Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством
статья
Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тоскует по духовности, по человечности, по доброте и милосердию. В наше время многих людей волнует карьера, какое место они займут в обществе, и они часто забывают о главном предназначении человека: «Приносить людям добро, облегчать их страдание, давать радость» (Д.С.Лихачев).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_na_konkurs.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Ф.И.Тютчев
Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тоскует по духовности, по человечности, по доброте и милосердию. В наше время многих людей волнует карьера, какое место они займут в обществе, и они часто забывают о главном предназначении человека: «Приносить людям добро, облегчать их страдание, давать радость» (Д.С.Лихачев).
Внутренняя культура, внутреннее содержание, наполнение духовного мира человека часто уходят на второй план. Послание Президента России Федеральному собранию РФ звучит как государственный заказ учреждениям образования и лично нам, педагогам: «Духовное единство народа и объединяющие нас духовные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров…».
Освоить эту систему нравственных ориентиров, по моему мнению, можно только с позиции сотрудничества, сотворчества педагога и воспитанника. Только живое общение, эстетизирование учебного процесса, приоритетность воспитательных целей над целями обучения, обращение к внутреннему миру ребенка, раскрытие индивидуального творческого потенциала как детей, так и взрослых, взаимное развитие, самосовершенствование и содействие эмоциональному пробуждению детей в условиях педагогического комфорта являются необходимыми условиями этого процесса.
Сущность моей работы выражается в большей степени в воспитательной функции, направленной на формирование нравственно-этических, эстетических и коммуникативно-рефлексивных основ личности.
Именно сформированность этих качеств способствует более успешной социокультурной адаптации. А помогает мне в этом искусство.
Формирование успешной личности ребенка через творчество с учетом индивидуальных, творческих, физических, интеллектуальных способностей каждого – вот моя задача.
Мой рабочий день начинается всегда просто и радостно: иду в школу, чтобы вместе с детьми вернуться домой… И вот здесь начинается то, к чему я не могу никак привыкнуть на протяжении двадцати с лишним лет моей работы в доме: звенит звонок, и мои дети с радостными улыбками, искрящимися глазами, светлыми, добрыми, любящими лицами бегут ко мне со всех ног, спотыкаясь о тяжелые портфели. Наперебой спешат поделиться успехами в школе, обнимают, целуют, гладят меня, говорят ласковые слова.
Сколько искренней любви, добра, ласки в моих детях! Надо ли говорить, что я чувствую в эти мгновения! Гордая и счастливая, я всегда мысленно произношу: «Господи, как я благодарна, что ты даешь мне радость общения с этими детьми ». В эти самые минуты я особенно четко осознаю, что нас связывают именно те узы, о которых говорил Лис Маленькому принцу. Те самые узы, которые каждый день делают нас ближе друг к другу и богаче вдвойне. Те самые узы, которые в повседневной жизни открывают какую-то новую, иную часть нашей и детской души.
Мне посчастливилось задержаться в детстве. Благодаря моей профессии, мой мир отличается от мира многих взрослых людей. С моими детьми мы начинаем вместе думать, вместе чувствовать, мечтать, творить и преодолевать трудности тоже вместе. Каждый день мы стараемся наполнить незабываемыми впечатлениями, событиями, переживаниями, радостью. Помните, как у Экзюпери «С каждым днем садись немного ближе»… Каждый день, каждый час наши дети нуждаются в поддержке, помощи взрослого. Я знаю, что на мне лежит огромная ответственность за воспитание детской души и главное здесь – безусловная любовь: «Я люблю тебя таким, какой ты есть! Ты уникален, неповторим. Ты личность!»
Мы должны вести наших детей. Ежедневно, ежечасно, вникать в суть детских проблем, делиться своими и помогать … Помогать им разбираться в своих чувствах и адекватно выражать их, сознательно регулировать свое поведение, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций.
Как же сделать процесс воспитания доступным, увлекательным, эффективным и творческим? Как стать ближе к детям!?
Эти вопросы постоянно волнуют меня и заставляют искать пути, которые помогут моим детям стать успешными в жизни, счастливыми – счастливыми в профессии, в семье, в обществе.
«Главное растить человека в ребенке», - эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя лучше выражают мое отношение к работе. А основа всего – уважение к человеку, его миру. Оно начинается с очень простых вещей, и прежде всего с эмоционально-комфортной обстановки, которая позволит детям с интересом и радостью учится чувствовать и сочувствовать, переживать и сопереживать – то есть учить «душу трудиться».
Для становления сознательного нравственного поведения ребенка не достаточно только бесед, даже хорошо подготовленных. Необходимо чтобы дети приобрели практических опыт гуманных отношений, социальный жизненный опыт.
Но как же нам передать те ценности, которые накапливались поколениями, чтобы детство не превращалось в бесконечный урок? Конечно, играть! Ведь игра – это акт творчества, познания, первые уроки жизни. Детские впечатления всегда самые эмоциональные. Поэтому мы играем.
Играем, когда строим из песка домики, в которых живут чувства; играем, когда используем наш парк как декорации к сказкам; играем, когда в парке на экологических занятиях ищем клады, преодолевая препятствия, ставя ребенка в ситуацию нравственно-этического выбора; играем, когда сочиняем потешки, играя в куклы; готовим сундучок с приданным (как это делалось в старину) для любимой куклы Дуси, и тоже играем. А как обогатили наши игры занятия в «Маминой школе» при Российском Этнографическом музее, повысило самооценку детей участие в городском конкурсе «Мистер и мисс Фонсити»; как получили совершенно иное представление о женственности, красоте, светском этикете на занятиях «Женские образы в изобразительном искусстве» и участие в исторических показах «Вечера вокруг костюмов» при Государственном Эрмитаже!
А чтобы создать Страну чувств, такой какую Вы сможете увидеть, придя к нам в Дом, детям пришлось на протяжении двух лет разбираться в своих представлениях о чувствах, рисовать их, сделать их героями театрализованных миниатюр, попробовать из на вкус и почувствовать их запах. И сделать эту страну видимой для всех. А сколько чувств детских и моих было вложено в историческую панораму «Деревня викингов»… !
Я играю вместе с ними, так как убеждена, что именно в эти минуты мы ближе всего к нашим детям. И это, по моему, самая важная наша работа
«Напитать душу» ребенка добром помогают мне и сказки. Почему же так много места сказка занимает в моей работе? Прежде всего, это постоянный творческий процесс от прочтения, осмысления, до проигрывания, переживания, веры в добро. Сказка это модель жизненных ситуаций. Это многолетний опыт огромного поколения людей. А сколько в ней душевной силы и любви! Именно сказки внушают детям оптимизм, веру в себя, несут духовную информацию о вечных ценностях в виде увлекательных сюжетов и приключений. Они предупреждают о разрушительных последствиях отрицательных поступков, но не навязывают жизненных программ.
Современному ребенку мало просто прочитать сказку, поговорить о сюжете. С ними вместе надо искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки сказок, вместе проживать их. И в этом случае сказки никогда не уведут нас от реальности. Наоборот, помогут ребенку стать в реальной жизни активным созидателем, научат преодолевать трудности, дадут возможность почувствовать себя волшебником.
Все мы верим в чудо, даже взрослые… И ждем этого чуда! А ведь можно став волшебником, делать эти чудеса для других своими руками и получать от этого огромное удовольствие. Надо только очень захотеть и все получится!
Мои дети, действительно почувствовали себя волшебниками, когда ставили сказку «Синяя птица». Разве не волшебство то, что созданные детскими руками декорации, костюмы, помогли им глубоко прочувствовать, понять своих героев и донести эти чувства до зрителя. Увлекшись творческим процессом в поисках Синей птицы вместе с героями сказки, дети не замечали, что все – от прочтения пьесы до аплодисментов и эмоционального осмысления произошедшего после премьеры, - было снято на камеру и стало материалом для документального фильма, в котором детские рисунки вдруг ожили: над нашим домом закружились сказочные снежинки и Синяя птица, нарисованная детьми, полетела, увлекая за собой всех на поиски счастья. А сами дети были теперь зрителями, оценивающими свое творчество.
Трудно передать словами всю ту полноту ощущений и тот восторг, который испытывают дети от совместного творчества. Видели бы вы глаза и лица детей! Какую неподдельную радость, восхищение, изумление испытали они от погружения в сказочную атмосферу творчества, а еще больше от его результата – «творить добро».
Моим детям сейчас от восьми до двенадцати лет. И нам еще предстоит вместе пройти долгий и нелегкий путь их взросления. Я не наблюдатель, а постоянный участник всего происходящего в жизни моих детей. Именно такой подход развивает стремление и готовность к взаимопониманию, умению работать сообща, дружелюбию и открытости, общительности, заботе и доверию.
«Забота объединяет людей», - сказал Д.С.Лихачев. И когда дети почувствуют нашу искреннюю заботу, почувствуют нашу причастность и трепетное отношение к ним, ко всему, что важно для них – они откроют нам свои сердца, а значит, появятся те самые узы, о которых говорил Экзюпери.
Может быть, все это и является основой простого человеческого счастья? А что же такое счастье для моих детей!? В одной из творческих работ они ответили на этот вопрос так:
Счастье это просто.
Вы не знали?
Оглянитесь же скорей вокруг…
Это то, что вы не замечали
Ежедневно, ежечасно, вдруг.
Счастье – это детская ладошка,
Та, что держите в своей руке,
Счастье – это на коленках кошка,
Солнца луч и лужа во дворе…
Детский смех и толстая матрешка,
Дождь грибной, улыбка на лице…
Счастье в поле бабочка,
Мне улыбнулась мамочка,
Я прочитала книжку, понянчила братишку.
Счастье, когда любят, когда любишь ты
И цветут в душе у нас нежные цветы.
Счастье, когда кто-то очень тебя ждет.
Счастье, когда птичка за окном поет.
Счастье, когда хочется делать всем добро
И когда встречается в жизни нам оно.
Счастье – это просто!
Вы не знали?
Приглядитесь лучше вновь и вновь.
Вы его попутчиц не узнали?
С ним Надежда, Вера и Любовь
"Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку" (В.А.Сухомлинский). Именно творчество помогает нам стать ближе друг к другу.
А рядом со мной всегда не только мои дети, но и мои друзья - коллеги, которые оказывают мне огромную поддержку, готовы всегда прийти на помощь, дать добрый совет и порадоваться нашим общим успехам.
И все вместе мы помогаем нашим детям понять, что счастье - это просто. Просто с каждым днем быть к ребенку немного ближе и проблемы уйдут сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра как фактор творческого развития личности ребенка"
Что же такое игра? Использование игровых технологий на уроках хореографии....
Инклюзивная Программа развития личности ребенка группы коррекции в классе духовых инструментов
Данная программа разработана на основе исследований «Развитие личности ребенка в классе духовых инструментов» и представляет собой практическую часть реализации Концепции музыкально-творческого развит...
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В КЛАССЕ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Данная работа написана в соответствии с ведущими тенденциями в развитии гуманистического, личностно-ориентированного образования с учетом современных требований к преподаванию предметов эстетического ...
Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса
В данном методическом пособии представлен материал по теме: «Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса», в котором представлен лекционный курс, разработаны практические ...
Роль духовно-нравственных ценностей в воспитании молодежи
Статья посвящена формированию нравственных и духовных ценностей, приобщение подрастающего поколения к культурному наследию, праздникам, традициям, фольклору, знакомству с предками, с...
Статья: Роль математического образования в воспитании и развитии личности
В данной статье раскрывается важность математического образования в воспитании всесторонне развитой личности...
Роль хореографических дисциплин в развитии личности ребенка
В период жизни, когда ребенок ходит в школу, основным видом его деятельности является учебная деятельность. Современные требования к обучению заставляют проводить много времени за учебой, как в стенах...