ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему
Главной целью образования на современном этапе становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, сообщаемых, передаваемых обучаемым, а формирование у них умений самостоятельно добывать, анализировать и рационально использовать информацию, эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире.
Формирование познавательной самостоятельности в процессе обучения информатике и информационным технологиям призвано обеспечить готовность обучающихся своими силами овладевать знаниями и способами деятельности.
В современном обществе курс на активную самостоятельную учебную деятельность студентов становится основой подготовки современных специалистов и формируемая познавательная самостоятельность позволит выпускнику быстро адаптироваться к меняющемуся содержанию трудовой деятельности, даст возможность в самые короткие сроки освоить новые знания, квалификации и навыки.
С введением ФГОС СПО третьего поколения в формировании конкурентоспособных квалифицированных специалистов существенно возрастает роль самостоятельной работы. В условиях глобальной компьютеризации и информатизации государство требует от нас выпускников, способных быстро ориентироваться, самообучаться, оперативно работать с огромным потоком информации.
А к нам приходят учащиеся, которые в большинстве своем воспринимают себя объектами, а не субъектами педагогического процесса, с недостаточной школьной подготовкой, не умеющие работать с информацией, выпускники школ, у которых преобладают процессы репродуктивного мышления, отсутствует желание к самостоятельной и творческой деятельности.
Перед преподавателем встает проблема поиска таких средств обучения, которые были бы направлены на ликвидацию имеющихся противоречий, на развитие познавательной самостоятельности студентов и формирование навыков, позволяющих студенту в полной мере овладеть требованиями стандарта.
Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся, что невозможно реализовать без опоры на самостоятельную учебную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta.docx | 38.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главной целью образования на современном этапе становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, сообщаемых, передаваемых обучаемым, а формирование у них умений самостоятельно добывать, анализировать и рационально использовать информацию, эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире.
Тема моей работы «Опыт формирования познавательной самостоятельности студентов на уроках информационных технологий и во внеурочной деятельности».
Теоретическими источниками формирования моего педагогического опыта стало изучение работ отечественных педагогов Павла Ивановича Пидкасистого, Татьяны Ивановны Шамовой, Исаака Яковлевича Лернера, Есипова Бориса Павловича, Щукиной Галины Ивановны и других по вопросам развития познавательной самостоятельности. А также изучение различных интернет – ресурсов.
Методическими условиями формирования опыта явилось: изучение ФГОССПО 3 поколения, инструктивно-методические совещания в колледже, курсы повышения квалификации, участие в конференциях и семинарах, участие в работе профессиональных педагогических сообществ в сети Интернет.
Ведущей педагогической идеей моего опыта являются слова российского физика - мыслителя Николая Алексеевича Умова: «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность».
Формирование познавательной самостоятельности в процессе обучения информатике и информационным технологиям призвано обеспечить готовность обучающихся своими силами овладевать знаниями и способами деятельности.
Если проанализировать общие компетенции и большинство профессиональных компетенций ФГОС СПО 3 поколения, то мы увидим, что развитие их происходит посредством сформированной у обучающихся познавательной самостоятельности.
В современном обществе курс на активную самостоятельную учебную деятельность студентов становится основой подготовки современных специалистов и формируемая познавательная самостоятельность позволит выпускнику быстро адаптироваться к меняющемуся содержанию трудовой деятельности, даст возможность в самые короткие сроки освоить новые знания, квалификации и навыки.
Какие видимые противоречия подтолкнули меня к выбору данной темы?
С введением ФГОС СПО третьего поколения в формировании конкурентоспособных квалифицированных специалистов существенно возрастает роль самостоятельной работы. В условиях глобальной компьютеризации и информатизации государство требует от нас выпускников, способных быстро ориентироваться, самообучаться, оперативно работать с огромным потоком информации.
А к нам приходят учащиеся, которые в большинстве своем воспринимают себя объектами, а не субъектами педагогического процесса, с недостаточной школьной подготовкой, не умеющие работать с информацией, выпускники школ, у которых преобладают процессы репродуктивного мышления, отсутствует желание к самостоятельной и творческой деятельности.
Перед преподавателем встает проблема поиска таких средств обучения, которые были бы направлены на ликвидацию имеющихся противоречий, на развитие познавательной самостоятельности студентов и формирование навыков, позволяющих студенту в полной мере овладеть требованиями стандарта.
Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся, что невозможно реализовать без опоры на самостоятельную учебную деятельность.
Цель моего опыта:
- Создание условий для развития познавательных способностей, активности, творческой инициативы и самостоятельности студентов в процессе изучения информатики и информационных технологий.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- Формировать устойчивую мотивацию обучающихся к познавательной самостоятельности как к жизненно важному процессу;
- Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной самостоятельности посредством поэтапно усложняющихся учебных задач;
- Способствовать формированию творческих качеств личности, развивать креативность мышления;
- Готовить обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению.
Ожидаемыми результатами будут являться сформированные компетенции и личностные качества, необходимые современному конкурентоспособному специалисту. Такие как
- Умения организовать собственную деятельность, выбрать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- Опыт поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
- Использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности и другие.
Согласно исследованиям отечественных дидактов, познавательную самостоятельность следует рассматривать в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристику деятельности обучающегося в конкретной учебной ситуации и как черту личности.
Например, Б.П. Есипов определяет познавательную самостоятельность как характеристику деятельности, а такие педагоги как И.Я. Лернер и П.И.Пидкасистый определяют ее как черту личности. Т.И.Шамова определяет познавательную самостоятельность как одно из основных интегративных качеств личности, характеризующее ее стремление и умение без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи.
Познавательная самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную учебно–познавательную деятельность и, прежде всего, при выполнении самостоятельных работ.
Понятия «самостоятельная работа» и «познавательная самостоятельность» в учебном процессе перекрещиваются, но не совпадают. Учащиеся могут участвовать в разнообразных видах самостоятельной работы, но самостоятельности не проявлять. Раскрытие творческих способностей учащихся, повышение уровня их самостоятельности во многом зависит от общей направленности, характера и качества самостоятельной работы.
Развитие познавательной самостоятельности происходит по 4 уровням:
Первый уровень – воспроизводящий, для него характерно более или менее точное воспроизведение учащимися знаний и приемов в том объеме и содержании, в котором они были получены в процессе обучения. При этом происходит перенос знаний и действий в аналогичные условия с изменением 1-2-х параметров.
Достигается усвоение обучающимися опорных знаний, умений и навыков, алгоритма копирующей самостоятельности.
Второй уровень – вариативный характеризуется умением переноса усвоенных знаний и способов деятельности в ситуации с изменением 2-3-х параметров.
На этом этапе предполагается овладение обучающимися простейшими мыслительными операциями: анализа, синтеза, сравнения и т.д.
Третий уровень – частично - поисковый, он предполагает некоторую умственную переработку знаний об известных объектах, самостоятельный выбор методов и приемов их изучения, а также синтез знаний, полученных из других источников или в результате собственной мыслительной деятельности.
Четвертый уровень – творческий, представляет собой применение полученных знаний, умений и навыков в новых ситуациях. На этом этапе преобладают творческие самостоятельные задания.
Я стараюсь построить преподавание таким образом, чтобы в процессе деятельности обучающихся проявление различных уровней познавательной самостоятельности нашло оптимальное сочетание, приводящее к развитию самостоятельности и переводу ее с низких уровней на более высокие. По мере продвижения обучаемого по этой «иерархической» лестнице доля участия преподавателя должна постепенно убывать до минимальной на четвертом уровне.
Конечно, в реальном учебном процессе познавательная самостоятельность в течение одного занятия может проявляться на различных уровнях в зависимости от конкретного урока.
Для развития познавательной самостоятельности важна не только система заданий от простого – к сложному, но и выбор технологий, позволяющих наилучшим образом развить познавательную самостоятельность обучающихся.
Мной используются следующие технологии: в аудиторной деятельности: элементы кейс – метода, элементы разноуровневого обучения, элементы технологии сотрудничества. Во внеаудиторной: проектная деятельность и система разноуровневых заданий.
Но и, конечно, в силу специфики преподаваемых мной дисциплин, все эти технологии неразрывно связаны с ИКТ технологиями.
Современные информационные технологии играют ключевую роль при формировании самостоятельности обучающихся: они открывают студентам доступ к новым источникам информации, дают возможности для творчества, приобретения и закрепления различных профессиональных навыков: это и работа с презентациями, работа с интерактивными учебными пособиями, с тестирующими системами, поиск информации в сети Интернет, построение чертежей и моделей, создание сложных гипертекстовых документов.
В межаттестационный период мной разработаны учебно-методические комплексы преподаваемых дисциплин, включающие в себя:
- Рабочую программу;
- Календарно - тематический план;
- Контрольно - измерительные средства;
- Лекционный материал, сопровождаемый презентациями;
- Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ;
- Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
Практическая значимость опыта:
- Разработана система уроков для развития познавательной самостоятельности студентов по принципу поэтапно усложняющихся учебных задач;
- Разработана система разноуровневых заданий, направленных на развитие познавательной самостоятельности.
- Созданы электронные учебные пособия в программах Adobe Captivate и E-pablihs ;
- Разработаны тестовые задания в программе 1С:Экзаменатор и Adobe Captivate .
Новизна опыта:
- Поэтапное включение обучающихся в различные виды познавательной самостоятельности создают условия для постепенного продвижения от действий в сотрудничестве с преподавателем к полностью самостоятельным;
- Принцип от простого к сложному позволяет сформировать у обучающихся уверенность в своих силах, желание продвигаться к более высокому уровню;
- Использование сочетания современных педагогических технологий с ИКТ технологиями создают благоприятные условия для более эффективного протекания процесса развития познавательной самостоятельности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работыучебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основной профессиональной о...
Статья на тему: "Формирование самостоятельности студентов, системного мышления, информационной и коммуникативной культуры"
Спрос на специалистов экономических специальностей на рынке труда является высоким, несмотря на активную подготовку п...
Технология использования веб- квестов на уроках обществознания, истории и философии как инструмента активизации познавательной самостоятельности студентов в рамках внедрения нового Стандарта ФГОС.
Аннотация. Системно-деятельностный подход, выступающий методологической основой нового Стандарта, актуализирует особое внимание учителя к формиров...
Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"...
Результативность применения на уроках технологии и во внеурочной деятельности технологий и методик личностно-ориентированного обучения.
Делюсь своим опытом по применению личностно-ориентированного обучения....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОП.09 Информационные технологии в профессиональной деятельности 15.02.12
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОП.09 Информационные технологии в профессиональной деятельности 15.02.12...