Доклад на заседании методического совета по теме: "Формирование духовно-нравственных ценностей студентов через урочную и внеурочную деятельность"
материал на тему
Доклад содержит материал о деятельности обучающихся ГПОУ ТО "АХТТ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duh_tsennosti_chistovik.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Галактионовой Ж.В.
на методическом совете ГПОУ ТО «АХТТ»
Тема: «Формирование духовно – нравственных ценностей студентов через урочную и внеурочную деятельность»
Дата: «__»_______2016
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, ответственности, патриотизма, гражданственности), нравственного облика (терпения, милосердия, кроткости, добродушия), нравственной позиции (проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служить людям и Родине, проявлению доброй воли и т.п.).
Духовно – нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:
- гражданско – патриотическое,
- художественно – эстетическое,
- спортивно – оздоровительное,
- туристско – краеведческое.
Все направления духовно – нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе традиций.
В требованиях ФГОС обозначено, программа духовно – нравственного развития обучающегося должна объединять урочную, внеурочную и вне техникумовскую деятельность, в совместной педагогической работе техникума, семьи и других институтов общества. Выше указанные направления определила и я в своей работе:
- урочная деятельность,
- внеурочная деятельность,
- сотрудничество с родителями.
Для формирования духовно-нравственных ценностей на уроках я использую следующие приемы:
- воспитание моральных качеств обучающихся на основе личностных отношений,
- введение в конспект уроков исторических фактов из жизни ученых - экономистов, их деятельности,
- использование высказываний известных ученых,
- использование интересных фактов, статистических данных,
- решение задач с практическим содержанием.
Наиболее продуктивным считаю решение ситуационных задач с практическим содержанием, например, составление семейного бюджета, расчет заработной платы, написание резюме, разрешения конфликта и т.д. В период с 2012 по 2015 годы я провела открытые уроки по учебным дисциплинам: «И был глубокий эконом», «Расчет заработной платы различных форм», «Решение проблем собственного трудоустройства» и т.д.
Организация внеклассных мероприятий (экономические игры, конкурсы, конференции и другое) воспитывает у обучающихся трудолюбие, ответственность, интерес с изучаемым дисциплинам и выбранной профессии, стремление к повышению правовой и экономической грамотности, умение работать в команде, доброжелательность к друг другу и т.д. В период с 2012 по 2015 годы я провела открытые внеклассные мероприятия по учебным дисциплинам: «Знатоки экономики», «Трудоустройство», «Защита прав потребителей» (рассмотрение конкретных ситуаций олимпиады), олимпиады и т.п.
На формирование духовно – нравственных ценностей студентов оказывают влияние и тематические классные часы: «Воспитание гражданского долга у подростков», «Урок мира», «Истоки и последствия терроризма», «История развития государственных символов России», «Честь и достоинство», «Культура личности», «День против курения», «Семья в жизни человека», «Никто - не забыт, ничто - не забыто», «Здоровье – это жизнь» «Что значит уважать другого человека», «Финансовая грамотность» и др.
Важным направлением в формировании нравственных ценностей обучающихся в группе является работа с родителями. Нравственные ценности закладываются в семье, об этом идет речь на родительских собраниях по темам: «Трудный ребенок», «Конфликт в нашей жизни», «Как себя вести в обществе».
В техникуме также стали традиционными встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, живыми свидетелями военных событий. Уроки мужества, памяти и другие мероприятия предусматривают живое общение людей разных поколений и позволяют сформировать представление у студентов о тех далеких военных событиях. Целью этих мероприятий является формирование у студентов любви к близким, уважение к старшему поколению, развитие всесторонней личности, патриотического воспитания, собственного достоинства.
Большое внимание в ГПОУ ТО «АХТТ» уделяется развитию волонтерского движения. Для молодых людей очень важно проявление инициативы, повышение собственной самооценки, значимости, понимание того, что от них что-то зависит в этом мире. Волонтеры проводят активную работу по вопросам пропаганды здорового образа жизни, благотворительные акции для пожилых людей.
В техникуме ежегодно проводятся конкурсы плакатов и стенгазет о вреде алкоголя и курения, абортах и СПИДе, конкурсы тематических презентаций и открыток, мероприятия, посвященные Дню победы, 23 февраля,
Одним из средств, которым располагает педагог для воспитания своих студентов в нравственном духе, является его личный пример поведения и отношения к студентам. Преподаватель является для студентов той личностью, с мнением которой все они, как правило, считаются и дорожат им. Если педагог в своем поведении в техникуме на учебных занятиях, вне занятий, в своих отношениях со студентами и другими людьми создает для них нравственный образец, то он тем самым осуществляет нравственное воспитание своих студентов.
Все перечисленные мероприятия не только помогают в формировании сплоченного коллектива, но и способствуют воспитанию коллектива, формированию нравственных ценностей нашей молодежи.
С целью изучения ценностных ориентации студентов в рамках техникума проведен социологический опрос по определению приоритетов ценностей у педагогов и студентов.
Как я уже выше называла, к основным духовно-нравственным ценностям относятся:
- патриотизм,
- социальная солидарность,
- гражданственность,
- семья,
- личность,
- труд и творчество,
- наука,
- искусство и традиции,
- природа,
- человечество,
- традиционная религия и т.д.
Ценности, имеющие наименьший приоритет у студентов: поклонение Богу, готовность уповать на него, смирение, гражданская ответственность и патриотизм.
Ценности, имеющие наибольший приоритет у студентов. Студенты отдают предпочтение свободе, любви, прагматическим ценностям, карьере, собственности, возможности развития и способности к самосовершенствованию.
Общими ценностями у студентов и преподавателей выступают: здоровье, семья, преданность в дружбе, надежность, образование.
Для преподавателей более значимы ценности гуманистической направленности: способность к состраданию, доброта, уважительное отношение к окружающим, вежливость.
Полученные результаты помогут классным руководителям, заместителю директора по ВР, преподавателям построить траекторию дальнейшей работы со студентами через использование различных форм открытых занятий, внеурочных мероприятий, тематических классных часов, встречи с интересными людьми, разнообразной тематики классных часов по нравственному воспитанию.
Список ценностей
1 Патриотизм
- Гражданская ответственность
3 Любовь
4 Способность к раскаянию
5 Великодушие
6 Готовность уповать на Бога
- Возможность развития и стремление к самосовершенствованию
- Послушание и смирение
- Политика
- Справедливость
- Собственность
12 Здоровье
13 Свобода
14 Надежность
15 Семья
16 Порядочность
17 Преданность в дружбе
18 Образование
19 Карьера
20 Справедливость
21 Знания
22 Вежливость
23 Сострадание
24 Доброта
25 Уважение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"
В этой статье я поделилась своим опытом организации совместной работы семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к литературе, к книге....
Доклад на заседании методического совета на тему: "О ходе организации проведения курсового и дипломного проектирования"
Курсовое и дипломное проектирование играет важную роль в подготовке будущих специалистов.Для эффективного проведения занятий преподателями цикла общепрофессиональных и специальных экономич...
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
В статье предпринята первая попытка обобщить собственные изыскания и опыт работы классного руководителя в проектной деятельности с позиции воспитателя. Статья будет интересна кураторам педагогических ...
Гражданско-патриотическое воспитание студентов ГАПОУ «Клинцовского социально-педагогического колледжа» в урочной и внеурочной деятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансирован...
Доклад на заседание педагогического совета
Тема: Современные воспитательные технологии в образовательном процессе, их реализация в работе классного руководителя. Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, сист...
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка".
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка"....
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...