Методическая разработка урока производственного обучения на тему: "Грузовые станции" (Февраль 2018)
методическая разработка на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrab_gruzovye_stantsii.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное учреждение профессионального образования «Рузаевский железнодорожно – промышленный техникум им.А.П.Байкузова»

                                             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока производственного обучения на тему:

«Грузовые станции»

                                                 Составил: мастер производственного обучения                                                                        

                              Короткова С.А.

г. Рузаевка  2018 г.

Рассмотрено, обсуждено                                            Утверждаю:

и утверждено на заседании                                       и.о зам. директора по УР

цикловой  комиссии № 2                                      __________   Абаева Е.Ф.

Председатель цикловой

комиссии № 2

___________ Федотова С.Н.                                                                              

Содержание

1.Введение

2.Характеристика темы

3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ

4.Примерные критерии и оценки

5.План – конспект урока производственного обучения

6.Заключительный инструктаж

7.Список используемой литературы

8.Рецензия

1.Введение

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.02.01   «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».  

Производственное обучение проводится на базовом предприятии станция Рузаевка Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги.

В результате прохождения производственной практики обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».

В период прохождения практики ведется  следующая  документация:

-дневники;

-отчеты по производственной практике;

-график перемещения студентов по рабочим местам;

-производственные характеристики.  

2.Характеристика темы

 Железнодорожные станции выполняют операции по приему, по погрузке , выгрузке и выдаче грузов, перевозимых подвагонными и мелкими отправками, в контейнерах, в контейнерах, а также операции по перевозкам пассажиров, багажа и грузобагажа. Такие перевозки производятся между станциями, открытыми для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций.

 Грузовые станции представляют собой комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений, предназначенных для выполнения грузовых и коммерческих операций, приема, расформирования, формирования , коммерческого осмотра, технического обслуживания и отправления грузовых поездов. Как правило, эти станции расположены в крупных промышленных и населенных пунктах, где зарождаются и погашаются грузопотоки, и погашаются грузопотоки, и обслуживают промышленные предприятия и население. Грузовые станции являются стыковыми пунктами различных видов транспорта (железнодорожного с автомобильным, водным, промышленным, трубопроводным), а также железнодорожного транспорта широкой, узкой и западноевропейской колеи.

3.Рекомендации по подбору учебно-

производственных работ

          Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы со студентами.

Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

Учебно-воспитательная работа мастера при обучении студентов на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми студентами невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения студентов по рабочим местам.

4.Примерные критерии оценки

Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности студентов.  Основными общими показателями качества усвоения студентами знаний, умений и навыков по производственному обучению является:

Правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места:

-учебно-производственных работ;

-выполнение установленных количественных показателей;

-степень самостоятельности выполнения заданий.

5.План – конспект

урока производственного обучения

 Тема программы: «Грузовые станции»  

 Тема урока: « Назначение и классификация грузовых станций»

 Цели урока: образовательная – научить студентов  о назначении и классификации грузовых станций.

                        развивающая – развить мышление у студентов в рамках  назначения грузовых станций.

                        воспитательная – привить студентам внимательность и грамотность о классификации станций.

                        методическая – методическое повышение уровня педагогического мастерства.

ХОД УРОКА

     1.Организационный момент.

       Проверка наличия студентов

     2.Вводный инструктаж.

Вопрос №1. На какие виды подразделяются грузовые станции?

      В зависимости от основного назначения и характера выполняемой работы грузовые станции подразделяются на неспециализированные (служащие  для погрузки и выгрузки разных грузов) .

    Неспециализированные (в том числе линейные грузовые или опорные промежуточные станции) предназначены для переработки (в основном на своих складах) тарно – штучных грузов, перевозимых в контейнерах, некоторых категорий навалочных и других грузов, для обслуживания промышленных предприятий, баз и складов (необщего пользования).

   Специализированные  грузовые станции предназначены для массовой погрузки – выгрузки однородных грузов (зерно, уголь, руда, минерально – строительные материалы, нефть, лес и другое).

   Опорная станция – это грузовая станция, выполняющая коммерческие операции по собственной погрузке – выгрузке, а также по погрузке – выгрузке прикрепленных к ней малодеятельных грузовых станций.

   Перегрузочные станции осуществляют в значительных размерах перегрузку грузов с узкой колеи на широкую и обратно.

   Также существуют портовые и паромные станции.

 Вопрос №2. Какие операции выполняются на грузовых станциях?

   На грузовых станциях в значительных объемах производятся следующие грузовые и коммерческие операции: прием к перевозке, взвешивание, хранение, погрузка, выгрузка, перегрузка, сортировка и выдача грузов; переработка контейнеров, оформление перевозочных документов, информация грузополучателей и грузоотправителей о подходе, прибытии и подаче вагонов на места погрузки и выгрузки, розыск грузов, финансовая и кассовая отчетность, исчисление провозных плат и расчеты с грузоотправителями и грузополучателями при нецентрализованных расчетах.

   Кроме того, на грузовых станциях производятся технические операции: прием и пропуск поездов по графику движения, расформирование, формирование, коммерческий осмотр, техническое обслуживание и отправление грузовых поездов, подача и уборка вагонов к местам погрузки и выгрузки, обслуживание железнодорожных подъездных путей предприятий и причальных линий порта, обработка составов по прибытию и отправлении. И др.

   При выполнении грузовых, коммерческих и технических операций должна обеспечиваться безопасность движения поездов и маневров и сохранность принятых грузов и контейнеров.

   Порядок открытия и закрытия железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций производится в соответствии со статьей 6 Федерального закона «о железнодорожном транспорте Российской Федерации».

Вопрос №3.Какие существуют технические средства для выполнения грузовых и коммерческих операций?

   Техническое оснащение грузовых станций определяется их назначением, объектом работы, типом и характером поступления и отправления местных вагонопотоков и их распределением по грузовым пунктам, в том числе местам общего и необщего пользования, примыканием железнодорожных подъездных путей промышленных предприятий, баз, пунктов перевалки и их техническим оснащением.

   На грузовых станциях имеются устройства СЦБ и связи, освещения и водоснабжения, иногда имеются устройства для экипировки маневровых локомотивов, пункты подготовки вагонов под погрузку, пути очистки и промывки вагонов, очистные сооружения и др.

   Если работа станции основана на базе автоматизированной системы управления грузовой станцией (АСУГС), то должен быть машинный зал, оборудованный тремя комплектами ЭВМ, соединенных одной локальной сетью (две машины работают постоянно, третья – в горячем резерве). К ЭВМ подключаются абоненты на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

   Для осмотра крыш вагонов и внутренней части кузова полувагонов устанавливают смотровые вышки с прожекторным освещением и устройствами для обнаружения неисправных вагонов с остатками грузов.

   Для управления технологическим процессом на грузовых станциях широко используется телефонная связь, радиосвязь поездная и маневровая,

телеграфная, парковая громкоговорящая связь, диспетчерская избирательная связь, пневматическая почта для пересылки пакетов документов на расформировываемые и формируемые поезда. Для управления стрелками и сигналами, приготовления поездных и маневровых маршрутов используются современные системы маршрутно - релейной централизации (МРЦ), которые совершенствуются за счет использования электронной  элементной базы и увязываются с АСУГС.

Вопрос №4. Концентрация  грузовой и коммерческой работы?

   На сети дорог наряду с крупными и средними имеются малодеятельные станции, открытые для производства грузовых и коммерческих операций на местах общего пользования. Выполнение грузовой и коммерческой работы на этих станциях не позволяет эффективно использовать комплекс технических средств железнодорожного транспорта, препятствует механизации погрузочно – разгрузочных работ, затрудняет информатизацию перевозочного процесса, приводит к излишнему содержанию эксплуатационного штата, затрудняет управляемость грузовой и поездной работой.

   Основное направление концентрации грузовых операций – закрытие малодеятельных стаций для грузовых операций и создание опорных станций. Создание опорных станций позволяет снизить себестоимость перевозок, повысить уровень комплексной механизации погрузочно –разгрузочных работ и эффективность использования подъемно – транспортной техники, сократить простой подвижного состава, ускорить доставку грузов, повысить пропускную способность железных дорог, улучшить обслуживание отправителей и получателей грузов.

   Создаются опорные станции нового типа. Эти станции берут на себя ответственность за работу прикрепленных к ним промежуточных станций. Общее оперативное управление в пределах обслуживаемого опорной станцией района обеспечивает единство коллективов станций, приближает управление станциями к месту выполнения начальных и конечных операций перевозочного процесса.

Вопрос №5. Специализация грузовых станций в крупных узлах?

   К одной из прогрессивных и экономически эффективных форм организации грузовой работы железных дорог относится специализация грузовых станций в крупных узлах по родам грузов. Специализация станций позволяет увеличить их перерабатывающую способность, сократить потребность в складской площади, полностью механизировать погрузочно – разгрузочные работы средствами дорог, повысить производительность погрузочно - разгрузочных механизмов, сократить простой вагонов под грузовыми операциями, организовать транспортно – экспедиционное обслуживание отправителей и получателей грузов и централизованный завоз и вывоз грузов, создать условия для автоматизации грузовых и коммерческих операций с использованием ЭВМ.

   Специализированные базы преимущественно предназначены для выгрузки массовых грузов. Их организуют в промышленных районах для обслуживания групп промышленных предприятий, получающих грузы, однородных с точки зрения применения средств механизации погрузочно – разрузочных работ (сырье, материалы, топливо и др.). Выбор наилучшего варианта специализации грузовых станций в узле определяется технико – экономическими расчетами. Список специализированных станций в железнодорожных  узлах помещен а Тарифном руководстве №4 (книга 2).

 

Вопросы от обучающихся и ответы на них

Распределение обучающихся по рабочим местам.

Текущий инструктаж.

Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки:

1.Правильности организации рабочего места

2. Правильности приемов самоконтроля.

3.Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.

4.Проверка загрузки обучающихся.

6.Заключительный инструктаж

 1.Подведение итогов урока.

 2.Отметка положительных и отрицательных моментов урока.

 3.Объявление оценок обучающимся.

 4.Замечания по работе.

 5.Выдача домашнего задания.

                                7. Список используемой литературы

  1. Устав работников железнодорожного транспорта.
  2. ОАО «РЖД»  «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011 г.
  3. ОАО «РЖД»  «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на  ж /д транспорте РФ» г. Москва, 2012 г.
  4.  ОАО «РЖД»  «Инструкция по сигнализации и связи на ж /д транспорте РФ» г. Москва, 2012 г.
  5. М.С.Боровикова «Организация движения на железнодорожном транспорте» г. Москва 2003 г.
  6.  В.П.Перепон  « Организация перевозок  грузов» г.Москва, 2003 г.

8.Рецензия

На  методическую разработку урока производственного обучения в группе  по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте »  на тему «Грузовые станции».

Методическая разработка содержит: содержание, введение, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно-производственных работ, примерные критерии и оценки, план-конспект урока производственного обучения, заключение, список используемой литературы.

Основы методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Организация пассажирских перевозок». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку студентов профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.

        Председатель цикловой

комиссии №2                                                        С.Н. Федотова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Тема: «Требования к качеству блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных  изделий, оформление, отпуск, требования к качеству. Работа со Сборником рецептур."...

Методическая разработка урока производственного обучения «Обработка застежки втачными планками»

Цель урока: Образовательная:  Научить обучающихся правильно с технологической ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...