пропаривают в воде, нагретой до температуры 50...60°С. Для придания древесине пластичности необходимой для лущения. Ленту шпона, полученную в результате лущения, разрезают специальными ножницами на листы заданного формата, которые затем сушат, обрезают, сортируют и укладывают в стопы на хранение. Размеры лущеного шпона приведены на Рис.6
Рис.6
Длину листов шпона измеряют по направлению вдоль волокон древесины, а ширину — поперек волокон древесины.
Лущеный шпон в зависимости от назначения, качества древесины и обработки подразделяется на сорта:
-из древесины лиственных пород - пять сортов: Е,I, II,III, IV,
-из древесины хвойных пород - на пять сортов:Ex, Ix, IIx, IIIx, IVx.
Рекомендуемые направления использования сортов шпона для наружных поверхностей фанеры приведены на рис.7
Рис.7
Шпон из древесины лиственных пород для фанеры, предназначенной для экспорта, подразделяется на четыре сорта: В, ВВ, CP, С.
Влажность шпона должна быть 8±2 %.
Листы шпона рассортировывают по породам, сортам, толщине, ширине, длине и упаковывают в пакеты массой не более 50 кг. Шпон учитывают в кубических и квадратных метрах.
Пример условного обозначения лущеного шпона:
Шпон, берёза, Е, 1300 х 800 х 1,15 ГОСТ 99-96.
(Берёза)-порода древесины; (Е)-сорт; (1300 х 800 х 1,15) – размеры; (ГОСТ 99-96) – обозначение стандарта.
Список литературы
1.Государственные Стандарты: ГОСТ 2977-82 Строганый шпон. ГОСТ 99–96 Лущеный шпон.
2.Рыкунин С.Н. Технология деревообработки: учебник для проф. образования / С.Н. Рыкунин, Л.Н.Кандалина - 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
3. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки: учебник для нач. проф. образ./В.И.Коротков.— 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 304 с.
4. Степанов, Б.А. Справочник плотника и столяра: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Борис Абрамович Степанов. ― М.: Издательский центр Академия», 2004. ― 304 с
Мастер производственного обучения | В.А.Краснов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по физической культуре на тему: «Типовое занятие по аэробике силовой направленности»
Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике....
Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»
Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...
Методическая разработка урока "Применение альтернативных видов топлива"
Методическая разработка урока по дисциплине Экология и автомобиль в форме устного журнала. Тема урока "Применение альтернативных видов топлива".Урок проходит при активном участие обучающихся....
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
методическая разработка урока на тему "Виды юридических профессий"
В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с применением инновационных форм и методов обучения: технологии обучения в сотрудничестве, мультимедийной техно...
Методическая разработка урока «Реферат. Его виды,структура,этапы работы,критерии оценки»
В методической разраюотке урока можно ознакомиться, что такое реферат, какие виды рефератов бывают. Какова структура реферата. Какие этапы работы нужно пройти, чтобы написать правильный реферат....
Методическая разработка теоретического занятия по теме "Определение видов и размерно-качественных характеристик шпона по ГОСТ"
Методическая разработка включает в себя:-введение, в котором отражена актуальность выбранной темы занятия;-краткие структурные элементы занятия, технологии, методы и формы обучения, где дано методичес...