МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
методическая разработка на тему

Казарьянц Сергей Николаевич

Методическое пособие по учебной практике по профессиональному модулю ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon УП 01.01 профессия Автомеханик296.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

по профессиональному модулю

ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

для обучающихся по профессии СПО

23.01.03 «Автомеханик»

2017

РАССМОТРЕНО:

ЦМК «Автомеханик»

Протокол №  ___

от  «____»_______________2017г.

Председатель ЦМК

__________________ С.Н. Казарьянц

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УР

_________________ Л.А. Тараненко

«____»_______________2017г.

Методическое пособие по учебной практике по профессиональному модулю ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», составлено на основании рабочей программы по учебной практике по профессии 23.01.03 «Автомеханик».

Автор:

_____________  С.Н. Казарьянц, преподаватель

ГБПОУ КК «АМТ»

Рецензенты:

_____________  Ю.А. Яровая, преподаватель

                         ГБПОУ КК «АМТ»

_____________  А.М. Зятьков, преподаватель

                        ГБПОУ КК «АМТ»

Содержание

1.

Введение…………………………………………………………………………...

3

2.

Порядок проведения учебной практики………………………………………...

3

3.

Критерии выставления оценок…………………………………………………..

3

4.

Тема № 1. «Охрана труда при слесарно-ремонтных работах. Оборудование и инструменты, применяемые при слесарной обработке»……………………..

5

5.

Тема № 2. «Разметка заготовок. Правка, гибка, рубка и резка металла»……..

9

6.

Тема № 3. «Опиливание и распиливание заготовок (деталей). Притирка»…..

18

7.

Тема № 4. «Сверление, зенкерование и развёртывание отверстий. Нарезание резьбы»…………………………………………………………………………….

23

8.

Тема № 5. «Клёпка деталей. Паяние и лужение»……………………………….

28

9.

Тема № 6. «Работа с электроинструментами»………………………………….

32

10.

Тема № 7. «Техническое обслуживание и текущий ремонт кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов»…………………………...

35

11.

Тема № 8. «Техническое обслуживание и текущий ремонт системы охлаждения и смазочной двигателей»………………………………………………….

41

12.

Тема № 9. «Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания двигателей с искровым зажиганием»……………………………………………

44

13.

Тема № 10. «Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания дизелей»………………………………………………………………………

47

14.

Тема № 11. «Техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования автомобилей»……………………………………………………………

51

15.

Тема № 12. «Техническое обслуживание и текущий ремонт трансмиссии и ходовой части автомобилей»…………………………………………………….

56

16.

Тема № 13. «Техническое обслуживание и текущий ремонт рулевого управления автомобилей»………………………………………………………………

60

17.

Тема № 14. «Техническое обслуживание и текущий ремонт тормозной системы автомобилей»……………………………………………………………….

62

18.

Тема № 15. «Техническое обслуживание и текущий ремонт кузова и оборудования автомобилей»……………………………………………………………

65

19.

Список рекомендуемой литературы.……………………………………………. 

66

Введение.

Целью учебной практики является формирование у студентов первоначальных практических профессиональных навыков в рамках модуля ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта». Учебная практика  проводится в мастерских и  лабораториях техникума. Практика является одним из основных средств обучения профессии «Автомеханик», потому что именно через практическое обучение осваивается профессия.

Урок учебной практики будет эффективным и качественным, если:

- в ходе образовательного процесса будут постоянно осуществляться психолого-педагогическая диагностика развития обучающихся.

- будет эффективное использование материально- технической базы для освоения профессии «Автомеханик»;

- в образовательном процессе будут применяться современные педагогические и информационно - коммуникационные технологии.

Методически грамотная подготовка и проведение уроков учебной практики - важнейшая предпосылка повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.

  1. Порядок проведения учебной практики
  1. Опрос обучающихся по изучаемой теме учебной практики в различных формах.
  2. Прохождение техники безопасности.
  3. Краткое сообщение о целях занятия и порядок его проведения.
  4. Выполнение задания.
  5. Подведение итогов занятия.

  1. Критерии выставления оценок

При выставлении оценки учитывается:

1. Качество выполнения всех видов работ;

2. Отношение к профессии;

3. Применение теоретических знаний в решении конкретных задач;

4. Отношение к практике;

5. Уровень самостоятельности;

6.Уровень анализа и самоанализа в профессиональной деятельности;

7.Качество отчетной документации.

Отчет студента по учебной практике проверяется и оценивается по пятибалльной системе. Преподаватель  руководствуется следующими критериями:

Оценка «отлично» выставляется, если:

Обучающийся выполнил в срок и на высоком уровне все задания практики, проявил самостоятельность, творческий подход и инициативу. В установленные сроки представил: дневник и письменный отчет. В письменном отчете дал полное, обстоятельное описание заданий практики, приложил необходимые документы, провел исследовательскую и/или аналитическую работу, сделал правильные, глубокие выводы, внес предложения. Отчет написал грамотно, оформил в соответствии с требованиями.

Оценка «хорошо» выставляется, если:

Обучающийся выполнил в срок все задания практики, предусмотренные программой практики, проявил самостоятельность. В установленные сроки представил: дневник и письменный отчет. В письменном отчете дал излишне подробное, не конкретное/краткое описание заданий практики, приложил необходимые документы, провел исследовательскую и/или аналитическую работу, сделал слабые выводы и предложения (в выводах и предложениях отсутствует конкретность). Отчетная документация оформлена в соответствии с требованиями, подобраны необходимые приложения

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если:

Обучающийся выполнил все задания, но не проявил глубоких теоретических знаний и умений применять их на практике. В установленные сроки представил: дневник и письменный отчет. В письменном отчете дал поверхностное, неполное описание заданий практики, приложил не все документы, провел исследовательскую и/или аналитическую работу, отсутствуют выводы и/или предложения. Отчет оформил небрежно, с нарушениями требований.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если:

Студент не выполнил программу практики и/или не представил в срок отчетную документацию. Отчет, выполненный студентом, не позволяет сделать вывод о том, что он овладел начальным профессиональным опытом и профессиональными компетенциями по направлениям: выполнены не все задания, нарушена логика изложения, ответы не полные, отсутствуют выводы.

Содержание заданий учебной практики

Тема 1. Охрана труда при слесарно-ремонтных работах. Оборудование и инструменты, применяемые при слесарной обработке

Цель занятия: обучение правильной организации работы слесаря, получение навыков использования оборудования, приспособлений и инструментов.

Применяемые оборудование и инструменты: слесарный верстак с тисками, напильники разных профилей, слесарный молоток, измерительная линейка, штангенциркули, угольники, щетки, ветошь, детали для выполнения замеров с помощью линейки, угольников, штангенциркулей.

Правила техники безопасности:

  • работу производить в специальном головном уборе;
  • прежде чем приступить к работе, необходимо самым тщательным образом проверить инструменты и приспособления, убедиться в их исправности и подготовить к работе;
  • использовать для работы только исправные инструменты;
  • рубку в тисках производить только при наличии на верстаке защитной сетки или экрана;
  • при работе на заточных станках обязательно использовать защитные очки или экран с блокировкой. Не допускать биения заточных кругов;
  • не смахивать опилки и стружку рукой, а использовать для этой цели волосяную щетку;
  • в случае применения при слесарных и слесарно-сборочных работах электрифицированных инструментов, работающих от сети с напряжением свыше 36 В, обязательно использовать резиновые перчатки и резиновый коврик;
  • не класть тяжелые детали на край верстака;
  • при применении для очистки деталей растворов, содержащих агрессивные вещества (например, каустическую или кальцинированную соду, фосфат натрия и т.п.), необходимо использовать защитные очки и резиновые перчатки для предохранения от ожогов. После работы с кислотами, щелочами, флюсами, клеями следует вымыть руки горячей водой с мылом;
  • рабочее место должно хорошо освещаться.

Общие рекомендации по проведению и отработке всех последующих тем:

а)        разложить инструменты и заготовки в строго определенном порядке;

б)        отрегулировать высоту тисков по росту;

в)        сохранять порядок на рабочем месте;

г)        рабочие инструменты располагать отдельно от измерительных инструментов;

д)        все, чем в процессе работы приходится пользоваться чаще, располагать ближе к себе, а все, что требуется реже, — дальше от себя;

е)        следить за состоянием тисков, постоянно очищать их от стружки, грязи и мусора.

По окончании работы следует:

а)        очистить рабочее место и инструменты от стружки и грязи, убрать инструменты в ящики верстака;

б)        смазать винт тисков машинным маслом, завернуть винт, оставив между губками небольшой зазор.

Инструктивные указания и пояснения:

  • внимательно осмотреть рабочее место слесаря, изучить расположение рабочего места и измерительного инструмента;
  • научиться регулировать тиски по росту и в зависимости от выполняемой работы;
  • рассмотреть отличия параллельных тисков от стуловых;
  • выполнить ряд упражнений по замерам различных деталей измерительной (масштабной) линейкой и штангенциркулями. Измерительная, или масштабная, линейка имеет штрихи — деления, расположенные друг от друга на расстоянии 1 мм.

Измерительные (масштабные) линейки изготавливают из инструментальной стали марки У7 или У8 толщиной 0,3... 1,5 мм, шириной 10...25 мм и длиной 100; 150; 200; 300; 750 и 1 000 мм. Эти линейки используются для контроля наружных и внутренних размеров с точностью до 1 мм.

Провести с помощью линейки ряд замеров различных деталей. При выполнении замера торец линейки следует прижимать к измеряемой детали, как показано на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Измерение детали измерительной металлической линейкой

Штангенциркули предназначены для измерения внутренних и наружных размеров деталей.

Изучить устройство штангенциркуля:

1) подготовить штангенциркуль к работе:

  • проверить его комплектность;

2) произвести наружный осмотр штангенциркуля:

  • губки и торец штанги должны быть в полном порядке;
  • на измерительных поверхностях не должно быть следов коррозии, царапин, затупления острых концов губок или других дефектов, влияющих на точность измерения;
  • штрихи и цифры шкал должны быть отчетливыми и ровными;
  • проверить взаимодействие отдельных частей штангенциркуля, плавность хода рамки, параллельность губок, передвижение движка рамки.

На рис. 1.2 представлен прием использования штангенциркуля для измерения наружного размера детали:

  • взять штангенциркуль и слегка ослабить зажимной винт рамки;
  • развести губки на размер, немного больший размера детали;
  • передвинуть подвижную рамку до полного соприкосновения обеих губок с поверхностью измеряемой детали;
  • прочитать полученный размер

.

Рис. 1.2. Использование штангенциркуля для измерения наружного размера детали

Рис. 1.3. Использование штангенциркуля для измерения внутреннего размера детали

Произвести несколько замеров.

На рис. 1.3 представлен прием использования штангенциркуля для измерения внутреннего размера детали:

  • развести губки штангенциркуля на размер, меньший размера измеряемой части детали или отверстия;
  • ввести малые губки штангенциркуля в отверстие (проем) и передвинуть подвижную рамку до соприкосновения губок со стенками отверстия (проема);
  • прочитать полученный размер. Произвести несколько замеров.
  • Упражнение считается выполненным, если отклонения измеряемых размеров деталей от базовых не превышают нормативных значений.

Гладкие микрометры МК с пределом измерений 25 мм предназначены для измерения наружных размеров деталей (рис. 1.4). К основным деталям и узлам гладкого микрометра относятся скоба 1, пятка 2, микровинт 4, стопор 5 винта, стебель 6, барабан 7 и трещотка 8. На стебле б вдоль продольного штриха нанесена основная шкала. Цена деления основной шкалы 0,5 мм, а предел ее измерений – 25 мм. Для удобства отсчета четные штрихи шкалы, имеющие целые значения размера, отложены снизу продольного штриха. На коническом срезе барабана 7 нанесено 50 делений круговой шкалы с ценой деления 0,01 мм.

Рис. 1.4. Гладкий микрометр МК:

1 – скоба; 2 – пятка; 3 – установочная мера; 4 – микровинт; 5 – стопор; 6 – стебель; 7 – барабан; 8 – трещотка;

При измерениях изделия помещают без перекоса между пяткой и микровинтом. Вращая барабан за трещотку до тех пор пока она не начнет проворачиваться, плотно прижимают измерительные поверхности к поверхностям детали.

При измерении прочно удерживать микрометр за скобу, плотно, без перекосов, сопрягая измерительные поверхности микрометра с поверхностями детали, размер между которыми измеряется, вращать микрометрический винт до прощелкивания механизма трещотки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Перечислите основные пункты правил техники безопасности при выполнении слесарных операций.
  2. Какова точность контроля, производимого измерительными линейками?
  3. Какие вы знаете марки штангенциркулей, и чем они отличаются?
  4. Какие вы знаете марки микрометров, и чем они отличаются?

Тема 2. Разметка заготовок. Правка, гибка, рубка и резка металла

Цель занятия: обучение подготовке под разметку обработанной и необработанной поверхностей; получение навыков использования разметочных инструментов, выполнения разметки и накернивания разметочных рисок. Обучение пользованию инструментами и приспособлениями, применяемыми при правке и гибке полосового, листового и круглого металла. Изучение приемов закрепления деталей, нанесения ударов, правильного рабочего положения и приемов при рубке, подрубания зубилом и крейцмейселем, резки металлов ручными и рычажными ножницами.

Разметка заготовок.

Описание рабочего места, оборудования и инструмента: учебные заготовки; шаблоны; заточной станок; разметочные плиты;  измерительные линейки; разметочные циркули; чертилки; кернеры; разметочные молотки; металлические щетки; скребки; наждачная бумага; медный купорос; мел; быстросохнущие лаки и краски; ветошь.

Соблюдение правил техники безопасности и охраны труда при выполнении работ по разметке металла:

1.Осторожно обращаться с острыми  концами чертилок, циркулей.

2.Надежно устанавливать разметочную плиту на столе.

3. Осторожно обращаться с раствором медного купороса.

4.Не работать на неисправном заточном станке; при отсутствии кожуха, экранчика; зазоре между кругом и подручником более 2-3 мм; биении круга

5.Удалять пыль и окалину с разметочной плиты  только щеткой.

6.Промасленную ветошь и бумагу складывать в специальные металлические ящики.

Инструкционная карта

Упражнение 1. Подготовка поверхности металла к разметке. Перед выполнением разметки металла следует:

  • тщательно вытереть разметочную плитку;
  • очистить заготовку стальной щеткой или скребком от пыли, грязи и следов коррозии;
  • размечаемые места заготовки зачистить шкуркой;
  • неочищенные поверхности закрасить молотым мелом, разведенным в воде, с клеем или краской. Для нанесения на плоскость равномерного слоя покрытия необходимо использовать перекрестные вертикальные и горизонтальные движения кисти (рис. 2.1);
  • обработать очищенные поверхности раствором медного купороса (2—3 чайных ложки на стакан воды) или лака и просушить.

Упражнение 2. Нанесение прямых линий.

Сделать на заготовке два керновых углубления — метки. Через нанесенные метки по наложенной на деталь линейке провести чертилкой линию.

Чтобы не получить раздвоенную линию, линейку необходимо плотно прижимать к заготовке, а линию проводить только один раз. Не использовать тупую чертилку.

Рис. 2.1. Нанесение покрытия на деталь

Рис. 2.2. Нанесение параллельных линий с помощью угольниеа

Нанести на заготовке параллельные линии с помощью угольника (см. рис. 2.2) с широким основанием. Для этого наложить угольник на размечаемую поверхность таким образом, чтобы его плашка была прижата к обработанной стороне заготовки. Прижимая угольник левой рукой, провести линию. Передвигая угольник вдоль обработанной стороны заготовки, проводить параллельные линии далее.

Упражнение считается выполненным, если линии разметки и керновые углубления произведены четко и в требуемых местах.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Как правильно подготовить металл к разметке?
  2. От чего зависит выбор положения заготовки при разметке?
  3. Каковы причины получения при разметке раздвоенной линии?
  4. Как точно провести линию разметки перпендикулярно дуге?

Правка и гибка металла.

Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы: правильная плита (наковальня), призмы, молотки слесарные массой 500...600 г, молотки с вставкой из мягкого металла, кувалда массой 1,5 кг, линейки, угольники, стальные полосы и прутки, металлические накладки, деревянные бруски, мел, рукавицы.

Соблюдение правил техники безопасности и охраны труда при выполнении работ по правке и гибки металла.

Молотки и кувалды должны иметь надежно заклиненные, крепкие, без сучков и трещин рукоятки.

Рабочие части молотков, бородков, подкладок, оправок не должны иметь расклепа.

Обрезки металла необходимо собирать и складывать в отведенный для них ящик во избежание порезов ног и рук.

Листы очищать только металлической щеткой, а затем ветошью или концами.

Правку металла проводить только на надежных подкладках, исключающих возможность соскальзывания металла при ударе.

Подсобный рабочий должен держать металл при правке только кузнечными клещами.

При засыпке трубы песком перед гнутьем в торце одной из пробок необходимо сделать отверстие для выхода газов, иначе может произойти разрыв трубы.

При гнутье труб в горячем состоянии поддерживать их только в рукавицах во избежание ожогов рук.

Инструкционная карта

Упражнение 1. Правка полосового металла, изогнутого в плоскости.

На отрезке стальной полосы отметить мелом выпуклые места. Надеть рукавицы, взять в правую руку молоток, а в левую — стальную полосу и положить ее на правильную плиту выпуклостью вверх. При правке стоять следует прямо, свободно и устойчиво (рис. 2.3). Наносить удары молотком от края к середине выпуклости до получения полного и плотного прилегания полосы к плите. Силу ударов молотка регулировать в зависимости от сечения полосы и степени ее искривления. Точность правки проверяют на просвет или с помощью проверочной линейки.

Рис. 2.3. Правка полосового металла изогнутого в плоскости

Упражнение считается выполненным, если отклонение от прямолинейности полосы составляет не более 0,1 мм на длине 100 мм.

Упражнение 2. Правка листового металла.

Уложить лист на правильную плиту выпуклостью вверх. Определить вид неровности и обвести ее границы мелом. Надеть на левую руку рукавицу и плотно прижать этой рукой лист с неровностью к плите. Взять правой рукой киянку или молоток с вставкой мягкого металла и наносить удары по выпуклостям, периодически переворачивая лист (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Правка листового металла.

Упражнение считается выполненным при отсутствии на выправляемой поверхности вмятин и выпуклостей, т. е. если поверхность листа представляет собой ровную плоскость. Допустимое отклонение от плоскостности составляет ±0,01 мм на длине 200 мм.

Упражнение 3. Гибка полосового металла в слесарных тисках под прямым углом.

Отметить чертилкой место изгиба полосы. Закрепить полосу в тисках таким образом, чтобы разметочная риска была обращена к нижней части губки тисков и выступала над ней на 0,5 мм (внешняя часть металла при этом вытягивается, а внутренняя — сжимается). В случае неправильного закрепления заготовки в тисках угол изгиба получится перекошенным.

Рис. 2.5. Гибка полосового металла в слесарных тисках под прямым углом

Перпендикулярность полосы губкам тисков проверяется угольником. Наносить удары следует равномерно по всей длине полосы в сторону неподвижной губки тисков деревянным молотком (киянкой), а угол в месте перегиба формировать ударами металлического молотка (рис. 2.5).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Какие приспособления применяются при правке металла?
  2. Почему при правке металлов применяется молоток с круглым бойком?
  3. Какие инструменты применяются при гибке металла?
  4. Какова причина перекашивания угла изгиба при гибке уголка из полосы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной практике ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта"

В рабочей программе представлено сожержание учебной практики по пргофессии "Автомеханик". Расчет часов на весь курс обучения....

Учебно - методическое пособие (комплект инструкционно-технологических карт) по УП .01 Учебная практика ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

В пособии приведены инструкционно- технологические карты для обучения обучающихся процессам и операциям обслуживания и ремонта автотранспорта.Комплект содержит инструкционные карты с подробным, пошаго...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной практики УП.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 «Техническое...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

Рабочая программа учебной практики (далее программа) - является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  в соответствии с ФГОС СПО по профессии    23.01.03 ...

Методическое пособие Разработка урока учебной практики ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01.01 Учебная практика «Слесарное дело и технические измерения» Тема программы: №3«Разметка плоских поверхностей -6 ч»

Методическое пособие Разработка урока учебной практикиПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01.01 Учебная практика «Слесарное дело и технические измерения»...

Рабочая программа учебной практики ПМ 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик

Рабочая программа учебной практики ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик  для студентов ГБПОУ МСМТ...

Методическая разработка урока учебной практики ПМ. 02 «Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей» по теме «Ремонт и техническое обслуживание рулевого управления»

План урока составлен для профессии 23.01.08  «Слесарь по ремонту строительных машин», урок проводится на 3 курсе обучения ( 5 семестр). Урок учебной практики входит в систему занятий ...