Метод проектной деятельности как средство развития познавательной самостоятельности и творчества обучающегося младшего школьного возраста"
статья на тему
В статье освещена работа учителя по реализации технологии проектной деятельности в следующих направлениях: как учитель начальных классов, руководитель школьной инновационной площадки, руководитель секции для младших школьников городской НПК "Интеллектуальное будущее наукограда".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_afenteva_o.a._proektnaya_deyatelnost_2.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Министерство образования и науки Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Жуковский Московской области |
140180, г. Жуковский, Московская обл., ул. Осипенко, дом 7 тел./факс 8 (495) 556-89-46 E-mail: shcool13-zhuk@ya.ru |
МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Афентьева Ольга Александровна,
МОУ школа №13 с УИОП, г. Жуковский, учитель начальных классов
для круглого стола и пленарного заседания
Педагогической Ассамблеи работников муниципальных образовательных учреждений г.о.Жуковский 05.04.2016г.
Главное стратегическое направление развития системы современного начального образования основывается по ФГОС на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальной считается технология проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Известно, что данная технология не является принципиально новой в педагогике и связана с идеями гуманистического направления в образовании.
Технология организации проектной деятельности младших школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов для реализации учащимися определенных действий, направленных на достижение результата.
Чтобы добиться такого результата, учителю необходимо научить детей целому комплексу проектных и исследовательских умений: самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умению прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умению устанавливать причинно-следственные связи. Непременным условием проектной деятельности является наличие у школьников представлений о её конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая рефлексию результатов собственной деятельности.
Данную педагогическую технологию я считаю одной их наиболее сложных в реализации, требующей от педагога достаточно высокого уровня профессиональной компетности. Следует четко понимать и знать
- педагогические требования для организации проектной исследовательской идеятельности;
- существующие виды проектов и исследований;
- структура проектно-исследовательской деятельности;
- связь предметного содержания учебных курсов по программам начальной ступени образования с возможностью реализации данной технологии;
- представлять временной потенциал реализуемой образовательной программы;
(Что делать? Как делать? Когда делать? Зачем?)
В своем выступлении я хотела бы осветить свою работу по реализации этой технологии в следующих направлениях: как учитель начальных классов и руководитель школьной инновационной площадки «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА», как руководитель секции для младших школьников городской НПК «Интеллектуальное будущее наукограда».
урочное время | кружковая работа | внеурочные занятия ФГОС |
виртуальные экскурсии (предметный групповой) «Моя Родина – Россия», «Москва - город –чудный, город древний» | проекты-драматизации (межпредметный групповой) «Сказки Пушкина»; «Мораль сей басни такова»; «Дедушка Корней детям»; | спец курс по УМК «Я создаю проект») 1 час в неделю |
проект-практикум (предметный индивидуальный) «Мы познаем мир в опытах и экспериментах» | проект-гастроли показы кукольных спектаклей для воспитанников МДОУ д/с №12,17 с обсуждением; | Проект «Познание и творчество» Всероссийской национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» (заочные и очные мероприятия по различным номинациям). 12 лет назад – 6 участников; 239 – осенний тур 2016г. (% охвата уч-ся начальной школы, 100% учителей начальных классов) Школа- лауреат, дипломант, 100 лучших школ РФ, реализующих программу. Статус – официального координатора программы. |
проект-исследование (межпредметный индивидуальный и групповой) «Моя семья от А до Я»; «Тайна одного шедевра»; | Результат: использование проектной работы в рамках кружковой работы позволило познакомить учащихся с исследовательскими методами работы, расширить временные границы занятий, сделать первые шаги в приобретении учащимися социально-значимых ценностных отношений и накоплению первого опыта социально-значимых действий. | Результат: использование проектной работы в рамках внеурочных занятий позволило начать обучение проектной деятельности в синтезе теории и практики. |
социальный проект (межпредметный групповой долговременный) «Учимся делать добро» организация экскурсий по школе для будущих первоклассников МДОУ д/с №17; уборка парковой зоны осенью; изготовление и развешивание кормушек в городском парке зимой); «Старшеклассники– малышам» 8-4 класс «История натурального счета»; 5-1 класс «Знай правила дорожного движенья как таблицу умноженья»; «Родители – детям» Цикл из 8 встреч-экскурсий (врач, инспектор ГИБДД, пожарный, спасатель, инженер-конструктор, актер театра) | ||
Результат: использование проектной работы в рамках изучения отдельных учебных курсов позволило расширить временные границы урока, углубить предметное содержание в изучении конкретных разделов и тем, познакомить учащихся с некоторыми исследовательскими методами работы. |
В рамках работы инновационной площадки в школе работает лекторий для родителей (Детская одаренность; Индивидуальная познавательная траектория школьника; Как помочь подготовить исследование или проект младшему школьнику).
ШМО регулярно повышает профессиональную компетентность учителей начальных классов. Мы традиционно посвящаем 1 раз в год тематическое заседание-отчет «Из опыта реализации технологии проектной и исследовательской деятельности». Учителя с удовольствием делятся своим опытом.
3 года я возглавляю секцию НПК «Интеллектуальное будущее наукограда» Я ПОЗНАЮ МИР.
Секция младших школьников многочисленна. Руководство такой работой оказалось очень трудоемким. Но с опытом, мне удалось организовать эту работу. Утвердили форму письменной рецензии на все поступающие в секцию работы, очные слушания секции сделали открытыми, расширили штат учителей-членов жюри до 9 человек и автоматизировали систему «Электронный протокол» для подведения итогов.
Общее количество участников секции, допущенных к очному туру за 3 года составило 133 работы. Хочется отметить, что это число представлено большинством ОУ города. Жюри секции отмечает, что традиционно на высоком уровне выполняются работы учащимися МОУ Гимназия №1, школа №3, школа №10, школа №12. Многие работы учащихся этих ОУ я как руководитель секции наблюдаю в развитии выбранной темы, когда ученик развивает тему на протяжении нескольких лет, обогащая и расширяя границы своих знаний и исследовательских умений. Хорошим продолжением участия в городской НПК являются и Областные Ломоносовские чтения г.Химки, где наши ребята неоднократно успешно представляли свои работы.
В этом году к участию в работе секции примкнули МОУ школа №6,7, 9.
Секция начальной школы из-за специфики возраста участников рассматривает работы из различных предметных областей: природа и общество, языкознание, математика, история и другие. Хочется выразить слова благодарности руководителям специальных секций (лингвистика -«Англоязычные аналоги русских пословиц», физика – «Календарь Марса», «Домашняя аэродинамическая труба», сам себе режиссер «Пластилиновый мультфильм своими руками) за помощь в проверке и грамотной профессиональной оценке работ младших школьников.
В заключение своего выступления я позволю себе обратить внимание учителей начальных классов, председателей ШМО, что характер замечаний по поступающим на секцию работам свидетельствует о пробелах в организации педагогического сопровождения детских работ и часто невыполнении элементарных требований, указанных в положении о конференции.
Подводя итоги, еще раз обращу внимание коллег на то, что технология проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, идущей от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирующей детскую самодеятельность и открывающей большие возможности для формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики кисти руки детей младшего школьного возраста с ЗПР во внеурочной деятельности средствами искусства
Данная статья посвящена проблемам развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР и способам их решения во время внеурочной деятельности....
Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа
Выпускник колледжа должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает н...
Шиляева Лидия Николаевна «Формирование исследовательской деятельности как средство развития познавательного интереса учащихся»
Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологи...
Развитие музыкальных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте
Данная лекция прелагается в рамках учебного курса на школьном отделении ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения в младшем школьном возрасте в МДК 02.04 Псхологическое сопровождение о...
"Развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Современный мир повышает требования к человеку. Вопрос развития памяти у дошкольников и младших школьников становится всё актуальнее. В этой презентации мы с вами разберем, как развивается...
Социализация обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры (раздел «Плавание»).
Социализация обучающихся младшего школьного возраста средствами физической культуры и спорта, наиболее оптимальная форма их приобщения к дальнейшей успешной школьной деятельности....
Консультация для педагогов на тему: «Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста»
Дети с речевыми нарушениями, как никто другой нуждаются постоянной тренировке и подкреплении действиями умения практически применять полученные знания. Метод проектов предоставляет ребенку возможность...