Конструктивное взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС
статья
С точки зрения образовательного процесса конструктивное взаимодействие – это комплекс мер, включающий в себя подготовительный этап, непосредственно наставничество, а также определённые манипулятивные методики внушения информации, убеждения. От ученика в рамках такого взаимодействия требуется повторение, подражание, готовность содействия. В то же время конструктивное взаимодействие – это явление, которое может включать в себя противодействие как дополнительный, побочный элемент или как один из базовых инструментов формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktivnoe_vzaimodeystvie_.docx | 9.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Савушкин А. Ю.
Мастер производственного обучения вождению
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Пожарно-спасательный колледж" Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей"
Конструктивное взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС
Конструктивное взаимодействие – это категория, четко связанная с особенностями социального взаимодействия людей. Предполагается, что участники социума обмениваются данными и формируют стратегию действий, понимают друг друга. Таким подходом создается база для конструктивного взаимодействия. Это важно с точки зрения результата, так как только при выработке совместной корректной стратегии можно решить какую-либо сложную задачу, требующую координации усилий.
С точки зрения образовательного процесса конструктивное взаимодействие – это комплекс мер, включающий в себя подготовительный этап, непосредственно наставничество, а также определённые манипулятивные методики внушения информации, убеждения. От ученика в рамках такого взаимодействия требуется повторение, подражание, готовность содействия. В то же время конструктивное взаимодействие – это явление, которое может включать в себя противодействие как дополнительный, побочный элемент или как один из базовых инструментов формирования личности.
В данной работе предлагаю рассмотреть практические аспекты достижения конструктивного взаимодействия мастера производственного обучения и обучающихся на примере взаимодействия с группой студентов СПб БПОУ «Пожарно-спасательный колледж «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей».
Рассмотрим основные принципы и методы конструктивного взаимодействия с группой студентов с разным объемом знаний и навыков, наката, а также различной скоростью освоения навыка вождения.
1. Работа с анкетами студентов.
При работе с анкетами кроме личных данных следует отметить количество часов наката и упражнения, которые были отработаны ранее.
2. Создание общей информационной и дружественной среды.
Мною была создана группа в WhatsApp для всех моих обучающихся с разных курсов (разный год обучения), групп (разные специальности), а также с различным уровнем навыка вождения.
Полученный эффект:
- организован единый ресурс получения актуальной и достоверной информации;
- дружественное общение ранее не знакомых студентов объединенных единой целью, поддержка коллектива, чувство плеча;
- повышение мотивации к обучению;
- эффективное использование учебного времени мастера производственного обучения, отсутствие простоя.
3. Проверка фактического уровня навыка вождения при первом знакомстве.
Определяем:
- тип направленности темперамента студента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);
- тип восприятия информации (визуал, аудиал, кинестетик);
- степень понимания полученной информации;
- психологическую устойчивость на внешние раздражители, на стресс;
- быстроту смены нервных процессов;
- координацию взаимодействия с органами управления автомобиля.
Вся информация получается естественным способом в беседе методом присоединения, а также в результате наблюдения за действиями во время вождения и реакциями на внешние раздражители.
4. Распределение студентов по группам с учетом собранной информации.
ПЕРВАЯ ГРУППА — в обучении ничего не надо менять, продолжаем работу согласно плана обучения.
ВТОРАЯ ГРУППА — продолжаем обучение с отработкой отдельных навыков в управлении автомобилем.
ТРЕТЬЯ ГРУППА — обучение с применением специальных методов взаимодействия, обусловленных психотипом студента, сопротивляющимся к обучению вождению.
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА — обучение с применением специальных методов взаимодействия, обусловленных сниженной скоростью реакций (физических, психических, когнитивных, эмоциональных) на изменение внешней обстановки.
Данное распределение необходимо исключительно для повышения конструктивности взаимодействия и эффективности обучения, является внутренним инструментом мастера производственного обучения, нигде не фиксируется и не озвучивается. В процессе обучения спуденты могут мигрировать по группам, если выявленные сложности были
устранены либо возникли новые.
5. Ритуал начала учебного занятия:
- постановка цели и задачи на занятие;
- определение навыков, которые необходимо усвоить;
- перечень упражнений на занятие;
- внешний осмотр автомобиля;
- подготовка рабочего места:
- подгонка органов управления (педальный узел, руль, водительское кресло);
- настройка зеркал заднего вида;
- пристегивание ремня безопасности;
- доклад о готовности к началу движения.
Полученный эффект:
достигается психологическая концентрация обучаемого на учебную езду.
6. Ритуал окончания учебного занятия:
- подведение итогов;
- обозначение плюсов и минусов.
Цель — дать уверенность в собственных силах, но без акцента на самоуверенность.
7. Особенности работы с различными группами студентов.
Ритуалы начала и окончания учебного занятия проводятся со студентами всех 4 групп, для студентов 3 и 4 групп особенно акцентированно, по всем пунктам, не пропуская ни одного.
Для студентов 3 группы во время всего занятия обязательна обратная связь с подтверждением правильности понимания информации. Отработка упражнений происходит путем многократного повторения. Перед проездом сложного регулируемого перекрестка происходит вопрос — ответ об потенциально опасных моментах, которые могут возникнуть при проезде перекрестка.
Для студентов 4 группы рекомендованы обязательные занятия спортивными играми, асинхронные упражнения рук, пальцев рук. Перед началом учебного процесса необходимо правильно оценить морально-психологическое состояние обучающегося в данный момент. Во время движения с особой внимательностью контролируем правильность выполнения упражнения с помощью дублирующих органов управления.
8. Цели и задачи мастера производственного обучения помимо обучения навыку вождения автомобилем:
- адаптация обучаемого к быстро меняющейся интенсивной дорожной обстановке;
- уверенность в своих силах на достижение конечного результата;
- формирование мировоззрения обучаемого как положительного участника общего дорожного движения;
- формирование негативного отношения к нарушителям правил дорожного движения;
- формирование терпимости ко всем участникам дорожного движения;
- осознание, что автомобиль является средством повышенной опасности и дорожную ситуацию обратно не отыграть.
Самой важной задачей мастера производственного обучения вождению являются качество подготовки обучающихся к самостоятельному управлению автомобилем и успешной сдачи экзамена на право управления автомобилем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер производственного обучения в современных условиях интеграции НПО и СПО. Организация и содержание работы
Семинар "Мастер производственного обучения в современных условиях интеграции НПО и СПО. Организация и содержание работы" адресован организаторам практического профессионального обучения в НПО, СП...
Профессионально-значимые качества мастера производственного обучения, их роль в развитии дидактического взаимодействия
Мастер производственного обучения - это особая фигура в инженерно-педагогическом коллективе професионального образовательного учреждения, чьи задачи и служебные обязанности многообразны и сложны. Маст...
ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»
Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к со...
ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»
Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к сотрудни...
Взаимоотношение мастера производственного обучения с обучающимися
Взаимоотношения куратора со своими курсантами...
Проблема обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования с точки зрения реализации целевых ориентиров ФГОС ДО
Презентационные материалы содержат информацию об основных документах, регламентирующих работу дошкольных учреждений. Предлагаются формы и методы. позволяющие осуществление плавного перехода ребёнка с ...