Рабочая программа учебной дисциплины ЭСТЕТИКА В ОФОРМЛЕНИИ И ДЕКОРИРОВАНИЕ БЛЮД И ЗАКУСОК для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» базовая подготовка
рабочая программа на тему

Камолина Светлана Анатольевна

Рабочая программа

учебной дисциплины

 

 

ЭСТЕТИКА В ОФОРМЛЕНИИ И ДЕКОРИРОВАНИЕ

БЛЮД И ЗАКУСОК

 

для специальности

19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

базовая подготовка

 

 

Программа дополнена и рассчитана на 72 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._prog.po_estetike_v_oformlenii_ispravl.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Рабочая программа

учебной дисциплины

ЭСТЕТИКА В ОФОРМЛЕНИИ И ДЕКОРИРОВАНИЕ

БЛЮД И ЗАКУСОК

для специальности

19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

базовая подготовка

Владикавказ

2015


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ                         3

ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ                                6

ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ                        10

ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ                        12

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭСТЕТИКА В ОФОРМЛЕНИИ И ДЕКОРИРОВАНИЕ БЛЮД И ЗАКУСОК

1.1 Область применения программы

Рабочая программа (далее – программа) дополнительной учебной дисциплины ЭСТЕТИКА В ОФОРМЛЕНИИ И ДЕКОРИРОВАНИЕ БЛЮД И ЗАКУСОК является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, входящей в состав укрупненной группы специальностей 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и при повышении квалификации поваров, кондитеров.

1.2. Место дополнительной учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дополнительная учебная дисциплина ЭСТЕТИКА В ОФОРМЛЕНИИ И ДЕКОРИРОВАНИЕ БЛЮД И ЗАКУСОК является вариативной частью учебного цикла ППССЗ.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • пользоваться нормативной и специальной литературой;
  • проводить сбор и обработку кулинарных рецептов;
  • органолептически оценивать качество сырья и полуфабрикатов;
  • организовывать и проводить приготовление и декорирование блюд и закусок;
  • пользоваться инструментами для карвинга;
  • создавать стиль в украшении стола и оформлении фуршета;
  • оценивать качество и безопасность готовой продукции различными методами;
  • применять практические навыки и умения, развивать наблюдательность, композиционное чувство и художественный вкус;
  • проявлять свою творческую индивидуальность.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • ассортимент и классификацию блюд и закусок;
  • характеристики основных продуктов и дополнительных ингредиентов для приготовления блюд и закусок;
  • требования к качеству основных продуктов и дополнительных ингредиентов для приготовления блюд и закусок;
  • правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним для приготовления блюд и закусок;
  • правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним для приготовления блюд и закусок;
  • варианты сочетания основных продуктов с дополнительными ингредиентами для создания гармоничных блюд и закусок;
  • основные приёмы изготовления украшений;
  • простейшие примеры декоративной вырезки;
  • основы карвинга;
  • правила подбора профессионального инструмента для карвинга;
  • технику и варианты оформления блюд и закусок;
  • требования к безопасности хранения блюд и закусок;
  • актуальные направления в оформлении и декорировании блюд и закусок.

В результате освоения дополнительной дисциплины у обучающихся формируются общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате освоения дополнительной дисциплины обучающийся должен овладеть профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (ПК):

ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.

ПК.2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.

ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.

ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося –108 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа,

самостоятельной работы обучающегося – 36 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

лабораторные занятия

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ЭСТЕТИКА В ОФОРМЛЕНИИ И ДЕКОРИРОВАНИЕ БЛЮД И ЗАКУСОК

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в дисциплину

8

Тема 1.1.

Цели и задачи изучения дисциплины.

Содержание учебного материала

2

1

1.Профессиональная эстетика и дизайн.

2. Предмет, цели, задачи дисциплины.

2. Основные направления эстетики в общественном питании.

3. Категории эстетики. Эстетические требования к организации сферы обслуживания.

Тема 1.2.

Эстетические элементы формирования культурного уровня.

Содержание учебного материала

2

1

1. Эстетическая культура личности.

2. Этикет на официальных мероприятиях. Профессиональные приемы в работе.

3 Применение принципов дизайна при обслуживании

4. Разновидности и особенности дизайна тематических столов.

Тема 1.3.

Дизайн кулинарных изделий. Эстетические свойства готовой продукции.

1. Основные направления в развитии дизайна продукции общественного питания.

2. Используемые продукты, подбор сочетающихся цветов, способы оформления блюд и изделий.

3. Цветовые композиционные решения. Варианты оформления.

4. Использование предметов декоративно-прикладного искусства в оформление блюд и изделий.

5. Оформление блюд в национальных и местных традициях.

6. Основные направления, приемы и правила аранжировки цветов для оформления блюд и изделий.

4

1

Раздел 2. Дизайн в оформлении блюд и закусок.

98

Тема 2.1.

Дизайн в оформлении холодных блюд и закусок.

Содержание учебного материала

4

1

1.Основные правила дизайна и оформления холодных блюд и закусок.

2. Правильное сочетание блюда и его украшения.

3. Оригинальные элементы оформления блюд и закусок.

Лабораторные работы

1. Приготовление и оформление холодных блюд и закусок из овощей.

2. Приготовление и оформление холодных блюд и закусок из рыбы.

3. Приготовление и оформление холодных блюд и закусок из мяса.

4. Украшение мясной, рыбной и сырной тарелки.

12

3

Тема 2.2.

Дизайн в оформлении

горячих мясных, рыбных, овощных блюд.

Содержание учебного материала

4

1

1. Основные правила дизайна и оформления горячих мясных, рыбных и овощных блюд.

2. Правила подачи и оформление рыбных горячих блюд.

3. Правила подачи и оформление мясных горячих блюд.

4. Правила подачи и оформление овощных горячих блюд.

Лабораторные работы

1. Приготовление и оформление горячих мясных блюд.

2. Приготовление и оформление горячих рыбных блюд.

3. Приготовление и оформление горячих овощных блюд.

12

3

Тема 2.3.

Дизайн в оформлении сладких и мучных блюд.

Содержание учебного материала

2

1

1. Основные правила дизайна и оформления сладких и мучных блюд.

2. Правила и техника подачи сладких блюд, десертов.

3. Специальная посуда, используемая для подачи сладких и мучных блюд (креманки, десертные тарелки, вазы).

4. Техника нанесения рисунков на столовую посуду.

5. Оформление стеклянной посуды для подачи.

Лабораторные работы

1. Приготовление и оформление сладких блюд.

2. Приготовление и оформление мучных блюд.

8

3

Тема 2.4.

Дизайн в оформлении

кондитерских и фирменных кулинарных

изделий.

Содержание учебного материала

4

1

1.Принципы декорирования кондитерских и фирменных кулинарных изделий.

2. Возможные приемы и способы оформления кондитерских и фирменных кулинарных изделий.

3. Посуда, используемая для подачи кондитерских и фирменных кулинарных изделий.

Тема 2.5.

Ресторанный дизайн блюд.

4

1

1. Теория совместимости продуктов.

2. Теория и техника кулинарного декора различных блюд: основы композиции, цвет, фактура и объем блюд.

3. Игра цвета в фактуре блюд. Роль фона в дизайне блюд.

4. Методика гарнирования.

5. Национальный колорит в дизайне блюд. Традиции русского, французского, английского и немецкого дизайна.

6. Новые аксессуары и кулинарные приемы в мировой ресторанной кухне.

Тема 2.6.

Карвинг – искусство изготовления украшений для блюд.

Содержание учебного материала

4

1

1. История карвинга.

2. Особенности карвинга разных стран.

3. Современный европейский карвинг.

4. Подготовка овощей к декоративной вырезке.

5. Основные приемы в составлении композиций из овощей и фруктов.

6. Профессиональный инструмент.

Лабораторные работы

1. Приготовление и оформление фруктовой тарелки.

4

3

Тема 2.7.

Украшение блюд зеленью.

Содержание учебного материала

2

1

1. Универсальный способ сделать блюдо не только вкусным, но и красивым.

2. Почетное место зелени в списке популярных кулинарных ингредиентов.

Тема 2.8.

Флористика в технологии приготовления и дизайне выставочных блюд.

Содержание учебного материала

2

1

1. Традиция использования цветов в кулинарии.

2. Использование современных технологий приготовления выставочных блюд.

3. Последние тенденции в оформлении выставочных блюд.

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение ассортимента блюд и закусок.

Разработать ассортимент блюд и закусок с наиболее оригинальным оформлением.

Товароведная и технологическая характеристика мяса, рыбы и овощей. Условия и сроки их хранения.

Изучить ассортимент европейских и кавказских мучных блюд.

Техника карвинга мастеров Китая, Японии и Тайланда.

Товароведная характеристика экзотических овощей и фруктов, условия и сроки хранения.

Технологические свойства овощей и фруктов.

Применение цветов в кулинарии. Цветочные деликатесы.

36

3

Дифференцированный зачет

2

Всего

108

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭСТЕТИКА В ОФОРМЛЕНИИ И ДЕКОРИРОВАНИЕ БЛЮД И ЗАКУСОК.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: производственные столы и ванны, разделочные доски, набор для карвинга, посуда и инвентарь.

Технические средства обучения: учебная мебель (типовой набор), аудивизуальная система для демонстрации видеофильмов. Компьютеры для обучения и контроля знаний

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Борев Ю. Б. Эстетика: основы декоративно оформительского искусства. Смоленск: Русич, 2012 г.

2. Девигон Жан-Пьер Как украшать блюда – М. 2012. – 143 с. ил.

3. Докторов А.В., Митрофанова Т.И. Мышкина О.Е. Охрана труда в сфере общественного питания. Учебное пособие. – М.: Альфа – М: ИНФРА – М, 2008, 272 с.

4. Долгополова С.В. Новые кулинарные технологии. М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2012, 272 с.

5. Как украсить блюда и напитки. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. – 368 с.: ил. – (1000 советов).

6. Калдирола М., Барцетти С. Фантазии из овощей и фруктов / Пер. с ит. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2013. – 120с.:ил.

7. Ковалев Н.И., Куткина М.Н., Кравцова В.А. Технология приготовления пищи. М.: Издательский дом «Деловая литература», 2011, 480с.

8. Козин С.С. Украшения из овощей и фруктов ЗАО «издательская группа «Контэнт».

9. Кузнецова М.Е Цветы из овощей: 100 оригинальных идей. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 112с. – (Золота библиотека хозяйки).

10. Кучер Л. С. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания.-М.:2012 г.

11. Лифшиц М.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – М.: Юраит – Издат, 2012, 296 с.

12. Марианна Биллер. Праздник на столе.-М.: Издательский дом «Ниола XXI век», 2013 г.

13. Марина З.С., Кунилова Г.С. Украшение блюд и сервировка. – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.: ил. – (Кулинарное искусство).

14. Мрыхина Е.Б. Организация производства на предприятиях общественного питания. Учебное пособие. М.: ИД «Форум» ИНФРА–М., 2012, 170 с.

15. Основы художественного ремесла. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014 г.

16. Рудольф Биллер. Как украсить блюдо. - М.: ЗАО «Композиция», АСТТ ПРЕСС, 2011 г.

17. Семенов А. К. Психология и этика, менеджмент  и бизнес .- М.: 2011 г.

18. Соловьев С. А. Декоративное оформление. - М.:2011 г.

19. Соловьев Э. Я. Современный этикет. – М.: Ось – 2011 г.

20. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. Учебник, 5 издание, дополн. и перераб. Ростов н/Дону: Феникс, 2013, 416 с.

Дополнительные источники:

  1. Ресурсы Интернет сайтов
  2. Отечественные журналы:
  1. «Рестораны и гостиницы»
  2. «Ресторатор»
  3. «Гастроном»
  4. «Школа гастронома»
  5. «Питание и общество»

  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭСТЕТИКА В ОФОРМЛЕНИИ И ДЕКОРИРОВАНИЕ БЛЮД И ЗАКУСОК.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

  • пользоваться нормативной и специальной литературой

Выполнение практических занятий и лабораторных работ, защита сообщений, презентаций, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет.

  • проводить сбор и обработку кулинарных рецептов
  • органолептически оценивать качество сырья и полуфабрикатов
  • организовывать и проводить приготовление и декорирование блюд и закусок
  • пользоваться инструментами для карвинга
  • создавать стиль в украшении стола и оформлении фуршета
  • оценивать качество и безопасность готовой продукции различными методами
  • применять практические навыки и умения, развивать наблюдательность, композиционное чувство и художественный вкус
  • проявлять свою творческую индивидуальность

Знания

Устный опрос, выполнение практических занятий,

 защита сообщений, презентаций, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет.

  • ассортимента и классификации блюд и закусок
  • характеристики основных продуктов и дополнительных ингредиентов для приготовления блюд и закусок
  • требований к качеству основных продуктов и дополнительных ингредиентов для приготовления блюд и закусок
  • правил выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним для приготовления блюд и закусок
  • вариантов сочетания основных продуктов с дополнительными ингредиентами для создания гармоничных блюд и закусок
  • основных приёмов изготовления украшений
  • простейших примеров декоративной вырезки
  • основ карвинга
  • правил подбора профессионального инструмента для карвинга
  • техники и вариантов оформления блюд и закусок
  • требований к безопасности хранения блюд и закусок
  • актуальных направлений в оформлении и декорировании блюд и закусок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ЭСТЕТИКА В ОФОРМЛЕНИИ И ДЕКОРИРОВАНИЯ БЛЮД И ЗАКУСОК для специальности 260807 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Эстетика в оформлении и декорирования блюд и закусокРабочая программа учебной дисциплины "Эстетика в оформлении и декорирования блюд и закусок" для специальности 260807 Технология продукции...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗАПАСОВ И СЫРЬЯ» для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» базовая подготовка

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Организация храненияи контроль запасов и сырья»       для специальности19.02.10 «Технология продукции общественного питани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗАПАСОВ И СЫРЬЯ» для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» базовая подготовка

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного ...

Рабочая программа учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для специальности 19.02.10 «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» базовая подготовка

Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Те...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.04 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРИГОТОВЛЕНИЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ, МУЧНЫХ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания базовая подготовка

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО (ППССЗ) 19.02.10 Техн...

ФОНД КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»,

ФОНД КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплине ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»...