ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ
статья
В статье описывается опыт работы по организации и реализации социального проекта «Мы за счастливое детство!» Определяется значение проектной деятельности, выявляются причины, которые мешают молодежи эффективно работать в данном направлении, последовательно раскрываются формы работы на всех этапах реализации проекта. В качестве приложения представляется паспорт данного социального проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsproekt_.docx | 245.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ
Гримова Тамара Михайловна, преподаватель
ОБПОУ «Обоянский педагогический колледж», г. Обоянь
Курской области
Аннотация
В статье описывается опыт работы по организации и реализации социального проекта «Мы за счастливое детство!» Автор определяет значение проектной деятельности, выявляет причины, которые мешают молодежи эффективно работать в данном направлении, последовательно раскрывает формы работы на всех этапах реализации проекта, представляет паспорт проекта.
Педагогическая профессия обязывает стремиться к саморазвитию на основе полученных знаний, умений, навыков. Для того чтобы решить основные задачи воспитания и образования детей дошкольного возраста современный воспитатель должен уметь определять проблему, проектировать пути ее решения, видеть конечную цель и презентовать окончательный продукт. Все эти навыки можно приобрести в процессе организации и проведения проектной деятельности.
Проект – это деятельность одного студента или группы, в которой проявляется самостоятельность и активность на протяжении всего цикла: в планировании работы, нахождении необходимых ресурсов, выполнении поставленных задач и предоставлении результата работы в явной значимой форме.
Основной проблемой в организации и реализации проектной деятельности является неспособность участников к самостоятельным решениям. Долгое время взрослые учили детей, что инициатива наказуема, что найдутся люди, которые решат все вопросы. Поэтому и сейчас многие боятся действовать и принимать решения. В Обоянском педагогическом колледже проводится интенсивная работа по стимулированию студентов к самостоятельной деятельности в рамках проекта. Ежегодно проводится конкурс социальных проектов, и каждая студенческая группа считает за честь принять в нем участие.
Проект «Мы за счастливое детство!» получил положительную рецензию жюри и был отмечен грамотой. А начался он в обычный учебный день с обсуждения студентами известия, которое появилось в СМИ об очередном жестоком обращении родителей с ребенком. Это так и могло бы закончится только возмущениями, но один из студентов предложил действовать, а не говорить. Была сформулирована цель - обратить внимание родителей на права детей и обязанности взрослых по отношению к детям, постараться исключить случаи небрежного, жестокого обращения с детьми, путем информационной пропаганды и консультативной помощи. Следующим шагом стала встреча с уполномоченным по правам ребенка при Губернаторе Курской области. Это позволило определить уровень участия студентов в решении данных задач.
Прежде чем приступить к практической деятельности были изучены нормативно - правовые документы, определены формы взаимодействия с детьми и родителями, предусмотрены риски, которые могут возникнуть, спрогнозированы результаты, разработаны критерии, по которым в дальнейшем можно определить уровень реализации проекта.
Одной из эффективных форм привлечения внимания жителей города на проблему жестокого обращения с детьми является акция. В процессе ее проведения студенты просили взрослых не оставаться в стороне, защищать маленького человека всегда и везде, сообщать о нарушениях прав в общественные организации, указанные в листовках. Чувствовалось, что у людей появилась заинтересованность этой проблемой, они высказывали свое мнение, задавали вопросы, сообщали о неблагополучных семьях города и района. Систематически на стендах размещалась наглядная агитация по предотвращению жестких методов воспитания. Данная акция нашла отражение в местной Обоянской газете.
В дошкольных образовательных организациях проводились занятия на тему «Права ребенка», с помощью воспитателей осуществлялась работа с семьями, находящимися в зоне социального риска. В ходе проекта многие родители задумались над вопросами: какими методами они осуществляют воспитание детей, соблюдают ли они права своего ребенка, какова мера ответственности их действий перед законом?
Основные задачи проектной деятельности были решены. Жители города обратили внимание на проблемы, связанные с семьей, увеличилось количество родителей с позицией, основанной на демократическом стиле общения с детьми. Студенты повысили уровень владения компетенциями в вопросах взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими), освоили методы оказания педагогической помощи семье, закрепили знания правовой культуры в области семейного воспитания.
На основании практического опыта можно сделать вывод, что назначение проектной технологии состоит в предоставлении возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных областей, а также повышения активности и самостоятельности, развития творческого потенциала, критического мышления, интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Областное бюджетное профессионально образовательное учреждение
«Обоянский педагогический колледж»
Мы за счастливое детство!
проект, формирующий гражданскую позицию и нравственные качества личности студентов
Автор: Гримова Тамара Михайловна, преподаватель.
Название проекта: Мы за счастливое детство!
Руководитель проекта: Гримова Т.М.
Сроки реализации: 2 года (май 2017-май 2019г.).
Направление деятельности: правовая защита детей
Аннотация: Дошкольное детство – это период, когда формируется личность человека, закладывается фундамент его психического и физического здоровья. А это зависит от того какие условия и возможности для самореализации создадут для ребенка взрослые, как будут соблюдаться права ребенка на каждом этапе его развития. В последнее время часто в СМИ сообщают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или образовательном учреждении. Причина не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в правоприменении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок равноправный с ним человек. Они не всегда знакомы с основными документами по правам ребенка и обязанностями взрослых по отношению к детям. Проект позволяет познакомить родителей с нормативными документами, которые обеспечивают защиту прав детей и определяют обязанности взрослых по отношению к детям, повысить педагогическую грамотность родителей, привлечь их к совместной деятельности с ребенком. Для участников проекта – это возможность проявления духовного, нравственного долга и формирование общих и профессиональных компетенций. Будущий воспитатель должен уметь осуществлять просветительскую деятельность, быть ответственным, грамотным и всегда отстаивать права маленького человека.
Проблема: В современном мире, когда образование является доступным для всех, выясняется, что большинство родителей воспитывают своих детей по аналогии «как их воспитывали родители». Этот процесс воспитания происходил 20 - 25 лет назад. Уровень образования людей в то время был ниже и социальные условия были другие. Поэтому те методы воспитания достаточно устарели. Данное противоречие необходимо устранить, путем организации с родителями различных форм пропаганды правовой защиты ребенка.
Целевая аудитория проекта: органы государственной власти по правам ребенка города Обояни, педагогический колледж, родители и дети города.
Цель проекта: Пропаганда правовых знаний среди жителей города.
Задачи: Для родителей:
- Повышать уровень правовой культуры родителей;
- Формировать индивидуальную родительскую позицию, основанную на демократическом стиле общения с ребенком;
- Создавать условия для доверительного общения, которое позволит эффективно сотрудничать в вопросах обеспечения защиты детей в каждой семье города.
Для студентов:
- Повышать педагогическую компетентность по вопросам взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими);
- Организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьями жителей города, используя основные методы и приемы оказания педагогической помощи;
- Формирование мировоззренческой культуры личности и активной социальной позиции.
Основные вехи реализации проекта (этапы проекта):
Подготовительный: обоснование идеи, составление плана работы, встреча с помощником уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Курской области, анализ проблемы уточнение цели и задач.
Деятельностный (практический): подготовка специальной формы (футболки с надписью: «Мы за счастливое детство!», изготовление листовок, памяток для родителей, проведение акций, консультаций, информирование родителей через СМИ о правой защите детей, выступления на родительских собраниях в дошкольных образовательных организациях, проведение совместных занятий и развлечений, просветительская деятельность через оформление наглядно – информационных стендов.
Заключительный: подведение итогов, анализ результатов, оформление материала.
Способы деятельности:
Познавательная деятельность: встречи с органами государственной власти (уполномоченным по правам ребенка), консультации и беседы с родителями, изучение и анализ данных семейного воспитания, акции.
Творческая деятельность: оформление наглядно – информационных стендов в дошкольных образовательных организациях, проведение совместных форм организации (занятия, развлечения) с родителями и детьми.
Рефлективная: изучение отзывов родителей и детей.
Календарный план:
Содержание | Сроки | Результат |
Встреча с уполномоченным по правам ребенка при Губернаторе Курской области | Май 2017 | Определение направлений работы, составление плана |
Оформление наглядно – информационного стенда в городе | июнь 2017, июнь 2018, июнь 2019 | Заинтересованность граждан данным вопросам, сообщение о нарушениях прав детей |
Консультации «Мы вам поможем!» | Июнь, сентябрь 2017 | Повышение уровня просвещения родителей |
Акция «Мы за счастливое детство!» | май 2017, май 2018. Май 2019 | Распространение информации о проекте. Публикация в СМИ «Обоянская газета» |
Проведение занятий в дошкольных организациях с приглашением родителей на тему: «Что такое права человека», «Твои и мои права», «Моя семья», «Права ребенка – это права взрослого» | Сентябрь- Декабрь 2017 | Положительные отзывы родителей. Приглашения в другие дошкольные организации. Уменьшение ситуаций небрежного отношения с детьми в семье. |
Развлечение «Жить здорово!» | Февраль 2018 | Увеличение количества семей, присутствующих и активно принимающих участие в развлечениях. Заинтересованность мужчин вопросами воспитания детей. |
Проведение работы по ознакомлению с правами ребенка детей и родителей г. Курска, Железногорска, поселков Суджы, Пристени. Организация консультативных центров, оформление наглядной агитации. | В течение 2018 – 2019 года | Повышение гражданской позиции по вопросам защиты прав детей. |
Методы оценки проекта: Определение уровня эффективности проекта с помощью анализа неблагополучных семей города (уменьшение количества таких семей говорит о высоком показателе оценки проекта).
Ресурсное обеспечение:
Интеллектуальное: знание основных документов о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям.
Материальное: помещения для проведения мероприятий, стенд для оформления наглядной агитации, канцелярские товары для оформления занятий, костюмы и оборудование для развлечений, нормативные документы.
Финансовые: средства на одежду (футболки с символикой), на оформительский материал, листовки и т.п.
Организационные: поддержка органами власти проекта, возможность взаимодействия с родителями неблагополучных семей.
Риски проекта: недостаток опыта работы с неблагополучными семьями, трудность привлечения родителей к доверительному сотрудничеству, участие одних и тех же семей в различных мероприятиях, организуемых в рамках проекта.
Перспективы реализации проекта: Повышение правой культуры родителей. Улучшение жизни детей. Выявление и исправление ситуаций небрежного, неправомерного отношения к детям.
Продукт: освещение работы на официальном сайте образовательной организации Обоянского педагогического колледжа, в СМИ «Обоянская газета», оформление папки - отчета с информацией о последовательных этапах работы, рекомендациями, фотографиями.
Критерии эффективности:
Рост численности семей, обращающихся за советом, помощью;
Повышение уровня социальной позиции жителей города по отношению к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; Рост посещаемости родителями, мероприятий, организуемых в рамках проекта;
Увеличение численности неблагополучных семей, идущих на контакт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа
Выпускник колледжа должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает н...
Формирование гражданской позиции на уроках обществознания
Гражданская позиция - это гражданские действия. Гражданское действие– добровольное действие, приводящее к личным потерям, ради блага общества...
Метод проектной деятельности как средство развития познавательной самостоятельности и творчества обучающегося младшего школьного возраста"
В статье освещена работа учителя по реализации технологии проектной деятельности в следующих направлениях: как учитель начальных классов, руководитель школьной инновационной площадки, руководитель сек...
«Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка» Доклад на методическом объединении гуманитарного цикла
Выступление на ШМО филологического цикла. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и основана на цикличной организации учебного процесса, то есть учебный процесс план...
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Прменение метода проектов на уроках математики...
Проектная деятельность как способ формирования сплоченности коллектива младших школьников/
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Про...
Проектная деятельность как средство формирования общих и профессиональных компетентностей студентов
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, про...