ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему

Саитова Марина Федоровна

Главной целью образования на современном этапе становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, сообщаемых, передаваемых обучаемым, а формирование у них умений самостоятельно добывать, анализировать и рационально использовать информацию, эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире.

Формирование познавательной самостоятельности  в процессе обучения информатике и информационным технологиям призвано обеспечить  готовность обучающихся своими силами овладевать знаниями и способами деятельности.

В современном обществе курс на активную самостоятельную учебную деятельность студентов становится основой подготовки современных специалистов и формируемая познавательная самостоятельность позволит выпускнику быстро адаптироваться к меняющемуся содержанию трудовой деятельности, даст возможность в самые короткие сроки освоить новые знания, квалификации и навыки.

С введением ФГОС СПО третьего поколения в формировании конкурентоспособных квалифицированных специалистов существенно возрастает роль самостоятельной работы. В условиях глобальной компьютеризации и информатизации государство требует от нас выпускников, способных быстро ориентироваться, самообучаться, оперативно работать с огромным потоком информации.

А к нам приходят учащиеся, которые в большинстве своем воспринимают себя объектами, а не субъектами педагогического процесса, с недостаточной школьной подготовкой, не умеющие работать с информацией, выпускники школ, у которых  преобладают процессы репродуктивного мышления, отсутствует желание к самостоятельной и творческой деятельности.

Перед преподавателем встает проблема поиска таких средств обучения, которые были бы направлены на ликвидацию имеющихся противоречий, на развитие познавательной самостоятельности студентов и  формирование навыков, позволяющих студенту в полной мере овладеть требованиями стандарта.

Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся, что невозможно реализовать без опоры на самостоятельную учебную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главной целью образования на современном этапе становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, сообщаемых, передаваемых обучаемым, а формирование у них умений самостоятельно добывать, анализировать и рационально использовать информацию, эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире.

Тема моей работы «Опыт формирования познавательной самостоятельности студентов на уроках информационных технологий и во внеурочной деятельности».

Теоретическими источниками формирования моего педагогического опыта стало изучение работ отечественных педагогов  Павла  Ивановича Пидкасистого,  Татьяны Ивановны Шамовой, Исаака Яковлевича Лернера, Есипова Бориса Павловича, Щукиной Галины Ивановны и других по вопросам развития познавательной самостоятельности. А также изучение различных интернет – ресурсов.

Методическими  условиями формирования опыта явилось: изучение ФГОССПО 3 поколения, инструктивно-методические совещания в колледже, курсы повышения квалификации, участие в конференциях и семинарах, участие в работе профессиональных педагогических сообществ в сети Интернет.

Ведущей педагогической идеей моего опыта являются слова российского физика - мыслителя Николая Алексеевича Умова: «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность». 

Формирование познавательной самостоятельности  в процессе обучения информатике и информационным технологиям призвано обеспечить  готовность обучающихся своими силами овладевать знаниями и способами деятельности.

Если проанализировать общие компетенции и большинство  профессиональных компетенций ФГОС СПО 3 поколения, то мы увидим, что развитие их происходит посредством сформированной у обучающихся познавательной самостоятельности.

В современном обществе курс на активную самостоятельную учебную деятельность студентов становится основой подготовки современных специалистов и формируемая познавательная самостоятельность позволит выпускнику быстро адаптироваться к меняющемуся содержанию трудовой деятельности, даст возможность в самые короткие сроки освоить новые знания, квалификации и навыки.

Какие видимые противоречия подтолкнули меня к выбору данной темы?

С введением ФГОС СПО третьего поколения в формировании конкурентоспособных квалифицированных специалистов существенно возрастает роль самостоятельной работы. В условиях глобальной компьютеризации и информатизации государство требует от нас выпускников, способных быстро ориентироваться, самообучаться, оперативно работать с огромным потоком информации.

А к нам приходят учащиеся, которые в большинстве своем воспринимают себя объектами, а не субъектами педагогического процесса, с недостаточной школьной подготовкой, не умеющие работать с информацией, выпускники школ, у которых  преобладают процессы репродуктивного мышления, отсутствует желание к самостоятельной и творческой деятельности.

Перед преподавателем встает проблема поиска таких средств обучения, которые были бы направлены на ликвидацию имеющихся противоречий, на развитие познавательной самостоятельности студентов и  формирование навыков, позволяющих студенту в полной мере овладеть требованиями стандарта.

Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся, что невозможно реализовать без опоры на самостоятельную учебную деятельность.

Цель моего опыта:

  • Создание условий для развития познавательных способностей, активности, творческой инициативы и самостоятельности студентов в процессе изучения  информатики и информационных технологий.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • Формировать устойчивую мотивацию обучающихся  к познавательной самостоятельности как к жизненно важному процессу;
  • Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной самостоятельности посредством поэтапно усложняющихся учебных задач;
  • Способствовать формированию творческих качеств личности, развивать креативность мышления;
  • Готовить обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению.

Ожидаемыми результатами будут являться сформированные компетенции и личностные качества, необходимые современному конкурентоспособному специалисту. Такие как

  • Умения организовать собственную деятельность, выбрать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать  их эффективность и качество.
  • Опыт поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
  • Использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности и другие.

Согласно исследованиям отечественных дидактов, познавательную самостоятельность следует рассматривать в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристику деятельности обучающегося в конкретной учебной ситуации и как черту личности. 

Например, Б.П. Есипов определяет познавательную самостоятельность как характеристику деятельности, а такие педагоги как И.Я. Лернер и П.И.Пидкасистый определяют ее как черту личности. Т.И.Шамова определяет познавательную самостоятельность как одно из основных интегративных качеств личности, характеризующее ее стремление и умение без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи.

Познавательная самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную учебно–познавательную деятельность и, прежде всего, при выполнении самостоятельных работ.

Понятия «самостоятельная работа» и «познавательная самостоятельность» в учебном процессе перекрещиваются, но не совпадают. Учащиеся могут участвовать в разнообразных видах самостоятельной работы, но самостоятельности не проявлять. Раскрытие творческих способностей учащихся, повышение уровня их самостоятельности во многом зависит от общей направленности, характера и качества самостоятельной работы.

Развитие познавательной самостоятельности происходит по 4 уровням:

Первый уровень – воспроизводящий, для него характерно более или менее точное воспроизведение учащимися знаний и приемов в том объеме и содержании, в котором они были получены в процессе обучения. При этом происходит перенос знаний и действий в аналогичные условия с изменением 1-2-х параметров.

Достигается усвоение обучающимися опорных знаний, умений и навыков, алгоритма копирующей самостоятельности.

Второй уровень – вариативный характеризуется умением переноса усвоенных знаний и способов деятельности в ситуации с изменением 2-3-х параметров.

На этом этапе предполагается овладение обучающимися простейшими мыслительными операциями: анализа, синтеза, сравнения и т.д.

Третий уровень – частично - поисковый, он предполагает некоторую умственную переработку знаний об известных объектах, самостоятельный выбор методов и приемов их изучения, а также синтез знаний, полученных из других источников или в результате собственной мыслительной деятельности.

Четвертый уровень – творческий,  представляет собой применение полученных знаний, умений и навыков в новых ситуациях. На этом этапе преобладают творческие самостоятельные задания.

Я стараюсь построить преподавание таким образом, чтобы в процессе деятельности обучающихся проявление различных уровней познавательной самостоятельности нашло оптимальное сочетание, приводящее к развитию самостоятельности  и переводу ее с низких уровней на более высокие. По мере продвижения обучаемого по этой «иерархической» лестнице доля участия преподавателя должна постепенно убывать до минимальной на четвертом уровне.

Конечно, в реальном учебном процессе познавательная самостоятельность в течение одного занятия может проявляться на различных уровнях в зависимости от конкретного урока.

Для развития познавательной самостоятельности важна не только система заданий от простого – к сложному, но и выбор технологий, позволяющих наилучшим образом развить познавательную самостоятельность обучающихся.

Мной используются следующие технологии: в аудиторной деятельности: элементы кейс – метода, элементы разноуровневого обучения, элементы технологии сотрудничества. Во внеаудиторной: проектная деятельность и система разноуровневых заданий.

Но и, конечно, в силу специфики преподаваемых мной дисциплин, все эти технологии неразрывно связаны с ИКТ технологиями.

 Современные информационные технологии играют ключевую роль при формировании самостоятельности обучающихся: они открывают студентам доступ к новым источникам информации, дают возможности для творчества, приобретения и закрепления различных профессиональных навыков: это и работа с презентациями, работа с интерактивными учебными пособиями, с тестирующими системами, поиск информации в сети Интернет, построение чертежей и моделей, создание сложных гипертекстовых документов.

В межаттестационный период мной разработаны учебно-методические комплексы преподаваемых дисциплин, включающие в себя:

  • Рабочую программу;
  • Календарно - тематический план;
  • Контрольно - измерительные средства;
  • Лекционный материал, сопровождаемый презентациями;
  • Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ;
  • Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

Практическая значимость опыта:

  • Разработана система уроков для развития познавательной самостоятельности студентов по принципу поэтапно усложняющихся учебных задач;
  • Разработана система разноуровневых заданий, направленных на развитие познавательной самостоятельности.
  • Созданы электронные учебные пособия в программах Adobe Captivate и E-pablihs ;
  • Разработаны тестовые задания в программе 1С:Экзаменатор и Adobe Captivate .

Новизна опыта:

  • Поэтапное включение обучающихся в различные виды познавательной самостоятельности создают условия для постепенного продвижения от действий в сотрудничестве с преподавателем к полностью самостоятельным;
  • Принцип от простого к сложному позволяет сформировать у обучающихся уверенность в своих силах, желание продвигаться к более высокому уровню;
  • Использование сочетания современных педагогических технологий с ИКТ технологиями создают благоприятные условия для более эффективного протекания процесса развития познавательной самостоятельности обучающихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Методические рекомендации по выполнению  внеаудиторной самостоятельной работыучебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основной профессиональной о...

Статья на тему: "Формирование самостоятельности студентов, системного мышления, информационной и коммуникативной культуры"

                Спрос на специалистов экономических специальностей на рынке труда является высоким, несмотря на активную подготовку п...

Технология использования веб- квестов на уроках обществознания, истории и философии как инструмента активизации познавательной самостоятельности студентов в рамках внедрения нового Стандарта ФГОС.

Аннотация.          Системно-деятельностный подход, выступающий методологической основой нового Стандарта, актуализирует особое внимание учителя к формиров...

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОП.09 Информационные технологии в профессиональной деятельности 15.02.12

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОП.09 Информационные технологии в профессиональной деятельности 15.02.12...