Духовно-нравственное воспитание и развитие
презентация к уроку по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : изучение системы духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении Задачи: - изучение сущности и содержания духовно-нравственного образования ; - изучение особенностей духовно-нравственного -воспитания на уроках ; - изучение системы духовно-нравственного развития во внеурочной деятельности ; - изучение форм и методов взаимодействия семьи и образовательного учреждения в сфере духовно-нравственного воспитания подростка.
«…Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни». «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В . А. Тишков « Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра ». Л.Н. Толстой :
Сущность духовно-нравственного воспитания и развития . Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Духовно-нравственное воспитание и развитие на уроках русского языка и литературы «Чему учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это 3 предмета, которые необходимы в любой школе». Ю.М. Лотман «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово ». К.Д . Ушинский
Духовно-нравственные возможности урока русского языка: - привитие чувства любви к родному языку; - речевая культура личности; - соблюдение этических и коммуникативных норм; - бережное отношение к родному слову. Материал для использования: - небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало); - пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения (Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять; Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило); - исследовательская работа «Энциклопедия одного слова»; - дидактический материал по теме «Общие сведения о языке»; - упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др.
Духовно-нравственные возможности русской литературы Русская литературы всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Русская классика – это проповедь человечности, добра и поиски путей, ведущих к нему . Произведения классической литературы прославляют веру народа, его нравственные силы, любовь к родной земле, глубокую человечность . У литературы немало образцов патриотизма. Огромный воспитательно-патриотический заряд несут книги о войне. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Вся русская литература — о причудливом «пейзаже русской души » и драме души русского человека, где «дьявол с Богом борется. В сердечной тревоге русские философы и писатели искали те здоровые силы, которые могли бы спасти Россию. В процессе восприятия художественного произведения ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.
Формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках литературы Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Широко применяются литературные дискуссии, они помогают отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Часто используются сочинения- миниатюры, сочинения –рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Систематически применяется форма обсуждения, ролевая игра, уроки-исследования , беседы, семинары . Планируется проведения конкурса красноречия «Как слово ваше отзовется» по таким номинациям: «Родная земля», «Дар бессмертный – слово», «Земное счастье». Очень эффективны приемы нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме. Выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. К такому заданию можно относить незаконченное предложение.
Цель внеурочной деятельности : создание условий для самоопределения и самореализации личности ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций . Б.Т.Лихачёв , утверждает, что, чем больше школьник вовлечён в систему целенаправленных воспитательно-обучающих отношений и деятельностей, тем больше у него шансов противостоять антиобщественным влияниям и развить в себе цельную личность со сформировавшимися ценностными ориентациями. Духовно-нравственное воспитание и развитие подростков во внеурочной деятельности
Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников . Внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: традиционные коллективные дела, планирование общих дел и праздников, фестивали, конкурсы разного уровня . Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Содержание внеурочной деятельности по духовно нравственному воспитанию
Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора. Необходимым моментом в работе по духовно-нравственному воспитанию личности является привлечение к ней родителей, руководителей кружков и секций, педагогов дополнительного образования и всех заинтересованных лиц. Важную роль в формировании нравственных качеств личности учащихся играет самоуправление. Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями.
Мероприятия для реализации духовно-нравственного воспитания Концерт для ветеранов Великой Отечественной войны и труда . Беседы-размышления: “Познаваем ли мир?”, “ Человек и его предназначение”, “ Вечные истины ”, “ В силах ли я искоренить зло в самом себе ?”. Театрализованные представления христианских и народных праздников : “ Праздник Покрова ”, “Рождество Христово ”, “Пасха ”, «Святочные гуляния и гадания », «Масленица» и др. ); “ Уроки благочестия ” - пояснение значения таких понятий, как уважение, авторитет, почтение к старшему поколению на основе христианской традиции.
Литературно-музыкальная композиция “Сострадание – основа всех нравственных побуждений человека”. Поэтическая гостиная “Красота спасёт мир ”. Литературный этюд “Традиции моей семьи ”. Деловые игры: “Генеалогическое древо”, “ Дружба или любовь – во сколько лет начинается взрослая жизнь ?!», “Аукцион человеческих качеств”, “Я гражданин России ”. Встреча с представителями внутренних органов правопорядка, представителей ФСКН, работников медицинских учреждений, наркологических диспансеров. Круглый стол по проблемам экологии. Беседа-экскурс в историю “Для чего нужна символика ?”. Д испут «Кого вы назвали бы культурным человеком и почему ?». Диалог-размышление “Что такое патриотизм и гражданственность” и многое другое.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме . Безусловно , один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, да и не нужно это делать одному. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, социальных педагогов, представителей общественных организаций, учителей-предметников . Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания подростка.
Трудности и проблемы: - утрата представлений о пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака ; - супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя; - полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений, традиционный уклад семейной жизни ; нарушены родовые и семейные связи между поколениями; - катастрофическое падение социального престижа материнства и отцовства ; снижение рождаемости ; не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством ; дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.
Групповые Индивидуальные родительские собрания консультации конференции беседы вечера вопросов и ответов посещения на дому родительские университеты встречи родителей классов с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом. Формы работы классных руководителей с родителями
Формы взаимодействия с родителями и детьми Формы познавательной деятельности: смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, недели наук Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, создание классной библиотеки, трудовой десант Формы досуга: праздники, концерты, спектакли, просмотр кинофильмов, соревнования, конкурсы, походы Формирование культуры принадлежности образовательному пространству школы: экскурсия по школе, праздники класса; встреча с администрацией учебного заведения и социально - психологической службой; "Дни открытых дверей в классе"; выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей.
Заключение Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому и нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды. Восстанавливаются важнейшая функция образовательного учреждения – воспитательно-образовательная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, призванные обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса, позволяющего получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой
Обращение к названной теме обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...
Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»
Статья написана к научно-практической конференции «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Духовно-нравственное, патриотическое развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной сис...
Духовно-нравственное развитие и воспитание студентов во внеурочное время
Духовность – одна из вечных проблем человечества, а воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики. Социальная значимость воспитания духовных ценностей...
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки.
Статья выступления на педагогическом совете учителя музыки ....
Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»
Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...
Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством
Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тоскует по духовности, по человечности, по доброте и милосердию. В наше время многих людей волн...