Рабочая программа по учебной дисциплине «Теоретические основы теплотехники и гидравлики» по профессии 15643 «Оператор котельной»
рабочая программа

Рабочая программа по учебной дисциплине «Теоретические основы теплотехники и гидравлики» предназначена для реализации в профессиональных образовательных учреждениях ФСИН России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_teplotehnika_2022.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 8

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 195

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 195)

                                                                      УТВЕРЖДАЮ

                                                                            Директор ФКП образовательного

                                                                                         учреждения № 195

________________   В.Н. Замура

                                                                              «___»____________  20____  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06 «Теоретические основы теплотехники и гидравлики»

 профессия 15643 «Оператор котельной»

г. Армавир

2022 г.

        Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии    с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании                     в Российской Федерации», перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образовании и науки  Российской Федерации от 02.07.2013  № 513, на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования (далее – ФГОС) СПО по специальности 13.02.02 «Теплоснабжение                             и теплотехническое оборудование» для реализации программы профессионального обучения по профессии (ОК 016-94)   15643 «Оператор котельной»

Организация-разработчик: ФКП  образовательное учреждение  №195

Разработчик:

Королевский Андрей Викторович, преподаватель, мастер производственного обучения.

Программа учебной дисциплины «Теоретические основы теплотехники                  и гидравлики» обсуждена и одобрена на заседании методической комиссии профессионального цикла (Протокол №___ от _________20___г.)

Заключение Экспертного совета № ________ от «____»________20___г.

                                   (номер)

                                

©  Королевский А.В.

© ФКП образовательное учреждение № 195

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Теоретические основы теплотехники и гидравлики»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) СПО 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование    по профессии  15643  Оператор котельной

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Теоретические основы теплотехники и гидравлики» является дисциплиной общепрофессионального цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы профессионального обучения.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Данная дисциплина предусматривает изучение основ технической термодинамики и теплопередачи; исследование закономерностей временного превращения тепловой и механической энергии; переноса теплоты теплопроводностью, излучением. Изучение основных законов гидравлики, основ теории, конструкций и выбора гидравлических машин.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- параметры состояния термодинамической системы, единицы измерения и соотношения между ними;

- основные законы термодинамики, процессы состояния газов, водяного пара и воды;

- основные законы теплопередачи;

- физические свойства жидкостей и газов;

- законы гидростатики и гидродинамики;

-  устройство и характеристики насосов и вентиляторов;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 27 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 18 часов;

самостоятельной работы обучающегося 9 часов.

        

                                        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

27

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

18

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

9

в том числе:

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теоретические основы теплотехники и гидравлики»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.        Теоретические основы теплотехники

14

Тема 1.1. Введение. Значение и задачи дисциплины. Основные параметры состояния рабочего тела.

Содержание учебного материала

1

Значение дисциплины. Краткий исторический обзор развития теплоэнергетики.

Принцип превращения теплоты в работу. Основные термодинамические параметры состояния рабочего тела: температура, давление, удельный объем и плотность. Единицы измерения и расчетные величины основных параметров.

Термодинамическая система и внешняя среда.

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

0,5

Тема 1.2. Газовые смеси. Теплоемкость и количество теплоты. Теплоемкость газовой смеси. Первый закон термодинамики

Содержание учебного материала

1

Термодинамическое равновесие. Газовая постоянная, ее физический смысл. Частные случаи изменения состояния газа.

Газовая смесь, ее состав. Теплоемкость и количество теплоты. Постоянная и переменная теплоемкость. Таблицы теплоемкости. Теплоемкость газовой смеси.

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

1

Тема 1.3. Водяной пар. Парообразование. Испарение. Конденсация, основные понятия. Основные термодинамические параметры воды и водяного пара.

Содержание учебного материала

2

Водяной пар как реальный газ. Парообразование, испарение, кипение, конденсация, сублимация, десублимация.

Насыщенный водяной пар. Сухой и влажный насыщенный пар. Перегретый пар. Степени сухости, влажности и перегрева. Таблицы термодинамических свойств воды и водяного пара.

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

1

Тема 1.4 Основные процессы водяного пара.

Содержание учебного материала

1

Определение количества теплоты, работы, изменения внутренней энергии, энтальпии, энтропии  и  удельного  объема водяного  пара в  каждом термодинамическом процессе.

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

0,5

Тема 1.5 Теплопередача

Содержание учебного материала

2

Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция, лучистый обмен (радиация). Теплообмен теплопроводимостью, конвекцией и излучением. Коэффициент теплопередачи. Влияние на теплообмен неполного омывания, загрязнения и неплотности поверхности нагрева.

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

1

Тема 1.6. Назначение и классификация теплообменных аппаратов. Принцип работы. Основные схемы движения теплоносителей.

Содержание учебного материала

 

1

Назначение и классификация теплообменных аппаратов.

Принцип работы поверхностных и смешивающихся теплообменных аппаратов. Основные схемы движения теплоносителей.

Определение конечной температуры теплоносителей и температуры поверхности теплообмена.

1

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

1

Раздел 2. Гидравлика

13

Тема 2.1. Физические свойства жидкостей и газов, гидростатическое давление.

Содержание учебного материала

1

Физические свойства жидкости и газов: плотность, удельный объём, удельный вес, сжимаемость, вязкость, их зависимость от температуры и давления.

Понятие о гидростатическом давлении и его свойствах. Учет и единицы измерения гидростатического давления.

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

0,5

Тема 2.2 Закон гидростатики. Гидравлический пресс. Давление абсолютное, избыточное, вакуум

Содержание учебного материала

1

Законы гидростатики. Основной закон гидростатики. Абсолютное манометрическое давление,  избыточное давление и вакуум.

Гидравлический пресс. Сила гидростатического давления на плоскую горизонтальную поверхность.

1

Практическое занятие №1

Приборы для измерения давления жидкости

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

0,5

Тема 2.3. Классификация трубопроводов. Гидравлический удар

Содержание учебного материала

2

Классификация трубопроводов. Виды местных сопротивленийй и их физическая сущность. Приборы для измерения расхода жидкости. Гидравлический удар. Определение ударного давления и скорости распределения ударной волны. Способы гашения гидравлического удара.

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

1

Тема 2.4. Классификация, типы, характеристики гидравлических машин (поршневых насосов). Конструкция, основные характеристики, принцип действия поршневых гидравлических машин.

Содержание учебного материала

1

Основные понятия о насосах.

Конструкция, основные характеристики и принцип действия поршневых насосов.

Основные неисправности и способы их удаления.

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

0,5

Тема 2.5. Классификация, типы, конструктивные особенности, принцип действия центробежных насосов.

Содержание учебного материала

2

Устройство и принцип действия центробежных насосов. Допустимая  высоты всасывания. Регулирование производительности насосов. Характеристики центробежных насосов. Основные узлы и детали лопастных насосов. Тяго-дутьевые машины.

1

Дифференцированный зачет

1

 

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

0,5

Итого:

27

                        

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Материально-техническое обеспечение занятий

1. Посадочные места по количеству обучающихся

2. Рабочее место преподавателя

3. Комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине

4. Мультимедийные и видеоматериалы

5. Компьютер с лицензионным программным обеспечением

6. Мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Костырев Ф.М., Кушнырев В.И. «Теоретические основы теплотехники» - М.: 2018 г.
  2. Чернов О.В., Бессребенников Н.К., Силецкий B.C. «Основы теплотехники и гидравлики». -М.: Высшая школа 2017 г.

Дополнительные источники:

  1. Егорушкин    В.Е.,    Цеплович   Б.И.    «Основы   гидравлики    и   теплотехники».    -М.: Машиностроение, 1981.
  2. Ерохин В.Г., Маханько М.Г. Сборник задач по основам теплотехники и гидравлики. -М.: Энергия, 1972.

 

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

усвоить параметры состояния термодинамической системы, единицы измерения и соотношения между ними;

основные законы термодинамики, процессы состояния водяного пара и воды;

основные законы теплопередачи;

физические свойства жидкостей и газов;

законы гидростатики и гидродинамики;

виды, устройство и характеристики насосов и вентиляторов.

Текущий контроль в форме:

  • тестовых заданий.
  • самостоятельных работ.

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях.
  • результатов выполнения индивидуальных заданий.

Итоговый контроль в форме:

дифференцированного зачета.

Разработчики:         

преподаватель                                                                            А.В. Королевский

Эксперты:

____________________            _________________             _______________

    (место работы)                                      (занимаемая должность)                  (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          ________________

   (место работы)                               (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы дошкольного образования"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫТеоретические основы дошкольного образованияПо специальности среднего профессионального образования050144 «Дошкольное образование»...

Методические указания к практическим работам по дисциплине «Теоретические основы теплотехники и гидравлика» Раздел «Гидравлика»

Методические указания предназначены для проведения практических работ при подготовке специалистов по профессиям и специальностямтехнического профиля среднего профессионального образования, в час...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Специальная технология" по профессии 15643 «Оператор котельной»

Данная программа разработана для применения в федеральных казенных профессиональных учреждениях ФСИН России....

Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы менеджмента" по профессии "Оператор диспетчерской (производственно - диспетчерской службы)"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы менеджмента" по профессии "Оператор диспетчерской (производственно - диспетчерской службы)"...

Электронное учебное пособие по выполнению виртуальной лабораторной работы по дисциплине «Основы гидравлики и аэродинамики», «Теоретические основы теплотехники и гидравлики»

Электронное учебное пособие по выполнению виртуальной лабораторной работы по дисциплине «Основы гидравлики и аэродинамики», «Теоретические основы теплотехники и гидравлики»...