Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»
методическая разработка по теме
Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и использования правовой информации; выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_istochniki_prava-metodicheskaya_razrabotka.docx | 40.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО МО «Орехово-Зуевский государственный профессионально-педагогический колледж»
Автор разработки:
Колотикова Наталия Николаевна
Преподаватель специальных дисциплин
ГБОУ СПО МО ОЗГППК
Тема занятия «Формы (источники) права»
Методическая разработка занятия
по дисциплине «Основы права»
Орехово-Зуево
2013г
Методическая разработка занятия теоретического обучения «Основы права».
Разработала: Колотикова Н.Н. – преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО МО ОЗГППК.
Методическая разработка занятия «Основы права» по теме: «Формы (источники) права» составлена в рамках проведения открытого занятия на уровне образовательного учреждения в рамках обеспечения эффективной диссеминации опыта педагогов в ГБОУ СПО МО ОЗГППК.
Методическая разработка занятия составлена в рамках требований Федерального государственного стандарта к качеству подготовки специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Методическая разработка урока основы права составлена с учетом современных образовательных технологий применяемых на данном уроке: технология дифференцированного подхода, практико-ориентированная технология, ИКТ, игровая технология.
Применение современных образовательных технологий на занятиях «Основы права» позволяют обучающимся получить знания, необходимые для качественного усвоения «Основы права» и смежных общеобразовательных дисциплин.
Рассмотрено и одобрено предметной комиссией общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО МО «Орехово – Зуевского государственного профессионально – педагогического колледжа»
Рассмотрено на Методическом совете ГБОУ СПО МО «Орехово – Зуевского государственного профессионально – педагогического колледжа», рекомендовано к применению в колледже и распространению по региональной сети начального и среднего профессионального образования.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАНЯТИИ
Дисциплина: Основы права
Дата: 01.10.2013г
Группа: Т-42
Специальность: 050501 «Профессиональное обучение»
Преподаватель: Колотикова Наталия Николаевна
Тема занятия: «Формы (источники ) права»
Цели занятия:
Образовательная:
- систематизировать, обобщить и закрепить знания студентов о формах (источниках) права;
- об основных видах источников права;
- о действии нормативно-правовых актов;
Развивающая:
- развитие креативного мышления, умения определять и объяснять понятия;
- выделять главное;
- интегрировать информацию смежных дисциплин;
- закрепление навыков работы с дополнительной литературой;
- развитие навыков участия в дискуссии, обсуждении; работе в группе;
Воспитательная:
- способствовать развитию правовой личности, в том числе, гражданского самосознания, патриотизма, активной жизненной позиции;
- воспитывать уважительное отношение к закону, правам граждан.
Тип занятия: Урок формирования новых знаний
Вид занятия: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.
Методы обучения: словесный, практический, частично-поисковый (эвристический), наглядный.
Форма обучения: групповая
Организационные формы занятия: фронтальная, индивидуальная, парная.
Образовательные технологии: сотрудничество, интерактивное обучение, тьюторство.
Межпредметные связи: социология, обществознание, история, культурология, политология.
Технические средства обучения: мультимедийная установка, телевизор, видеомагнитофон.
Раздаточные материалы: учебник «Основы права» под редакцией Румыниной В.В., Конституция РФ, задания на печатной основе.
Ожидаемые результаты:
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории;
- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и использования правовой информации;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
№ п\п | Этапы занятия | Учебные вопросы; Формы обучения |
1. | Организационный момент: вовлечение студентов в учебную деятельность | Организационный материал, вводное слово преподавателя |
2. | Опрос студентов по изученному материалу | Опрос домашнего задания: |
3. | Новый материал: лекция-беседа | План: |
4. | Контроль знаний и навыков студентов по изученной теме | Аудиторная самостоятельная работа студентов: |
5. | Подведение итогов урока) | Заключительная беседа, выставление оценок, домашнее задание |
Ход урока
«Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость»
Генри Уорд Бичер
I. Организационный момент: вовлечение студентов в учебную деятельность
Вводное слово преподавателя: «Здравствуйте, ребята, на предыдущем занятии мы с вами рассмотрели тему «Право в системе социального регулирования», а также вам в качестве домашней работы было дано творческое задание: «Назвать существующие в наши дни обычаи, которые активно применяются в современной жизни».
II. Опрос студентов по изученному материалу
Фронтальный опрос:
- Что такое социальная норма?
- Виды социальной нормы
- Охарактеризуйте обычай как норму права
- Дайте определение правовой норме
- Перечислите признаки права
- Функции права
Индивидуальный опрос (по карточкам):
Вариант – 1
- Что такое социальная норма?
- Какие функции выполняют правовые нормы в обществе?
Вариант – 2
- Дать определение правовой норме
- Какими признаками характеризуется право?
Обсуждение творческого задания по заданной теме.
Слово преподавателя: «Обычай нашел свое применение и продолжение в современном обществе, так как является источником права.
Тема нашего сегодняшнего занятия «Формы (источники) права».
Основной целью урока является: систематизация, обобщение и закрепление знаний о формах (источниках) права; об основных видах источников права; о действии нормативно-правовых актов: во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Эпиграф нашего урока: «Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость» (Генри Уорд Бичер) (слайд 3)
Слово преподавателя: «Запишите тему и план урока. А так же обратите внимание на глоссарий (указывая на дерево познаний), так как эти слова прозвучат по ходу урока»
Глоссарий
- Формы (источники) права
- Правовой обычай
- Религиозные тексты
- Правовая доктрина
- Нормативный договор
- Нормативно-правовой акт
- Юридическая сила
- Судебный прецедент
- Закон
- Подзаконные акты
Слово преподавателя: «Откройте учебник на странице 17, запишите задание и приступаем к лекции».
III. Новый материал: лекция-беседа
Формы (источники) права – официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания прав поведения общеобязательного юридического значения. Источники права, так или иначе, связаны с деятельностью государства. Эта деятельность выражается в разработке и издании государством юридических норм, выражающим его волю (правотворчество) и придание юридической силы иным социальным нормам, сложившимся вне государства (санкционирование) (слайд 4).
Стук в дверь. Входит Фемида со свитой (краткое представление себя) «Здравствуйте, меня зовут Фемида, Богиня правосудия, основа правопорядка. Меня придумали в Древней Греции, я миф и сегодня Вас познакомлю с источниками права.
В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права, основными из которых являются (показывает указкой на Таблицу «Источники права»): правовой обычай, религиозные тексты, правовая доктрина, нормативный договор, нормативно-правовой акт, судебный прецедент» (слайд 5-7).
К доске выходит «Правовой обычай», вешает на дерево познаний табличку со своим имен и озвучивает определение себя, которое записывают студенты
«Правовой обычай – самый древний источник права. Обычай представляет собой правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу привычки. На ранних этапах человеческой истории обычай играл важную роль в процессе регулирования общественных отношений. Существующие в первобытном обществе обычаи не только выражали интересы всех членов общества, но и закрепляли их равенство между собой.
При таком уровне развития человечества, обычаи негде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей, однако устная форма обычая порождала известные трудности при доказывании факта его существования, например, в суде. Поэтому со временем некоторым важнейшим обычаям государство стало придавать письменную форму. При формировании правовых систем Европейских стран обычаи часто записывались в юридические документы под названием «Правда» – Русская Правда, Саксонская Правда, Саллическая Правда и т.д.
Гражданским Кодексом РФ установлено, что некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.
Обычаям делового оборота называются сложившиеся и широко применяемые в предпринимательской деятельности или какой-либо области, правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли документально или нет.
Также правовые обычаи существуют и в управленческой деятельности, они связаны со спонтанно сложившейся практикой работы с документами и их оформлением. Такие обычаи называются «Деловым обыкновением» или «Деловыми обычаями». Чаще всего они оформляются инструкцией по делопроизводству, становясь нормативно-правовым актом».
Следующим выходит «Судебный прецедент» вешает на дерево познаний табличку со своим именем и рассказывает о себе
«Судебный прецедент (редкость) – решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел. Прецедент как источник права известен со времен Древнего Рима. Прецедентное право первоначально сложилось в Англии, где роль суда всегда была существенной и впоследствии распространилась на большинство англоязычных стран. В настоящее время прецедент является одним из основных источников права в таких странах, как Австралия, Канада и США.
Применяя закон, суд не находит правовой нормы для решения конкретного дела, отказаться от рассмотрения спора на этом основании он не может, поэтому своими решениями фактически создает новую правовую норму, которая получая обязательную силу, применяется в последствии другими судами
Например, если за кражу компьютера судом был наложен штраф, определенного размера, то в случае рассмотрения судом дела о краже точно такого же компьютера и при условии, что обстоятельства последующего дела совпадают с обстоятельствами дела предыдущего, суд назначает преступнику идентичное наказание.
В Российской Федерации судебный прецедент источником права не признается и при рассмотрении уголовных или гражданских дел российский суды на него опираться не могут»
Выходит «Нормативный договор» вешает на дерево познаний табличку со своим именем и рассказывает о себе
«Нормативным договором называют соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. Нормативный договор является компромиссом двух договаривающихся сторон. В нормативных договорах может быть выражена воля нескольких государств (международные договоры) или нескольких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры)».
Следом выходит «Правовая доктрина» рассказывает о себе, при этом повесив табличку со своим именем на дерево познаний.
«Правовая доктрина представляет собой мнения ученых-юристов по вопросам права. Сложность, высокая степень обобщения и абстрактность права требует частого привлечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных правовых норм.
Сегодня правовая доктрина как источник права широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных, брачно-семейных споров.
В российской правовой системе правовая доктрина источником права не признается».
Далее выходят «Религиозные тексты» рассказывают о себе, вешая табличку со своим именем на дерево познаний.
«Религиозные тексты (священные книги) как источник права, прежде всего, имеют широкое распространение в мусульманских странах. Главными источниками мусульманского права считаются Коран и Сунна.
Как и мнения ученых-юристов, религиозные тексты в российской правовой системе источником права не являются».
Слова Фемиды: «Итак, мы познакомились с источниками права (указывая на дерево познаний) напомните нам их, пользуясь Таблицей «Источники права». А теперь остановимся на основном источнике права РФ – нормативно-правовом акте, подробнее. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты».
Выходит «Нормативно-правовой акт», держа в руках таблички «Закон» и «Подзаконный акт» и рассказывает о себе, а потом вешает их на дерево познаний
«Нормативно-правовой акт – это изданный или санкционированный компетентными
государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.
Нормативно-правовые акты издаются только компетентными органами с соблюдением в установленном законом порядке и обладают определенной юридической силой.
Юридическая сила показывает место нормативно-правового акта в правовой системе государства и зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает орган, издавший данный нормативно-правовой акт.
Нормативно-правые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Закон – нормативно-правой акт, обладающие высшей юридической силой, применяемый в особом порядке и выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни.
Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и могут приниматься лишь органом законодательной власти или всеми гражданами на референдуме. Они обладают высшей юридической силой, то есть все остальные правовые акты должны исходить из законов и не могут им противоречить» (слайд 8).
Слово Фемиды: «Выписать со стр.24 учебника признаки закона», один из студентов их озвучивает.
Законы характеризуются следующими признаками (ответ студента)
- принимаются только высшими представительными органами власти – Федеральным Собранием РФ или Парламентами субъектов РФ, в особом порядке, предусмотренном Конституцией РФ, Уставом субъекта РФ и Регламентом соответствующего Парламента;
- регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений;
- обладают высшей юридической силой;
- имеют особую структуру, – состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами.
Основными реквизитами законодательного акта являются:
- название органа, принявшего закон;
- название закона;
- номер и дата принятия закона;
- преамбула, т.е. вступительная часть, в которой указываются мотивы, цели и задачи принятия закона;
- нормативно-правового содержания закона и т.д.
Слово Фемиды: «Напомните нам, пожалуйста, какие законы вам известны?»
«Нормативно-правовой акт» продолжает свой рассказ.
Законы бывают основными и текущими. К основным законам относятся Конституция РФ и Федеральные конституционные законы (слайд 9).
Конституция РФ – это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. В отличие от остальных законов Конституция обладает высшей юридической силой: все иные нормативно-правовые акты не должны противоречить конституционным положениям.
Федеральные конституционные законы – это те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ в особом, усложненном порядке.
Все остальные законы называются текущими. Среди массы текущих законов
выделяются кодексы - законы, с помощью которых систематизируются юридические нормы в определенной отрасли права (например, с помощью УК РФ систематизированы нормы уголовного права).
Фемида показывает Уголовный Кодекс РФ.
Каждый закон состоит из отдельных утверждений, называемых статьями. В статье могут содержаться одна, либо несколько норм права или части норм права. Статьи имеют порядковый номер. В свою очередь статья разделена на части, а части иногда делятся на пункты и абзацы.
Учитывая, что законы регулируют только основополагающие общественные отношения и носят общий характер, необходима конкретизация того или иного вопроса. Поэтому выполняют эту задачу подзаконные акты.
Подзаконный акт представляют собой правотворческий акт, компетентных органов власти, который призван контролировать принципиальные положения законов, применительно к жизненным различным ситуациям. Во главе системы подзаконных актов РФ стоят указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты (приказы и инструкции министерств и ведомств), а также акты местных органов власти (слайд 10).
Действие нормативно-правовых актов граничит во времени, в пространстве и по кругу лиц (слайд 11).
Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Акт вступает в силу либо со временем, его принятия, либо с того времени, которое в нем указанно.
Прекращается действие нормативно-правового акта в следующих случаях:
- по истечению срока действия нормативно-правового акта (самоотмена), т.е. в самом нормативно-правовом акте срок действия оговорен;
- в случае указания государственного органа об отмене акта (прямая отмена);
- в случае принятия акта по тем же вопросам, тем же или вышестоящим государственным органам (косвенная отмена), т.е. принимается другой нормативно-правовой акт, отменяющий первый.
Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяется территорией, на которой распространяется его предписания. Акт может действовать в пространстве на всей территорией государства, на какой-то определенной части страны и, в отдельных случаях, за пределами государства. Как правило, действие нормативно-правового акта охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему этот акт.
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц может носить общий характер (т.е. действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответственной территории) или адресоваться лишь некоторым из них (например, студентам, пенсионерам).
Но из этого правила существует исключение, – ряд законов распространяющихся только на граждан государства, они не действительны в отношении лиц без гражданства и иностранцев.
Порядок, в соответствии с которым, законы не распространяются на то или иное пространство или лиц называется экстерриториальностью.
Совокупность всех действующих нормативно-правовых актов называется законодательством Российской Федерации».
IV. Контроль знаний и навыков студентов по изученной теме
Слово преподавателя: «А сейчас, для закрепления изученного материала, раздам карточки для выполнения практического задания в парах».
Задание на карточках:
1. Расставьте перечисленные ниже источники права по степени убывания их юридической силы:
а) Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О мировых судьях в Российской Федерации»;
б) Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 941 (ред. от 23.12.2007) «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации»;
в) «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
г) Закон Московской области от 16.05.2005 N 122/2005-ОЗ (ред. от 06.05.2011) «О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 27.04.2005 N 10/138-П);
д) Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 N 1575 (ред. от 17.04.2006) «О Порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям»;
е) Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) «О судебной системе Российской Федерации»;
ж) «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012)
2. Опираясь на текст ст. 56, 65, 66, 70, 84, 88, 103, 114, 118, 128, 135 и 137 Конституции РФ, составьте перечень вопросов, по которым Конституцией РФ предусмотрено принятие федеральных конституционных законов
Вопросы к закреплению изученного материала:
- Формы (источники) права
- Какие виды источников права вы знаете?
- Что такое нормативно-правовые акты?
- Какие виды нормативно-правовых актов вам известны?
- Какие виды законов существуют в РФ?
- Перечислите основные признаки закона
- Опишите систему подзаконных актов, сложившихся в РФ
- Раскройте правила действия нормативно-правовых актов: во времени, в пространстве и по кругу лиц
V. Подведение итогов урока
Слово преподавателя: «Итак, эпиграфом нашего занятия стало высказывание американского общественного деятеля Генри Уорда Бичера «Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость». Эпиграф точно характеризует назначение закона в гражданском обществе.
Поставленные нами задачи урока решены, – мы познакомились с формами (источниками) права; основными видами источников права; охарактеризовали действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, а также научились на практике распознавать виды нормативно-правовых актов.
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание
Слово преподавателя: «Урок окончен, всем спасибо, до свидания».
Список литературы:
- Большой юридический справочник для физических и юридических лиц (Электронный ресурс) / Грудцына Л.Ю. / Грудцына Л.Ю. Режим доступа: books-scan.ru/7257-grudcyna-l-yu-bolshoy-yuridicheskiy-spravochnik-dlya-fizicheskih-i-yuridicheskih-lic.html
- Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права (Электронный ресурс): Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. Режим доступа: www.alleng.ru/d/jur/jur 040.htm
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
- Основы права: учебник под редакцией Румыниной В.В. М.: ИНФРА-М., 2007.
- Популярная энциклопедия «Мы – Славяне» М. Семенова, лиц (Электронный ресурс) Режим доступа: www.kodges.ru/12783-my-slavjane-populjarnaja-jenciklopedja.html
- Учебник пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И. Шкатулла, В.В. Надвиков, М.В. Сытинская; Под ред. В.И. Шкатуллы. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л.И. Брудная, З.М. Гуревич, О.Л. Дмитриева. (Электронный ресурс) Режим доступа: 4lit.com.ua/elektronnaya_biblioteka/ brudnaya_li/entsiklopediya_obryadov_i_obychaev.22509/
- Электронный ресурс: www.consultant.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по дисциплине "Психология" на тему "Общение с пациентом"
На первое место в деятельности медицинской сестры в качестве оставляющей эффективности лечения выдвигается сейчас проблема профессионального общения, необходимость эмпатического понимания и ряд ...
методическая разработка по дисциплинам "Основы зоотехнии", "Кормление сельскохозяйственных животных", "Животноводство", тема "Устами студента"
Данная методическая разработка посвящена раскрытию темы: "Устами студента" в процессе обучения специальным ветеринарным дисциплинам "Основы зоотехнии", "Кормление сельскохозяйственных животных", "Живо...
Методическая разработка по дисциплине "Основы патологии"
Для спецдисциплин....
Методическая разработка по дисциплине «Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики»: «Основные законы гидравлики»
Методическое пособие «Основные законы гидравлики» представляет собой краткий теоретический курс, в котором излагаются основные термины и положения.Пособие рекомендуется в помощь студентам специа...
Методическое пособие для студентов по дисциплине: «Основы права» по теме: «Всеобщая декларация прав человека»
Методическое пособие для студентов по дисциплине: «Основы права» по теме: «Всеобщая декларация прав человека»...
Методическая разработка по дисциплине "Основы учебно-исследовательской деятельности" для преподавателей СПО
Методическая разработка по теме "Методы исследования" в рамках дисциплины "Основы учебно-исследовательской деятельности для студентов СПО, обучающихся по специальностям в области моды и...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело
Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за бол...