Взаимоотношение мастера производственного обучения с обучающимися
статья

Васильев Павел Гаврильевич

Взаимоотношения куратора со своими курсантами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimootnoshenie_mastera_p.o_s_obuchayushchimisya.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование взаимоотношений лидера и куратора

Руководитель: Васильев Павел Гаврильевич, мастер п/о, ГБПОУ РС(Я) «Верхневилюйский техникум»

                АННОТАЦИЯ

Исследование этой проблемы имеет психолого-педагогический смысл. Педагогу, выступающему в роли куратора, необходимо знать эффективные способы воздействия на весь  коллектив. Давно выяснено, что наибольшее социализирующее влияние  педагог может оказать на коллектив через его лидера. Но остаются не вполне ясными условия эффективного взаимодействия и взаимоотношений лидеров группы и куратора. Выявлению параметров эффективных взаимоотношений и посвящена наша работа.

Цель  работы: выявить степень позитивности взаимоотношений лидера и классного руководителя.

Объект исследования - коллектив группы «Мастер жилищно-коммунального хозяйства» ГБПОУ РС(Я) «Верхневилюйский техникум»

Предмет исследования - взаимоотношения лидера и куратора.

Методы исследования:

  1. теоретические: анализ имеющейся литературы по проблеме исследования, обобщение информации
  2. эмпирические: наблюдение, сравнение, анкетирование, работа с респондентами.

По результатам исследования литературных источников можно сделать следующие выводы:

- Группа представляет собой «наложение» формальной и неформальной структур. Глава формальной структуры называется руководителем. Во главе неформальной структуры стоит лидер;

- Основная функция лидера – определять ведущие нормы и ценности данного коллектива, прокладывать стратегии решения групповых задач, в том числе и возрастных;

- Основная функция руководителя – выступать агентом социализации, представителем общества, осуществлять связь с общественными институтами и организациями, направлять деятельность членов  коллектива в просоциальное русло;

- Лидеру и руководителю  коллектива необходимо находиться в позитивных взаимоотношениях для успешного функционирования коллектива и эффективного решения им своих задач;

- Важным фактором взаимодействия и взаимоотношений лидера и классного руководителя является психологический климат коллектива;

- Взаимоотношения лидера и руководителя подчиняются межличностным закономерностям, на них распространяются законы межличностного восприятия и оценивания;

В нашем исследовании мы использовали методику «Измерения взаимоотношений между тренером и спортсменом». Видоизменив ее, мы получили положительные результаты не в спортивной группе, а в  коллективе группы. Учащиеся, занимающие высокие посты в формальной структуре группы, отличаются наилучшими отношениями с классным руководителем, являются лидерами группы. В исследованной нами группе наблюдается достаточное совпадение формальной и неформальной структур, что позволяет классному руководителю эффективнее работать с группой.

Выводы:

         Проблема взаимоотношений куратора и лидера в  коллективе группы является сложной и многогранной. Нельзя однозначно определить, где начинаются функции руководителя, а где – лидера. Определенность вносится лишь на уровне макро- и микросоциума. При разделении этих уровней становится очевидным, что лидер и руководитель решают, разные задачи. Функционирование группы на уровне макросоциума приводит к вычленению формальной структуры группы. Группа представляет собой «наложение» формальной и неформальной структур. Основная функция лидера состоит в определении ведущих норм и ценностей данного коллектива, прокладывании стратегий решения групповых задач.  Руководитель реализует свои основные функции в том, что выступает агентом социализации, ориентирует учащихся на общественные нормы и правила, подает пример, задает образцы поведения, осуществляя, таким образом, связь с общественными институтами и организациями. Для того чтобы  коллектив группы функционировал нормально, лидеру и классному руководителю необходимо находиться в позитивных взаимоотношениях, понимать друг друга, представлять задачи друг друга. Важным фактором взаимодействия и взаимоотношений лидера и классного руководителя является психологический климат коллектива. Взаимоотношения лидера и руководителя подчиняются межличностным закономерностям, на них распространяются законы межличностного восприятия и оценивания. Взаимоотношения лидера и руководителя более тесные, чем руководителя и других членов группы. Тесные взаимоотношения означают, что стороны оценивают их как позитивные, глубокие, выражают высокую степень удовлетворенности ими.

Исследование взаимоотношений лидера и классного руководителя

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

        Проблема лидерства в молодежной среде занимает далеко не последнее место по ряду проблем. Одна из граней этой проблемы – взаимодействие и взаимоотношения лидера с куратором. Дальнейшая жизнь учащегося потребует от него не только умения строить свою жизнь, но и, диктуемые временем, навыки лидерского поведения, выступающие условием жизненного успеха. В современном мире от будущего  профессионального работника требуются поистине лидерские качества: инициативность, настойчивость, вера в себя и успех дела. И взаимоотношения с руководителем займут не последнее место в жизни вчерашнего учащегося.

Гипотеза исследования: Работа педагога, выступающего в роли куратора будет наиболее эффективной, если он находится в позитивных взаимоотношениях с лидером  группы.

Актуальной проблемой для  молодежного коллектива является ценностные   ориентиры коллективной деятельности. Молодые люди еще не всегда могут отличить дурное от хорошего, просоциальное от антисоциального, часто не имеют юридических знаний, не говоря уже о личностной и социальной незрелости, являющихся возрастным признаком. У преступной, девиантной, с низкой культурой развития взаимоотношений, групп тоже всегда есть лидирующее лицо. Именно от лидера будет зависеть заняты ли будут члены группы общественно полезными делами, или будут ориентированы на незаконную деятельность.   Руководство описывает группу несколько иначе. Классный руководитель – это, прежде всего, агент социализации. Он представляет социальные организации и институты. Он является носителем общественных норм, правил, ценностей, способов поведения, культуры. Фактически, классный руководитель – это представитель общества.

 Очень интересной и наглядной является схема Г.М.Андреевой, сравнивающей лидерство и руководство[1].

Руководство

Лидерство

Элемент макросреды, отвечающий системе доминирующих в ней социальных отношений

Феномен микросреды, соответствующий потребностям и установкам группы

Средство регулирования отношений в рамках социальной организации

Связано с регулированием внутригрупповых, межличностных отношений, носящих неофициальный характер

Процесс целенаправленной и контролируемой деятельности социальных организаций и институтов

Возникает и функционирует преимущественно стихийно

Более стабильное явление, менее подверженное перепадам во мнениях и настроениях группы

Подвержено влиянию установок и настроений группы

Характеризуется применением достаточно определенной системы административных санкций

Характеризуется применением широкой системы приемов социально-психологического воздействия на личность и группу

Процесс принятия решения имеет сложный и многоэтапный характер

Процесс принятия решения не нормирован

Руководитель осуществляет представительство группы в макросреде

Протекает в условиях микросреды

       

Как свидетельствует данная таблица, лидерство – это, в общем и целом, групповой феномен и групповая функция. Существенным фактором взаимоотношений между лидером и руководителем является психологический климат в группе. В их отношениях зримо и незримо присутствуют другие члены коллектива. Р.С. Немов отмечает: «Однако в целом отношения в малой группе не сводимы к диадическим, поскольку для каждой пары наугад взятых людей можно выделить значимых для них других членов той же самой малой группы, отношения которых к каждому члену данной пары влияют, в свою очередь, на их личные взаимоотношения. Следовательно, парные взаимоотношения всегда строятся с учетом отношений с другими окружающими данную пару людьми»[2].С другой стороны, лидер  коллектива группы– это такой же подчиненный для классного руководителя, как и другие учащиеся. Ни одно воспитательное воздействие не может иметь должного эффекта, если у классного руководителя потерян контакт с учащимися, существенно нарушены позитивные взаимоотношения. Иногда взаимоотношения руководителя с подчиненными специально включают в модели, описывающие руководство. В основе нашего исследования лежит идея о том, что взаимоотношения лидера и руководителя более тесные, чем руководителя и других членов группы. Тесные взаимоотношения означают, что стороны оценивают их как позитивные, глубокие, выражают высокую степень удовлетворенности ими. Удовлетворенность взаимоотношениями лидера и руководителя невозможно проследить, если не сравнивать их со взаимоотношениями классного руководителя и других челнов группы, имеющих более низкий статус, чем лидерский.

         С целью реализации задуманного исследования, мы воспользовались:

1. Методикой «Измерения взаимоотношений между тренером и спортсменом»[3]. Методику эту мы несколько видоизменили, заменив слово «тренер» в опроснике словосочетанием «классный руководитель». Такая замена, по нашему мнению, не приносит ущерба методике, так как в опроснике речь идет, фактически о функциях руководителя по отношению к менее подчиненному. Методика составлена при помощи простых понятий и доступна учащимся. Одновременно можно считать использование такой видоизмененной методики ее апробированием. Как показала практика, в измененном виде методика дает интересные, по-видимому, значимые результаты.

2. Для получения необходимых данных, мы также использовали сведения о формальной структуре группе, которые просто скопировали со стенда, представляющего группу.

  1. Использовали данные устного опроса учащихся группы и преподавателей,  работающих в этой группе, проведенного с целью выявить лидеров группы и характер их лидерства.

Список использованной литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998;
  2. Еникеев М.И.. Общая и социальная психология. – М., 2000;
  3. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1996;
  4. Немов Р.С. Психология. В 3 кн.. Кн. 1 - М.., 2003;
  5. Аникеева Н.П. учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983;
  6. Макаренко А.С. Педагогическая поэма.Собр. соч.Т.1 – М., 1957;
  7. Дубовская Е.М. Руководство малой группой. Социальная психология: Хрестоматия:/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М., 2003;
  8. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1984
  9. Кричевский Р.Л. Синтетический подход к исследованию лидерства//Вопросы психологии, 1977, №6.

В основе нашего исследования лежит идея о том, что взаимоотношения лидера и руководителя более тесные, чем руководителя и других членов группы. Тесные взаимоотношения означают, что стороны оценивают их как позитивные, глубокие, выражают высокую степень удовлетворенности ими. Удовлетворенность взаимоотношениями лидера и руководителя невозможно проследить, если не сравнивать их со взаимоотношениями классного руководителя и других челнов группы, имеющих более низкий статус, чем лидерский.

С целью реализации задуманного исследования, мы воспользовались методикой «Измерения взаимоотношений между тренером и спортсменом»[4]. Методику эту мы несколько видоизменили, заменив слово «тренер» в опроснике словосочетанием «классный руководитель». Такая замена, по нашему мнению, не приносит ущерба методике, так как в опроснике речь идет, фактически о функциях руководителя по отношению к менее подчиненному. Методика составлена при помощи простых понятий и доступна учащимся. Одновременно можно считать использование такой видоизмененной методики ее апробированием. Как показала практика, в измененном виде методика дает интересные, по-видимому, значимые результаты.

Измерение взаимоотношений между куратором и членом  коллектива группы

  1. Куратор умеет точно предсказать результаты своих  учащихся
  2. Мне трудно ладить с куратором
  3. Куратор – справедливый человек
  4. Куратор умело подводит меня к выступлениям на людях
  5. Куратору явно не хватает чуткости в отношении с людьми
  6. Слово куратора для меня – закон
  7. Куратор тщательно планирует работу со мной
  8. Я вполне доволен куратором
  9. Куратор недостаточно требователен ко мне
  10. Куратор всегда может дать разумный совет
  11. Я полностью доверяю куратору
  12. Оценка куратора очень важна для меня
  13. Куратор в основном работает по шаблону
  14. Работать с куратором – одно удовольствие
  15. Куратор уделяет мне мало внимания
  16. Куратор, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей
  17. Куратор плохо чувствует мое настроение
  18. Куратор всегда выслушивает мое мнение
  19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет куратор
  20. Я не стану делиться с куратором своими мыслями
  21. Куратор наказывает меня за малейший проступок
  22. Куратор хорошо знает мои слабые и сильные стороны
  23. Я хотел бы стать похожим на куратора
  24. У нас с куратором чисто деловые отношения

Для получения необходимых данных, мы также использовали сведения о формальной структуре группе, которые просто скопировали со стенда, представляющего группу.

         Использовали данные устного опроса учащихся группы и преподавателей,  работающих в этой группе, проведенного с целью выявить лидеров группы и характер их лидерства. Выявлено, что лидерами группы  можно назвать Яковлева Венцислава. Умеет организовать, убедить, уговорить, раздать роли в предстоящем проекте.

Исследование проводилось на базе техникума, в группе «Мастер жилищно-коммунального хозяйства». В исследовании приняли участие 19 учащихся. Им было предложено ответить на вопросы опросника и зафиксировать результаты в разработанных нами бланках ответов.

Ф.И. …………………………………………………………………………………

Внимательно прочитайте  каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим отношениям с классным руководителем, то напишите «да»; если же оно неверно, то «нет». Гарантируем конфиденциальность. Результаты исследования будут использоваться только в обобщенном виде. Спасибо!

А

Б

В

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Итог

Итог

Итог

Сумма баллов


Результаты исследования

В результате опроса получены данные:

- от 20 до 24 баллов – отношения с куратором идеальные;

- от 15 до 19 баллов – отношения с куратором очень хорошие, основанные на взаимопонимании;

- от 10 до 14 баллов – отношения с куратором удовлетворительные, но особой близости и взаимопонимания нет;

- от 5 до 9 баллов – отношения скорее неудовлетворительные.

В результате нашего исследования получено четыре группы, характеризующие близость и удовлетворенность отношений с куратором. Отношениями глубокого взаимопонимания отличаются отношения куратора с двумя учащимися. Отношения взаимопонимания у куратора с семью учащимися. Отношения, которые можно назвать удовлетворительными – с восемью  учащимися. Отношения, которые можно назвать, скорее, неудовлетворительными – с  двумя учащимися. Дальнейший анализ, заключающийся в сопоставлении формальной структуры группы с неформальными взаимоотношениями с куратором, показывает, что:

- учащиеся, которые оценивают свои отношения с куратором как неудовлетворительные,  по-видимому не принимают участия в общественной жизни группы и не слишком хорошо учатся;

- учащиеся, которые оценивают свои взаимоотношения с куратором как удовлетворительные, также не особо принимают активного участия в общественной жизни группы.

- учащиеся, оценивающие свои отношения с куратором как хорошие, отличающиеся взаимопониманием, занимают должности в активе группы

- учащиеся, которые оценивают свои взаимоотношения с куратором как отличные, занимают в структуре группы «высокие» посты  старосты,  заместителя старосты .

Таким образом, наши предположения подтверждаются: учащиеся, занимающие высокие посты в формальной структуре группы, отличаются наилучшими отношениями с классным руководителем, оценивают их как благоприятные.

На основании и по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

- Взаимоотношения лидера и руководителя более тесные, чем руководителя и других членов группы. Тесные взаимоотношения означают, что стороны оценивают их как позитивные, глубокие, выражают высокую степень удовлетворенности ими;

- Методика «Измерения взаимоотношений между тренером и спортсменом» видоизмененная принесла положительные результаты. Возможно применение ее в других  коллективах;

- Для получения результатов мы сопоставили формальную структуру группы и оценки  учащимися взаимоотношений с классным руководителем;

- Учащиеся, занимающие высокие посты в формальной структуре группы, отличаются наилучшими отношениями с классным руководителем, являются классными лидерами;

- Наблюдается достаточное совпадение формальной и неформальной структуры группы, когда лидеры, являются еще и руководителями  жизни группы;

- Очевидно, что выборы в группе проходили не без помощи классного руководителя. Частичное совпадение формальной и неформальной структур позволяет активнее проводить социальные влияния на коллектив группы.


Заключение

Проблема взаимоотношений куратора и лидера в  коллективе группы является сложной и многогранной. Нельзя однозначно определить, где начинаются функции руководителя, а где – лидера. Определенность вносится лишь на уровне макро- и микросоциума. При разделении этих уровней становится очевидным, что лидер и руководитель решают, разные задачи. Функционирование группы на уровне макросоциума приводит к вычленению формальной структуры группы. Группа представляет собой «наложение» формальной и неформальной структур.Основная функция лидера состоит в определении ведущих норм и ценностей данного коллектива, прокладывании стратегий решения групповых задач.  Руководитель реализует свои основные функции в том, что выступает агентом социализации, ориентирует учащихся на общественные нормы и правила, подает пример, задает образцы поведения, осуществляя, таким образом, связь с общественными институтами и организациями. Для того чтобы  коллектив группы функционировал нормально, лидеру и классному руководителю необходимо находиться в позитивных взаимоотношениях, понимать друг друга, представлять задачи друг друга. Важным фактором взаимодействия и взаимоотношений лидера и классного руководителя является психологический климат коллектива. Взаимоотношения лидера и руководителя подчиняются межличностным закономерностям, на них распространяются законы межличностного восприятия и оценивания. Взаимоотношения лидера и руководителя более тесные, чем руководителя и других членов группы. Тесные взаимоотношения означают, что стороны оценивают их как позитивные, глубокие, выражают высокую степень удовлетворенности ими.


[1] Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998,

[2] Немов Р.С. Психология. В 3 кн.. Кн. 1 - М.., 2003 , с.550

[3] Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1984, с.73

[4] Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1984, с.73


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»

Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к со...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Самостоятельная работа - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредствен...

Моделирование индивидуальной и групповой деятельности обучающихся в рамках реализации проекта ( из опыта работы мастера производственного обучения)

Моделирование индивидуальной и  групповой деятельности обучающихся  в рамках реализации проекта ( из опыта работы мастера производственного обучения) В последнее время в школьной практи...

ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»

Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к сотрудни...

Описание педагогического опыта мастера производственного обучения «Развитие интереса обучающихся к выбранной профессии» Профессия обучения: 19149 «Токарь»

В даннной публикации содержится описание моего опыта по повышению мотивации обучающихся к освоению выбранной профессии в систме ФСИН. Профессия "Токарь"....

Конструктивное взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23109198","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]С точки зрения образовательного процесса конструктивное взаимодействие – это комплекс...