Проблема обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования с точки зрения реализации целевых ориентиров ФГОС ДО
методическая разработка
Презентационные материалы содержат информацию об основных документах, регламентирующих работу дошкольных учреждений. Предлагаются формы и методы. позволяющие осуществление плавного перехода ребёнка с одной образовательной ступени на другую
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ещё в 1996 году на коллегии Министерства образования РФ впервые вопрос о преемственности был рассмотрен как главное условие непрерывности образовательного процесса принципом которого стала идея приоритета личностного развития Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода; связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию Понятие о преемственности
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» Л.С. Выготский Задача дошкольного образования «Дошкольное образование – это первый уровень единой системы образования в РФ» говорит Закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 № 273 ФЗ Задача школы обеспечить полноценное формирование и развитие способностей ученика, умение самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т. е. научить учиться
Занятия в ДОУ часто напоминают классно-урочную систему: обучаем чтению, основам письма и счёта Школа хочет видеть готового ученика: самостоятельного, умеющего слушать и слышать, думающего, коммуникабельного Преемственность – процесс двухсторонний Важная проблема – координация действий: школа – детский сад. Учителя и воспитатели предъявляют разные требования к ребёнку старшего дошкольного возраста потому, что: Различие целей обучения Несогласованность программ Резкая смена ведущей деятельности воспитанника Неготовность родителей к резкой смене социального статуса ребёнка
Нормативные документы, регламентирующие работу ДОУ, согласно ФГОС ДО 1. Приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации» 2. Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06 октября 2009 г. «Об утверждении ФГОС начального общего образования» 3. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации», который с изменениями и дополнениями вступил в силу с 01.01 2014
Нормативные документы, регламентирующие работу ДОУ, согласно ФГОС ДО 5. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 6. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» 4. Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»
Нормативные документы, регламентирующие работу ДОУ, согласно ФГОС ДО 8. Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 24.01.2014 № 63 «О введении ФГОС ДО на территории Воронежской области» 9. Приказ Управления образования администрации городского округа город Воронеж от 14.04.2014 № 497/01-06 «О введении ФГОС в систему дошкольного образования городского округа город Воронеж» 7. Письмо Минобрнауки РФ по надзору в сфере образования и науки от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 10. План действий по обеспечению введения ФГОС ДО, утверждённый первым зам. Минобрнауки РФ Н.В.Третьяк от 31.12.2013
Общая цель дошкольного и начального школьного образования Целевые ориентиры ДО (ЦО ДО): общее развитие ребёнка в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека; формирование предпосылок учебной деятельности без указания отдельных механизмов Цель МБОУ: продолжать общее развитие детей с учётом возможностей и специфики школьной жизни. Освоение важнейших учебных навыков и становление учебной деятельности
Признаки поведения воспитанника ДОУ, позволяющие говорить о наличии у него предпосылок к учебной деятельности 1. Сформированность позиции субъекта детских видов деятельности (Б.Г.Ананьев, А.И.Сорокина) 2. Овладение детьми общими способами действий, обобщёнными учебными умениями, важнейшим из которых является умение выделять в предложенном задании учебную задачу и воспринимать её как самостоятельную цель деятельности (А.П.Усова) 3. Переориентация сознания детей с конечного результата на способы его достижения ( Н.Н.Поддьяков ) 4. Умение работать по инструкции
Признаки поведения воспитанника ДОУ, позволяющие говорить о наличии у него предпосылок к учебной деятельности 6. Сформированность личностного (мотивационного) компонента деятельности ( Л.А.Венгер , А.К.Маркова) 4. Произвольность, управляемость поведения. 5. Способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач. Контроль за способом выполнения своих действий и их оценка ( Д.Б.Эльконин )
Психолог Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1980) видел формирование и развитие субъекта в деятельности . Но не всякая деятельность ребёнка является развивающей. Деятельность – главный двигатель развития ребёнка
Деятельность – главный двигатель развития ребёнка Наш современник Сергей Дмитриевич Смирнов, доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ призывает увидеть и поддержать в человеке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания. Важно помочь ребёнку раскрыть в себе этот потенциал
Деятельность – главный двигатель развития ребёнка
Проблема формирования субъектности воспитанника ДОУ 2. Погружение ребёнка в необычные условия обучающих проблемных ситуаций – одна из эффективных возможностей становления его субъектности 3. Диалогизация отношений в формате субъект - субъект 1. Длительный процесс , проявляющийся в коммуникативной, исследовательской, игровой, познавательной, изобразительной, музыкальной деятельности, а также двигательной, деятельности самообслуживания и т. д.,
Требования ФГОС к образовательной программе Для ДОУ: Требования к структуре ООП ДО 2. Требования к условиям реализации ООП ДО Для МБОУ: Требования к структуре ООП НОО 2. Требования к условиям реализации ООП НОО 3. Требования к результатам освоения ООП НОО
Качества личности выпускника ДОУ, согласно требований ФГОС 1. Соответствие нормам физического развития , позволяющим реализовать потребность в физической активности. Овладение основными культурно-гигиеническими навыками , позволяющими ребёнку самостоятельно выполнять доступные его возрасту гигиенические процедуры, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. 2. Любознательность, активность . Ребёнок должен интересоваться всем новым, неизвестным ему в мире предметов и вещей, в своём внутреннем мире. Задавать вопросы взрослым, стремиться экспериментировать , принимать активное участие в образовательном процессе, быть заинтересованным в собственном успехе.
Качества личности выпускника ДОУ, согласно требований ФГОС 3. Эмоциональная отзывчивость . Дошкольник в условиях успешного развития адекватно откликается на эмоции близких и друзей, искренне сопереживает сказочным героям , эмоционально реагирует на произведения изобразительного, музыкального искусства, красоту природы. 4. Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Дошкольник должен владеть определёнными коммуникативными навыками , позволяющими ему успешно общаться со взрослыми и ровесниками. 5. Способность решать личностные задачи, адекватные возрасту.
Качества личности выпускника ДОУ, согласно требований ФГОС 6. Сформированность первичных представлений о себе, о семье, обществе, государстве, мире и природе. 7. Владение универсальными предпосылками учебной деятельности: умение работать по правилу и образцу, слушать, понимать, выполнять инструкции взрослого. 8. Владение основными умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности
Качества личности выпускника ДОУ, согласно требований ФГОС 9. Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения . Поведение дошкольника должно определяться не его сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, что « хорошо », а что « плохо », что « можно », а что « нельзя ». Дошкольник должен элементарно планировать собственные действия, которые направлены на достижение определённой цели. Он осознанно может соблюдать правила поведения на улице, в общественных местах.
Общие задачи для ДОУ и начальной школы решения проблемы преемственности 1. Создание единого образовательного пространства 2. Применение здоровьесберегающих технологий 3. Координация и совместная разработка содержания обучения и воспитания детей 4. Использование преемственности форм, методов и технологий ДОУ в начальной школе
Формы преемственных связей ДО и НОО Знакомство учителя с будущими учениками Совместное участие первоклассников и детей подготовительной группы в праздниках, развлечениях, играх-соревнованиях, эстафетах. Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы Организация совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками Экскурсии дошкольников в школу Совместные совещания, педагогические советы, круглые столы с участием педагогов детского сада, родителей и учителей начальных классов Взаимопосещение уроков воспитателями и учителями
Использованная литература 1. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе?. М.: Знание, 2009. – 189 с. 2. Гапоненко М.С. Преемственность ДОУ и школы как условие успешной адаптации к школьной жизни. 3. Закон «Об образовании в РФ». М.: Просвещение. 2012 4. Рылеева Е.В. //Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005 № 4, с. 104-112 5. Миханкова Е.В., Поденако М.А. Проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования // ГАДОУ Детский сад № 53 г. Санкт-Петербурга 6. Тимофеева Л.Л. //Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. М.: Дошкольная педагогика. № 4, 2015 7. ФГОС начального общего образования // Вестник образования России 2009. № 2 8. Методическое сопровождение педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. // МКУ ЦРО городского округа город Воронеж 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Внеурочная деятельность в школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»
«Внеурочная деятельность в школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»...

Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...
Дипломная работа на тему "СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломная работ, доклад на защиту, презентация и титульный лист....

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
Риторика как средство реализации ФГОС начального общего образования.
Исследование автора посвящено реализации важной задачи, обозначенной в принятом ФГОС для начальной школы – формирования коммуникативной компетенции младших школьников, развития метапр...

Конструктивное взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23109198","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]С точки зрения образовательного процесса конструктивное взаимодействие – это комплекс...

Статьи по проблемам подготовки специалистов начального общего образования
Статьи по проблемам подготовки будущих учителей начальной школы...