Метод проектной деятельности как средство развития познавательной самостоятельности и творчества обучающегося младшего школьного возраста"
статья на тему

Афентьева Ольга Александровна

В статье освещена работа учителя по реализации технологии проектной деятельности в следующих направлениях: как учитель начальных классов, руководитель школьной инновационной площадки, руководитель секции для младших школьников городской НПК "Интеллектуальное будущее наукограда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_afenteva_o.a._proektnaya_deyatelnost_2.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Секретарь\Desktop\П.jpg

Российская Федерация

Министерство образования и науки

Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Жуковский Московской области

140180, г. Жуковский, Московская обл., ул. Осипенко, дом 7

тел./факс  8 (495) 556-89-46

E-mail: shcool13-zhuk@ya.ru

   МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ  И ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Афентьева Ольга Александровна,

МОУ школа  №13 с УИОП, г. Жуковский, учитель начальных классов

для круглого стола и пленарного заседания

Педагогической Ассамблеи работников муниципальных образовательных учреждений г.о.Жуковский  05.04.2016г.

Главное стратегическое направление развития системы современного начального образования основывается по ФГОС на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальной считается технология проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Известно, что данная технология  не является принципиально новой в педагогике и связана с идеями гуманистического направления в образовании.

Технология организации проектной деятельности младших школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов для реализации учащимися определенных действий, направленных на достижение результата.

Чтобы добиться такого результата, учителю необходимо научить детей целому комплексу проектных и исследовательских умений: самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умению прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умению устанавливать причинно-следственные связи. Непременным условием проектной деятельности является наличие у школьников представлений о её конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая рефлексию результатов собственной деятельности.

Данную педагогическую технологию я считаю одной их наиболее сложных в реализации, требующей от педагога достаточно высокого уровня профессиональной компетности. Следует четко понимать и знать

- педагогические требования для организации проектной исследовательской идеятельности;

- существующие виды проектов и исследований;

- структура проектно-исследовательской деятельности;

- связь  предметного содержания учебных курсов по программам начальной ступени образования с возможностью реализации данной технологии;

- представлять временной потенциал реализуемой образовательной программы;

        (Что делать? Как делать? Когда делать? Зачем?)

В своем выступлении я хотела бы осветить свою работу по реализации этой технологии в следующих направлениях: как учитель начальных классов и руководитель школьной инновационной площадки «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ  И ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА», как  руководитель секции для младших школьников  городской НПК «Интеллектуальное будущее наукограда».

урочное время

кружковая работа

внеурочные занятия ФГОС

виртуальные экскурсии (предметный групповой)

«Моя Родина – Россия»,

«Москва - город –чудный, город древний»

проекты-драматизации

(межпредметный групповой)

«Сказки Пушкина»;

«Мораль сей басни такова»;

«Дедушка Корней детям»;

спец курс по УМК «Я создаю проект») 1 час в неделю

проект-практикум (предметный индивидуальный)

«Мы познаем мир в опытах и экспериментах»

проект-гастроли

показы кукольных спектаклей для воспитанников МДОУ д/с №12,17 с обсуждением;

Проект «Познание и творчество» Всероссийской национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» (заочные и очные мероприятия по различным номинациям).

12 лет назад – 6 участников;

239 – осенний тур 2016г. (% охвата уч-ся начальной школы, 100% учителей начальных классов)

Школа- лауреат, дипломант, 100 лучших школ РФ, реализующих программу.

Статус – официального координатора программы.

проект-исследование (межпредметный индивидуальный и групповой)

«Моя семья от А до Я»;

«Тайна одного шедевра»;

Результат: использование проектной работы в рамках кружковой работы позволило познакомить учащихся с исследовательскими методами работы,  расширить временные границы занятий, сделать первые шаги в приобретении учащимися социально-значимых ценностных отношений и накоплению первого опыта социально-значимых действий.

Результат: использование проектной работы в рамках внеурочных занятий позволило начать обучение проектной деятельности в синтезе теории и практики.

социальный проект (межпредметный групповой долговременный)

 «Учимся делать добро» организация экскурсий по школе для будущих первоклассников МДОУ д/с №17;

уборка парковой зоны осенью; изготовление и развешивание кормушек в городском парке зимой);

«Старшеклассники– малышам»

8-4 класс «История натурального счета»;

5-1 класс «Знай правила дорожного движенья как таблицу умноженья»;

«Родители – детям»

Цикл из 8 встреч-экскурсий (врач, инспектор ГИБДД, пожарный, спасатель, инженер-конструктор, актер театра)

Результат: использование проектной работы в рамках изучения отдельных учебных курсов позволило  расширить временные границы урока, углубить предметное содержание в изучении конкретных разделов и тем, познакомить учащихся с некоторыми исследовательскими методами работы.

  В рамках работы инновационной площадки в школе работает лекторий для родителей (Детская одаренность; Индивидуальная познавательная траектория школьника; Как помочь подготовить исследование или проект младшему школьнику).

ШМО регулярно повышает профессиональную компетентность учителей начальных классов. Мы традиционно посвящаем 1 раз в год тематическое заседание-отчет «Из опыта реализации технологии проектной и исследовательской деятельности». Учителя с удовольствием делятся своим опытом.

3 года я возглавляю секцию НПК «Интеллектуальное будущее наукограда» Я ПОЗНАЮ МИР.

Секция младших школьников многочисленна. Руководство такой работой оказалось очень трудоемким. Но с опытом, мне удалось организовать эту работу. Утвердили форму письменной рецензии на все поступающие в секцию работы, очные слушания секции сделали открытыми, расширили штат учителей-членов жюри до 9 человек и автоматизировали систему «Электронный протокол» для подведения итогов.

Общее количество участников секции, допущенных к очному туру за 3 года составило 133 работы. Хочется отметить, что это число представлено большинством ОУ города. Жюри секции отмечает, что традиционно на высоком уровне выполняются работы учащимися МОУ Гимназия №1, школа №3, школа №10, школа №12. Многие работы учащихся этих ОУ я как руководитель секции наблюдаю в развитии выбранной темы, когда ученик развивает тему на протяжении нескольких лет, обогащая и расширяя границы своих знаний и исследовательских умений. Хорошим продолжением участия в городской НПК являются и Областные Ломоносовские чтения г.Химки, где наши ребята неоднократно успешно представляли свои работы.

В этом году к участию в работе секции примкнули МОУ школа №6,7, 9.

Секция начальной школы из-за специфики возраста участников рассматривает работы из различных предметных областей: природа и общество, языкознание, математика, история и другие. Хочется выразить слова благодарности руководителям специальных секций (лингвистика -«Англоязычные аналоги русских пословиц», физика – «Календарь Марса», «Домашняя аэродинамическая труба», сам себе режиссер «Пластилиновый мультфильм своими руками) за помощь в проверке и грамотной профессиональной оценке работ младших школьников.

В заключение своего выступления я позволю себе обратить внимание учителей начальных классов, председателей ШМО, что характер замечаний по поступающим на секцию работам свидетельствует о пробелах в организации педагогического сопровождения детских работ и часто невыполнении элементарных требований, указанных в положении о конференции.

Подводя итоги, еще раз обращу внимание коллег на то, что технология проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе,  идущей от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирующей детскую самодеятельность и открывающей большие возможности для формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики кисти руки детей младшего школьного возраста с ЗПР во внеурочной деятельности средствами искусства

Данная статья посвящена проблемам развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР и способам их решения во время внеурочной деятельности....

Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа

Выпускник колледжа должен адаптироваться в меняющихся  жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает н...

Шиляева Лидия Николаевна «Формирование исследовательской деятельности как средство развития познавательного интереса учащихся»

Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологи...

Развитие музыкальных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте

Данная лекция прелагается в рамках учебного курса на школьном отделении  ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения в младшем школьном возрасте в МДК 02.04 Псхологическое сопровождение о...

"Развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Современный мир повышает требования к человеку. Вопрос развития памяти у дошкольников и  младших школьников становится всё актуальнее. В этой презентации мы с вами разберем, как развивается...

Социализация обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры (раздел «Плавание»).

Социализация обучающихся младшего школьного возраста средствами физической культуры и спорта, наиболее оптимальная форма их приобщения к дальнейшей успешной школьной деятельности....

Консультация для педагогов на тему: «Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста»

Дети с речевыми нарушениями, как никто другой нуждаются постоянной тренировке и подкреплении действиями умения практически применять полученные знания. Метод проектов предоставляет ребенку возможность...