Воспитание и развитие у студентов нравственных ценностей.
статья на тему
Описание актуальной в настоящее время проблемы воспитания и развития у студентов нравственных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_ns-portala_-_vospitanie_u_studentov_nravstvennyh_tsennostey.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание у студентов нравственных ценностей.
В настоящее время широко обсуждается проблема формирования нравственной личности. Это связано с социальными запросами предъявляемыми к системе образования, необходимостью приобщения учащихся к системе нравственных ценностей.
Задача современного образовательного учреждения заключается в том, чтобы выпускники обладали не только необходимым уровнем знаний, умений и навыков, но и являлись самостоятельными людьми, обладающими толерантностью, как основой своей жизненной позиции. Ведь современный культурный человек – не только образованный, но и имеющий чувство самоуважения и уважаемый окружающими.
Под ценностными ориентациями понимается направленность человека на определённые ценности в виде установок и предпочтений, определяющих его деятельность. Именно установки и предпочтения выступают центром внутреннего духовного мира.
Нравственные и ценностные ориентации открывают человеку выбор между добром и злом, который тот совершает не в силу необходимости, а в силу своего понимания этой необходимости. Основанием нравственных ценностных ориентаций является именно свобода выбора, выступая внутренним регулятором поведения человека даже тогда, когда за ним никто не следит. Определение ценностных ориентаций происходит в сознании человека, а формирование в ходе обретения личного опыта.
Рассматривая личность человека как высшую человеческую ценность, его индивидуальность и неповторимость, систему нравственных ценностей необходимо ориентировать на благо человека – на любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, семью, труд.
Нравственные ценности тесно связаны с множеством моральных качеств, таких как:
- доброжелательность – стремление совершать добрые поступки;
- терпимость к недостаткам и ошибкам других людей;
- умение просить прощение и прощать;
- стремление примерять ссорящихся;
- умение не отвечать злом на зло;
- человеколюбие;
- уважение индивидуальности личности и мнения окружающих;
- ответственность за принятое решение;
- честность и справедливость;
- способность признавать свои ошибки и видеть недостатки;
- заботливость - чуткость к людям, сострадание;
- трудолюбие и уважение к чужому труду;
- совестливость – способность слушать «внутренний голос совести»;
Решать проблему воспитания связанную с формированием нравственной личности следует в специально созданных педагогических условиях:
- Организация учебного процесса построена на основе личностной ориентации;
- Наличие достаточных трудностей, позволяющих учащимся приобретать опыт приложения усилий;
- Предлагаемая ученикам деятельность должна быть эмоционально насыщена и интересна для них;
- Руководя деятельностью учащихся педагогический работник (мастер п/о) использует оценку: оценивает результат, отношение к деятельности, к другим учащимся. Положительная оценка должна радовать и побуждать к продолжению деятельности.
- При организации коллективной деятельности должны учитываться: общая цель, распределение обязанностей, общий результат.
- Независимо от видов деятельности учащихся педагогический работник (мастер п/о) ориентирует их на базовые ценности.
- Выработка согласованных с родителями воспитательных задач и раскрытие особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций.
Все эти условия напрямую зависят от личностных и профессиональных качеств педагогического работника (мастера п/о), от того, практикует ли он сам всё то о чём говорит ученикам.
Важно чтобы педагогический работник (мастер п/о) был способен:
- Признать собственное нравственное несовершенство.
- Раскаиваться в своих поступках.
- Быть требовательным и строгим к себе, контролировать свои мысли, не забывать о совести.
- Не осуждать, не говорить и не думать о других плохо, не завидовать, не унижать личность.
- Питать себя благими мыслями: читать книги и смотреть фильмы о людях, чья жизнь вдохновляет на добрые дела.
- Находить в учащихся хорошее, доброе начало, верить, что они могут стать порядочными.
Непременное условие успешности воспитания нравственных ценностей – любовь педагога к детям. Без этого учащиеся не научатся любить окружающих и заботится о них.
Материал подготовил мастер производственного обучения, преподаватель СПБ ГБПОУ «Автомеханический лицей» Лучковский Р.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание и развитие
Презентация к проекту...
Экологическое воспитание в развитии личностных ценностей
Полозова О.А. приводит формы и методы экологической работы в группе....
Доклад на заседании методического совета по теме: "Формирование духовно-нравственных ценностей студентов через урочную и внеурочную деятельность"
Доклад содержит материал о деятельности обучающихся ГПОУ ТО "АХТТ"...
Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа
Проблемы духовно-нравственного воспитания в рамках СПО, вопросы морали, принципы духовно-нравственного воспитания – являются самыми актуальными на сегодняшний день. Актуальность проблемы с...
Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессионального воспитания молодежи в условиях социального партнерства в системе СПО» Пути совершенствования духовно - нравственных ценностей у современной молодежи
Содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин дает возможность преодолеть узкопрофессиональное мышление, формирует духовно богатую личность, обладающую высокими нравственными и гражданск...
Роль духовно-нравственных ценностей в воспитании молодежи
Статья посвящена формированию нравственных и духовных ценностей, приобщение подрастающего поколения к культурному наследию, праздникам, традициям, фольклору, знакомству с предками, с...
Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством
Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тоскует по духовности, по человечности, по доброте и милосердию. В наше время многих людей волн...