Экологическое воспитание в развитии личностных ценностей
классный час на тему

Полозова, Ольга, Александровна

Полозова О.А. приводит формы и методы экологической работы в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Экологическое воспитание в развитии личностных ценностей»

Полозова Ольга Александровна, преподаватель ГБПОУ «Березниковский политехнический техникум»

    В сфере воспитания также требуется переход от идеологизированных методов воспитания к использованию внутренних мотивов учащихся: их ценностных мотивов и ориентаций, увлечений, социальных устремлений. Это не говорит о том, что мы должны подменять нравственное безнравственному, а, учитывая интересы учащихся, вести их к новым достижениям цивилизации.

      С начала 90-х годов Россия находится в полосе радикальных изменений характера социаль-но – экономических отношений, идет ломка сложившихся нравственных ценностей, обесценивается человеческая жизнь, идет материальное расслоение граждан, рост преступности, насилия, сиротства. Во многом это зависит от СМИ и современной литературы.

    Новые исторические условия выдвинули новые проблемы в воспитательной работе. «Среди основных можно отметить:

  1. Снижение общего уровня образованности и воспитанности молодежи.
  2. Радикальное изменение ценностных ориентаций молодых людей.
  3. Безыдейность нового поколения.
  4. Негативное отношение к общественно – полезной деятельности.
  5. Безнравственное и асоциальное поведение».[1]

    В научно – педагогических публикациях можно встретить перечень общепризнанных ценностей:

1. Приоритет экологического над техногенным.

2. Приоритет творческого над догматическим.

3. Приоритет конкретного над абстрактным.

    В литературе также можно встретить ряд целевых установок в воспитании:

- гуманизм (отношение к личности как к ценности);

- духовность (формирование нравственных ориентаций, соблюдение норм морали);

- демократизм (основан на взаимодействии педагог – ученик);

- патриотизм (условие сохранения целостности государства, связи между поколениями, сохранение национального богатства).

    Выход из создавшегося положения видится во внедрении:

- коллективных форм работы  с учащимися;

- построение работы из зоны ближних интересов молодежи в зону ближайшего развития;

- поиск форм работы, способствующих приобретению учащимися социального опыта, взаимодействия и развития их самосознания.

   Внедрить перечисленные целевые установки в воспитательный процесс можно через экологическое воспитание учащихся. В результате экологической работы:

-   проявляются личностные качества – симпатии и антипатии, забота, любовь и вражда;

- развиваются волевые качества в процессе преодоления определенных трудностей;

- формируются эстетические качества – любовь к природе, ее красоте, неприятие грязи, фальши;

- развивается экологическая ответственность как система норм и морали по отношению ко всему живому на Земле;

- формируются патриотические качества по сохранению природных богатств родного края;

- формируются лидерские качества (в общественно – значимой работе всегда находятся руководители, другие же трансформируют свои идеи);

- формируются творческие качества – выявляются умельцы, талантливые в различных видах деятельности учащиеся.

    Я и мастер группы №6 Подпалая Н.В. в ходе работы выявили лидеров и трудоголиков, лентяев и отлынивающих от общественной работы. Учащаяся Т.С. на уроках неорганизованна, не воспринимает информацию, не усваивает материал, ей трудно дается учёба. Во внеклассной же работе Т.С. – идеальный чтец, обладает артистическими данными. Она не приемлет тех, кто подводит в мероприятиях, кто относится несерьезно к общественной работе. Ей все же необходимо много работать над собой, своей организованностью. Т.С. всё же улучшила свои показатели, она стала не такой разболтанной, как прежде. Стала мягче, не грубит.

   Учащаяся Г. А. выявила свои организаторские способности, лидерские качества. После этого Г.А. стала старостой группы, её слушают, ей подчиняются. Без неё не обходится ни одно мероприятие в лицее.

    П.О. – трансформатор идей, дизайнер костюмов.

П.К. – сочинитель, организатор и одновременно дизайнер, выдумщик, постановщик танцев.

    У учащихся формируются творческие способности, они раскрываются в ходе внеклассных мероприятий.

    Заметно, что учащиеся стали терпимее друг к другу. С другой стороны, они не терпят фальши, обмана, несправедливости, стараются не подводить своих наставников.

  (Какие мероприятия проводятся по экологическому воспитанию, можно увидеть в презентации).

    Экологическое воспитание охватывает многие ценности и способствует развитию различных позитивных качеств личности. Однако, одним экологическим воспитанием не обойтись.

    Я практикую различные формы и методы работы:

- экскурсии ( в экологическую библиотеку, музей),

- встречи с интересными людьми (врачами, зам. начальника вневедомственной охраны, лектором А.Лопанициной с лекцией о курении, СПИДе, членами Президиума БФ ВОООС, парикмахером с беседой об уходе за волосами)

- беседы («Как управлять собой», «Как избежать конфликтов», «Как уберечься от гриппа» и др.),

 - психологические тесты и игры (тесты «Кто я?», «Мой характер», «Хорошо ли я схожусь с людьми», «Мой уровень притязаний», психологическая игра «Знакомство»).

    Опыт работы показал, что учащиеся интересуются своим здоровьем, внешним видом, оценкой окружающих.

    Итак, в результате воспитательной деятельности классный руководитель должен ориентироваться на разноплановое развитие личности, решая следующие задачи:

- сохранение психофизического здоровья детей;

- поддержка детей из социально неблагополучных семей;

- содействие развитию духовно – нравственных ценностей;

- воспитание чувства сопричастности к событиям окружающей действительности, умение сопереживать. В этом должны помочь им мы, педагоги.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки как средство развития личностных компетенций учащихся

Интегрированные уроки в системе среднего профессионального образования способствуют личностному и профессиональному росту студентов....

Воспитание и развитие у студентов нравственных ценностей.

Описание актуальной в настоящее время проблемы воспитания и развития у студентов нравственных ценностей....

Экологическое воспитание как средства развития творческих способностей учащихся на занятиях по английскому языку.

Воспитание экологического образа жизни должно рассматриваться как одна из важнейших воспитательных задач на занятии. Воспитание на занятиях английского языка целенаправленно подводит учащихся к осозна...

Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО

Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО...

Развитие основ здорового образа жизни одаренных детей в процессе экологического воспитания.

Окружающая среда, в которой мы живем, сегодня в большой опасности. По всему миру горят леса, высыхают озёра, мелеют реки и моря, исчезают редкие виды животных и птиц, загрязняется атмосфера, изменяетс...

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения,...

Экологические чтения "Социальное проектирование как средство формирования экологического воспитания обучающихся."

  Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных  и экологических пробле...