Рабочая программа по биологии для подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Автомеханик"
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, специалистов (профиль получаемого профессионального образования – технический) по профессии: 23.01.03 Автомеханик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии для профессии "Автомеханик" | 339.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БИРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
«Утверждаю»
Директор ГБПОУ Бирский
многопрофильный профессиональный
колледж____________В.Х. Гильманов
«___»_______________20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина Биология
Профессия 23.01.03 Автомеханик
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, специалистов (профиль получаемого профессионального образования – технический) по профессии:
23.01.03 Автомеханик
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Бирский многопрофильный профессиональный колледж (далее ГБПОУ Бирский многопрофильный профессиональный колледж)
Разработчик:
Цурко Светлана Аркадьевна – преподаватель первой категории
Программа учебной дисциплины обсуждена и одобрена на заседании Методического объединения предметов общеобразовательного цикла
(протокол № от .)
Председатель Методического объединения предметов общеобразовательного цикла____________________Е.Е.Алынбекова
Программа учебной дисциплины обсуждена Методическим советом и рекомендована для внедрения в учебный процесс (протокол № от .)
Методист_________________________Л.А.Шкатова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 12 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
___________________________БИОЛОГИЯ__________________________
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО технического профиля
190631.01 Автомеханик
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл (технический профиль)
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
- физиологические основы здоровья человека, гигиену труда, правила оказания первой медицинской помощи.
- воздействие транспорта на окружающую среду, меры снижения экологической нагрузки транспортом.
уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- оказывать первую медицинскую помощь, составлять рацион питания, режим труда и отдыха, комплекс физических упражнений.
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.
Данная программа способствует формированию общих компетенций:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, через написание сочинений, эссе, рефератов.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения .
- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, через написание рецензии, аннотации.
- ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- ОК 5. Использовать ИКТ в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося____часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __108__ часов;
самостоятельной работы обучающегося __-__ часов/
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
лекций, уроков | 78 |
лабораторно-практических занятий | 30 |
контрольных работ | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
самостоятельная работа при выполнении домашних заданий | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2 |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ____________БИОЛОГИЯ_________________
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. | 1 | ||
Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. | 1 | ||
Раздел 1. | Общая биология | 74 | |
Тема 1. 1. Учение о клетке | Содержание учебного материала | 12 | |
Клеточная теория строения организмов. Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Жизненный цикл клетки. Митоз. | 7 | 2 | |
Лабораторно-практические занятия | |||
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. | 1 | ||
Клеточные включения растительной клетки(на примере клубней картофеля) | 1 | ||
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Движение цитоплазмы. | 1 | ||
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. | 1 | ||
Плазмолиз и деплазмолиз в живых растительных клетках | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Выполнение домашних заданий по теме «Учение о клетке» | |||
Тема 1.2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | Содержание учебного материала | 10 | |
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток, оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Индивидуальное развитие организма. Постэмбриональное развитие. Проблемы продления жизни. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | 7 | 2 | |
Лабораторно-практические занятия | |||
Изучение и описание стадий прямого и непрямого развития живых организмов. | 1 | ||
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | 1 | ||
Контрольные работы | |||
Контрольная работа по темам 1.1., 1.2. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Выполнение домашних заданий по теме «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов» | |||
Тема 1.3. Основы генетики и селекции | Содержание учебного материала | 16 | |
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология, символика, расчеты. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Наследственная или генотипическая изменчивость. Виды мутаций. Мутагенные факторы. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). | 10 | 2 | |
Лабораторно-практические занятия | |||
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. | 1 | ||
Решение генетических задач. | 1 | ||
Решение генетических задач. Составление родословных. | 1 | ||
Анализ фенотипической изменчивости. Построение вариационного ряда и вариационной кривой | 1 | ||
Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. | 1 | ||
Контрольные работы | |||
Контрольная работа по теме 1.3 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Выполнение домашних заданий по теме «Основы генетики и селекции» | |||
Тема 1.4. Эволюционное учение | Содержание учебного материала | 12 | |
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Естественный отбор. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. | 9 | 2 | |
Лабораторно-практические занятия | |||
Изучение результатов искусственного отбора | 1 | ||
Описание особей одного вида по морфологическому критерию. | 1 | ||
Определение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции растений | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Выполнение домашних заданий по теме «Эволюционное учение» | |||
Тема 1.5. История развития жизни на Земле | Содержание учебного материала | 8 | |
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. | 5 | 1 | |
Лабораторно-практические занятия | |||
Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). | 1 | ||
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. | 1 | ||
Контрольные работы | |||
Контрольная работа по темам 1.4, 1.5. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Выполнение домашних заданий по теме «История развития жизни на Земле» | |||
Тема 1.6. Основы экологии | Содержание учебного материала | 14 | |
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. | 8 | 2 | |
Лабораторно-практические занятия | |||
Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). | 1 | ||
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. | 1 | ||
Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум) | 1 | ||
Решение экологических задач | 1 | ||
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. | 1 | ||
Контрольные работы | |||
Контрольная работа по теме 1.6. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Выполнение домашних заданий по теме «Основы экологии» | |||
Тема 1.7. Бионика | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. | 2 | 1 |
Раздел 2. | Углубленное изучение дисциплины с профессиональной направленностью | 30 | |
Тема 2.1. Человек и здоровье | Содержание учебного материала | ||
Понятие о здоровье. Составляющие здоровья. Резервы здоровья. Факторы определяющие здоровье. Биологические показатели здоровья. | 1 | ||
Здоровое питание. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке. Роль воды в питании. Калорийность пищи. Качество пищи. Совместимость продуктов. | 1 | ||
Режим питания. Предупреждение заболеваний ЖКТ. Диетическое питание. Плюсы и минусы диет. Культура питания. | 1 | ||
Ритмы жизнедеятельности. Движение и отдых. Роль движения в нашей жизни. Двигательные возможности. Ритмы бодрствования, ритмы и труд, трудоспособность. Физиология сна. Нормы сна. Ритмы сна, гигиена сна, бессонница. Биологические ритмы и их значение для организма. Нарушение ритмической деятельности организма. | 1 | ||
Иммунитет, иммунная система, иммунная реакция, иммунопрофилактика. Терморегуляция – причины повышения температуры при заболеваниях Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм (ангина, грипп, ОРЗ). Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Инфекционные заболевания, меры профилактики. Периоды инфекционного заболевания: инкубационный период, острый период, выздоровление. | 1 | ||
Факторы разрушающие здоровье. Вредные привычки, их профилактика Влияние курения, употребления, алкоголя и наркотиков на здоровье человека. | 1 | ||
Системный подход к здоровью человека. Восстановление здоровья. Лечение медикаментозное и не медикаментозное. Приемы самолечения. Дыхательная гимнастика, самомассаж, фитотерапия. Закаливание, его основные принципы. Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. | 1 | ||
Лабораторно-практические занятия | |||
Составление рациона питания. Подсчет калорий. | 1 | ||
Составление режимов рабочего и выходного дня | 1 | ||
Приемы самомассажа и дыхательной гимнастики. Точечный массаж при ОРЗ. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Выполнение домашних заданий по теме «Человек и здоровье» | |||
Тема 2.2. Гигиена и охрана труда. | Содержание учебного материала | ||
Санитарно-гигиенические требования к условиям труда. Личная гигиена на производстве. Вредные производственные факторы. Предельно допустимые уровни воздействия. | 1 | ||
Микроклимат производственных помещений. Тепловой режим, влажность, вентиляционный режим, освещенность. Теплообмен и терморегуляция. Кондиционирование воздуха. Производственная вентиляция. Пылевое загрязнение. Действие пыли на организм человека. Мероприятия по борьбе с пылью. | 1 | ||
Шумовое загрязнение. Источники шума и вибраций. Влияние шума и вибраций на организм человека. Уровень шума и вибраций. Звукоизоляция и звукопоглощение. Средства индивидуальной защиты от шума и вибраций. Шумовая болезнь. | 1 | ||
Производственная токсикология. Классификация вредных веществ. Механизм действия вредных веществ на организм человека. Заболевания, возникающие от воздействия вредных веществ на человека. Индивидуальные и коллективные средства защиты от вредных веществ. | 1 | ||
Средства индивидуальной защиты от вредных производственных факторов. Их роль в профилактике травматизма и заболеваний. Классификация СИЗ. Защита органов дыхания. Защита органов слуха. Защита глаз. Защита головы. Пасты и мази для защиты кожного покрова. | 1 | ||
Понятие о профессиональном заболевании. Связь между здоровьем и болезнью. Донозологическое состояние: пограничное состояние, состояние напряжения, состояние перенапряжения, состояние предболезни. Профессиональные заболевания сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей, ЖКТ, кожи, нервной системы. Меры профилактики профессиональных заболеваний. | 1 | ||
Теория работоспособности. Кривая работоспособности. Физическое и умственное утомление, его признаки и биологическая роль. Утомление. Профилактика переутомления. | 1 | ||
Психические процессы, свойства и состояния человека, их влияние на безопасность труда. Оптимальные функциональные состояния и монотония, стресс, дистресс. Страхи, тревоги, депрессии. Понятие о стрессе, виды стресса, стадии развития. Способы преодоления стресса. Риск в трудовой деятельности. Способы предупреждения нервно-психических заболеваний. | 1 | ||
Лабораторно-практические занятия | |||
составление комплекса упражнений направленных против профессиональных заболеваний | 1 | ||
приемы снятия напряжения и стресса | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Выполнение домашних заданий по теме «Гигиена о охрана труда » | |||
Тема 2.3. Оказание первой медицинской помощи | Содержание учебного материала | ||
Виды травм. Оценка состояния пострадавшего. Терминальные состояния. Сердечно-легочная реанимация. | 1 | ||
Первая помощь при кровотечениях, ожогах, поражении электрическим током. Ушибы и переломы. Открытые и закрытые повреждения. | 1 | ||
Лабораторно-практические занятия | |||
Реанимационные мероприятия. Транспортировка пострадавшего. | 1 | ||
Наложение фиксирующих повязок и шин при переломах. Приемы остановки различных кровотечений. Приемы наложения различных видов повязок на условно поврежденное место. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Выполнение домашних заданий по теме « Оказание первой медицинской помощи. | |||
Тема 2.4. Экология и автомобиль | Содержание учебного материала | ||
Экологические факторы и их влияние на здоровье организма – абиотические, биотические и антропогенные. Загрязнение атмосферы, почв, воды. Экологический риск здоровью. Экологически обусловленные заболевания. Возможные пути решения некоторых экологических проблем | 1 | ||
Негативное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду: потребление ресурсов, загрязнения окружающей среды, негативные социальные последствия. Загрязнение окружающей среды производственными отходами деятельности служб технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Состав отработавших газов карбюраторных и дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Окись углерода, оксиды азота, углерода, альдегиды, сажа, соединения свинца, оксиды серы и их вли- яние на окружающую среду. Влияние эксплуатационных факторов и вида топлива на изменение выбросов. | 1 | ||
Экологические особенности технической эксплуатации автотранспортных средств Организация работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта с максимальной защитой окружающей среды. Снижение токсичности и дымности ОГ за счет присадок в топливо и масло. Каталитические нейтрализаторы. Использование фильтрующих элементов для снижения дымности и токсичности ОГ дизельных двигателей. | 1 | ||
Обобщение изученного материала. | 1 | ||
Лабораторно-практические занятия | |||
Расчеты выбросов вредных веществ транспортными потоками. | 1 | ||
Контрольные работы | |||
Контрольная работа по темам 2.1., 2.2., 2.3., 2.4. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Выполнение домашних заданий по теме «Экология и автомобиль» | |||
Дифференцированный зачет | 2 | ||
Всего: | 78 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Биология»;
- микроскопы;
- готовые микропрепараты животных и растительных клеток
- модель ДНК;
- гербарии
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Андреева Н.Д., Биология (базовый уровень) – М., Мнемозина, 2008.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., Дрофа, 2009.
Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеев Е.О. Биология. / Под ред. д-ра биол. наук проф. В.М. Константинова. Начальное и среднее профессиональное образование. М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Дополнительные источники:
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., ВЕНТАНА_ГРАФ, 2009.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., ВЕНТАНА_ГРАФ, 2009.
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2007.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2006.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 2008.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов | Контрольные работы, тестирование |
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию | Лабораторные работы, практические занятия |
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности | Лабораторные работы |
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; | Практические занятия, Лабораторные работы, контрольные работы тестирование |
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; | Лабораторные работы, контрольные работы |
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; | Практические занятия |
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать | Подготовка и защита рефератов |
Знания: | |
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; | Контрольные работы, тестирование |
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; | Контрольные работы, тестирование |
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; | Контрольные работы, Тестирование, Лабораторные работы |
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; | Тестирование |
биологическую терминологию и символику | Тестирование |
Разработчики:
ГБПОУ Бирский
многопрофильный
профессиональный
колледж преподаватель Цурко С.А.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ГБПОУ Бирский
многопрофильный
профессиональный
колледж преподаватель Шайнурова Н.Х.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа прошла содержательную экспертизу в ГБПОУ Бирский многопрофильный профессиональный колледж
Эксперты:
ГБПОУ Бирский
многопрофильный
профессиональный
колледж методист ___________ Л.Д. Ибатуллина
(место работы) (занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
ГБПОУ Бирский
многопрофильный
профессиональный
колледж методист __________ Л.А. Шкатова
(место работы) (занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по написанию, оформлению и порядку защиты письменной экзаменационной работы для обучающихся по программе среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих 38.01.03 Контролер банка
Методические рекомендации по написанию, оформлению и порядку защиты письменной экзаменационной работы предназначены для обучающихся по программе среднего профессионального образования подготовки квали...
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
Программа ГИА образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих 15.01.05. «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
Программа государственной итоговой аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы по ППКРС 15.01.05. «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)». В...
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 29.01.08."Оператор швейного образования".
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 29.01.08."Оператор швейного образования&quo...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии естественно-научного профиля
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения «Биологии» в ГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса» реализующем образовательную прог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовка квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.19 «Мастер садово-п
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программысреднего профессионального образованияподготовка квалифицир...