ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»
методическая разработка
Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к сотрудничеству и сотворчеству - сообщению и содействию по поводу взаимодействий мастера п/о и обучающихся в процессе практического вождения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
«Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»
Монге-Назын Менгилек Иванович,
мастер производственного обучения
по профессии «Тракторист-машинист СХП»
ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум»
В любом педагогическом процессе всегда присутствует взаимодействие, без него передача знаний, умений просто не состоится.
Освоение педагогики взаимодействий – это увлекательный, непростой путь, предполагающий постоянную работу над собой. Результат этой работы должен приносить радость и мастеру, и ученику. Тогда обучение становится процессом сотворчества, помогающим совершенствованию и самореализации личности, что, собственно и является основой гуманистического направления в педагогике.
Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к сотрудничеству и сотворчеству - сообщению и содействию по поводу взаимодействий мастера п/о и обучающихся в процессе практического вождения.
Воздействие и взаимодействие. Воздействие - это целенаправленный перенос информации и опыта от одного человека к другому, частный случай направленного влияния, связанный с убеждением, внушением (в отдельных случаях даже с гипнотическим внушением). Принципиальная разница между воздействием и взаимодействием заключается в том, что воздействие однонаправлено, в то время как взаимодействию присуща прямая и обратная связь: взаимодействие определяется реакциями участников деятельности, которые корректируют эффективность получения конечного результата.
Воздействие: Взаимодействие:
…
Ученик Учитель Ученик
Учитель Ученик Учитель Ученик
Ученик Учитель Ученик
Итак, в процессе воздействия обучающийся может ощутить себя только объектом учебного процесса, в то время как при организации конструктивных педагогических взаимодействий и учитель, и ученик являются субъектами. Сотрудниками процесса познания мира.
Дело в том, что совместные действия мастера и обучающихся можно по-разному организовывать. Одна модель взаимодействий нам хорошо известна: педагог (мастер) – представитель власти, направляющая сила. Обучающийся – исполнитель, репродукт полученных сведений. До определённого времени такая организация взаимодействий была единственной, поскольку она определялась социальным заказом общества. Но современная ситуация требует поиска и реализации других моделей взаимодействия. Сегодня обществу нужны творческие личности, которые могут быть активными, сознательными строителями жизни (в прямом смысле этого слова). И педагог (мастер), и ученик должны ощущать себя субъектами окружающей жизни, а не ограничиваться пассивной ролью «гаечки и винтика». В педагогическом процессе педагог и ученик являются сотрудниками.
Обучение и учение взаимно обусловлены, поэтому субъективные позиции учителя и ученика оказываются тесно связаны между собой: один пришел за тем, чтобы научиться (он еще не знает, не умеет управлять транспортным средством), а другой поделиться своим знанием (а не только поучать) и сделать этот процесс интересным для всех участников педагогического взаимодействия.
В процессе организации производственного обучения (вождения) между мастерами производственного обучения и обучающимися происходит индивидуальная форма взаимодействия.
Обучающиеся, которые к нам приходят, отличаются друг от друга степенью подготовленности к познавательной деятельности, уровнем развития. Поэтому, в процессе практического вождения особенно необходим дифференцированный подход. Смысл дифференцированного подхода состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности ученика, определить наиболее целесообразный характер совместной работы мастера производственного обучения и обучающегося.
Возьмем небольшой пример. Одни обучающиеся приходят к нам с каким-то багажом практических знаний в управлении, обслуживании транспортных средств. Это те, у кого родители или кто-то из родственников работает трактористами и водителями в хозяйствах и на предприятиях. Или же имеют трактор или автомобиль в личном хозяйстве. А другие обучающиеся сталкиваются с техникой, только приходя к нам в учебное заведение. Им приходится начинать с нуля, как говорится, с чистого листа. Но наличие какой-то практики не всегда является положительным моментом.
Иногда бывает труднее переучивать правильным приёмам управления транспортным средством, чем научить заново.
Много моментов можно рассмотреть при изучении этой проблемы.
Рассмотрим один из них. Обучающийся, абсолютно не умеющий управлять транспортным средством (автомобилем), сидит за рулем развалившись, расслабленно. При движении по маршруту старается развить большую скорость, не сбавляя её на поворотах. Зачастую из-за своей безответственности создает аварийные ситуации. А есть категории студентов, которые чувствуют себя за рулем скованно, излишне напряженно. На замечания мастера реагируют очень болезненно, и в результате начинают делать ошибки в самых простых и элементарных ситуациях.
В первом случае мастеру производственного обучения необходимо объяснить, доказать, убедить обучающегося, находящегося за рулём транспортного средства, об ответственности. Показать, привести примеры о ложном чувстве безопасности и к чему может привести безответственность на дорогах. Напомнить, что автомобиль является источником повышенной опасности.
А во втором случае мастеру производственного обучения необходимо снять напряжение, создать по возможности благоприятный психологический климат, повысить комфортность образовательного процесса. На примерах хорошо видно, что мастер производственного обучения (как и любой педагог) прежде всего должен быть хорошим психологом. Ему необходимо с первых же занятий раскрыть индивидуальные качества студента, черты его характера, влияющие на безопасность движения. Для этого можно использовать различные тесты для кандидатов в водители.
Нежелательными для водителя качествами являются следующие: импульсивность, агрессивность, нерешительность, чрезмерная склонность к риску, неуважение к людям, недисциплинированность, конфликтность, чрезмерная самоуверенность.
Для того чтобы избавиться от этих нежелательных (и не только за рулём) качеств характера необходимо, чтобы обучающийся признал их. Прежде всего, обучающийся должен понять, что данные качества мешают не только при вождении автомобиля, но и вообще в жизни. Надо отметить, что наш характер в большой степени состоит из привычек, связанных с подсознанием. Для того чтобы избавиться от нежелательной черты характера, надо избавиться от определённых привычек (например, делать что-то не думая, конфликтовать по любому поводу, не обращать внимание на мнение других и т.д.) и сформировать новые противоположные этим. Постараться представить себя наделенным желаемым качеством как можно чаще и в самых различных ситуациях. Однако работа по выработке новых черт характера требует большого самоконтроля, собранности и сдержанности. В этом направлении необходимо работать, объединив усилия мастера производственного обучения и обучающегося, т.е. взаимодействуя.
Профессия водителя самая массовая. Ежегодно в России более двух миллионов человек вливаются в армию водителей, составляющую 55-60 млн. человек. Поэтому общая культура поведения оказывает большое влияние на этику водителя. Существует мнение, что человек ведет себя на дороге так же, как он ведет себя в жизни. Из этого следует, что возможно и обратное влияние - повышение этики водителей будет способствовать повышению общей культуры поведения в обществе.
Общее правило поведения людей в обществе, в том числе и на дороге, хорошо выражает человеческая мудрость: «Поступай по отношению к другим так же, как хочешь, чтобы они поступили по отношению к тебе». Для водителя поступить этично – это уважать права других участников дорожного движения (так как они ничем не хуже вас), доброжелательно относиться к их возможным ошибкам (вы тоже не застрахованы от ошибок). Этичное поведение естественным образом соответствует выполнению Правил дорожного движения.
Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающегося на уроках производственного обучения по вождению автомобиля – один из элементов качественной подготовки будущих водителей автомобиля.
Доверяя студентам, самостоятельное выполнение некоторых заданий (подготовка автомобиля к выезду, вождение на автодроме), у обучающихся повышается ответственность, уровень самооценки. Это с первых часов вождения автомобиля дисциплинирует обучающихся, повышает профессиональную культуру, любовь к профессии.
Чем больше хорошо подготовленных, этичных водителей, тем меньше нарушителей правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»
Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к со...
ДОКЛАД «РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»
Успех обучения и воспитания студентов ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»» в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, и...
Доклад "Подготовка мастера производственного обучения к занятиям"
Подготовка мастера к новому учебному году влияет на организацию производственного обучения в течение всего учебного года. Поэтому она должна быть тщательно продуманной, своевременной....
Доклад "Роль мастера производственного обучения в процессе подготовки квалифицированных специалистов"
Педагогическое влияние мастера производственного обучения на обучающихся осуществляется на занятиях и в процессе общения с ними вне занятий. Поэтому, по моему мнению, мастер – центральная фигура...
Взаимоотношение мастера производственного обучения с обучающимися
Взаимоотношения куратора со своими курсантами...
Конструктивное взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23109198","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]С точки зрения образовательного процесса конструктивное взаимодействие – это комплекс...
Доклад «Деятельность мастера производственного обучения как педагога в группе»
Мастер производственного обучения — педагог профессии и воспитатель будущихрабочих...