Методическая разработка урока учебной практики ПМ. 02 «Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей» по теме «Ремонт и техническое обслуживание рулевого управления»
методическая разработка
План урока составлен для профессии 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин», урок проводится на 3 курсе обучения ( 5 семестр). Урок учебной практики входит в систему занятий по освоению основного вида деятельности Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_rulevoe_upravleniya.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
План урока составлен для профессии 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин», урок проводится на 3 курсе обучения( 5 семестр)
Урок учебной практики входит в систему занятий по освоению основного вида деятельности Техническое обслуживание и ремонт
систем, узлов, приборов автомобилей
Место проведение: Учебная лаборатория №2, двигателей внутреннего сгорания, электрооборудования и автоматики автомобилей, эксплуатации и ремонта автомобилей Продолжительность урока - 6 часов
В ходе урока решается ряд задач:
- демонстрация использования педагогом образовательных технологий;
- демонстрация эффективности применения разнообразных методов и форм обучения;
- демонстрация эффективности применения средств практического обучения.
Данная разработка позволяет индивидуализировать цели практического обучения посредством актуализации мотивационного аспекта для решения образовательных и воспитательных задач.
На уроке учебной практики обучающийся имеет возможность проявить собственные способности и умения, проявить профессиональные компетенции.
При прохождении учебной практики обучающимся осваиваются следующие умения:
- выполнять основные операции технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов автомобилей
Кроме того, формируются следующие ОК и ПК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 2.1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей.
ПК 2.2. Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.
ПК 2.3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей
Данная методическая разработка имеет практическую значимость, так как может быть изменена в зависимости от темы урока учебной практики на всем ее протяжении.
Министерство образования и науки
Архангельской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»
(ГАПОУ АО «СТСИ»)
Конкурс методических разработок
«Современный урок: опыт, традиции, новаторство»
Методическая разработка урока
учебной практике ПМ. 02 «Техническое обслуживание и ремонт
систем, узлов, приборов автомобилей»
по теме «Ремонт и техническое обслуживание рулевого управления»
Номинация: Методическая разработка урока учебной практики
Автор: Кармакулов Игорь Вениаминович,
мастер производственного обучения
первой квалификационной категории
Северодвинск 2021
Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.
Вид урока: урок – практикум.
Цели урока:
- Образовательные
1. Закрепление ранее полученных знаний на теоретическом обучении;
2.Приобретение первичного опыта по ремонту и техническому обслуживанию рулевого управления.
3. Последовательное и правильное выполнение операций по ремонту и обслуживанию рулевого управления.
- Развивающие:
1.Развитие самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия;
2.Развитие умений анализировать и обобщать полученную информацию;
3.Развитие умений работать в бригаде (звене), эффективно работать с одногруппниками,
_Воспитательные:
1Воспитание ответственного отношения к выбранной профессии;
2. Воспитание у обучающихся стремления к бережному отношению к инструменту и оборудованию;
3.Воспитание аккуратности и внимательности в работе, соблюдение охраны труда.
При проведении урока учебной практики обучающиеся должны освоить следующие профессиональные и общие компетенции:
ПК | Показатели |
ПК 1.1. | Определять техническое состояние систем, агрегатов и узлов строительных машин. |
ПК 1.2. | Демонтировать системы, агрегаты и узлы строительных машин и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей. |
ПК 1.3. | Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты и узлы строительных машин. |
ОК | Показатели |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущей и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии и профессиональную деятельность. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний. |
Методы обучения:
- словесный (устное изложение);
- наглядный (демонстрация наглядных пособий, натуральных образцов);
- пояснительно-иллюстративный (пояснение, демонстрация иллюстраций, плакатов);
- репродуктивный (выполнение заданий по алгоритму);
- проблемно-поисковый;
- исследовательский метод (самостоятельное решение практических задач).
Междисциплинарные связи: Учебные дисциплины: ОП.02 «Материаловедение», ОП.03. «Слесарное дело», ОП.04 «Черчение», ОП.05 «Электротехника», ОП.06. «Основы технической механики и гидравлики», ОП.07 «Безопасность жизнедеятельности».
Внутридисциплинарные связи: МДК.02.01 «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей», - тема 2.3 «Ремонт и техническое обслуживание электрооборудования».
Материально – техническое и методическое оснащение урока:
1. Дидактический материал:
1.1 План урока
1.2 Инструкционно-технологическая карта,
1.3 Иллюстрационно – наглядный материал:
- плакат – рулевое управление
- макет рулевого управления
1.4 Объемно – наглядные пособия:
- генератор (рабочий макет)
1.5. Раздаточный материал и задания:
- карточка самоконтроля (приложение №1)
- тестовые задания (карточка №2)
- инструкционно–технологическая карточка (приложение №3)
- требования охраны труда при разборке и сборке рулевого управления (приложение №4)
- таблица неисправностей и их устранения при ремонте рулевого управления (приложение №5)
- карта компонентного анализа (приложение №6)
- критерии оценивания (приложения №7)
- таблица оценивания теоретических заданий (приложение №8)
2. Инструменты и оборудование:
- набор гаечных ключей
- набор отверток (крестообразные, плоские)
- пассатижи
- слесарные тиски
- съемники подшипников
- слесарные молотки (вес 400г)
3.Учебно – справочная литература:
1.Шестопалов С.К. Устройство легковых автомобилей/ С.К. Шестопалов. - М.: ПрофОбрИздат, части 1 и 2, 2014
2. Нерсесян В.И. Устройство легковых автомобилей: Практикум: Учеб. пособие для нач. проф. образования/ В.И.Нерсесян, - М.: Академия Издательский центр, 2003.
3. Боровских Ю.И. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей/Ю.И. Боровских, Ю.В. Бурылев, К.А. Морозов. -М.: Высш.шк., 2009
Форма организации урока: групповая
Ход урока
Этапы | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся |
1. Организационный этап (2 мин) | Приветствие, проверка присутствующих по журналу. Рефлексия: предлагаю обучающимся выбрать смайлики, которые разложены на рабочем столе и показать, объясняю, что этот вид смайлика соответствует вашему настроению. Оценка внешнего вида обучающихся. Наличие рабочей одежды (предлагаю вам оценить личную подготовку и наличие рабочей одежды – и внести это в карточки самоконтроля – приложение №1. | Рапорт дежурного. Обучающиеся работают устно. |
Вводный этап (48 мин) | Организация внимания. Устранение отвлекающих факторов. Сообщение темы. - Какова цель нашего урока? (Обращение мастера к обучающимся с вопросом о постановке цели) - Разъяснение цели урока (что должны уметь); Цель урока: - Закрепление знаний и умений, полученных на уроках теоретического обучения по МДК.02.01 «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей» - Формирование умений и первоначального практического опыта при выполнении операций по ремонту и техническому обслуживанию рулевого управления. Актуализация знаний: Какие вопросы были рассмотрены вами на теоретических уроках по данной теме? | Обучающиеся самостоятельно ставят цель урока и озвучивают ее. Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос. - устройство рулевого управления, - принцип действия, - разборка рулевого управления, - техническое обслуживание,рулевого управления - ремонт рулевого управления, - сборка рулевого управления. |
Текущий инструктаж. 5. Заключительный инструктаж (20 минут) | Фронтальный опрос. Для чего служит рулевое управление? Какую роль играет рулевое управление в автомобиле? Какие виды бывают рулевого управления. Обратите внимание, что рулевое управление служит для обеспечения движения автомобиля по заданному водителем направлению. Рассказ и объяснение нового материала мастером производственного обучения: Переходим непосредственно к разборке рулевого управления (рассказ мастера о последовательности разборке рулевого управления). Разборка сборка рулевого управления, Проверка состояния деталей рулевого управления, Замена изношенных деталей, Сборка рулевого управления, Регулировка. Мастер обращается с вопросом к обучающимся: В какой последовательности производим разборку рулевого управления? Обращаемся к иллюстрированному плакату. Какие неисправности могут возникнуть в процессе ремонта и технического обслуживания рулевого управления? - Увеличенный свободный ход рулевого колеса. Тугое вращение и осевой люфт рулевого вала. Шум и стуки в рулевом управлении. Итак, назовите требования, предъявляемые к качеству ремонта генератора.
Какие возникли у вас вопросы по материалу урока? Ответить на вопросы обучающихся. Повторение правил охраны труда. Назовите основные правила охраны труда при выполнении ремонта и технического обслуживания рулевого управления? Мастер дополняет ответы обучающихся. В перчатках работать запрещается; разборку производить в отведенном месте; на столе, должна быть хорошая вентиляция, хорошее освещение, инструмент должен быть разложен с правой стороны, тем инструментом которым работаем – лежит ближе к рулевому редуктору. При ремонте и техническом обслуживании рулевого управления используйте – инструкционно – технологическую карту, (иллюстрационный плакат). А теперь непосредственно приступаем к выполнению ремонта и технического обслуживания рулевого редуктора. 1. Показ и объяснение обучающимся приемов работы и этапов технологической последовательности предстоящей самостоятельной работы обучающихся при ремонте и техническом обслуживании рулевого редуктора. Акцентировать внимание обучающихся, что во время работы поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать порядок выполнения операций, работать исправным инструментом и оборудованием. 2. Самостоятельные упражнения обучающихся в выполнении приемов и операций на каждом этапе производственного задания. 3.Целевые обходы с целью: Осуществления контроля за - организацией рабочего места; - выполнением правил по охране труда; - соблюдением правильного и последовательного выполнения технологических приемов и операций, - бережного отношения к инструменту и оборудованию. 4. Своевременная помощь мастера производственного обучения обучающимся в устранении недостатков в работе ( при выполнении технологических приемов, нарушений технологических операций, ошибок в соблюдении технологического процесса). Уборка рабочих мест. Подведение итогов учебно-производственных работ: Анализ ошибок в работе, причины их возникновения, способы их предупреждения и устранение. - определение недостатков собранного рулевого редуктора, - анализ ошибок замеченных в процессе проведения текущего инструктажа, - недостатков в выполнении технологических приемов, - ошибок в соблюдении технологического процесса. Оценивание выполненной работы: Оцените свою работу, поставьте оценки сами в карте компонентного анализа. Мастер демонстрирует лучшие работы, отмечает, кто из обучающихся добился отличного качества в работе, - Анализ наиболее характерных недочетов в работе обучающихся, указывает пути и методы их устранения; - Раскрывает экономическую сторону урока, рациональный расход материала, - Сравнение оценок обучающихся и мастера с обоснованием, - Подведение итогов занятия в целом. Запись в дневниках этапов и результата выполненной работы. Домашнее задание. Найти в Интернете порядок выполнения ремонта и технического обслуживания рулевого управления реечного типа., которые изучали на уроке теоретического обучения и учебной практики и оформить сообщение. Поставленные цели перед началом урока. Давайте вспомним цели урока: - Закрепление полученных знаний и умений при ремонте и техническом обслуживании рулевого управления; - Развитие умений при ремонте и техническом обслуживании рулевого редуктора; - Овладение новыми приемами работы при ремонте и техническом обслуживании рулевого редуктора; Как вы думаете, мы достигли их? Рефлексия: предлагаю вам выбрать изображение, которое соответствует вашему настроению при завершении урока производственной практике. Спасибо за работу! | Обучающиеся работают устно. Обучающиеся работают устно, слушают рассказ мастера производственного обучения Воспроизведение обучающимися последовательности разборки рулевого управления Устный ответ обучающегося Устный ответ обучающегося Обучающиеся задают вопросы Мастер п/о отвечает на вопросы обучающихся. Обучающиеся формулируют правила охраны труда при выполнении ремонта и технического обслуживания рулевого управления. Обучающиеся слушают мастера п/о. Обучающиеся подготавливают рабочее место, проверяют инструмент и оборудование, знакомятся с порядком выполнения операций по инструкционно – технологической карте |
Карточка – самоконтроля
Приложение №1
Критерии | Баллы |
1.Наличие рабочей одежды:
Брюки и куртка Кожаная обувь Шапка или кепка
| |
Итого: «5» - 3балла, «4» - 2балла, «3» - 1 балл, «2» - 0 балла. |
Ф.И.О. | Организация рабочего места | Требования безопасности | Технология выполнения | Теоретическое задание | Готовое изделие | Средний балл/ итоговая оценка |
КАРТА КОМПОНЕНТНОГО АНАЛИЗА
Критерии оценки за выполнение учебно-производственных работ по теме:
«Ремонт и техническое обслуживание рулевого управления».
Оценка | Требования к качеству | Правильность и самостоятельность выполнения | Организация рабочего места, соблюдение санитарии и безопасность труда. |
«5» | Рулевой редуктор собран в той последовательности, по которой предъявляются требования. | Безошибочное, уверенное, самостоятельное планирование и выполнение работ, соблюдение последовательности технологического процесса. | Правильная организация рабочего места, соблюдение санитарных норм и правил, соблюдение требований безопасности труда. Точное выполнение требований трудовой дисциплины. |
«4» | При сборке и разборке рулевого редуктора допущены не значительные отклонения в правильности технологического процесса. | Самостоятельное выполнение работ с не существенными недочетами, исправленными самим учеником. | Небольшое отклонение в организации рабочего места (возможна несущественная помощь мастера); соблюдение санитарных норм и правил, соблюдение требований безопасности труда выполнение требований трудовой дисциплины. |
«3» | При ремонте рулевого редуктора невнимательное выполнение работы, частое обращение за помощью к мастеру. | Постоянное обращение за помощью к мастеру. | Отдельные нарушения требований дисциплины, опоздание, нарушение требований безопасности при работе с оборудованием. Организация рабочего места с помощью мастера. |
«2» | Нарушение технологического процесса при ремонте рулевого редуктора, нет самостоятельности, самовольный уход с рабочего места. | Планирование предстоящей работы только с помощью мастера. Не соблюдение технологического процесса. Не умение осуществлять самоконтроль за выполнение работы. | Существенные ошибки в организации рабочего места. Систематическое нарушение трудовой дисциплины; охраны труда. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отекрытый урок: " Техническое обслуживание рулевого управления"
Презентация к открытому уроку " Техническое обслуживание рулевого управления". Интерактивный урок с гиперссылками на следующий слайд....
Методические рекомендации МДК 01.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта (для заочного отделения)
Методические рекомендации МДК 01.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта...
Методическая разработка урока ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Тема урока: «Сцепление».
Методическая разработка урокаПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание иремонт автомобилей. Тема урока: «Сцепление»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ "Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ "Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления» по профессии 23.01.03 Автомеханик...
Учебно методический комплект по ПМ 01 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Рабочие программы по дисциплине, учебным и производственным практикам....
Методическая разработка урока учебной практики Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления автомобиля
Методическая характеристика урока МетодМетодический приемСредства обученияМетоды стимулирования и мотивации интереса к учениюСоздание проблемной ситуации, познавательной новизны, способствующей ф...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Дисциплина: МДК 01.07. Ремонт кузовов автомобилей Специальность: 23.02.07«Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Представляется календарно-тематическое планирование по дисциплине "Ремонт кузовов автомобилей"...