Профессионально-значимые качества мастера производственного обучения, их роль в развитии дидактического взаимодействия
статья по теме
Мастер производственного обучения - это особая фигура в инженерно-педагогическом коллективе професионального образовательного учреждения, чьи задачи и служебные обязанности многообразны и сложны. Мастер - это основной учитель профессии, организатор внеучебной работы и жизнедеятельности обучающихся. В данной статье речь идет об основных профессионально-значимых качествах личности педагога (мастера).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernyaeva_n.v._-_statya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессионально-значимые качества мастера производственного обучения, их роль в развитии дидактического взаимодействия.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и любовь к ученикам, то он совершенный учитель. Л. Толстой |
Греческое слово пейдагогос (пейда – ребенок, гогос - вести) обозначает детоводитель. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались воспитанием и обучением детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании – педагогика.
Профессионал высшего класса А.С. Макаренко настаивал на том, что педагогическое мастерство не является свойством только талантливых людей. Это специальность, которой нужно учить, как и любой другой. «Мастерство – это чего можно добиться, - читаем у А.С. Макаренко, - и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так может и должен быть прекрасным мастером педагог… Я уверен, что все мы люди одинаковые. Я проработал 32 года, и всякий учитель, который проработал более или менее длительно, - мастер, если он не лентяй. И каждый из вас, молодых педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он владеет мастерством, зависит от собственного напора». Как справедливо отмечал А.С. Макаренко, ученики простят своим учителям строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге мастерство, квалификацию, золотые руки, глубокое знание предмета, ясную мысль.
Мастер производственного обучения – особая фигура в инженерно-педагогическом коллективе профессионального образовательного учреждения, чьи задачи и служебные обязанности многообразны и сложны. Мастер – это основной учитель профессии, организатор внеучебной работы и жизнедеятельности обучающихся. Уровень и качество профессионально-педагогической подготовки мастера производственного обучения в значительной мере определяет и качество подготовки учащихся профессиональных техникумов – будущих рабочих современного производства.
Профессионально значимые качества личности педагога
(мастера производственного обучения)
Доминантные качества – это такие, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности:
- Экспрессивные способности – умение педагога образно и ярко выражать свои мысли с помощью слова и невербальных средств.
- Дидактические способности – умение преподнести ученый материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс.
- Авторитарные способности заключается в умении быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на учащихся.
- Научно-педагогические способности подразумевают участие в научно-исследовательской работе педагогического характера.
- Перцептивные способности - это умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к педагогу.
- Коммуникативные способности – это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего, с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения.
- Личностные способности педагога проявляются, прежде всего, в педагогическом такте, что заключается в умении соблюдать чувство меры в отношениях с окружающими, особенно при проявлении требовательности, которая всегда сочетается с уважением к обучаемым, с заботой о них.
- Организаторские способности предусматривают умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание и т.п..
- Мажорные способности – это оптимизм педагога, помогающий активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение.
- Психомоторные способности обеспечивают двигательные навыки, способность в работе «соединить голову с руками». Данные способности предусматривают умения педагога подбирать индивидуальную технику движений для учащихся во время практического обучения, эксперимента и других работ.
- Способности к концентрации и распределению внимания – умение на занятиях и во всех других случаях общения держать в поле зрения всю учебную группу, видеть каждого в отдельности.
- Гностические способности – это умение быстро и точно распознавать явления, анализировать их и успешно оперировать.
- Конструктивные способности или педагогическое воображение - это умение проектировать будущее воспитанников, тщательно планировать предстоящую работу, предвидеть результаты своего труда.
Периферийные качества - это качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие ее успешности (чувство юмора, доброжелательность, приветливость, внешняя привлекательность).
Негативными являются качества, которые влекут снижение эффективности педагогического труда (мстительность, неуравновешенность, пристрастности).
Профессионально недопустимые качества – это те, которые ведут к профессиональной непригодности педагога (рукоприкладство, безнравственность, беспринципность, безответственность, грубость, некомпетентность, вредные привычки).
Педагогические способности действуют и проявляются не изолированно, они дополняют друг друга и связаны между собой, что дает возможность к компенсации отсутствующих или слаборазвитых способностей.
Педагог должен формировать у себя творческое, гибкое поведение в зависимости от ситуации. Он должен быть внимательным к мельчайшим деталям своего общения с учащимися, должен владеть главными умениями и средствами личного воздействия на ученика: понимать внутренний мир учащегося по его взгляду, мимике, жестам; владеть культурой речи; уметь выразительно передавать свои чувства с помощью мимики, пантомимики и др. Все это называется педагогической техникой, для овладения которой надо изучать психологию общения и межличностных отношений, возрастную и педагогическую психологии, сущность и особенности психических состояний человека, формировать речевые умения, вырабатывать умения саморегуляции психической деятельности.
Успешным является общение, которое основывается на человеческих отношениях, на совместной увлеченности деятельностью, на основе дружеского расположения. Недопустимы отношения устрашения, заигрывания, дистанция. Официально-деловые отношения нужны в любой работе, чтобы поддерживать элементарный порядок, дисциплину, но учащиеся всегда воспринимают такие отношения как казенные, бездушные, иногда враждебные. Следовательно, надо изучать личность ребенка, чтобы уметь относиться к нему не только как к объекту труда, но и как к уникальной, неповторимой личности. В этих отношениях педагог и сам действует как человек – обладатель индивидуальных качеств, мыслящий, переживающий.
В профессии педагога огромное значение имеет профессиональная мораль. Нормы морали вырабатываются обществом, их выполнение поддерживается чувством долга и сознанием человека. Нормы морали изменяются с развитием общества. Педагогическая мораль возникла вместе с возникновение педагогической деятельности:
«Воспитывая, нужно учитывать природу ребенка, опираться на детскую любознательность, предпочитать средства убеждения средствам принуждения» Демокрит
М. Монтейн считает человеческие качества более ценными, чем ученость.
Я.А. Коменский порицает учителя за высокомерие, неуважительное отношение к ученику. «Учителями должны быть лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью».
«Профессия учителя должна быть почетной и высокооплачиваемой, тогда учитель будет стараться» Дидро
«Недопустимо низкое положение учителя в обществе. Недопустимо учительствование ради заработка» Песталоццы
«Если учитель не любит учеников и не может вызвать у них симпатии, уважения к себе, то пусть лучше оставит дело воспитания» Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат: «Роль мастера производственного обучения в процессе воспитания и перевоспитания несовершеннолетних осуждённых»
В педагогической системе Макаренко труд занимает исключительно важное место. Научить молодежь творческому труду, писал А. С. Макаренко особенно важная задача, воспитания. Такой труд возможен только та...
Роль мастера производственного обучения в процессе подготовки квалифицированных специалистов.
В данной статье я попытался отразить роль мастера производственного обучения в учреждениях профессионального образования....
ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»
Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к со...
Роль мастера производственного обучения в воспитании и обучении подростков с приемами саморегуляции.
....
ДОКЛАД «РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»
Успех обучения и воспитания студентов ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»» в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, и...
ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»
Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к сотрудни...
Конструктивное взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23109198","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]С точки зрения образовательного процесса конструктивное взаимодействие – это комплекс...