Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа «Шаг»
рабочая программа

Филиппова Надежда Петровна

Основная задача, стоящая перед государством и обществом,  в целом, в отношении  инвалидов с психическими  недостатками – создание надле-жащих условий и оказание помощи в  социальной адаптации, подготовке к полноценной жизни.

В силу психических особенностей своего состояния эти инвалиды зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах.

Развитие новых навыков и умений, осознание себя, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.     

Направленность программы:

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа

«Шаг»  имеет социально-гуманитарную направленность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shag.docx57.45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

ГКУ СО КК

Директор ГКУ СО КК

«Крыловский КЦРИ»

«Крыловский КЦРИ»

______________С.А. Дубинец

_____________С.Н. Затонская

«_____» ____________ 2022 г.

«____» ______________2022 г.

Дополнительная адаптированная общеразвивающая

 программа  «Шаг»

Возрастная категория:  получатели социальных услуг старше 18 лет  

             Срок реализации программы: 18 дней (15 часов)

                                          Автор-составитель:

                                                                        Филиппова Н.П. социальный педагог

                                                                           отделения социальной  реабилитации

ст-ца Крыловская

                                                  2022

Содержание

1.  Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы………………………………………    3

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………     3

1.2. Цель и задачи программы        …………………………………………     5

1.3. Содержание программы …………………………………………….  5

1.4. Планируемые результаты …………………………………………… 7

2. Комплекс  организационно-педагогических условий …………… 7

2.1. Календарно - учебный график  ……………………………………… 7

2.2. Условия реализации программы……………………………………. 8

2.3. Методическое обеспечение    ………………………………………. 8

2.4. Способы и формы выявления ожидаемых результатов и подведение итогов реализации программы …………………………………………. 10

         Используемая  литература  ………………….……………………………11

Приложение   ……………………………………….................................. 12

                   

  1. Основные характеристики дополнительной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Основная задача, стоящая перед государством и обществом,  в целом, в отношении  инвалидов с психическими  недостатками – создание надле-жащих условий и оказание помощи в  социальной адаптации, подготовке к полноценной жизни.

В силу психических особенностей своего состояния эти инвалиды зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах.

Развитие новых навыков и умений, осознание себя, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.      

Направленность программы:

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа

«Шаг»  имеет социально-гуманитарную направленность.

Для разработки дополнительной общеразвивающей программы исполь-зовались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No

1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказ от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального

стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».

  • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Методические рекомендации по разработке и оформлению допол-нительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработан-ные методистами отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевого методического центра».
  • Устав ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ».

     . Положение о дополнительной общеразвивающей программе от 30.12.2016г. (утверждённой директором ГБУ СО КК «Крыловский КЦРИ»).

Новизна данной программы заключается в создании новой мето-дической продукции переработанной и адаптированной для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с учётом особенностей направления работы реабилитационного учреждения.

Актуальность дополнительной адаптированной общеразвивающей программы «Шаг» обусловлена       основной задачей, стоящей перед госу-дарством и обществом,  в целом, в отношении  инвалидов – создание надле-жащих условий и оказание помощи в  социальной адаптации, подготовке к полноценной жизни.

Педагогическая целесообразность заключается в индивидуальном подходе к реализации гарантированного права каждого человека с инва-лидностью на получение комплекса реабилитационных услуг. При реаби-литации учитываются физиологические и личностные особенности каждого получателя социальных услуг.

Отличительная особенность программы:

Программа «Шаг» – это новая форма организации людей  с ограничен-ными возможностями  способствующая  формированию  знаний и умений  для самостоятельной жизни в социуме.

Программа разработана  в виде модели социально-бытовой и социаль-но-средовой адаптации для инвалидов с умственной отсталостью от 18 лет и старше.

Адресат программы:

Инвалиды от 18 лет и старше, с лёгкой степенью умственной отсталости, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.

          Уровень программы: ознакомительный
          Объём программы: Программа разработана  в виде модели социально-бытовой адаптации и состоит  из  нескольких шагов, которые включают в се-бя следующие циклы занятий: шаг № 1 - «Личная гигиена» и вводное заня-тие, шаг № 2 – «Культура поведения»,  шаг № 3 - «Бюджет», шаг № 4 - «Жилище». 

Срок реализации: 18 дней

Форма обучения: очная, индивидуальная, подгрупповая или групповая

Режим занятий: каждому получателю социальных услуг с огра-ниченными возможностями здоровья устанавливается индивидуальный или групповой режим занятий. Расписание занятий составляется с учётом их пожеланий.  Продолжительность проведения занятий устанавливается от 20 до 45 мин.  в соответствии с диагнозом и функциональными возможностями получателей услуг.

  1.  Цель и задачи программы

Цель программы: Формирование  знаний и умений, необходимых для са-мостоятельного проживания.

Задачи:

Обучающие:

- информирование  о приемах и правилах  ведения собственного хозяйства;

- формирование  культуры поведения,  на основе норм этикета.

Коррекционно-развивающие:

- выработка практических навыков обращения с предметами, используемы-ми в быту, на основе полученных знаний;

- совершенствование практических умений, связанных с самообслужива-нием.

Воспитательные:

 - создание условий для расширения социального опыта и облегчения процесса интеграции в общество.

1.3. Содержание программы:

Учебный план

№ п/п

Название разделов и тем

        Количество часов

Раздел/

тема

Дата прове

дения

Всего

Теоретич. занятие

Практич.

занятия

1

2

3

4

5

6

1

шаг № 1 - «Личная гигиена»

5

4

1

2

шаг № 2 - «Культура поведения»

3

1,5

1,5

3

шаг № 3 - «Бюджет»

3

1,5

1,5

4

шаг № 4 - «Жилище»

4

2,5

1,5

                                   Всего:

15

9,5

5,5

Содержание учебного плана

Шаг №1 «Личная гигиена»

    1.1.Вводное занятие

         Знакомство с программой. Знакомство с оборудованием кабинета. Прохождение инструктажа по технике безопасности.

1.2.Гигиена тела, правильный уход за телом

       Гигиенический режим по уходу за телом (ванная, душ, баня). Ежедневные гигиенические процедуры. Режим смены белья, носков, чулок. Хранение вещей индивидуального пользования

     1.3.Правильный уход за кожей головы и волосами

Типы волос и средства по уходу за ними; последовательность и частота мытья волос; необходимость ношения головного убора.

1.4.Гигиена полости рта и  правильный уход

     Значение зубной пасты для здоровья зубов; назначение бальзама для полости рта; гигиена полости рта после еды; профилактическое обращение к зубному врачу.

       1.5.Кожа лица и  правильный уход

    Типы кожи лица; особенности ухода за сухой, жирной и смешанной кожей лица; утренний и ночной уход за кожей лица; косметические средства для ухода за кожей лица:  лосьон, крем; скраб, маска – назначение и частота их использования; уход за проблемной кожей лица, необходимость совета с врачом-косметологом; косметические средства по уходу за проблемной кожей лица; бритье, предметы и косметические средства для бритья.

Шаг № 2 - «Культура поведения»

2.1. Правила общения с собеседником

Невербальные средства общения: жесты, позы, мимика. Правила личного общения: обращение по имени, улыбка, умение слушать и т.д.

2.2.Поведение в разных социумах

 Поведение  при покупке товара в магазине, в аптеке, на почте, в театре, кинотеатре, концерте, в общественном транспорте, в музее, на выставке, экскурсии.

2.3.  Культура поведения в общественных местах

 Бережное отношение к общественной собственности, недопустимость вандализма, порчи имущества.

Шаг № 3 - «Бюджет»

3.1. Основные понятия бюджета. Планирование расходов

Статьи дохода и расхода. Коммунальные платежи; продуктовая корзина, цена, стоимость продуктов; приобретение одежды, обуви.
      Вещи долговременного пользования, их стоимость.  Планирование денежных средств на отдых, непредвиденные расходы.

         3.2.Выгодные покупки

         Места покупки дешевых товаров: крупные гипермаркеты, рынок. Сравнение стоимости товаров: определение цены товаров одного  наимено-вания; определение более дешевого и более дорогого товара; соотнесение цены и доступности товара.

3.3 Личные сбережения  

Способы хранения сбережений.

Шаг № 4 - «Жилище»

4.1. Квартира  или дом

      Планировка квартиры (дома). Функциональное назначение всех помещений квартиры и дома. Выбор стиля интерьера своего жилища. Подбор мебели по цветовой гамме.

4.2. Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение,    электроснабжение, газообеспечение, канализация,  телефонизация
          4.3. Помощники в доме:  газовая (электрическая) плита, пылесос, холодильник, утюг, кондиционер, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве.

4.4. Безопасность жилища 
      Правила пожарной безопасности. Просмотр видеоматериала по правилам пожарной безопасности. Обеспечение безопасности квартиры.

1.4. Планируемые результаты реализации программы:

- смена позиции «потребителя» на активную жизненную позицию;

- умение  устанавливать конструктивные отношения с другими людьми;

- умение самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответст-венности за них.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

№ п/п

Название разделов и тем

        Количество часов

Раздел/

тема

Дата прове

дения

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

2

3

4

5

6

1

шаг № 1 - «Личная гигиена»

5

4

1

1.1

Вводное занятие

1

1

-

1.2

Гигиена тела, правильный уход за телом

1

1

-

1.3

Правильный уход за кожей головы и волосами

1

1

-

1.4

Гигиена полости рта и  правильный уход

1

0,5

0,5

1.5

Кожа лица и  правильный уход

1

0,5

0,5

2

Шаг № 2 - «Культура поведения»

3

1,5

1,5

2.1

Правила общения с собеседником

1

0.5

0,5

2.2

Поведение в разных социумах

1

0.5

0,5

2.3

Культура поведения в общественных местах

1

0.5

0,5

3

шаг № 3 - «Бюджет»

3

1,5

1,5

3.1.

Основные понятия бюджета. Планирование расходов

1

0.5

0,5

3.2.

Выгодные покупки

1

0.5

0,5

3.3.

Личные сбережения  

1

0.5

0,5

4

шаг № 4 - «Жилище»

4

2,5

1,5

4.1

Квартира  или дом

1

0.5

0,5

4.2

Коммунальные удобства, их назначение

1

0.5

0,5

4.3

Помощники в доме 

1

0.5

0,5

4.4

Безопасность жилища 

1

1

-

Всего:

15

9,5

5,5

2.2. Условия реализации программы:

Программа может реализовываться полностью в течении 18 дней, а также по одному или нескольким разделам в зависимости от кратности посещений и состояния здоровья получателя социальных услуг.

2.3. Методическое обеспечение

Реализация программы «Шаг» основывается на следующих принципах:

- принцип доступности и последовательности предполагает построение

учебного процесса от простого к сложному;

-принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, делающих учебный процесс более эффективным;

- принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками;

- принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются во время активной деятельности.

- принцип гармонии простоты и красоты лежит в основе любого вида деятельности, одновременно является критерием творческой деятельности и результатом в процессе саморазвития творческих способностей.

   Для достижения положительных результатов по программе, занятия осуществляются с использованием педагогических технологий.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей на основе использования имеющегося опыта жизнедеятельности. Применение этой технологии обеспечивает возможность развития и саморазвития личности каждого человека исходя из его индивидуальных особенностей.

Здоровьесберегающие технологии  

Создание совокупности организационных, обучающих условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья. Результатом применения здоровьесбе-регающих технологий является приобретение привычки заботиться о собственном здоровье, используя специальные техники и технологии его сохранения и укрепления.

Технология дифференцированного обучения

 Основная цель использования технологии дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому  возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.

Методы работы:

1.словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправление и предупреждение ошибок);

2. репродуктивный (воспроизведение полученной информации);

3. творческий (поиск нового стиля, новых элементов, создание работ по собственному замыслу, эскизу);

4. игровой (использование упражнений в игровой форме);

5. наглядный (демонстрация образцов).

Наглядный метод применяется совместно со словесным методом обучения. Данный метод необходим в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, так как обеспечивает высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой.

Материально-техническое оснащение

  1. Учебный кабинет 
  2. Столы
  3. Стулья
  4. Воспроизводящее устройство (ПК).
  5. Шкафы для наглядных пособий, учебного материала, методической литературы
  6. ТСР (технические средства реабилитации)
  7. Бытовая техника

2.4. Способы и формы выявления ожидаемых результатов и подведение итогов реализации программы 

    Результаты реализации программы оцениваются с помощью методов: опроса и педагогического наблюдения. Данные диагностики заносятся в  карту мониторинга полученных знаний по дополнительной общеразвиваю-щей программе  (приложение 1).

Алгоритм занятий:

Каждое занятие программы содержит в себе следующие этапы:

- организационный этап (приветствие, создание эмоционального настроя);

- теоретический этап (сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий, подача новой информации);

- практический этап (отработка формируемых навыков на практике через мастер-классы, экскурсии, работе на участке с травами и др.);

- рефлексивный этап (обобщение полученных знаний и подведение итогов).

Обобщенная структура занятия:

- постановка цели занятия;

- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

- выполнение проверочных заданий;

- ознакомление с новыми заданиями;

- упражнения на их освоение;

- упражнения на их закрепления;

- тренировочные упражнения по образцу, алгоритму;

- упражнения на перенос в сходную ситуацию;

- итог занятия;

- задание на дом.

Используемая литература

1. Дёмина Э.Н. Социальная реабилитация инвалидов и пожилых граждан. Методическое пособие.// Дёмина Э.Н.- Санкт- Петербург.-2007.

2. Методические рекомендации по технологии социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата на модели жилого помещения.// Министерство труда и социального развития РФ.- Москва.-2000.

3.Научно-практический опыт реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Приволжском федеральном округе (сборник статей)// Под редакцией В.А. Бронникова.- Ресурсная сеть реабилитации инвалидов Приволжского федерального округа.- г. Нижний Новгород.- 2007.

4. Рубинштейн С. Л.  Основы общей психологии: СПб: Питер, 2017.- 713с.

5.Технология социальной работы.: Учебник для бакалавров/ Под.  Ред. Е.И.Холостовой, Л.И.Кононовой. -М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2014.-478 с.

6.Технология социальной реабилитации инвалидов. Методические рекомендации.//Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов министерства труда и социального развития РФ.- Москва. - 2000.

Интернет-источники

  1. coast.ru›referats/librery1/method/perm/disab.htm wyksa-r.ru›…

  2. nko-zdrav.ru›?action=show&id=248

  3. coast.ru›referats/librery1/method/perm/disab.htm wyksa-r.ru›…

Приложение №1

Мониторинг полученных знаний по дополнительной общеразвивающей программе

«Шаг»

Период реабилитации с _________ по ________ 20__г.

                                                                  ФИО

Оценочные показатели

1.

2.

3.

начальная

диагностика

итоговая

диагностика

начальная

диагностика

итоговая

диагностика

начальная

диагностика

итоговая

диагностика

Предметные показатели

Уровень усвоения материала по разделам

шаг № 1 - «Личная гигиена»

шаг № 2 - «Культура поведения»

шаг № 3 - «Бюджет»

шаг № 4 - «Жилище»

Метапредметные показатели

Навык социального поведения

Уровень регуляции, контроля поведения

Личностные показатели

Уровень самооценки

Мотивация, наличие интереса к занятиям

Эмоцион. отношение к занятиям

Высокий уровень (2 балла) – получатель социальных услуг самостоятельно и максимально полно выполняет учебные задачи, качественно и аккуратно выполняет практическое задание. Умеет самостоятельно исправлять ошибки и неточности в своей работе.

Средний уровень (1 балл) – справляется с поставленными задачами, но прибегает к помощи педагога. Задания выполняет с ошибками. Присутствует небрежность в работе.

Низкий уровень (0 баллов) – выполняет поставленные задачи, но делает множественные грубые ошибки. Для завершения работы необходима постоянная помощь педагога. В работе присутствует выраженная небрежность, неточность, незаконченность.

        

Дата заполнения:   ______________

Соц. педагог  __________________    Н.П.Филиппова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ ПО ИСТОРИКО-БЫТОВОМУ ТАНЦУ...

Адаптированная рабочая программа дополнительного образования "Пользователь ПК"

Адаптированная рабочая программа дополнительного образования "ПользовательПК" составлена на основе авторской программы Н.В. Макаровой "Информатика 5-6 класс.Начальный курс"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) адаптированная «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа предмета «Физическая культура» (для студентов с ограниченными возможностями здоровья).Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой, разработа...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Мой мир музыки» для детей с ограниченными возможностями здоровья (Расстройствами Аутического Спектра) по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиан

Адаптированная дополнительная общеразвивающаяобразовательная программа в области музыкального искусства«Мой мир музыки»для детей с ограниченными возможностями здоровья(Расстройствами Аутич...

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа «С чистого листа»

Восстановительный процесс может начаться с обучения больного навыкам умываться, чистить зубы, причесываться, принимать пищу, пользоваться столовыми приборами. Инвалиды, которые могут сидеть, нужно обу...

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ «Радуга творчества» (обучение детей с РАС)

Цель программы - создание условий для самореализации ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) в творчестве, расширение возможностей социальной адаптации, коммуникации, содействие жизненном...