Методическая разработка урока производственного обучения на тему: «Перевозка опасных грузов в крытых вагонах и контейнерах» (Июнь 2018)
методическая разработка по теме

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich.razrabotka_perevozka_opasnyh_gruzov.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное учреждение профессионального образования «Рузаевский железнодорожно – промышленный техникум им.А.П.Байкузова»

                                             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока производственного обучения на тему:

«Перевозка опасных грузов в крытых вагонах и контейнерах»

                                               Составил: мастер производственного                                                                

                                                                 обучения Короткова С.А.

2018г.

     Рассмотрено, обсуждено                                            Утверждаю:

и утверждено на заседании                                     и.о.зам.директора по УПР

ЦК №2                                                                           ________Абаева Е.Ф.                                              

      Председатель ЦК №2                                                                                                    

___________ Федотова С.Н.                                                                              

Содержание

1.Введение

2.Характеристика темы

3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ

4.Примерные критерии и оценки

5.План – конспект урока производственного обучения

6.Заключительный инструктаж

7.Список используемой литературы

8.Рецензия

1.Введение

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.02.01   «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».

Производственное обучение проводится на базовом предприятии станция Рузаевка Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги.

В результате прохождения производственной практики обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».

В период прохождения практики ведется  следующая  документация:

-дневники;

-отчеты по производственной практике;

-график перемещения студентов по рабочим местам;

-производственные характеристики.  

2.Характеристика темы

Опасный груз – груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно- разгрузочныхработ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде. Вследствие этого при перевозке и хранении таких веществ, материалов, изделий и отходов необходимо соблюдать меры предосторожности и особые условия перевозок.

Эти условия и меры определены в Правилах перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов и в Правилах безопасности и порядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. Государственное регулирование и надзор в области обеспечения безопасности при перевозках опасных грузов на  магистральном и промышленном железнодорожном транспорте осуществляет Федеральный горный и промышленный надзор России. Основным нормативным документом Госгортехнадзора России являются Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.

3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ

Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы со студентами.

Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

Учебно-воспитательная работа мастера при обучении студентов на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми студентами невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения студентов по рабочим местам.

4.Примерные критерии оценки

Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности студентов.  Основными общими показателями качества усвоения студентами знаний, умений и навыков по производственному обучению является:

Правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места:

-учебно-производственных работ;

-выполнение установленных количественных показателей;

-степень самостоятельности выполнения заданий.

5. План – конспект

урока производственного обучения

Тема программы: «Перевозка опасных грузов»  

 

Тема урока: «Перевозка опасных грузов в крытых вагонах и контейнерах»

Цели урока:

 образовательная – научить студентов правильной подготовки и упаковки для перевозки опасных грузов;

 развивающая – развить мышление у студентов в рамках правильной перевозки опасных грузов;

воспитательная – привить студентам внимательность и грамотность пользования документацией опасных грузов;

     методическая – методическое повышение уровня педагогического мастерства.

ХОД УРОКА

    1.Организационный момент.

       Проверка наличия студентов.

    2.Вводный инструктаж.

Вопрос №1.Как классифицируются опасные грузы?

   Опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка»  разделяются на следующие классы:

 - Класс 1 – взрывчатые материалы (ВМ);

 - Класс 2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

 - Класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости  (ЛВЖ);

 - Класс 4 – легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ);

 - самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

 - Класс 5 – окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);

 - Класс 6 – ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

 - Класс 7 – радиоактивные материалы (РМ);

 - Класс 8 – едкие и коррозийные вещества (ЕК);

 - Класс 9 – прочие опасные вещества.

   Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы, указанные в Приложении 1 к Правилам перевозок опасных грузов.

   Каждому наименованию опасного груза присвоен классификационный шифр из четырех цифр; первая обозначает класс, вторая – подкласс, третья – категорию опасности, четвертая – степень опасности.

Вопрос №2. Упаковка опасных грузов?

Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре  и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка».

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.

Опасные грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, коррозийные газы или пары, грузы, которые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие окисляющими свойствами, должны быть упакованы герметично.

Опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с заполнением свободного пространства соответствующими негорючими прокладочными и впитывающими материалами. Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см.

Вопрос № 3.  Какие существуют специально выделенные места для производства грузовых операций с взрывчатыми материалами?

   Места для погрузки, выгрузки и перегрузки ВМ на специально выделенных станциях, а также места для стоянки вагонов с такими грузами вне поездов или вне сформированных составов (за исключением сортировочных путей) должны быть удалены от жилых и производственных строений, территорий тяговых подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки, выгрузки и хранения грузов, от мест налива и слива опасных жидких грузов, от главных станционных путей на расстояние не менее 125м. На электрифицированных участках для указанных целей выделяются, как правило, не электрифицированные пути.

   Места, предназначенные для производства погрузочно-разгрузочных работ с ВМ, должны иметь необходимые средства пожаротушения и устройства стационарного и переносного электрического освещения с арматурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении.

   Для подхода автомобильного транспорта к местам погрузки и выгрузки должны быть обеспечены удобные подъезды.

   Места, а также пути для стоянки вагонов с опасными грузами указываются техническо-распорядительном акте станции.

Вопрос №4. Вагоны и контейнеры, используемые для перевозки опасных грузов?

Для перевозки опасных грузов по железным дорогам должны использоваться только предназначенные для этих целей технически исправные специализированные вагоны и контейнеры, принадлежащие объединениям, предприятиям и организациям, независимо от их форм собственности, или арендованные ими, а также универсальные вагоны и контейнеры парка МПС России. Параметры вагонов-цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов, приведены в Приложении 6 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.

Вагоны и контейнеры, предназначенные для перевозки опасных грузов должны иметь маркировку, характеризующую транспортную опасность груза в соответствии с Правилами перевозок грузов, номер ООН перевозимого груза и отличительную окраску согласно нормативно-технической документации. Род вагонов и тип контейнеров, в которых допускается перевозка опасных грузов, указаны в Алфавитном указателе.

Знаки опасности, наносимые на транспортные средства, должны иметь размер стороны квадрата 250 мм. На расстоянии15 мм от кромок знака располагают рамку черного цвета. Вместо надписи между символами и номером класса на белом фоне проставляют номер аварийной каточки.

Символы и цифры на знаках опасности должны быть нанесены черным цветом.

Вагоны и контейнеры, подаваемые под погрузку опасных грузов, должны быть в исправном техническом и коммерческом состоянии, исключающем утечку или просыпание опасных грузов, а также очищены от ранее перевозимых грузов и обезврежены.

Универсальные контейнеры, используемые под погрузку опасных грузов, должны быть только металлическими.

Не допускается подавать под погрузку опасных грузов вагоны, у которых до планового ремонта или освидетельствования осталось менее одного месяца.

Вопросы  обучающихся и ответы на них.

Распределение обучающихся по рабочим местам.

Текущий инструктаж.

Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки:

1.Правильности организации рабочего места

2. Правильности приемов самоконтроля.

3.Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.

4.Проверка загрузки обучающихся.

6.Заключительный инструктаж

 1.Подведение итогов урока.

 2.Отметка положительных и отрицательных моментов урока.

 3.Объявление оценок обучающимся.

 4.Замечания по работе.

 5.Выдача домашнего задания.

7. Список используемой литературы

  1. Устав работников железнодорожного транспорта.
  2. ОАО «РЖД»  «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011 г.
  3. ОАО «РЖД»  «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на  ж /д транспорте РФ» г. Москва, 2012 г.
  4.  ОАО «РЖД»  «Инструкция по сигнализации и связи на ж /д транспорте РФ» г. Москва, 2012 г.
  5. М.С.Боровикова «Организация движения на железнодорожном транспорте» г. Москва 2003 г.
  6. В.П.Перепон «Организация перевозок грузов» г.Москва 2003  год

8.Рецензия

На  методическую разработку урока производственного обучения в группе  по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте »  на тему «Перевозка опасных грузов».

Методическая разработка содержит: содержание, введение, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно-производственных работ, примерные критерии и оценки, план-конспект урока производственного обучения, заключение, список используемой литературы.

Основы методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Организация пассажирских перевозок». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку студентов профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.

        Председатель ЦК №2                                        С.Н.Федотова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"

Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...

Методическая разработка урока производственного обучения по теме:«Блюда и гарниры из тушеных овощей»

Данная работа выполнена в виде методической разработки, рекомендации по приготовлению блюд и гарниров из овощей содержит конкретный материал в приложении и может служить пособием для мастеров производ...