Проблема обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования с точки зрения реализации целевых ориентиров ФГОС ДО
методическая разработка
Презентационные материалы содержат информацию об основных документах, регламентирующих работу дошкольных учреждений. Предлагаются формы и методы. позволяющие осуществление плавного перехода ребёнка с одной образовательной ступени на другую
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ещё в 1996 году на коллегии Министерства образования РФ впервые вопрос о преемственности был рассмотрен как главное условие непрерывности образовательного процесса принципом которого стала идея приоритета личностного развития Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода; связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию Понятие о преемственности
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» Л.С. Выготский Задача дошкольного образования «Дошкольное образование – это первый уровень единой системы образования в РФ» говорит Закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 № 273 ФЗ Задача школы обеспечить полноценное формирование и развитие способностей ученика, умение самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т. е. научить учиться
Занятия в ДОУ часто напоминают классно-урочную систему: обучаем чтению, основам письма и счёта Школа хочет видеть готового ученика: самостоятельного, умеющего слушать и слышать, думающего, коммуникабельного Преемственность – процесс двухсторонний Важная проблема – координация действий: школа – детский сад. Учителя и воспитатели предъявляют разные требования к ребёнку старшего дошкольного возраста потому, что: Различие целей обучения Несогласованность программ Резкая смена ведущей деятельности воспитанника Неготовность родителей к резкой смене социального статуса ребёнка
Нормативные документы, регламентирующие работу ДОУ, согласно ФГОС ДО 1. Приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации» 2. Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06 октября 2009 г. «Об утверждении ФГОС начального общего образования» 3. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации», который с изменениями и дополнениями вступил в силу с 01.01 2014
Нормативные документы, регламентирующие работу ДОУ, согласно ФГОС ДО 5. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 6. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» 4. Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»
Нормативные документы, регламентирующие работу ДОУ, согласно ФГОС ДО 8. Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 24.01.2014 № 63 «О введении ФГОС ДО на территории Воронежской области» 9. Приказ Управления образования администрации городского округа город Воронеж от 14.04.2014 № 497/01-06 «О введении ФГОС в систему дошкольного образования городского округа город Воронеж» 7. Письмо Минобрнауки РФ по надзору в сфере образования и науки от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 10. План действий по обеспечению введения ФГОС ДО, утверждённый первым зам. Минобрнауки РФ Н.В.Третьяк от 31.12.2013
Общая цель дошкольного и начального школьного образования Целевые ориентиры ДО (ЦО ДО): общее развитие ребёнка в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека; формирование предпосылок учебной деятельности без указания отдельных механизмов Цель МБОУ: продолжать общее развитие детей с учётом возможностей и специфики школьной жизни. Освоение важнейших учебных навыков и становление учебной деятельности
Признаки поведения воспитанника ДОУ, позволяющие говорить о наличии у него предпосылок к учебной деятельности 1. Сформированность позиции субъекта детских видов деятельности (Б.Г.Ананьев, А.И.Сорокина) 2. Овладение детьми общими способами действий, обобщёнными учебными умениями, важнейшим из которых является умение выделять в предложенном задании учебную задачу и воспринимать её как самостоятельную цель деятельности (А.П.Усова) 3. Переориентация сознания детей с конечного результата на способы его достижения ( Н.Н.Поддьяков ) 4. Умение работать по инструкции
Признаки поведения воспитанника ДОУ, позволяющие говорить о наличии у него предпосылок к учебной деятельности 6. Сформированность личностного (мотивационного) компонента деятельности ( Л.А.Венгер , А.К.Маркова) 4. Произвольность, управляемость поведения. 5. Способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач. Контроль за способом выполнения своих действий и их оценка ( Д.Б.Эльконин )
Психолог Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1980) видел формирование и развитие субъекта в деятельности . Но не всякая деятельность ребёнка является развивающей. Деятельность – главный двигатель развития ребёнка
Деятельность – главный двигатель развития ребёнка Наш современник Сергей Дмитриевич Смирнов, доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ призывает увидеть и поддержать в человеке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания. Важно помочь ребёнку раскрыть в себе этот потенциал
Деятельность – главный двигатель развития ребёнка
Проблема формирования субъектности воспитанника ДОУ 2. Погружение ребёнка в необычные условия обучающих проблемных ситуаций – одна из эффективных возможностей становления его субъектности 3. Диалогизация отношений в формате субъект - субъект 1. Длительный процесс , проявляющийся в коммуникативной, исследовательской, игровой, познавательной, изобразительной, музыкальной деятельности, а также двигательной, деятельности самообслуживания и т. д.,
Требования ФГОС к образовательной программе Для ДОУ: Требования к структуре ООП ДО 2. Требования к условиям реализации ООП ДО Для МБОУ: Требования к структуре ООП НОО 2. Требования к условиям реализации ООП НОО 3. Требования к результатам освоения ООП НОО
Качества личности выпускника ДОУ, согласно требований ФГОС 1. Соответствие нормам физического развития , позволяющим реализовать потребность в физической активности. Овладение основными культурно-гигиеническими навыками , позволяющими ребёнку самостоятельно выполнять доступные его возрасту гигиенические процедуры, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. 2. Любознательность, активность . Ребёнок должен интересоваться всем новым, неизвестным ему в мире предметов и вещей, в своём внутреннем мире. Задавать вопросы взрослым, стремиться экспериментировать , принимать активное участие в образовательном процессе, быть заинтересованным в собственном успехе.
Качества личности выпускника ДОУ, согласно требований ФГОС 3. Эмоциональная отзывчивость . Дошкольник в условиях успешного развития адекватно откликается на эмоции близких и друзей, искренне сопереживает сказочным героям , эмоционально реагирует на произведения изобразительного, музыкального искусства, красоту природы. 4. Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Дошкольник должен владеть определёнными коммуникативными навыками , позволяющими ему успешно общаться со взрослыми и ровесниками. 5. Способность решать личностные задачи, адекватные возрасту.
Качества личности выпускника ДОУ, согласно требований ФГОС 6. Сформированность первичных представлений о себе, о семье, обществе, государстве, мире и природе. 7. Владение универсальными предпосылками учебной деятельности: умение работать по правилу и образцу, слушать, понимать, выполнять инструкции взрослого. 8. Владение основными умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности
Качества личности выпускника ДОУ, согласно требований ФГОС 9. Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения . Поведение дошкольника должно определяться не его сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, что « хорошо », а что « плохо », что « можно », а что « нельзя ». Дошкольник должен элементарно планировать собственные действия, которые направлены на достижение определённой цели. Он осознанно может соблюдать правила поведения на улице, в общественных местах.
Общие задачи для ДОУ и начальной школы решения проблемы преемственности 1. Создание единого образовательного пространства 2. Применение здоровьесберегающих технологий 3. Координация и совместная разработка содержания обучения и воспитания детей 4. Использование преемственности форм, методов и технологий ДОУ в начальной школе
Формы преемственных связей ДО и НОО Знакомство учителя с будущими учениками Совместное участие первоклассников и детей подготовительной группы в праздниках, развлечениях, играх-соревнованиях, эстафетах. Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы Организация совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками Экскурсии дошкольников в школу Совместные совещания, педагогические советы, круглые столы с участием педагогов детского сада, родителей и учителей начальных классов Взаимопосещение уроков воспитателями и учителями
Использованная литература 1. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе?. М.: Знание, 2009. – 189 с. 2. Гапоненко М.С. Преемственность ДОУ и школы как условие успешной адаптации к школьной жизни. 3. Закон «Об образовании в РФ». М.: Просвещение. 2012 4. Рылеева Е.В. //Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005 № 4, с. 104-112 5. Миханкова Е.В., Поденако М.А. Проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования // ГАДОУ Детский сад № 53 г. Санкт-Петербурга 6. Тимофеева Л.Л. //Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. М.: Дошкольная педагогика. № 4, 2015 7. ФГОС начального общего образования // Вестник образования России 2009. № 2 8. Методическое сопровождение педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. // МКУ ЦРО городского округа город Воронеж 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Внеурочная деятельность в школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»
«Внеурочная деятельность в школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»...
Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...
Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
В работе предложены условия проектирования современного урока иностранного языка, представлен образец технологической карты урока и методические рекомендации к ее разработке...
Дипломная работа на тему "СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломная работ, доклад на защиту, презентация и титульный лист....
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
Риторика как средство реализации ФГОС начального общего образования.
Исследование автора посвящено реализации важной задачи, обозначенной в принятом ФГОС для начальной школы – формирования коммуникативной компетенции младших школьников, развития метапр...
Конструктивное взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23109198","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]С точки зрения образовательного процесса конструктивное взаимодействие – это комплекс...