Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа
статья по теме
Выпускник колледжа должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает необходимость формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, компетенции личностного самосовершенствования.
Преподаватели колледжа должны создавать условия для формирования личности, обладающими такими компетенциями. Проектное обучение, как одно из современных методик и направлений, наиболее адекватно отвечает настоящим запросам общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 48.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы: Кудрявцева Н.В.,
Уласик М.Г.
Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа
“Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци.
Изменения, происходящие в жизни современного общества, требуют от человека качеств, позволяющих ему творчески и продуктивно реагировать на них, для чего необходимо быть готовым к внутренним изменениям, активизации творческого потенциала, уметь прогнозировать и предвидеть, выстраивать программу поведения. Происходящие преобразования в Российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, их профессиональной компетентности, навыкам творческой деятельности. Становится все более актуальной потребность в специалистах, способных к профессиональной самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях. Болонский процесс среди важнейших требований выдвигает требование качества профессионального образования за счет включения обучающихся в различные виды деятельности.
Выпускник колледжа должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает необходимость формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, компетенции личностного самосовершенствования.
Преподаватели колледжа должны создавать условия для формирования личности, обладающими такими компетенциями. Проектное обучение, как одно из современных методик и направлений, наиболее адекватно отвечает настоящим запросам общества.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов.
Для эффективности самостоятельной работы студентов необходимо выполнить ряд условий:
- обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы;
- методически правильная организация работы студента в аудитории и вне нее;
- обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий;
- контроль над организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.
Существуют противоречия между:
- требованиями работодателей к уровню профессиональной компетентности специалиста и сформированным профессионализмом выпускника;
- требованиями личности к получению конкурентоспособных умений и существующими репродуктивными технологиями профессиональной подготовки выпускников;
- реальными возможностями профессиональных образовательных учреждений в создании и развитии творческой среды студенчества и затруднениями их реализации.
Цель программы:
- теоретически обосновать организационно-педагогические условия реализации проектной деятельности студентов колледжа, обеспечивающие формирование их творческой активности;
- создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.
Практическая значимость определил выбор темы программы: "Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа".
Объект программы: проектная деятельность студентов в автотранспортном колледже имени Е.Г.Трубицына.
Предмет программы: содержание и организация проектной деятельности студентов колледжа.
Гипотеза: проектная деятельность обеспечит формирование познавательной деятельности студентов, если:
- разработана модель организации проектной деятельности, выбран метод проектов;
- использован комплекс организационно-педагогических условий формирования творческой активности студентов;
- выбор и содержание проблем предусматривают практическое участие в исследовательской работе и способствуют приобретению студентами начального опыта профессиональной деятельности.
Формы и методы работы направлены:
- на развитие навыков рациональной организации учебной деятельности, самостоятельного приобретения знаний,
- на коллективную познавательную деятельность
- на развитие профессиональной компетентности,
- развитие познавательной активности.
Методологические принципы проектного обучения:
- процесс работы не менее важен, чем ее результат;
- допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста всех обучающихся;
- система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес, как к процессу учебной деятельности, так и к её результату.
Проектная деятельность позволяет развивать познавательные навыки студентов, умение ориентироваться в информационном пространстве, способность сформулировать и решить проблему.
Применение проектной методики дает хорошие результаты при изучении «Экономики автомобильной отрасли». Наглядно продемонстрировать результаты двух групп 2014 года выпуска (в 41 группе методика применялась, в 42 – нет) можно с помощью диаграмм:
Метод учебно-исследовательской деятельности эффективен, поскольку стимулирует практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций.
Сделанный вывод подтверждается следующими данными:
Учебный год | Группа | Количество обучающихся | Успеваемость обучающихся | ||||||
Успевают на: | КУЗ | ККЗ | с/б | ||||||
5 | 4 | 3 | 2 | ||||||
2013-2014 1 семестр | С35 | 18 | 1 | 4 | 13 | - | 100 | 27,8 | 3,3 |
2013-2014 2 семестр | С35 | 17 | 2 | 9 | 6 | - | 100 | 64,7 | 3,8 |
2013-2014 Дипломное проектирование | С35 | 18 | 6 | 7 | 5 | - | 100 | 72,2 | 4,1 |
Реализация программы позволит:
- Усовершенствовать существующую в колледже систему по организации проектной деятельности;
- Создать систему подготовки педагогических кадров для работы с обучающимися, выполняющими проекты;
- Повысить количественные показатели успешности обучающихся;
- Улучшить качественные показатели обучения;
- Обобщить результаты по применению метода проектов в образовательном процессе
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определяемых программой эксперимента, предлагается система показателей результативности:
- удельный вес численности студентов, вовлеченных в проектную деятельность;
- положительная динамика состояния здоровья обучающихся;
- повышение качества знаний обучающихся;
- рост объема проектных работ;
- количество программ, авторских методических разработок, курсов, методических рекомендаций по проблеме;
- рост числа педагогов-координаторов колледжных проектов;
- рост квалификации педагогов;
- количество публикаций, отражающих результаты проектной деятельности.
Предполагается, что программа будет способствовать росту удовлетворенности всех участников образовательного процесса.
Литература.
- Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Powerpoint//Информатика и образование. -2002.- №9. - С. 27-30.
- Ибрагимов Г.И .Критерии оценки качества подготовки студентов среднего звена/Специалист.-2003.-№1. - С.32
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред.Е.С.Полат.-М.:Академия,2001.-С.62-68.
- Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 147.
- Цветкова М.С. Столетие проектного обучения // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). -2002.- №20. С. 1-2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Современное общество характеризуется рядом особенностей, к которым можно отнести возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационных ресурсов, ...
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главной целью образования на современном этапе становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, сообщаемых, передаваемых обучаемым, а формирование у них умений самостоятельно добывать, ана...
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Концепция федерального государственного образовательного стандарта предполагает реализацию целей формирования целостной личности осуществлять в рамках компетентностного подхода. Главная задача пр...
Шиляева Лидия Николаевна «Формирование исследовательской деятельности как средство развития познавательного интереса учащихся»
Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологи...
Метод проектной деятельности как средство развития познавательной самостоятельности и творчества обучающегося младшего школьного возраста"
В статье освещена работа учителя по реализации технологии проектной деятельности в следующих направлениях: как учитель начальных классов, руководитель школьной инновационной площадки, руководитель сек...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ
В статье описывается опыт работы по организации и реализации социального проекта «Мы за счастливое детство!» Определяется значение проектной деятельности, выявляются причины, которые мешаю...
Проектная деятельность как средство формирования общих и профессиональных компетентностей студентов
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, про...