План открытого урока учебной практики
материал на тему
Тема: "Установка и регулировка углов установки управляемых колёс на стенде 3Д(Hofmann Geoliner 670)"
Скачать:
Предварительный просмотр:
План открытого урока учебной практики
Тема: "Установка и регулировка углов установки управляемых колёс на стенде 3Д(Hofmann Geoliner 670)"
Цели урока:
- Закрепить знания по устройству рулевого управления автомобиля.
- Научиться пользоваться ножничным электрогидравлическим подъёмником
- Ознакомиться с теорией проводимой операции
- Изучить технологию работы на стенде контроля углов установки колес Geoliner 3D
- Приобрести первоначальный опыт работы с оборудованием (стендом)
- Приобрести практические навыки регулировки углов колес переднего моста
- Воспитать аккуратность, внимательность, дисциплину на уроке.
- Развить у учащихся способность применять полученные знания на рабочих местах, технологическое мышление и память.
Методическая цель: Формирование познавательной и практической деятельности при работе на стенде контроля углов установки колес Geoliner 3D
Межпредметные связи:
Материаловедение, физика, инженерная графика, устройство автомобиля, ТО автомобиля,
Тип урока: Урок формирования новых теоретических знаний и практических навыков
Вид урока: Комбинированный с использованием ИКТ
Оснащение урока:
Оборудование:
- стенд контроля углов установки колес Geoliner 3D
- автомобиль «Hyundai Solaris»
- набор инструментов
- детали узлов и агрегатов
Дидактический материал:
- презентация в графическом редакторе Power Point по теме «Регулирование углов установки колес на стенде «Hofmann geoliner 670»
- плакаты, наглядные пособия
Учебная литература
Основная:
Дополнительная:
Ход урока
1 Организационная часть - 15мин .
1.1. Утреннее построение
1.2. Проверка учащихся по списку
1.3. Проверка наличия спец. одежды.
1.4. Вводный инструктаж - 5мин
II. Сообщение темы и плана урока.
Слайд 1
1. Тема урока –Установка и регулировка углов установки управляемых колёс на стенде 3Д.
2. Цель урока: закрепить знания по устройству рулевого управления, изучить расположение и крепление рулевого механизма, приобрести навыки по регулировке углов установки колес автомобиля.
3. Целевая установка урока
Мотивация познавательно-практической цели.
Внешняя мотивация: Данная тема будет в практических задачах при сдаче квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ.0
Внутренняя мотивация: совершенствование эксплуатационных свойств автомобиля связано с усложнением их конструкций и для качественного выполнения работ по их техническому обслуживанию и ремонту требуются использование не только современного сложного оборудования, приспособлений, средств технического диагностирования и т.д., но и повышение требований к качеству подготовки автомобильных механиков
Вы знаете, что совершенствование эксплуатационных свойств автомобиля связано с усложнением их конструкций и для качественного выполнения работ по их техническому обслуживанию и ремонту требуются использование не только современного сложного оборудования, приспособлений, средств технического диагностирования и т.д., но и повышение требований к качеству подготовки автомобильных механиков.
Автомеханик должен обладать необходимым комплексом знаний и практических навыков для выполнения работ по ТО автомобиля.
Каким образом мы будем работать, и запасаться необходимыми знаниями на сегодняшнем уроке. Мы изучим новый материал. Дальше мы поделимся на группы. Каждой группе будет дано своё задание. Потом я подробнее расскажу об этом. И в конце занятий мы подведем итоги.
4. План урока.
1) Теоретическая часть (презентация)
- Углы установки передних колес
- Последовательность установки углов
- Дополнительные сведения
- видеоролик
2) Практическая часть
III. Актуализация знаний: 15 мин
Ну что ж начнем!
Прежде чем приступить к объяснению нового материала, давайте, как всегда повторим пройденный материал.
Провожу опрос по пройденному материалу (Техническое обслуживание рулевого управления. Разборка и сборка рулевого механизма и рулевого привода)
Опрос учащихся по пройденному материалу:
- Отказы и неисправности рулевого управления: причины, признаки, выявление и устранение.
- ТО (техническое обслуживание) рулевого управления, используемые приборы.
- Крепежные и смазочные работы по рулевому управлению
IV. Изучение нового материала - 45 мин
Регулирование углов установки колес на стенде «Hofmann geoliner 670»
1. Теоретическая часть (презентация)
1.1. Углы установки передних колес
Слайд 2 -
Проверка и регулировка углов установки передних колес, в народе именуемая просто «развал-схождение» (для краткости будем называть ее «развал»)- операция, знакомая более-менее опытному автолюбителю. Ее приходится выполнять при замене ряда деталей рулевого управления, подвески, амортизаторных стоек, пружин, или согласно требованиям инструкции после определенного пробега, что в принципе правильно: со временем правильные регулировки нарушаются вследствие естественного износа узлов подвески и деталей рулевого управления, сопровождающегося изменением первоначальных размеров и увеличением люфтов в соединениях. Прибегать к помощи «развальщиков» приходится также тогда, когда колесо «поймало кирпич» или угодило в яму. Характерный явный признак нарушения углов установки колес - увод автомобиля в сторону при движении по прямой. Тоже характерный, но менее явный - повышенный неравномерный износ протектора.
Угол продольного наклона оси поворота (кастер (Caster)) (рис. 1) -угол между вертикалью и линией, проходящей через центры поворота шаровой опоры и подшипника опоры телескопической стойки, в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля. Он способствует стабилизации управляемых колес, т. е. позволяет ехать машине прямо с отпущенным рулем. Признаки отклонения величины угла от нормы: увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе в левых и правых поворотах.
Рис. 1 рис. 2
Угол развала колеса (рис. 2) - угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Он способствует правильному положению катящегося колеса при работе подвески. Если верхняя часть колеса наклонена к центру автомобиля, то угол развала отрицательный, если наружу - то положительный. При отрицательном (ниже нормы) угле развала пилообразно изнашивается внутренняя часть протектора. При чрезмерном угле происходит равномерный износ наружной части шины.
Рис. 3
Схождение колес (рис. 3) - угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля. Схождение колес способствует правильному положению управляемых колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля. При увеличенном схождении передних колес сильно пилообразно изнашивается наружная часть протектора, а при отрицательном угле такому же износу подвергается внутренняя. При этом шины начиняют визжать в поворотах, управляемость машины нарушается (автомобиль «рыскает» по дороге) возрастает расход топлива вследствие большого сопротивления качению передних колес. Соответственно уменьшается выбег автомобиля.
Рис. 4
Угол поперечного наклона оси поворота (рис.4)-обеспечивает стабилизацию колес под действием силы тяжести. Способствует возвращению колес в положение, соотв. прямолинейному движению.
Помимо перечисленных углов существуют углы, появление которых нежелательно: углы движения и смещения одной или нескольких осей. При их наличии необходим ремонт подвески или кузова автомобиля.
В соответствии с технологией технического обслуживания и ремонта работа должна начинаться с проверки технического состояния автомобиля, а именно: свободного хода рулевого колеса, радиального и осевого биения дисков колес, деталей и узлов подвески, люфта в подшипниках ступиц, давления воздуха в шинах. Говоря проще, развальщик должен поднять машину на подъемнике и осмотреть ее снизу, подергать за тяги, за колеса, взять манометр и проверить, а при необходимости довести до нормы давление воздуха в шинах. Это естественно, так как регулировать углы на автомобиле с изношенной подвеской и спущенными шинами - «мартышкин труд». Поэтому логично будет, сначала отремонтировать машину, а затем регулировать углы.
Обязательная подготовительная операция при «развале» - «компенсации биения обода колеса», чтобы исключить влияние геометрической формы колесного диска на конечный результат. Внешне это выглядит так: вывешивается передний мост автомобиля, навешиваются приборы на колеса, и каждый прибор индивидуально регулируется под то колесо, на котором он находится. Если эта операция пропущена, то, как минимум становится ясно, с кем вы имеете дело. На стендах последнего поколения мосты не вывешиваются, а компенсация выполняется при прокатывании машины взад-вперед на несколько сантиметров.
Также «развальщик» должен выставить рулевую рейку в среднее положение. «Вычисляется» поворотом рулевого колеса вправо-влево до упора. Иными словами, после «развала» при движении автомобиля по прямой спица рулевого колеса должна занять горизонтальное положение, а само рулевое колесо должно поворачиваться в разные стороны на одинаковое число оборотов. Если «развальщик» по какой-либо причине забыл это сделать, то автомобиль будет поворачивать в одну из сторон с меньшим радиусом, в другую - с большим. Особенно это заметно при спуске-подъеме по винтовой дороге: вверх автомобиль поднимается, имея значительный запас места до стены, а вниз катится, едва её не задевая, или вообще не «вписывается» в поворот. Это следствие неправильного положения рейки.
Непосредственно установка углов проводится всегда в строгой последовательности: продольный наклон – развал – схождение. У рычажных подвесок наклон и развал устанавливаются с помощью подбора толщины пакета специальных регулировочных шайб между поперечиной подвески и нижним либо верхним рычагом. У подвесок "Мак Ферсон" развал, как правило, регулируется "изломом" стойки с помощью эксцентрикового болта или ползунковым механизмом, а продольный наклон – толщиной шайб на растяжке или стабилизаторе подвески. (У некоторых машин, например Audi, развал регулируется перемещением шаровой опоры вдоль рычага, либо – например, Mitsubishi – вращением эксцентрика в основании рычага). Ряд автомобилей (BMW, некоторые Daewoo, Mercedes) конструктивно вообще не имеют регулировки развала и продольного наклона. Схождение же делают на всех автомобилях, регулируют при этом одинаково – изменением длины рулевых тяг.
Самая трудоемкая операция «развала» - регулировка кастера (продольного наклона), который, например, на ВАЗ-2110 регулируется путем удаления-добавления регулировочных шайб на наконечниках растяжки, для чего необходимо изрядно поработать гаечными ключами. Поэтому «развальщику» всегда удобнее посчитать, что параметры этого угла находятся в пределах допуска, и отрегулировать только углы развала и схождения колес. Все равно клиент не разберется в показаниях прибора. В лучшем случае (если кастер при ударе «уплыл» катастрофически) прибегают к помощи зубила и просто срубают «лишние» шайбы, по возможности выравнивая величину углов справа и слева, чтобы автомобиль «не уводило» в сторону.
Еще одна сложность для «развальщика» при проведении регулировочных работ - это прикипевшие резьбовые соединения: эксцентриковый болт передней телескопической стойки и регулировочная тяга в рулевом управлении. Особенно эксцентриковый болт, ответственный за угол развала. Пытаясь повернуть его на необходимый угол, можно сорвать головку. По этой причине недобросовестный слесарь, почувствовав значительное сопротивление, оставляет болт в покое, уже не заботясь о том, чтобы выставить «правильные» углы развала. Опытный (не путать с порядочным) «развальщик» может сделать так, что машина поедет прямо, без уводов в сторону, но при этом углы колес будут не в норме. Рядовой автолюбитель заметит это только тогда, когда протектор шин будет значительно неравномерно изношен и потребуется замена покрышек. Именно поэтому к выбору станции технического обслуживания, где будет проводиться «развал», надо подойти как можно серьезнее.
2. Дополнительные сведения*
Угол продольного наклона оси: при большем значении этого параметра увеличивается максимальная скорость и улучшается контроль на прямой, управление при этом становится жестче и требуется прикладывать большее усилие к рулевому колесу
Угол развала колес: установка большого отрицательного значения этого параметра (-6-7°) позволяет лучше прописывать траекторию, но при этом резина «живет» не долго. Колеса стремятся заворачиваться внутрь. Такой метод применяется в автогоночном спорте.
3. Показываю видео с использованием стенда «Hofmann geoliner»
V. Закрепление нового материала – 10 мин (перекрестный опрос обучающихся)
1. Назначение угла схождение колес.
2. Угол развала колес, его назначение.
3. Угол продольного наклона оси, его назначение.
4. Угол поперечного наклона оси, его назначение.
5. Признаки нарушения установки углов колес.
6. Очередность выставления углов установки передних колес
7. Чем регулируются углы установки колес на различных авто?
8. Все ли автомобили подвергаемы регулировке всех углов?
VI. Практическая часть
Теперь согласно загрузочному плану мы с вами разделимся на 3 подгруппы.
1 подгруппа отправляется в компьютерный класс для прохождения тестов по пройденным темам.
2 подгруппа отправляется в лабораторию шиномонтажных и шиноремонтных работ для отработки навыков по шиномонтажу.
3 подгруппа отправляется в лабораторию технического обслуживания для отработки новой темы установка и регулировка углов установки управляемых колёс на стенде 3Д.
1. Текущий инструктаж – 180 мин.
3 подгруппа в количестве 8 человек приходит в лабораторию технического обслуживания, где начинает знакомство с оборудованием.
2. Назначение применяемого оборудования
Ножничный подъемник DUO-GN сконструирован для безопасного подъема автомобилей весом до 4200 кг. Подъемник обеспечивает доступ к области ниже платформ, но не выше поверхностей платформ.
Geoliner 3D Компьютеризированный прибор для измерения углов установки колес
В приборах 3D серии geoliner используются новейшие достижения видеокамерой и компьютерной техники. Это обеспечивает высокие точность и скорость работы.
Рассказываю охрану труда при работе с подъемником и со стендом Geoliner 3D
- Демонстрация работы стенда.
После рассказа о оборудовании приступаю к демонстрации работы.
- Практическая работа учащихся
1.Учащиеся делятся на 2 бригады по 4 человека
2. Выдается задание каждой бригаде «Заполнить таблицу допусков установки углов колес»
3. Проверяю заполненные таблицы, разбираем ошибки.
4. Бригада, которая справилась с заданием лучше, первая приступает к практической работе по регулировке углов установки колес на стенде «Hofmann geoliner 670».
Вторая бригада тем временем наблюдает за работой первой бригады.
Дальше бригады меняются местами.
По окончанию работы учащиеся собираются для получения заключительного инструктажа
VII. Заключительный инструктаж –10 мин.
VIII. Выставление оценок –5 мин
IX. Домашнее задание. Повторить опорные конспекты.
X. Уборка рабочего места. –15 мин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План открытого урока учебной практики «Станочник (металлообработка)»
Методическая разработка для подготовки по проффесии «Станочник (металлообработка)»....
План открытого урока учебной практики "приготовление шницеля из капусты"
представлен план открытого урока по профессиональному модулю "Приготовление блюд из овощей и грибов" по профессии "Повар, кондитер"...
План открытого занятия учебной практики
План открытого занятия учебной практики с элементами деловой игры...
План открытого урока поучебной практике, профессия «Контролер банка»
План открытого урока....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока учебной практики по профессии « Повар, кондитер» ПМ.04. Приготовление блюд из рыбы Тема урока: «Приготовление блюд из запеченной рыбы», «Рыба запеченная по -русски»
Приготовление блюд из запеченной рыбы...
план открытого урока производственной практики по теме: Монтаж автоматического ввода резерва.
план открытого урока производственной практики по теме: Монтаж автоматического ввода резерва....
План открытого урока учебной практики
План открытого урока учебной практики по профессии столяр строительный...