Учебно - методическое пособие (комплект инструкционно-технологических карт) по УП .01 Учебная практика ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
методическая разработка
В пособии приведены инструкционно- технологические карты для обучения обучающихся процессам и операциям обслуживания и ремонта автотранспорта.
Комплект содержит инструкционные карты с подробным, пошаговым описанием выполнения операций, правила безопасной работы и контрольные вопросы для проведения занятий по учебной практике. В картах даны рекомендации по организации труда и рабочих мест обучающихся; описаны машины, инструменты и приспособления; рассказано о технологии выполнения и приемах работ, а также о контроле качества работ и технике безопасности.
Пособие предназначено для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 689.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно - методическое пособие (комплект инструкционно-технологических карт) по УП .01 Учебная практика
ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
(для обучающихся по профессии 23.01.03 «Автомеханик»).
Аннотация
В пособии приведены инструкционно- технологические карты для обучения обучающихся процессам и операциям обслуживания и ремонта автотранспорта.
Комплект содержит инструкционные карты с подробным, пошаговым описанием выполнения операций, правила безопасной работы и контрольные вопросы для проведения занятий по учебной практике. В картах даны рекомендации по организации труда и рабочих мест обучающихся; описаны машины, инструменты и приспособления; рассказано о технологии выполнения и приемах работ, а также о контроле качества работ и технике безопасности.
Пособие предназначено для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик».
ВВЕДЕНИЕ
В ФГОС СПО по профессии 23.01.03 Автомеханик предусмотрена квалификация «Слесарь по ремонту автомобиля».
Обучающиеся готовятся к следующим видам работ:
- техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;
- транспортировка грузов и перевозка пассажиров;
- заправка транспортных средств.
В ходе учебной практики необходимо сформировать ОК (общая компетенция) и ПК (профессиональная компетенция).
Методические указания составлены в соответствии с программой учебной практики по профессии 23.01.03 «Автомеханик».
Целью практических занятий является приобретение, закрепление практического опыта при выполнении заданий имеющих практическую направленность, формирование ОК и ПК. Необходимые справочные материалы, таблицы имеются в комплекте инструкционно-технологических карт по выполнению каждого практического занятия.
Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности обучающегося дает наличие инструкционно-технологических карт на каждом рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет обучающемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея инструкцию, обучающийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.
Представленные инструкционные карты, выполнены в соответствии с программой профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
В процессе прохождения учебной практики обучающиеся приобретают практический опыт, формируют практические профессиональные умения по виду профессиональной деятельности, осваивают общие и профессиональные компетенции по профессиональному модулю ПМ.01 в рамках профессии 23.01.03 «Автомеханик».
Рекомендуется для обучающихся по основной профессиональной образовательной программе в рамках реализации ФГОС СПО 3го поколения I и II курсов по профессии 23.01.03 «Автомеханик».
ИНСТРУКЦИОННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт
автотранспорта Учебная практика
Профессия: 23.01.03 «Автомеханик»
Разработал: мастер производственного обучения Максимов Николай Сергеевич
Тема урока: «Разборка-сборка кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателей»
Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций.
Цель урока: формирование практических навыков по ремонту ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130
Инструкционно -технологическая карта № 1
Последовательность операций | Инструмент, приспособление | Технические условия и указания |
| ||
1. Отвернуть гайки крепления всасывающего коллектора. | Ключ торцовый 13 мм |
|
2.Снять коллектор, прокладки. |
|
|
3. Отвернуть гайки крепления крышки из рядов цилиндров | Ключ гаечный 17 мм |
|
4. Снять крышку головки блока |
|
|
5. Отвернуть гайки крепления оси коромысла | Ключ торцовый 17 мм |
|
6. Снять ось коромысла в сборе |
|
|
7. Вынуть штанги толкателей |
|
|
8. Извлечь толкатели | Съемник специальный |
|
9. Отвернуть гайки крепления (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) головки цилиндров | Ключ торцовый 22 мм(ЗМЗ-53) , 19 мм ( ЗИЛ-130) |
|
10. Снять головку цилиндров, прокладку головки |
|
|
11. Снять головку цилиндров на другом ряду, выполнив операции пп.3-10 ИТК № 1 |
|
|
12. Отвернуть гайки крепления передней крышки распределительных шестерен | Ключ гаечный 13 мм |
|
13. Снять крышку |
|
|
14. Снять масло отражатель |
|
|
15. Вывернуть болты крепления фланца распределительного вала | Ключ торцовый 13 мм | Болты выворачивать через отверстие в шестерне |
16. Вынуть вал с шестерней |
|
|
17. Расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров | пассатижи |
|
18. Отвернуть гайки крепления крышек (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) | Ключи торцовые 15 мм (ЗМЗ-53), 19 мм ( ЗИЛ-130) |
|
19. Снять крышки с вкладышами |
|
|
20. Отвернуть гайки и контрогайки крепления шатунных крышек первого и пятого цилиндров | Ключи гаечные 17, 19 мм |
|
21. Снять шатунные крышки первого и пятого цилиндров |
|
|
22. Вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами |
|
|
23. Зажать в тисках шатун | Тиски |
|
24. Извлечь штопорные кольца из канавок бобышек | Круглогубцы |
|
25. Освободить шатун из тисков |
|
|
26. Зажать в тисках поршень | Тиски | Использовать в тисках деревянные губки |
27. Снять компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца | Приспособление специальное | Расширители маслосъемного кольца снять в ручную |
Инструкционно- технологическая карта № 2
Последовательность операций | Инструмент, приспособления | Технические условия и указания |
1. Установить на место крышки коренных подшипников первого и пятого цилиндров |
| Вкладыши предварительно смазать моторным маслом |
2.Завернуть гайки (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) крышек | Ключи торцовые 15мм ( ЗМЗ-53) , 19 мм ( ЗИЛ-130), ключ динамометрический | Гайки, болты завернуть сначала торцовым ключом, окончательно-динамометрическим, момент силы, Н м : ЗМЗ-53-100…110 ЗИЛ-130-110…130 |
3. Зашплинтовать гайки | Проволока 1,8 мм, пассатижи |
|
4. Соединить поршень с шатуном поршневым пальцем |
| Поршень нагреть в чистом моторном масле до 60С. На автомобили ЗМЗ-53 шатуны правого ряда соединить с поршнями так, чтобы выштампованные номера на стержнях шатунов и надпись « Перед» на поршнях располагались в противоположных сторонах. Для шатунов левого ряда номера и надпись должны располагаться с одной стороны. На автомобиле ЗИЛ-130 шатуны правого ряда соединить с поршня и так, чтобы стрелки на днищах поршней указывали в противоположные стороны специальным выступом на стержнях шатунов а для шатунов левого ряда- в одну сторону. |
5. Вставить в бобышки поршня штопорные кольца | круглогубцы |
|
6. Установить на поршень поршневые кольца |
| Компрессионные кольца вставить внутренний вытачкой в верх, замки окончательно другого на 180 для ЗМЗ-53 и на 1200 для ЗИЛ-130. Замки маслосъемного кольца располагать у кольцевых дисков под углом 1800, а у радиального и осевого расширителя под углом 900 к ним и с направлением в противоположные стороны |
7. Вставить поршень в гильзу с надписью «Перед» к носку коленчатого вала ( ЗМЗ-53), стрелками к носку коленчатого вала( ЗИЛ-130) | Приспособление специальное | Перед установкой поршневые кольца обжать специальным приспособлением, поршень смазать маслом |
8. Установить нижние головки шатунов на шейке коленчатого вала |
| Перед установкой вкладышей смазать маслом выступ на крышке должен находиться на одной стороне с номером на стержне шатуна ( ЗМЗ-53) |
9.Затянуть гайки крепления шатунных крышек | Ключи гаечные 17 мм (ЗМЗ-53), 19 мм ( ЗИЛ-130) | Затягивать сначала торцовым а затем динамометрическим ключом Н м: ЗМЗ-53-68…75 ЗИЛ-130-70…80 |
10.Завернуть контргайки | Ключи гаечные 17 мм ( ЗМЗ-53) 19 мм (ЗИЛ-130) | Контргайки навернуть до конца и окончательно завернуть на 1-2 оборота |
11.Установить распределительный вал с шестерней на место |
| Шестерни коленчатого и распределительного валов установить по меткам |
12.Зввернуть болты крепления фланца распределительного вала | Ключ торцовый 13 мм |
|
13.Установить масло отражатель |
|
|
14.Установить крышку распределительных шестерен на место |
|
|
15.Завернуть гайки крепления крышки | Ключ гаечный 13 мм |
|
16.Установить прокладки головок цилиндров |
| Прокладки натереть графитным порошком |
17.Установить на место головки цилиндров |
|
|
18.завернуть гайки( ЗМЗ-53) болты ( ЗИЛ-130) крепления головок | Ключ динамометрический | Гайки ( ЗМЗ-53), болты ( ЗИЛ-130) затягивать равномерно в 2 приема в определенной последовательности. Окончательный момент силы при затягивании, Н м: ЗМЗ-53-73…78 ЗИЛ-130-70…90 |
19.Установить толкатели |
|
|
20.Установить штанги толкателей |
|
|
21.Установить оси коромысел в сборе |
|
|
22.Завернуть гайки осей коромысел | Ключ торцовый 17 мм |
|
Инструкционно- технологическая № 3
Последовательность операций | Инструмент, приспособления | Технические условия и указания |
1.Установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия |
| Так сжатия определить по выталкиванию пробки, установленной в место свечи. Оба коромысла должны свободно покачиваться на оси в пределах зазора |
2.Повернуть коленчатый вал следующим образом: ЗМЗ-53-до совмещения выемки на шкиве коленчатого вала с выступом указателя; ЗИЛ-130-до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на шкале указателя установки момента зажигания |
|
|
3.Орегулировать клапаны первого цилиндра для чего: отвернуть ключом контргайку регулировочного болта; поворачивая болт отверткой, установить зазор по щупу; завернуть контргайку регулировочного болта | Отвертка, щуп, ключ гаечный 14 мм | Двигатель должен быть холодный. Для всех клапанов зазоры равны 0.25… 0.30 мм |
4.Отрегулировать зазор в остальных цилиндрах |
| Порядок регулирования соответствует порядку зажигания- 15426378. При переходе от цилиндра к цилиндру коленчатый вал поворачивать на 900 |
5.Установить крышки коромысел |
|
|
6.Завернуть гайки крепления крышек коромысел | Ключ гаечный 17 мм |
|
7.Установить прокладки под всасывающий коллектор |
|
|
8.Установить всасывающий коллектор |
|
|
9.Завернуть гайки( ЗМЗ-53) и болты (ЗИЛ-130) крепления всасывающего коллектора | Ключ торцовый 13 мм | Гайки или болты затягивать крест на крест ( момент силы 15…20 Н м) |
Инструкционно- технологическая карта № 4
Последовательность операций | Инструмент, приспособления | Технические условия и указания |
1.Вывернуть болты и гайки крепления картера двигателя | Ключ торцовый 17 мм |
|
2.Снять картер |
|
|
3.Отвернуть гайки крепления крышек шатунов 1 и 2 цилиндров | Ключ гаечный 22 мм |
|
4.Снять крышки шатунов с вкладышами на 1 и 5 цилиндрах |
|
|
5.извлечь поршни с шатунами на 1 и 5 цилиндрах | Выколотка деревянная |
|
6.Снять поршневые кольца с поршней 1 и 5 цилиндра | Приспособление специальное |
|
7.Извлечть стопорное кольцо поршневого пальца | круглогубцы |
|
8.Выпрессовать поршневой палец |
|
|
9.Запрессовать поршневой палец для соединения поршня с шатуном |
| Запрессовку вести осторожно. Шатун с поршнем собирать таким образом чтобы выточка под клапаны в днище поршня и паз в шатуне а однозамковый уз вкладыша были на одной стороне |
10.Установить стопорное кольцо поршневого кольца | круглогубцы |
|
11.Установить поршневые кольца на поршни первого и пятого цилиндров |
| Перед установкой колец удалить нагар из канавок. Компрессионные кольца установить клеймом «Вверх» в сторону камеры сгорания; при установке маслосъемных колец сначала установить пружинный расширитель, затем маслосъемное кольцо таким образом чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; замки сменных колец расположить в противоположные стороны |
12.Установить поршни в сборе с кольцами и с шатунами в гильзы 1 и 5 цилиндров | Приспособление специальное | Номера цилиндров выбиты на нижней крышке шатуна. Выборки под клапаны в днище поршня должны располагаться ближе к середине |
13.Установить верхние крышки шатунов |
|
|
14.Затянуть гайки шатунных болтов | Ключ динамометрический | Резьбу болтов смазать моторным маслом. Затяжку проводить в 2 приема . момент силы первого приема ( 30 плюс минус 1) Н м для выполнения второго приема довернуть гайку на 900. Зазора в стыке шатуна быть недолжно |
Инструкционно- технологическая карта № 5
Последовательность операций | Инструмент, приспособление | Технические условия и указания | ||
Внимание! Зазоры регулировать одновременно на двух головках в положениях I, II, III, IV, которые определяются поворотом коленчатого вала двигателя относительно начала впрыска топлива в первом цилиндре на соответствующий угол.
1.Установить фиксатор маховика в нижнее положение |
| Регулируемые цилиндры | Положение коленчатого вала | Угол поворота |
Первый, пятый Четвёртый, второй Шестой, третий Седьмой, восьмой | I
II
III
IV | 60
240
420
600 | ||
2.Проворачивать коленчатый вал до тех пор пока фиксатор не войдет в углубления моховика | Вороток | Коленчатый вал проворачивать за отверстие в моховике | ||
3.Проверить положение меток на фланце ведущей полумуфты привода ТНВД и торце корпуса муфты опережение впрыска топлива |
| При расположении меток внизу вывести фиксатор из зацепления с моховиком и провернуть коленчатый вал на 1 оборот. Фиксатор должен опять войти в углубление моховика | ||
4.Вывести фиксатор из зацепления |
|
| ||
5.провернуть коленчатый вал против часовой стрелки ( если смотреть со стороны моховика на угол 600) |
| Поворот моховика на угловое расстояние между двумя соседними отверстиями соответствует повороту коленчатого вала на 300. Клапаны 1 и 5 цилиндров закрыты ( штанги клапанов легко поворачиваются рукой) | ||
6.Проверит момент затягивания крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров | Ключ динамометрический | Момент силы при затягивании 42…54 Н м | ||
7.Проверить щупом между бойками коромысел и торцами стержней клапанов 1 и 5 цилиндров ( передние клапаны правого ряда цилиндров- впускные, левого –выпускные) | Щуп | Зазор 0.3 мм для выпускного и 0.4 мм для выпускного клапанов щуп должен входить и выходить с усилием | ||
8.Отвернуть контргайку регулировочного винта | Ключ гаечный 19 мм |
| ||
9.Вращая регулировочный винт, добиться нужного зазора | отвертка |
| ||
10.Завернуть контргайку | Ключ гаечный 19 мм |
| ||
11.Отрегулировать зазоры в других клапанах механизма попарно ( согласно порядку работы цилиндров) | Отвертка, ключ гаечный 19 мм | Коленчатый вал проворачивать на 1800 ( 6 отверстий моховика) походу вращения |
Тема урока: «Диагностика и ремонт ходовой части легкового автомобиля»
Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций.
Цель урока: формирование практических навыков по диагностированию и ремонту ходовой части легкового автомобиля
Инструкционная карта
«Диагностика ходовой части автомобиля ВАЗ -2107»
Проверка ступичных подшипников | |
Проверка шаровых опор | |
Проверка рулевой трапеции | |
Проверка саленблоков рычагов | |
Проверка втулок стабилизатора поперечной устойчивости | |
Проверка амортизаторов и пружин |
Передняя подвеска
Задняя подвеска
Проверяем подшипник полуоси | |
Проверка резиновых втулок продольных тяг | |
Проверка резиновых втулок поперечной тяги | |
Проверка амортизаторов | |
Проверка пружин | |
Проверка хвостовика заднего моста |
Карта выполненных работ по практическому заданию
Выполнил обучающийся группы № _____
Ф.И.О.______________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Работу принял мастер п/о Максимов Н.С.__________
Отметки мастера о выполнении задания
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мастер п/о __________
Инструкционно-технологические карта
«Снятие и разборка главной передачи, определение технического состояния ее деталей, сборка»
Цель: Сформировать у учащихся умения: снимать главную передачу с корпуса заднего моста; разбираться в принципе ее действия, в контроле технического состояния, разборке и сборке; правильно организовать свое рабочее место; соблюдать технику безопасности.
Объект выполнения: мастерская монтажно-демонтажных работ.
Инструменты: наборы: ключи рожковые и торцовые; набор отверток; монтажный инструмент.
Приспособления: монтажно-демонтажный стол, тиски.
Порядок выполнения | Инструкционные указания |
1. Отвернуть болты крепления главной передачи от корпуса ведущего моста. | Откручивание болтов произвести рожковыми ключами на 22-24 мм. |
2. Снять главную передачу. | При помощи монтажного инструмента. |
3. Проследить принцип действия главной передачи. Проверить зазоры. | При проверке зазора использовать таблицу №1. |
4. Разобрать главную передачу:
| Разборка и сборка главной передачи производится торцовыми и рожковыми ключами от 17 до 32 мм при помощи тисков. |
5. Произвести контроль технического состояния деталей главной передачи. | |
6. Собрать главную передачу. | Сборка главной передачи производится в обратной последовательности. |
7. Отрегулировать зазоры. | Регулировка зазоров производится при помощи отверток. |
8. Установить главную передачу на корпус ведущего моста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебной практике ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта"
В рабочей программе представлено сожержание учебной практики по пргофессии "Автомеханик". Расчет часов на весь курс обучения....
Методические рекомендации по прохождению производственной практики ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Методические рекомендации по прохождению производственной практики ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. Для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик»...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Методическое пособие по учебной практике по профессиональному модулю ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «А...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной практики УП.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 «Техническое...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Рабочая программа учебной практики (далее программа) - является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.03 ...
Методическое пособие Разработка урока учебной практики ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01.01 Учебная практика «Слесарное дело и технические измерения» Тема программы: №3«Разметка плоских поверхностей -6 ч»
Методическое пособие Разработка урока учебной практикиПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01.01 Учебная практика «Слесарное дело и технические измерения»...
Рабочая программа учебной практики ПМ 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Рабочая программа учебной практики ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик для студентов ГБПОУ МСМТ...