Шиляева Лидия Николаевна «Формирование исследовательской деятельности как средство развития познавательного интереса учащихся»
статья на тему

РМО учителей естественного цикла руководитель- Е.В. Бакулина, методист- Е.А.Панагушина

Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологической культуры, с другой — в результате этой деятельности происходит повышение эффективности экологического воспитания и образования.

Исследовательский подход — один из способов познания человеком окружающего мира. Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской.

Главная наша задача — не выявлять одаренных детей, а помочь ребятам сформировать представление о глобальности и актуальности того или иного рассматриваемого вопроса, предоставить им возможность участвовать в исследованиях и получать практические навыки, а также научить проведению и написанию исследовательской работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование исследовательской деятельности

как средство развития познавательного интереса учащихся»

Шиляева Лидия Николаевна

учитель биологии МОУ Мирнинской  средней общеобразовательной школы Оричевского района Кировской области

Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологической культуры, с другой — в результате этой деятельности происходит повышение эффективности экологического воспитания и образования.

Исследовательский подход — один из способов познания человеком окружающего мира. Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской.

Главная наша задача — не выявлять одаренных детей, а помочь ребятам сформировать представление о глобальности и актуальности того или иного рассматриваемого вопроса, предоставить им возможность участвовать в исследованиях и получать практические навыки, а также научить проведению и написанию исследовательской работы

Предлагаемые темы подбираются таким образом, чтобы рекомендуемые методики и литература были доступными и понятными учащимся. Теоретические исследования направлены на самостоятельную работу учащихся с  литературой.

Основными формами исследовательской деятельности является непосредственное наблюдение за природными объектами, выполнение определенных экспериментов. Составление отчетов о работе развивает умения анализировать, делать выводы.

         Тема «Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Муравьи» изучается в курсе биологии в 7 классе в зимнее время и только теоретически. Изучение жизни муравьёв – полезное и необычайно интересное дело. Их можно назвать идеальным исследовательским объектом, найти муравейник несложно. Внимательный взгляд обнаружит в лесу муравьиную дорогу или муравья, который тащит хвоинку или гусеницу, - удивительно интересно наблюдать за ними.

           Цель: Углубление и расширение знаний и умений, а так же отработка умений работать с живыми объектами  через практическую деятельность.

Методические советы организаторам по проведению работ с муравьями:

  1. Учитель должен предварительно познакомиться с обследуемым участком, муравейниками.
  2. Экскурсии следует проводить в погожий, солнечный день, т. к. активность муравьев в значительной степени зависит от абиотических факторов.
  3. Перед каждой экскурсией проводится вводное занятие по конкретной теме. Задача учителя не только дать дополнительные знания по биологии и экологии вида, но и помочь школьникам освоить необходимые умения: наблюдать, описывать, давать оценку, делать выводы.
  4. Экскурсия начинается со вступительной беседы (настрой школьников на работу), проводится на месте проведения самостоятельных работ. После беседы звеньям (2-3 человека) предлагается провести самостоятельную работу по заданиям, изложенным в инструктивных карточках. (Карточки выполняются на плотной бумаге, размер в половину стандартного альбомного листа).
  5. Содержание каждой инструктивной карточки включает указания к действию, которое необходимо выполнить, формулировку вопросов, на которые следует ответить, и указания по способам фиксирования результатов действия. Перед началом самостоятельной работы учитель проводит инструктаж о порядке выполнения работы. На работу отводится 1 час.
  6. По истечении отведенного времени учащиеся возвращаются в установленное место, и каждое звено отчитывается о результатах работы, сравнивая полученные данные с результатами других.

Практика показывает, что наиболее сложный этап в самостоятельной работе учащихся – подведение итогов и обобщение всех собранных на экскурсии материалов. Вот почему после экскурсии желательно проработать с каждым звеном индивидуально, помочь ребятам проанализировать полученные данные, научить оформлять, делать выводы.

При работе с муравьями необходимо соблюдать правила безопасности.

  1. Нельзя наклоняться над муравейником, муравьи могут выбрасывать муравьиную кислоту на расстояние до 40см. Если кислота все-таки попала в глаза, их следует немедленно промыть холодной водой. При укусах или попадании кислоты на тело пораженное место желательно промыть водой или слабым раствором питьевой соды. Ни в коем случае места укусов не следует расчесывать.
  2. Рукава должны быть застегнуты, брюки заправлены в носки или выпущены поверх сапог и завязаны у щиколоток.
  3. Особое внимание-недопустимость вытаптывания муравьиных троп и повреждения муравейника. Это может привести к тому, что муравьиная семья покинет свое гнездо.
  4. После работы внимательно осмотреть одежду и открытые части друг друга (во избежание попадания на тело муравьев и клещей).

Проект «Жизнь муравьиной семьи».

Цель – изучить жизнь, состав муравьиной семьи, и профессии ее членов.

Оборудование: дневник наблюдений, карандаш, лупа, пробирки, вата, линейка, синея лакмусовая бумага, пинцет.

Для проведения исследований ребятам предлагалось понаблюдать за поведением муравьев, внимательно рассматривая купол муравейника. Затем дети отлавливали по 5 особей муравьев, занимающихся различной деятельностью, рассматривали их размеры, форму тела, особенности строения. Данные заносили в таблицу.

Затем исследователи наблюдали за поведением муравьев при различных раздражающих факторах, при тревоге.

Проект «Наблюдение за питанием муравьев»

Цель:  - изучить способы питания муравьев, состав корма, пронаблюдать симбиоз между муравьями и тлёй.

Особое внимание надо обратить на недопустимость вытаптывания муравьиных троп.

Оборудование:  дневник наблюдений, карандаш, лупа, рулетка, пробирки, вата.

Учащиеся  определяют основные направления движения муравьев, подсчитывают количество троп, определяют их протяженность. Наблюдают за ношей муравья, сравнивают с размерами самого муравья. Устанавливают, чем питаются муравьи. Данные заносят в таблицу. Делают расчеты о часовом, суточном, недельном, месячном рационе питания муравьев, на основе сделанного заключения  формулируют вывод о роли муравьев в лесу.

Изучают видовой состав растений, произрастающих в близи  муравейника и участие муравьев в распространении семян. Наблюдают за колониями тлей, и взаимоотношении муравьев с ними.

Проект « ОПИСАНИЕ  ФОРМЫ  И  РАЗМЕРОВ  НАДЗЕМНЫХ

МУРАВЬИНЫХ  ГНЕЗД».

Цель: - познакомить учащихся со строением муравьиных гнезд, научить измерять объемы надземной части муравейника, научить производить подсчет количества строительного материала, познакомить с типами муравейника,

Оборудование:  дневник наблюдений, карандаш, рулетка, пинцет.

Ребята измеряют размеры муравейника, определяют форму купола, измеряют крутизну склона, данные заносят в таблицы, перемещают муравья из одного муравейника в другой, наблюдают за поведением, отмечают на карте- схеме характер повреждения муравейника и их характер.

Проект « ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ВИДА  МУРАВЬЕВ».

Цель:   - научить учащихся работать с живыми объектами, продолжить навыки работы с определителем, познакомить с видами муравьев.

Оборудование: дневник наблюдений, карандаш, лупа, вата, пробирки, бинокуляр.

Учащиеся помещают в пробирки различные особи для определения, рассматривают объект, выясняют, к какому виду относится данный представитель, зарисовывают муравья, описывают, собирают коллекцию.

 Вовлекая детей в мир проблем охраны природы, я стараюсь заронить в их души капельку ответственности за всё, что их окружает, сопереживать ко всему живому. Деревья, травы, цветы - это всё живое, с ними можно говорить общаясь, чтобы ребята проникли душой в моральный принцип: «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено!».Необходимость охраны природы вначале воспринимается больше чувствами, чем разумом. Воздействие на чувствительный мир ребёнка позволяет вызвать у ребят горячее желание охранять мир растений, познать его тайны жизни, принимать самому участие в деле охраны природы.

Знания, полученные в школе, реализовать в жизненный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ

Эссе - размышление о методике развития познавательного интереса учащихся в курсе ОРКСЭ...

Проблемные ситуации как средство развития познавательного интереса младших школьников

В данной работе раскрыто, что такое познавательный интерес младшего школьника, раскрыты типы проблемных ситуаций и влияние проблемных ситуаций на интерес ребёнка....

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО УРОКА

Опыт и эксперимент моей работы, с использованием на уроках АЯ сюжетно - ролевых игр как средсво формирования познавательного интереса в начальном звене...

Метод проектной деятельности как средство развития познавательной самостоятельности и творчества обучающегося младшего школьного возраста"

В статье освещена работа учителя по реализации технологии проектной деятельности в следующих направлениях: как учитель начальных классов, руководитель школьной инновационной площадки, руководитель сек...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира

Выпускная квалификационная работа "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира"...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩЕГОСЯ

Традиционные методы и формы обучения в современном мире не всегда отвечают запросам и учителей, и учащихся. Появилась необходимость  внедрения новых форм обучения, требующих от учителя компетенци...

Формирование творческого и познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно-исследовательская деятельность учащихся является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению, проявлению самостоятельности, креативности, навыков публичного выступления....