Рабочая программа по биологии для I курса СПО
рабочая программа на тему
Преподавание биологии на I курсе СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГАПОУСО СО «МАРКСОВСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.07. «БИОЛОГИЯ»
2014 – 2015 г.г.
Рассмотрена на заседании УТВЕРЖДАЮ
предметной цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин Заместитель директора по УР
______________ Н. Е. Малютина __________ Н. Е. Малютина
«____» ____________ 20_____ г.
Программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 260807 «Технология продукции общественного питания», 140407 «Электрические станции, сети и системы», 150415 «Сварочное производство» и 230111 «Компьютерные сети».
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Марксовский электротехнический колледж».
Автор: Горбатова Галина Владимировна, преподаватель химии и биологии.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
3.УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 11
ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО профессиям:
1. 150415 Сварочное производство.
2. 230111 Компьютерные сети.
3. 260807 Технология продукции общественного питания.
4. 140407 Электрические станции, системы и сети .
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке и дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей; в развитии современных технологий ;
- определять живые объекты в природе;
- проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
- находить и анализировать информацию о живых объектах.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема);
- историю развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке;
- роль биологической науки в формировании современной естественно- научной картины мира; о методах научного познания .
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося- 117 час,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося- 39 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебнойработы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в томчисле: | |
Лекции | 39 |
Лабораторны еработы | 13 |
Практические занятия | 24 |
Контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе: | 39 |
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)-не предусмотрена | |
Подготовка сообщений | 12 |
Написание рефератов | 6 |
Выполнение и защита проектов по предложенным темам | 5 |
Решение задач по заданной теме | 16 |
Итоговая аттестация в форме зачёта |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины БИОЛОГИЯ | |||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | |
1 Объект изучения биологии-живая природа | 1 1 | 3 1 | |
2. Роль изучения в формировании современной естественно-научной картины мира | |||
Тема 1. Учение о клетке | Содержание учебногоматериала | 6 | |
Лабораторные и практические занятия | 7 | ||
3,4. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Неорганические вещества. Органические вещества. Белки. Органические вещества. Углеводы. | 2 | 1 | |
5,6. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. | 2 | 1 | |
7. Борьба с вирусами заболеваниями (СПИД и др.) | 1 | 2-3 | |
8. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. | 1 | 2 | |
9,10. Лабораторная работа №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. | 2 | 2 | |
11,12. Практическое занятие №1. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | 2 | 2 | |
13,14. Практическое занятие №2. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. | 2 | 2 | |
15. Контрольная работа №1. Цитология | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа студентов | 6 | ||
Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении | 1 | ||
Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении | 1 | ||
Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении | 1 | ||
Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения | 1 | ||
Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза | 1 | ||
Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме | 1 |
Тема2.Размножение и индивидуальное развитие организмов | Содержание учебного материала | 5 | |
Лабораторные и практические занятия | 2 | ||
16 Организм - единое целое. Половое и бесполое размножение. | 1 | 2 | |
17, 18.Образование половыхклеток. Оплодотворение. | 2 | 2 | |
19, 20. Эмбриональный тип онтогенеза. Органогенез. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ. Репродуктивноездоровье. Причины нарушений в развитии организмов. | 2 | 2 | |
21, 22. Лабораторная работа №2. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студентов | 4 | ||
Биологическое значение митоза и мейоза | 1 | ||
Бесполое размножение, его многообразие и практическое значение | 1 | ||
Половое размножение и его биологическое значение | 1 | ||
Чередование полового и без полового размножения в жизненных циклах хвощей. | 1 | ||
Тема 3. Основы генетики селекции | Содержание учебного материала | 4 | |
Практические и лабораторные занятия | 12 | ||
23.Г.Мендель-основоположник генетики. Генетическая терминология Законы генетики. Моногибридное скрещивание | 1 | 2 | |
24. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | 1 | 2 | |
25. Закономерности изменчивости. Наследственная и генетическая изменчивости Модификационная изменчивость | 1 | 2 | |
26. Основные достижения современной селекции культурных растений | 1 | 3 | |
27,28.29, 30. Лабораторная работа №3. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания | 4 | 2-3 | |
31,32,33, 34.Практическое занятие №3.Анализ фенотипической изменчивости | 4 | 2-3 | |
35,36,37,38.Практическое занятие №4. Решение генетических задач | 4 | 2-3 | |
Самостоятельная работа студентов | 8 | ||
Закономерности фенотипической и генетической изменчивости | 2 | ||
Наследственная информация и передача её из поколения в поколение | 1 | ||
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении | 1 | ||
Центры многообразия и и происхождения культурных растений | 1 | ||
Центры многообразия и происхождения домашних животных | 1 | ||
Значение изучения предковым форм для современной селекции | 1 | ||
История происхождения отдельных сортов культурных растений | 1 | ||
Тема 4. Эволюционное учение | Содержание учебного материала | 12 | |
Практические и лабораторные работы | 5 | ||
39, 40. История развития эволюционных идей. Значения работ К. Линея, Ж.Б. Ламарка | 2 | 2 | |
41,42,43, 44. Эволюционноеучение Ч. Дарвина. Естественный отбор Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира | 4 | 2 | |
45, 46. Концепциявида, егокритерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции Движущиесилыэволюции. Синтетическаятеорияэволюции | 2 | 2 | |
47, 48. Макроэволюция. Современные представления о видообразовании С.С. Четвериков. И.И. Шмальгаузен | 2 | 2 | |
49, 50. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного её развития. Причины вымирания видов. Биологический процесс и биологический регресс. | 2 | 2-3 | |
51, 52. Лабораторная работа №4. «Приспособленность организмов и ее относительность» | 2 | ||
53, 54. Практическое занятие № 5. «Макроэволюция. Изучение систематических категорий растений и животных» | 2 | ||
55. Контрольная работа №2 | 1 | ||
Самостоятельная работа студентов | 8 | ||
Адаптивная радиация организмов, как результат действия естественного отбора | 1 | ||
История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина | 1 | ||
Система природы К. Линнея и её значение для развития биологии | 1 | ||
Эволюционные идеи Ж.Б. Ламарка и их значение для развития биологии | 1 | ||
Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина | 1 | ||
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции | 1 | ||
Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей | 1 | ||
Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных | 1 | ||
Тема 5. История развития жизни на Земле | Содержание учебного материала | 3 | |
Практические и лабораторные работы | 5 | ||
56. Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на земле в процессе эволюции Современные гипотезы о происхождении человека | 1 | 2 | |
57,58. Первыелюди. Современные люди Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Единство происхождения человеческих рас | 2 | 2-3 | |
59,60. Лабораторная работа №4. Описание особей одного вида по морфологическому критерию | 2 | 3 | |
61. Практическое занятие №6. Приспособление организмов к разным средам обитания | 2 | 3 | |
62,63. Практическое занятие №7. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа студентов | 4 | ||
Современные представления о зарождении жизни на Земле. | 1 | ||
Принципы и закономерности развития жизни на Земле. | 1 | ||
Ранние этапы развития жизни на Земле. | 1 | ||
Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных. | |||
Тема 6. Основы экологии | Содержание учебного материала | 5 | |
Практические и лабораторные работы | 8 | ||
64. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем | 1 | 2-3 | |
65. Пищевая связь. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | 1 | 2-3 | |
66. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. Искусственные сообщества | 1 | 2 | |
67,68. Биосфера – глобальная экосистема. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | 2 | 2 | |
69. Лабораторная работа №5. Описание антропогенных изменения в естественных природных ландшафтах своей местности. | 1 | 2 | |
70. Практическая работа №8. Сравнительное описание одной из естественных природных систем и агроэкосистем. | 1 | 2-3 | |
71,72. Практическая работа №9. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе. | 2 | 2 | |
73,74. Практическая работа №10. Описание и практическое создание искусственной экосистемы. | 2 | 2 | |
75,76. Практическая работа №11. Решение экологических задач. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студентов | 9 | ||
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения. | 2 | ||
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. | 1 | ||
Биоценозы разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере. | 1 | ||
Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости. | 1 | ||
Различие экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. | 1 | ||
Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах. | 1 | ||
Сукцесии и их формы. | 1 | ||
Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах. | 1 | ||
Рациональное использование и охрана невозобновимых природных ресурсов. | |||
Тема 7 Бионика | Содержание учебного материала. | 2 | |
77 Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. | 1 | 2 | |
78. Зачет | 1 | ||
ИТОГО | 117 час. |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудованиеучебногокабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-наглядных пособий: модели структур ДНК, динамические пособия, портреты ученых, схемы, таблицы, транспаранты, муляжи, гербарные экземпляры мутаций у растений, скелет, магнитная доска.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- компьютеры, принтер, сканер, модем (спутниковая система), проектор, плоттер, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации;
- автоматизированное рабочее место преподавателя, автоматизированные рабочие места учащихся;
- методические пособия, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Богданова Татьяна Львовна, Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Издатель - АСТ-Пресс, Год издания – 2015
Чебышев Николай Васильевич. Биология. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, Издатель - Академия (Academia). Серия - Среднее профессиональное образование, Год издания – 2012
Резанов А.Г., Фадеева Е.О., Общая биология: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; Под ред. В.М. Константинов. - 10-e изд., стер. - (Среднее профессиональное образование), Издатель – Academia, Год издания - 2014
Чебышев Николай Васильевич, Биология. Учебник для студентов среднего профессионального образования. Издатель - Академия (Academia)
Серия - Профессиональное образование, Год издания - 2015Колесников С. И. Общая биология (для СПО). Учебное пособие, Издатель – Кнорус, Год издания – 2015
Мамонтов Сергей Григорьевич, Захаров Владимир Борисович
Общая биология. Учебник. Издатель – Кнорус, Серия - Среднее профессиональное образование, Год издания - 2015
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: - объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; - решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; - выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; - сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; - анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении и жизни человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически её оценивать. Усвоенные знания: основные положения биологических теорий и закономерностей: - клеточной теории; - эволюционного учения; - учения В.И. Вернадского о биосфере; - законы Г. Менделея, | - практические занятия; - лабораторные работы; - тестирования; - выполнение индивидуальных заданий; - контрольные работы; - самостоятельныеработы; - семинарскиезанятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии ФГОС-3
Программа по биологии ФГОС-3...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/14/picture-247066-1368515726.jpg)
Рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебной дисциплины биология составлена на основании ФГОС 3. Содержит в себе следующие разделы: паспорт рабочей программы, где указаны место учебной дисциплины в структуре основной пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ»
гОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-470760-1411903533.jpg)
Рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:262019«Конструирование, моделирование и те...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/31/picture-72283-1383221876.jpg)
рабочие программы по биологии
Рабочие программы, биология 5 класс "Русское слово", ФГОС "Вектор", 6 класс "Русское слово", ФГОС "Ракурс", 7-11 класс УМК Сонин Н.И.. и Проектная деятельность 5 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/11/picture-479819-1410452902.jpg)
Рабочая программа по биологии для подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Автомеханик"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подго...