Методическая разработка теоретического занятия по теме "Определение видов и размерно-качественных характеристик шпона по ГОСТ"
методическая разработка
Методическая разработка включает в себя:
-введение, в котором отражена актуальность выбранной темы занятия;
-краткие структурные элементы занятия, технологии, методы и формы обучения, где дано методическое описание видов деятельности преподавателя и обучающихся, характеристика темы, определены место и роль занятия в разделе, обоснованы используемые технологии, методы и формы обучения;
-методические рекомендации, в которых описываются этапы подготовки и проведения преподавателем занятия;
-технологическую карту учебного занятия, (приложения 1), в которой отражена структура занятия, содержание и способы деятельности преподавателя и обучающихся.
-дидактический материал (приложения 2,3,4), конкретизирующие содержание деятельности преподавателя на различных этапах занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2024.mr_.otz_.shpon_.fevral.doc | 643.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФСИН
(ФКП образовательное учреждение № 262)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно- производственной работе образовательного учреждения
__________________ И.В.Богданова «12» февраля2024 г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого практического занятия
По учебной дисциплине: Технология производства работ на
деревообрабатывающих станках.
По профессии: 18783 Станочник деревообрабатывающих станков.
Тема программы: Технология производства заготовок из шпона и фанеры.
Тема занятия: Определение видов и размерно-качественных характеристик шпона по ГОСТ 2977-82; ГОСТ 99-89.
Разработчик Краснов Владимир Александрович, мастер производственного обучения.
Составлена в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины,
утвержденной директором образовательного учреждения
от «30» августа 2023 года
Рассмотрена на заседании методической комиссии «20» октября 2023 г.
Председатель методической комиссии | О.И.Коваль |
г. Кемерово 2024 г.
Аннотация
Методическая разработка занятия выполнена на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 464 [6]; профессионального стандарта Министерства труда и социальной защиты российской федерации № 1165н, [5]; (ЕТКС) по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков 2-го разряда [2]; Государственных Стандартов [1]; методических рекомендаций Государственного образовательного учреждения Кузбасского регионального института профессионального образования [9, 10].
Цель методической разработки - методическое описание видов деятельности преподавателя и обучающихся при использовании традиционных и современных развивающих технологий на практическом занятии по дисциплине «Технология производства работ на деревообрабатывающих станках».
Методическая разработка включает в себя:
-введение, в котором отражена актуальность выбранной темы занятия;
-краткие структурные элементы занятия, технологии, методы и формы обучения, где дано методическое описание видов деятельности преподавателя и обучающихся, характеристика темы, определены место и роль занятия в разделе, обоснованы используемые технологии, методы и формы обучения;
-методические рекомендации, в которых описываются этапы подготовки и проведения преподавателем занятия;
-технологическую карту учебного занятия, (приложения 1), в которой отражена структура занятия, содержание и способы деятельности преподавателя и обучающихся.
-дидактический материал (приложения 2,3,4), конкретизирующие содержание деятельности преподавателя на различных этапах занятия.
Содержание | ||
Введение | 3 | |
1 | Актуальность темы практического занятия | 3 |
2 | Краткие структурные элементы занятия, технологии, методы и формы обучения. | 4 |
3 | Методические рекомендации преподавателю и обучающимся по подготовке к занятию | 5 |
Заключение | 6 | |
Список литературы | 7 | |
Приложения | 9 |
Введение
Требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ и внедрению инновационных технологий обучения, обусловливают совершенствование содержания обучения, разработку новых методик и технологий образовательной деятельности.
Повышение качества профессионального образования предполагает использование таких технологий, которые обеспечили бы обучающемуся развитие мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, творчества в самом процессе обучения, а также умений, навыков и практического опыта. Качественная подготовка специалистов, соответствующих современным требованиям, во многом зависит от качества каждого проведенного занятия. В свою очередь, его эффективность в подготовке выпускника, зависит от того: насколько методически грамотно оно продумано и спланировано; насколько соответствует требованиям компетентного подхода в образовании; насколько преподавателю удалось методически грамотно реализовать план занятия.
Создание методической разработки занятия позволяет систематизировать весь необходимый дидактический материал, на основе цели и задач, выстроить логично структуру занятия, определиться с выбором методов и средств обучения, методов контроля.
1. Актуальность темы практического занятия
В профессиональном образовательном учреждении приказом Минобрнауки Российской Федерации № 464 «28. Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар)» [6, стр. 9]. Для успешного усвоения знаний по теме «Определение видов и размерно-качественных характеристик шпона по ГОСТ 2977-82; ГОСТ 99-89», выбрано практическое занятие, потому что, его особенностью является:
-постоянная группа обучающихся;
-четкое время и место проведения по расписанию;
-обязательность посещения обучающимися;
-определенный учебной программой объем усваиваемого материала;
-самостоятельное широкое обращение обучающихся к нормативной и справочной литературе;
-самостоятельный анализ и поиск решений проблем под руководством педагога.
Со стороны преподавателя практическое занятие позволяет осуществлять руководство деятельностью обучающихся, а также, обеспечивает возможность применения фронтальной, групповой и индивидуальной работы в оптимальном соотношении. Достоинства практического занятия в том, что оно позволяет, не только в совершенстве овладеть знаниями, но и частично сформировать умения, что очень важно для обеспечения прочного и сознательного освоения профессии, в пределах профессионального стандарта [3].
«Наиболее распространенным типом урока при изучении специальных и общетехнических дисциплин является комбинированный. Структура комбинированного урока может разнообразно варьироваться в зависимости от содержания, цели, исходного уровня знаний и умений обучающихся, педагогического замысла преподавателя.»[6, стр. 47]. С учетом поставленных целей выбран комбинированный тип занятия.
Практическое занятие по теме «Определение видов и размерно-качественных характеристик шпона по ГОСТ 2977-82; ГОСТ 99-89» является вторым при освоении раздела № 4 «Технология производства заготовок из шпона и фанеры» по дисциплине «Технология производства работ на деревообрабатывающих станках» - объемом 80 часов профессионального цикла. Представление о видах шпона необходимо для получения обучающимися знаний о видах и порядке раскроя древесных материалов.
По окончании занятия обучающиеся должны:
-иметь твердые знания об основных размерных характеристиках вырабатываемых лесной промышленностью шпона;
-определять виды шпона и направления его применения;
-формулировать выводы о качестве изготовляемого шпона на основе требований государственных стандартов.
2.Краткие структурные элементы занятия, технологии, методы и формы обучения.
В методической разработке раскрывается содержание и методика проведения занятия, отражены особенности ведения современного занятия на принципах деятельностного подхода и активизации мыслительной деятельности обучающихся, а именно:
-совместное целеполагание и мотивация учебной деятельности обучающихся;
-сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм учебной работы с обучающимися на занятии;
-самостоятельная работа обучающихся с учебными пособиями, карточками-заданиями и методическими указаниями;
-совместная с обучающимися рефлексия занятия.
Для формирования знаний у обучающихся применяется - традиционная классическая технология, когда преподаватель, используя свой опыт, педагогическое мастерство, стиль работы, приемы, смену темпа и форм учебной деятельности организует продуктивную работу на занятии всех обучающихся, постоянно активизирует их мышление. Эвристическими, наводящими вопросами побуждает к самостоятельным рассуждениям и умозаключениям.
Наряду с традиционной используются технологии и методы развивающего, коллективного и проблемного обучения [7, 8]:
-система работы в малых группах (микро-группы 2-3-4 человека);
-частично-поисковый метод - (самостоятельная работа с карточками-заданиями).
Решение задачи по карточкам-заданиям в микро-группах превращается в маленькое исследование, что способствует лучшему усвоению материала и достижению цели занятия. Одновременно, обучающиеся учатся самостоятельно работать с нормативной, методической, учебной литературой.
В методической разработке представлен опыт использования метода самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности обучающихся при изучении нового материала. Актуальность метода в том, что обучающиеся самостоятельно выполняют практическое задание под контролем преподавателя, которое обеспечивает успешное закрепление знаний, совершенствование умений и последующее использование полученного опыта на занятиях учебной и производственной практики.
Для повышения активности и лучшего усвоения материала занятия, по усмотрению педагога, возможно применение различных форм организации учебной деятельности обучающихся фронтальной, групповой и (или) индивидуальной.
Для оценки результатов работы обучающихся, выбрана пятибалльная шкала с занесением результатов в оценочный лист (приложение 3). Полученные отметки объявляются в конце занятия. Это повышает ответственность обучающихся за результаты своей работы.
В конце занятия использован прием рефлексии, когда обучающимся предложено выразить свое отношение к занятию, заполнив лист самооценки в форме письменных ответов на вопросы (приложение 4). Использование этого приема учит обучающихся анализировать информацию, формулировать собственное мнение, вызывает интерес к профессии.
3. Методические рекомендации обучающимся и преподавателю по подготовке к уроку
3.1. Рекомендации обучающимся
Под руководством преподавателя обучающиеся знакомятся с методическими рекомендациями, списком нормативной и учебной литературы, выполняют работу по карточкам-заданиям, отвечают на вопросы.
3.2. Рекомендации преподавателям
Непосредственная подготовка к занятию проводится в течение 2-3 дней. Подробно содержание занятия описывается в технологической карте (приложения 1,2,3,4), при составлении которой особое внимание обращалось на согласованность целей, задач, видов деятельности обучающихся, логическую последовательность и взаимосвязь этапов занятия, оптимальное распределение времени по этапам, большую долю самостоятельной, практической работы обучающихся, разнообразие видов деятельности, типов заданий, методов обучения. Технологическая карта дает четкое представление о логике и содержании занятия. Приводится слайд-презентация по теме занятия.
Однако, преподавателю подготовку к уроку следует начинать с того, чтобы определить и четко сформулировать для себя и отдельно для обучающихся:
-целевую установку занятия, обозначить в связи с этим обучающую, развивающую и воспитательную функции занятия;
-определения ведущих понятий темы;
-как будет осуществляться смена видов деятельности обучающихся;
-подготовить оборудование для занятия, проверить, все ли работает;
-сгруппировать отобранный учебный материал, продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом;
-определить последовательность организации учебной деятельности на каждый этап занятия для реализации поставленных задач;
-подготовить технические средства обучения (наглядные пособия, электронно-обучающие) и учебно-методическое обеспечение;
-продумать как разделить обучающихся на микро-группы в соответствии с их уровнем подготовки;
-спланировать контроль учебной деятельности.
При работе обучающихся в микро-группах, по вопросам возникающим при выполнении задания по карточкам преподаватель осуществляет консультирование обучающихся.
Таким образом, тщательно спланированная подготовка к занятию обеспечивает качественное проведение занятия и способствует достижению поставленной цели.
Заключение
Эта работа написана в помощь преподавателям при проведении занятий по технологии деревообрабатывающего производства. Создание методической разработки занятия позволило систематизировать весь необходимый дидактический материал к занятию, выстроить его логичную структуру, методически обосновать и выбрать методы и средства обучения, методы и приемы рефлексии и контроля полученных результатов, разработать и подготовить необходимые дидактические материалы. При разработке содержания занятия обращалось внимание на связь теории с практикой. Приведенные в ней методические рекомендации позволят преподавателям составить алгоритм подготовки и проведения занятия с использованием частично-поискового метода обучения.
Практическая значимость разработки определяется наличием конкретного дидактического материала (слайд-презентации, карточек-заданий, оценочной ведомости, листа рефлексии), представляющего интерес для преподавателей технологии деревообрабатывающего производства.
Список литературы
Список литературы для преподавателей:
1.Государственные Стандарты: (ГОСТ 2977-82 «Строганый шпон», ГОСТ 99–96 «Лущеный шпон»).
2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, (ЕТКС), 2019. Часть N 1,выпуск N 40, раздел «Общие профессии деревообрабатывающих производств»;
3. Профессиональный стандарт «Станочник для работы на специализированных, специальных станках и другом специализированном оборудовании в деревообработке и производстве мебели» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 1165н от 26 декабря 2014 г.);
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
5.Рыкунин С.Н. Технология деревообработки: учебник для проф. образования / С.Н. Рыкунин, Л.Н. Кандалина - 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
6.Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ: Метод. пособие. – М. : Высш. Шк. , 1987. 272 с. : ил.
7.Технологии коллективного способа обучения [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. Л.А.Богданова, Л.Н.Вавилова; под общ. ред. Т.С.Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 48 с.
8.Технологии проблемного обучения [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. Л.А.Богданова.- Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 46 с.
Список литературы для обучающихся:
1. Краснов В.А.Учебное пособие «Шпон» ФКПОУ № 262. 2022 – 12 с.
2. Рыкунин С.Н. Технология деревообработки: учебник для проф. образования / С.Н. Рыкунин, Л.Н. Кандалина - 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
Преподаватель | В.А.Краснов |
Приложения
приложение 1
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФСИН
(ФКП образовательное учреждение № 262)
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора ФКП
Образовательного учреждения №262
________________ Богданова И.В.
«____» _______________2024 года
ПЛАН
Открытого занятия теоретического обучения № 22
«___» _________2024 года Технологическая карта занятия г. Кемерово
Целевой блок | ||||||||||||||
Преподаватель | Краснов Владимир Александрович | |||||||||||||
Профессия | 18783 Станочник деревообрабатывающих станков | |||||||||||||
Учебная дисциплина | «Технология производства работ на деревообрабатывающих станках» | |||||||||||||
Тема/раздел | Тема № 4. Технология производства заготовок из шпона и фанеры | |||||||||||||
Междисциплинарные связи | Материаловедение | |||||||||||||
Дисциплинарные связи | Предшествующие учебные темы | Последующие учебные темы | ||||||||||||
№ 21 Сырье, подготовка и производство лущеного и строганного шпона. | № 23 Направления использования шпона. Изготовление фанеры из шпона | |||||||||||||
Тема занятия | № 22 Определение видов и размерно-качественных характеристик шпона по ГОСТ 2977-82; ГОСТ 99-89 | |||||||||||||
Формируемые трудовые функции и квалификационные требования | знания | умения | ||||||||||||
(з1) - Основы техники и технологии деревообрабатывающего производства; (з20)- Виды и изготовление пиломатериалов, заготовок, шпона, древесных плит, пластика и их размерно-качественные характеристики | (у8)- Формулировать выводы о качестве обработанных деревянных заготовок на основе нормативной документации; (у12)- Владеть навыками практической работы с нормативными документами и учебной литературой; (у13)- Определять вид материалов и особенности его применения | |||||||||||||
Цели занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | |||||||||||
-закрепить знания об основных размерно-качественных характеристиках вырабатываемых лесной промышленностью шпона; -определять виды шпона и направления его применения; -формулировать выводы о качестве изготовляемого шпона на основе требований государственных стандартов. | -развитие умений анализировать, обобщать полученные знания и применять; -способствовать развитию внимания, наблюдательности; -способствовать развитию познавательной активности; -развитие технологической культуры: | -способствовать формированию устойчивого интереса к выбранной профессии, ответственности, профессиональных качеств; -воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительной деятельности обучающихся (дисциплинированности, трудолюбия, исполнительности); -воспитание культуры речи, умения слушать и слышать. | ||||||||||||
Тип занятия | Практическое занятие | |||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | Усвоенные знания | Освоенные умения | ||||||||||||
Знают типы шпона. Имеют представление об основных размерно-качественных характеристиках шпона | Владеть навыками практической работы с нормативными документами и учебной литературой. Определять виды шпона, его основные размерно-качественные характеристики на основе требований государственных стандартов и направления его применения | |||||||||||||
Уровень освоения | 2-репродуктивный (усвоение существующих понятий, знаний о предмете) | |||||||||||||
Инструментальный блок | ||||||||||||||
Методы обучения | Частично-поисковый, беседа, демонстрация презентации, самостоятельная работа под контролем педагога. | |||||||||||||
Образовательные технологии | Элементы развивающего обучения | |||||||||||||
Формы учебной работы на учебном занятии | Индивидуальная, групповая, фронтальная | |||||||||||||
Учебно-методическое обеспечение | Слайд-презентация по теме «Виды шпона, его размерно-качественные характеристики» раздаточный материал (учебные пособия, карточки-задания); Литература: 1.Государственные Стандарты: (ГОСТ 2977-82 Строганый шпон; ГОСТ 99-89 Лущёный шпон) 2. Краснов В.А. Учебное пособие, Шпон. ФКПОУ № 262. 2022 – 12 с. 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» 4.Рыкунин С.Н. Технология деревообработки: учебник для проф. образования / С.Н. Рыкунин, Л.Н. Кандалина - 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с. | |||||||||||||
Материально-техническое оснащение | ПК, проектор, наглядные пособия, классная доска | |||||||||||||
Технологический блок (Содержание и технология проведения занятия) | ||||||||||||||
Этапы урока (45 мин) | Деятельность преподавателя, ее содержание, методы и приемы | Деятельность обучающихся, Ее содержание, формы и методы | УМО | Планируемые результаты (КТ) | ||||||||||
Знают | Умеют | |||||||||||||
Организационный момент (1 мин) | Приветствие и проверка наличия обучающихся, выявление отсутствующих и причин | Слушают преподавателя. Отвечают на приветствие и проверку наличия обучающихся | ||||||||||||
Совместное целеполагание, мотивирование обучающихся (2 мин) | Сообщает тему и цели занятия, конечный результат учебной деятельности обучающихся. Информирует о важности темы в профессиональной деятельности слесаря | Слушают преподавателя. Осознают тему и цели занятия, уясняют учебные задачи. Записывают тему. Психологически настраиваются на активную работу во время занятия | Отображение темы занятия на классной доске и слайд-презентации | Анализировать информацию, осознавать и уяснять цели | ||||||||||
Актуализация опорных знаний ( 10 мин) | Проводит актуализацию опорных знаний (второе повторение пройденного материала), опираясь на знания обучающихся по предыдущей теме занятия. Оказывает помощь обучающимся при затруднениях | Вспоминают и восстанавливают знания полученные на предыдущем занятии. | Слайд-презентация | Типы шпона | Пользоваться приёмами вспоминания и востановления знаний | |||||||||
Закрепление знаний с применением методов современных технологий. Изучение дополнительного материала ( 25 мин) | 1.Виды шпона и его размерно-качественные характеристики Обучающимся выдаются карточки для самостоятельного повторения и изучения видов шпона и его основных размерно-качественных характеристик (Возможно распределение обучающихся по микро-группам (2-3-4 человека) | Используя методические указания и нормативную литературу, самостоятельно или в микро-группах (2-3-4 человека), изучают вопрос, находят в тексте информацию, усваивают понятия и определения, выполняют практическое задание, заполняя карточку-задание | Карточка-задание № 1 (прилож.2) | Основные размерно-качественные характеристики шпона | (у12)- Владеют навыками практической работы с нормативными документами, учебной и методической литературой. (у13)- Формулируют выводы о качестве щпона и его применении на основе нормативной документации. | |||||||||
Закрепление знаний. (5 мин) | Обучающимся выдаётся тестовое задание для закрепления (повторения). Оценивает работу обучающихся на занятии. Объявляет отметки | Самостоятельно выполняют тестовое задание | Тестовое задание № 1 (прилож. 4). (прилож.3) | Пользоваться приёмами вспоминания и востановления знаний | ||||||||||
Рефлексия содержания и деятельности (2 мин) | Организует работу с листами самооценки | Заполняют листы самооценки и сдают их преподавателю | (прилож.5) | Анализировать, отстаивать свою точку зрения | ||||||||||
Мастер производственного обучения | В.А.Краснов |
Приложение 2
Карточка-задание
Группа №____ Обучающийся (ФИО)______________________ Дата _________
1. Название практической работы «Определение видов и размерно-качественных характеристик шпона»
2. Цель работы: Овладеть умением определять виды и размерно-качественные характеристики шпона (ГОСТ 2977-82 Шпон строганый; ГОСТ 99-89 Шпон лущёный).
3. Прочтите вопрос и заполните графу 3 в таблице1 (ГОСТ 2977-82 Шпон строганый). таблица 1
№п/п | Наименование задания по ГОСТ 2977-82 Шпон строганный | Шпон строганый Ответ | Макс. Кол. Балл. (5,0) | Способ оценки | ||
Да + Нет- | Баллы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Строганый шпон (далее - шпон) должен изготовляться из древесины следующих пород: | 1 | 1,0 | |||
2 | 1,0 | |||||
2 | Толщина строганого шпона из древесины лиственных пород должны соответствовать | 3 | 1,0 | |||
3 | Строганый шпон подразделяют на сорта: | 4 | 1,0 | |||
4 | Влажность шпона должна быть | 5 | 0,5 | |||
Пример условного обозначения шпона | Ясень ПР-0,8 ГОСТ 2977-82 | |||||
5 | В условное обозначение строганого шпона входят: | 6 | 0,5 | |||
Итоговая отметка по пятибалльной шкале - |
ФИО__________________ Задание: ознакомьтесь с учебным материалом, и заполните графу 3 в таблице 2 (ГОСТ 99-89 Шпон лущёный) таблица2
№ п/п | Наименование задания по ГОСТ 99-89 Шпон лущёный | Шпон лущёный Ответ | Макс Кол. Балл(5,0) | Способ оценки | ||
Да + Нет- | Бал | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Лущёный шпон подразделяют на пять сортов: | 1 | 1,0 | |||
2 | 1,0 | |||||
2 | Толщина лущёного шпона из древесины лиственных пород должны соответствовать | 3 | 1,0 | |||
Толщина лущёного шпона из древесины хвойных пород должны соответствовать |
4 | 1,0 | ||||
3 | Влажность шпона должна быть | 5 | 0,5 | |||
Пример условного обозначения шпона | Шпон, берёза, Е, 1300 х800 х1,15 ГОСТ 99-96 | |||||
4 | В условное обозначение лущёного шпона входят: | 6 | 0,5 | |||
Итоговая отметка по пятибалльной шкале - |
Обучающийся _____________(подпись) Педагог __________________ (подпись)
ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА
На Карточку-задание
Группа № 3 СДС Обучающийся (ФИО)______________________ Дата _________
1. Название практической работы: «Определение видов и размерно-качественных характеристик шпона»
2. Цель работы: Овладеть умением определять виды и размерно-качественные характеристики шпона (ГОСТ 2977-82 Шпон строганый; ГОСТ 99-89 Шпон лущёный).
3. Прочтите вопрос и заполните графу 3 в таблице1(ГОСТ 2977-82 Шпон строганый). таблица1.
№ п/п | Наименование задания по ГОСТ 2977-82 Шпон строганый | Шпон строганый Ответ | Макс. Кол. Баллов (5,0) | Способ оценки | ||
Да + Нет- | Баллы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Строганый шпон (далее - шпон) должен изготовляться из древесины следующих пород: | 1 | Лиственных: -березы, осины, тополя, ивы, бука, граба, груши, клена, красного дерева (дибету, моаби, сапели), красного дерева (аиле, боссе, лимба,африканское махогони или акажу, окуме, сипо, тиама, фрамире), липы, ольхи, ореха, вяза, дуба, карагача, каштана, ясеня | 1,0 | + | 1,0 |
2 | Хвойных - лиственницы, сосны. | 1,0 | + | 1,0 | ||
2 | Толщина строганого шпона из древесины лиственных пород должны соответствовать | 3 | От 0,4 до 1,0 мм | 1,0 | + | 1,0 |
3 | Шпон подразделяют на сорта: | 4 | 1 и 2 | 1,0 | + | 1,0 |
4 | Влажность шпона должна быть | 5 | От 60 до 100 | 0,5 | 0,5 | |
Пример условного обозначения шпона | Ясень ПР-0,8 ГОСТ 2977-82 | |||||
5 | В условное обозначение строганого шпона входят: | 6 | (Ясень)- порода древесины,(ПР)- вид шпона, (2-не указан)сорт, (0,8)-толщина;(ГОСТ 2977-82)-обозначение настоящего стандарта | 0,5 | + | 0,5 |
Итоговая отметка по пятибалльной шкале - | 5,0 |
ФИО__________________ Задание: ознакомьтесь с учебным материалом, и заполните графу 3 в таблице 2
таблица2
№ п/п | Наименование задания по ГОСТ 99-89 Шпон лущёный | Шпон лущёный Ответ | Макс. Кол. Баллов (5,0) | Способ оценки | ||
Да + Нет- | Баллы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Лущёный шпон подразделяют на пять сортов: | 1 | Лиственных пород – Е-(Элита), I, II, III, IV | 1,0 | + | 1,0 |
2 | Хвойных пород - Ех-(Элита),, Iх, IIх, IIIх, IVх | 1,0 | + | 1,0 | ||
2 | Толщина лущёного шпона из древесины лиственных пород должны соответствовать | 3 | От 0,55, до 4,00 мм | 1,0 | + | 1,0 |
Толщина лущёного шпона из древесины хвойных пород должны соответствовать |
4 | От 1,2 до 6,5 мм | 1,0 | + | 1,0 | |
3 | Влажность шпона должна быть | 5 | От 60 до 100 | 0,5 | 0,5 | |
Пример условного обозначения шпона | Шпон, берёза, Е, 1300 х800 х1,15 ГОСТ 99-96 | |||||
4 | В условное обозначение лущёного шпона входят: | 6 | (Шпон)-наименование; (берёза)-порода древесины, (Ех)-хвойный, сорт-элита; (1300 х800 х1,15)-размеры;(ГОСТ 99-96)-обозначение настоящего стандарта. | 0,5 | + | 0,5 |
Итоговая отметка по пятибалльной шкале - | 5,0 |
Обучающийся _____________(подпись) Педагог __________________ (подпись)
приложение 3
Ведомость отметок. Группа № 3 СДС профессия 18783
№ п/гр | № п/п | ФИО обучающегося | Отметка за выполнение карточки-задания | Отметка за тестовое задание | Итоговая отметка | |
1 | 1 | 1 | ||||
2 | 2 | |||||
3 | 3 | |||||
2 | 1 | 4 | ||||
2 | 5 | |||||
3 | 6 |
Мастер производственного обучения В.А. Краснов
Приложение 4
Тестовое задание № 1
ФИО______________________________ Задание: прочитайте вопрос в графе 2 и запишите ответ, заполнив таблицу 3 (графа 3). таблица 3
№ п/п | Наименование задания Шпон ГОСТ 2977-82,ГОСТ99-96 | Ответ | Макс. Кол. Баллов | Способ оценки | ||
Да + Нет- | Баллы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Укажите определение шпона
| 1 | 1,0 | |||
2 | Укажите типы шпона | 2 | 1,0 | |||
3 | Укажите из какой древесины изготовляется шпон | 3 | 1,0 | |||
5 | Укажите на сколько сортов подразделяют лущёный шпон | 4 | 1,0 | |||
6 | Укажите на сколько сортов подразделяют строганый шпон | 5 | 1,0 | |||
Итоговая отметка по пятибалльной шкале - |
Обучающийся ___________________________ (подпись) Педагог ___________________________(подпись)
ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА
на тестовое задание № 1
ФИО______________________________ Задание: прочитайте вопрос в графе 2 и запишите ответ, заполнив таблицу 3 (графа 3). таблица 3
№ п/п | Наименование задания Шпон ГОСТ 2977-82,ГОСТ99-96 | Ответ | Макс. Кол. Баллов | Способ оценки | ||
Да + Нет- | Баллы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Укажите определение шпона
| 1 | Шпоном (от нем. Span - стружка) - называют тонкие листы древесины, используемые в деревообработке в качестве полуфабриката для изготовления слоистой клееной древесины (фанеры, древесных пластиков, материала для облицовок и т.д.) | 1,0 | + | 1,0 |
2 | Укажите типы шпона | 2 | Строганый. Лущёный | 1,0 | + | 1,0 |
3 | Укажите из какой древесины изготовляется шпон | 3 | Хвойных и лиственных пород | 1,0 | + | 1,0 |
5 | Укажите на сколько сортов подразделяют лущёный шпон | 4 | Пять (Е, I, II, III, IV) - лиственных пород. (Ex, Ix, IIx, IIIx, IVx).- хвойных пород | 1,0 | + | 1,0 |
6 | Укажите на сколько сортов подразделяют строганый шпон | 5 | Два (1-й и 2-й) | 1,0 | + | 1,0 |
Итоговая отметка по пятибалльной шкале - | 5,0 |
Обучающийся ___________________________ (подпись) Педагог ___________________________(подпись)
приложение 5
ЛИСТ (Рефлексии)
Укажите Ваш ответ на вопросы в таблице (Поставьте галочки в графе Да или Нет)
№ п/п | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
1 | Понравилось ли Вам работать с карточкой-заданием? | ||
2 | Вызвала ли у Вас затруднение работа с Учебным пособием? | ||
3 | Удалось Вам запомнить основные виды Шпона? | ||
4 | Укажите, что Вам понравилось более всего на занятии? (поясните ниже - необязательно) |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ №262
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 262)
Учебное пособие
ШПОН
Учебная дисциплина П.01 «Технология производства работ на
деревообрабатывающих станках»
Тема раздела «Технология производства заготовок из шпона»
Тема занятия «Виды и размерно-качественные характеристики шпона»
профессия 18783 Станочник деревообрабатывающих станков
Квалификационный разряд –2
Разработал
мастер производственного обучения
Краснов Владимир Александрович
г. Кемерово 2024 год.
Содержание | ||
Введение | 2 | |
1 | Типы шпона | 3 |
2 | Строганый шпон и его размерно-качественные характеристики | 3 |
3 | Лущёный шпон и его размерно-качественные характеристики | 6 |
Список литературы | 7 | |
Приложение 1 Отчёт о проделанной работе по изучению учебного материала | 9 |
Введение
Древесина – это материал, который человек стал использовать на самых ранних стадиях своего существования, поэтому современное развитие человеческого общества связано с использованием древесины в быту, строительстве и искусстве. Основное достоинство древесины как природного материала заключается в том, что её ресурсы восстанавливаются.
Широкомасштабные исследования в области резания древесины в двадцатом столетии, приведшие к заметным результатам, были вызваны бурным развитием деревообрабатывающей промышленности как в России, так и за рубежом.
Несмотря на глубокий спад российской промышленности в 90-х годах прошлого столетия, деревообрабатывающая промышленность, благодаря наличию богатейших запасов сырья, вековым традициям, передовым зарубежным технологиям, оборудованию и инструменту, оказалась способной давать устойчивый социальный (создание рабочих мест, налоги) и экономический (прибыль) эффект. Сегодня можно говорить, что лесной комплекс, даже в условиях экономического кризиса, остался одной из немногих отраслей, продолжавших реально работать, сохранив при этом высокую привлекательность для инвестиций.
Одной из составляющих лесопромышленного комплекса является деревообрабатывающая промышленность, включающая в себя различные производства, которые можно разделить на две основные группы: первичная и вторичная обработка древесины. В группу первичной обработки древесины входят выработка пиломатериалов, производство шпона, фанеры, древесных плит, пластиков и других древесных материалов.
Шпон используют в деревообработке в качестве полуфабриката для изготовления слоистой клееной древесины (фанеры, древесных пластиков), изделий из древесины (материала для облицовок), спичек (спичечной соломки и заготовок для коробок), тары. Из древесины изготовляют строганый и лущеный шпон, фанеру, фанерные плиты и другие материалы на основе шпона, древесноволокнистые и древесностружечные плиты, древесно-слоистые пластики, столярные плиты, клееные гнутые заготовки.
Настоящее методическое пособие предназначено для изучения и успешного освоения знаний о видах, шпона и его основных размерно-качественных характеристиках.
Шпоном (от нем. Span - стружка) - называют тонкие листы древесины, используемые в деревообработке в качестве полуфабриката для изготовления слоистой клееной древесины (фанеры, древесных пластиков, материала для облицовок и т.д.)
В зависимости от способа изготовления шпон бывает двух типов:
1)Строганый (ГОСТ 2977 - 82);
2)Лущеный (ГОСТ 99 - 96).
Шпон строганый, получаемый строганием заготовок (кряжей и ванчесов) поперек волокон на шпонострогальных станках. Шпон лущеный, получают путем лущения заготовок (чураков) на лущильных станках.
Чурак- (фанерный чурак) – отрезок фанерного кряжа, длина которого соответствует установленному размеру форматного листа лущеного шпона по длине волокон с припуском на отторцовку.
Ванчес – трёхкантный или четырёхкантный брус для строгания.
2.СТРОГАНЫЙ ШПОН
И ЕГО РАЗМЕРНО-КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
Строганый шпон (ГОСТ 2977 - 82) применяют в качестве облицовочного материала при изготовлении столярных изделий (окна, двери, перегородки, встроенная мебель), мебели, паркетных досок. Строганым шпоном облицовывают изделия из менее ценных пород древесины, древесно-стружечные плиты, МДФ и т.д.
Шпон строганый изготавливают из древесины хвойных и лиственных
пород.
-лиственных рассеянно-сосудистых пород - ореха, бука, березы, граба, груши, клена, красного и лимонного дерева, липы, ольхи, осины, тополя, ивы, явора, черешни, яблони;
-кольцесосудистых пород - дуба, ясеня, каштана, ильма, бархатного дерева, акации, карагача, вяза, шелковицы;
-хвойных пород - тиса, сосны, лиственницы.
В зависимости от качества древесины и размеров по длине и ширине строганный шпон подразделяется на 1-й и 2-й сорта.
Влажность строганого шпона должна быть(8±2)%.
Рис.1
Строганый шпон получают путем строгания (рис.1) брусьев на специальных фанерострогальных станках. Шпон представляет собой тонкий слой древесины в виде листа. Текстура поверхности шпона зависит от направления, в котором производится строгание.
Рис.2
В зависимости от направления строгания шпон (табл. Рис.3) подразделяется на тангенциальный (Т) (рис. 2, а), полурадиальный (ПР) (рис. 2, б), радиальный (Р) (рис.2, в)и тангенциально-торцовый (ТТ).
Рис.3
Длина листов - Р, ПР, Т -400; 900 мм . ТТ- 200; 100 мм
ширина - Р, ПР, Т - 80; 120 мм . ТТ- 200; 100 мм
толшина- 0,4; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8; 1,0 мм.
При строгании в тангенциальном направлении годичные слои имеют вил углов или кривых линий, а сердцевинные лучи - продольных или наклонных штрихов или линии. Более красивая текстура получается при строгании в радиальном направлении. Годичные слои имеют вид прямых параллельных линий, расположенных по всей поверхности листа, а сердцевинные лучи располагаются в виде полос, захватывающих не менее чем 3/4 площади листа.
В полурадиальном шпоне сердцевинные лучи образуют наклонные или продольные полосы, расположенные не менее чем на 1/2 площади листа, а годичные слои имеют вид прямых параллельных линий, расположенных не менее чем на 3/4 площади листа.
В тангенциально-торцовом шпоне годичные слои образуют замкнутые перепутанные кривые линии, а сердцевинные лучи - кривые линии или штрихи.
Тангенциально-торцовый шпон получают строганием наплывов на стволе дерева.
При получении строганого шпона из древесины красного и лимонного дерева, груши, карельской березы, яблони разделение шпона по направлениям строгания не делается.
В зависимости от качества древесины, качества обработки, назначения и размеров по длине и ширине шпон подразделяется на два сорта: I и II.
Влажность шпона должна быть 8±2%. Параметр шероховатости Rzmax должен быть не более 200 мкм для дуба, ясеня, ильма, лиственницы и красного дерева, а для древесины остальных пород не более 100 мкм.
Шпон учитывают в квадратных метрах, а толщину его измеряют с погрешностью не более 0,01 мм.
Строганый шпон изготовляют следующих размеров:
По длине- из древесины карельской березы, ореха, карагача, красного дерева, лимонного дерева, бука, чинары, груши, клена, яблони, тополя, березы, ольхи, граба, черешни, явора от 0,5 м и более с градацией 0,1 м;
для тангенциально-торцового шпона от 0,3 м с градацией 0,1 м;
По толщине- для всех рассеянно-сосудистых пород древесины -0,4; 0,6 и 0,8 мм; для кольцесосудистых и хвойных - 0,8 и 1,0 мм;
По ширине в зависимости от сорта и направления строгания с градацией 10 мм (Рис.4).
Рис.4
Строганый шпон на предприятия поступает упакованным в; пачки. В пачки листы укладывают в том порядке, в каком их сострагивали. В пачке должно быть не менее 10 листов. На верхнем; листе каждой пачки наносят мелом маркировку, в которой указывают породу древесины, размеры, вид, сорт и количество листов. Пачки укладывают в пакеты по 10...20 пачек в каждом. Каждый пакет обертывают двумя слоям
Пример условного обозначения строганного шпона:
Ясень ПР-0,8 ГОСТ 2977-82.
(Ясень) - порода древесины,
(ПР)- полурадиальный - вид шпона,
(0,8 в мм) - толщина шпона ,
(Второй сорт) - неуказан в обозначении,
(ГОСТ 2977-82) - обозначение стандарта.
3.ЛУЩЕНЫЙ ШПОН
И ЕГО РАЗМЕРНО-КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
Лущеный шпон (ГОСТ 99 - 96) тонкий слой древесины заданной толщины в виде ленты, полученной при лущении чурака (рис.5). Чурак - отрезок кряжа (бревна), длина которого (В) соответствует установленному размеру форматного листа лущёного шпона по длине волокон с припуском на оторцовку.
Рис.5
Лущеный шпон изготовляют из древесины березы (в основном), ольхи, дуба, ясеня, бука, клена, ильма, липы, тополя, ели, сосны, пихты, кедра и лиственницы.
Лущеный шпон выходит из-под ножа станка в виде непрерывной ленты заданной толщины и ширины. Чураки перед лущением пропаривают в воде, нагретой до температуры 50...60°С. Для придания древесине пластичности необходимой для лущения. Ленту шпона, полученную в результате лущения, разрезают специальными ножницами на листы заданного формата, которые затем сушат, обрезают, сортируют и укладывают в стопы на хранение. Размеры лущеного шпона приведены на Рис.6
Рис.6
Длину листов шпона измеряют по направлению вдоль волокон древесины, а ширину — поперек волокон древесины.
Лущеный шпон в зависимости от назначения, качества древесины и обработки подразделяется на сорта:
-из древесины лиственных пород - пять сортов: Е,I, II,III, IV,
-из древесины хвойных пород - на пять сортов:Ex, Ix, IIx, IIIx, IVx.
Рекомендуемые направления использования сортов шпона для наружных поверхностей фанеры приведены на рис.7
Рис.7
Шпон из древесины лиственных пород для фанеры, предназначенной для экспорта, подразделяется на четыре сорта: В, ВВ, CP, С.
Влажность шпона должна быть 8±2 %.
Листы шпона рассортировывают по породам, сортам, толщине, ширине, длине и упаковывают в пакеты массой не более 50 кг. Шпон учитывают в кубических и квадратных метрах.
Пример условного обозначения лущеного шпона:
Шпон, берёза, Е, 1300 х 800 х 1,15 ГОСТ 99-96.
(Берёза)-порода древесины;
(Е)-сорт;
(1300 х 800 х 1,15) – размеры;
(ГОСТ 99-96) – обозначение стандарта.
Список литературы
1.Государственные Стандарты: ГОСТ 2977-82 Строганый шпон. ГОСТ 99–96 Лущеный шпон.
2.Рыкунин С.Н. Технология деревообработки: учебник для проф. образования / С.Н. Рыкунин, Л.Н.Кандалина - 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
3. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки: учебник для нач. проф. образ./В.И.Коротков.— 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 304 с
4. Степанов, Б.А. Справочник плотника и столяра: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Борис Абрамович Степанов. ― М.: Издательский центр Академия», 2004. ― 304 с
Мастер производственного обучения | В.А.Краснов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анатомия и физиология человека» Тема: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КЛЕТКИ. ПОНЯТИЕ О ТКАНЯХ. ВИДЫ ТКАНЕЙ»
Ц Е Л И З А Н Я Т И Я :1. У Ч Е Б Н А Я.Студент должен знать:строение клетки; свойства клетки; понятие о тканях; виды тканей.Студент должен иметь представл...
Методическая разработка теоретического занятия "Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения верхних конечностей"
Методическая разработка предназначена для организации теоретического занятия по теме "Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения верхних конечностей". Дисциплина Анатомия...
Методическая разработка теоретического занятия по теме: Понятие о страховании. Виды медицинского страхования.
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме: "Понятие о страховании. Виды медицинского...
Методическая разработка теоретического занятия с практической работой "Основные технические характеристики ЭВМ. Логические элементы ЭВМ"
Ознакомление учащихся по предметй технические средства автоматизации с основными техническими характеристиками электронно-вычислительных машин. Практическая работа: практическое ознакомление учащихся ...
Методическая разработка теоретического занятия по теме "Виды и способы раскроя брёвен"
Методическая разработка открытого теоретического занятия выполнена на основе: приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 464]; профессионального стандарта Минист...
Методическая разработка теоретического занятия по теме "Виды пиломатериалов".
Требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования к результатам освоения основных образовательных прогр...
Методическая разработка теоретического занятия Тема: Подмости. Виды подмостей
Тема учебного занятия: «Подмости. Виды подмостей» соответствует основной профессиональной образовательной программе по специальности 19727«Штукатур». Данная методическая р...