Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для детей и взрослых с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития педагога-дефектоло
рабочая программа
СОГЛАСОВАНА: Протокол педагогического совета от ___________________ 2020 г. |
| УТВЕРЖДЕНА: И.о. директора ________Агинова С.Б.
|
Адаптированная дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа для детей и взрослых с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития педагога-дефектолога
на 2020-2021 учебный год
Возраст детей:
От 7-18 лет и старше.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы:
- Пояснительная записка……………………………………………..3
- Цель и задачи программы…………………………………………..7
- Содержание программы…………………………………………….7
1.4. Ожидаемые результаты…………………………………………….11
- Комплекс организационно-педагогических условий:
- Формы аттестации ………………………………….........................11
- Условия реализации программы …………………………………..14
2.4. Методические материалы…………………………………………...15
- Список литературы…………………………………………………16
1. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Настоящая программа по познавательному развитию разработана на основе Адаптированной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Страна знаний» КУ РК «Детский психоневрологический интернат с отделением молодых инвалидов» для детей-инвалидов и молодых инвалидов с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
Данная программа «Страна знаний» имеет социально-педагогическую направленность, определяет содержание и организацию коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога с воспитанниками с УО с учетом их психофизических и индивидуальных особенностей. При разработке программы учитывались современные тенденции и подходы к организации и содержанию образования воспитанников с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития.
Актуальность создания программы обусловлена наличием воспитательного, образовательного и коррекционного потенциала дополнительного образования, поиском новых возможностей развития, реабилитации и социализации детей-инвалидов, необходимостью включения самого воспитанника в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, психофизических особенностей, интересов, ценностных ориентаций.
Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к детям-инвалидам с нарушениями зрения, слуха, речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), с расстройствами аутистического спектра (РАС), генетическими нарушениями (синдром Дауна), имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности, с учетом их психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей. Все это подразумевает: своевременное выявление трудностей у детей-инвалидов; определение особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого воспитанника, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; создание благоприятных условий для воспитанников по освоению программы: учет психофизических и индивидуальных особенностей каждого ребенка-инвалида, адаптация содержания учебного материала, обеспечение на занятиях здоровьесберегающих условий: создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха, смена видов деятельности для предупреждения утомляемости обучающихся.
Новизна программы заключается в том, что в современных условиях дополнительное образование является полноправным партнером общего образования. Ценность программы состоит в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и умений, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. А главное дает возможность воспитанникам развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе.
Программа опирается на следующие дидактические принципы:
- единство диагностики и развития
- деятельный принцип коррекции
- индивидуально – дифференцированный подход
- комплексный подход в организации коррекционной работы
- принцип «от простого к сложному»
- постепенность.
Адресат программы: программа предназначена для детей – инвалидов и молодых инвалидов с нарушениями зрения, слуха, речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), с расстройствами аутистического спектра (РАС), генетическими нарушениями (синдром Дауна), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности.
Характеристика особенностей познавательного развития детей с УО
Для детей с УО характерны следующие особенности познавательного развития:
- дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;
- степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико - фонематической, лексической, грамматической;
- характерными особенностями данной категории детей является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации;
- недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;
- восприятие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и воспроизведение ими воспринятого характеризуются замедленностью, фрагменарностью; отмечаются нарушения зрительного и слухового внимания, что, в свою очередь, ведет к нарушению сенсорной сферы;
- недоразвитие мышления проявляется в беспорядочности, бессистемности представлений и понятий, отсутствии или слабости смысловых связей, отмечается трудность их установления, инертность, а также узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений;
- объем памяти незначительный, а недостаточность мыслительной деятельности детей приводит к быстрому забыванию ими полученной информации, неспособности запоминать и воспроизводить ее;
- дети с УО часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеет место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок, а критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая.
Несмотря на ряд указанных особенностей, дети с выраженной умственной отсталостью не являются однородной группой, среди воспитанников со сложной структурой дефекта имеется дети с синдромом Дауна, дети с РАС, дети с ДЦП.
Особенности познавательного развития детей с СД:
а) Медленное формирование понятий и становление навыков:
•cнижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
•необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
•низкий уровень обобщения материала;
•утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
б) Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
•трудности, возникающие у ребенка-инвалида, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
•сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
•трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;
•нарушения целеполагания и планирования действий.
в) Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
г) Особенностью их предметно-практического мышления является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
д) Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться.
Особенностями детей с РАС, осложненное умственной отсталостью является:
а) Качественный дефицит социального взаимодействия и интеракции, который проявляется таким образом:
•отсутствие взгляда в глаза;
•отсутствие интереса к сверстникам;
•отсутствие интереса к общению;
•отсутствие инициативы для того, чтобы поделиться информацией со сверстниками, поделиться ощущениями или впечатлениями;
•затруднения в выражении чувств взаимности.
б) Качественный дефицит вербальной и невербальной коммуникации, а также воображения и абстрактного мышления. Иногда это выражается:
•в полном отсутствии разговорной речи или в позднем развитии разговорной речи;
•дефектах речевых оборотов;
•в повторении речевых оборотов;
•отсутствии разнообразной игры.
в) Ограниченный круг интересов и стереотипное поведение. Проявляется это:
•в пристрастии к определенным рутинам, и повторяющимся действиям;
•иногда это бывает маньеризм;
•в повышении интереса к сенсорной стимуляции.
У детей-аутистов выявляются пожизненные нарушения в развитии, которые влияют на их восприятие и понимание окружающего мира. Ребенок не играет вовсе, либо играет однообразно. Иногда внимание детей привлекают даже не игры, а определенные действия. Повторяющиеся действия или стереотипии наблюдаются у большинства детей, больных аутизмом. При этом стереотипии наблюдаются как в поведении, так и в речи. Чаще всего это двигательные стереотипии, которые сводятся к однообразным поворотам головы, подергиванию плечам, сгибанию пальцев.
Для детей с ДЦП характерно тяжелое нарушение отдельных анализаторных систем, в том числе и в функционировании двигательного анализатора. Первичный дефект анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Дефицитарность моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы. У всех детей имеется выраженная диспропорциональность и неравномерный, нарушенный темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики — это главные особенности познавательной деятельности и всей личности ребенка с ДЦП.
Все психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:
•нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
•повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности.
Цереброастенические проявления усиливаются после различных заболеваний, нарастают к концу дня, недели, четверти. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности:
•возникает робость, страхи, пониженный фон настроения и пр.;
•повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления и др.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы: 1 год.
Количество часов, отведенных на дополнительное образование воспитанников с умственной отсталостью - 68 часов учебного времени. Возможны изменения количества учебного времени в пределах 10% в связи с переносом праздничных и выходных дней в течение года.
Форма обучения – очная.
Методы и приемы обучения:
- совместные (сопряженные) действия детей и взрослого;
- действия по подражанию действиям учителя - дефектолога;
- действия по образцу, по словесной инструкции, имитационные;
- элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
- воспроизведение предметов с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции учителя - дефектолога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
- подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т.п., с целью формирования временных представлений;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качества для последующего более точного использования в процессе деятельности.
Продуманное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения – необходимое условие успешного обучение умственно отсталого ребенка.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность занятия от 20 до 30 минут, с перерывом не менее 10 минут. Обязательные условия: включение в структуру занятия не менее двух физминуток, а также использование здоровьесберегающих технологий.
Типы занятий:
- изучение нового материала.
- обобщение и закрепление знаний.
- самостоятельное применение полученных знаний и навыков.
- комбинированный.
- диагностический.
Формы проведения занятий
Основным способом организации коррекционно-развивающей деятельности является объединение детей в учебные группы, т.е. группы воспитанников одного года обучения. Оптимальная наполняемость учебной группы от 1 до 5 детей, что обусловлено спецификой реализации программы. Занятия могут проводиться не только индивидуально, но и в парах, микрогруппах (до 3-х человек) в зависимости от психофизических, возрастных способностей ребенка – инвалида, его интересов и строятся на основе предметно-практической деятельности, системы специальных упражнений и адаптационно-коррекционных технологий, практических, игровых упражнений и жизненных ситуаций.
В обучении используются разнообразные формы проведения занятий: практическое занятие, занятие-путешествие, экскурсия, наблюдение, викторина, занятие - игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа, конкурс, презентация, сказка, и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovnaya.docx | 78.36 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
«Детский психоневрологический интернат с отделением молодых инвалидов»
г.Элиста
СОГЛАСОВАНА: Протокол педагогического совета от ___________________ 2020 г. | УТВЕРЖДЕНА: И.о. директора ________Агинова С.Б. |
Адаптированная дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа для детей и взрослых с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития педагога-дефектолога
на 2020-2021 учебный год
Возраст детей:
От 7-18 лет и старше.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы:
- Пояснительная записка……………………………………………..3
- Цель и задачи программы…………………………………………..7
- Содержание программы…………………………………………….7
1.4. Ожидаемые результаты…………………………………………….11
- Комплекс организационно-педагогических условий:
- Формы аттестации ………………………………….........................11
- Условия реализации программы …………………………………..14
2.4. Методические материалы…………………………………………...15
- Список литературы…………………………………………………16
1. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Настоящая программа по познавательному развитию разработана на основе Адаптированной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Страна знаний» КУ РК «Детский психоневрологический интернат с отделением молодых инвалидов» для детей-инвалидов и молодых инвалидов с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
Данная программа «Страна знаний» имеет социально-педагогическую направленность, определяет содержание и организацию коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога с воспитанниками с УО с учетом их психофизических и индивидуальных особенностей. При разработке программы учитывались современные тенденции и подходы к организации и содержанию образования воспитанников с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития.
Актуальность создания программы обусловлена наличием воспитательного, образовательного и коррекционного потенциала дополнительного образования, поиском новых возможностей развития, реабилитации и социализации детей-инвалидов, необходимостью включения самого воспитанника в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, психофизических особенностей, интересов, ценностных ориентаций.
Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к детям-инвалидам с нарушениями зрения, слуха, речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), с расстройствами аутистического спектра (РАС), генетическими нарушениями (синдром Дауна), имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности, с учетом их психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей. Все это подразумевает: своевременное выявление трудностей у детей-инвалидов; определение особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого воспитанника, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; создание благоприятных условий для воспитанников по освоению программы: учет психофизических и индивидуальных особенностей каждого ребенка-инвалида, адаптация содержания учебного материала, обеспечение на занятиях здоровьесберегающих условий: создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха, смена видов деятельности для предупреждения утомляемости обучающихся.
Новизна программы заключается в том, что в современных условиях дополнительное образование является полноправным партнером общего образования. Ценность программы состоит в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и умений, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. А главное дает возможность воспитанникам развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе.
Программа опирается на следующие дидактические принципы:
- единство диагностики и развития
- деятельный принцип коррекции
- индивидуально – дифференцированный подход
- комплексный подход в организации коррекционной работы
- принцип «от простого к сложному»
- постепенность.
Адресат программы: программа предназначена для детей – инвалидов и молодых инвалидов с нарушениями зрения, слуха, речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), с расстройствами аутистического спектра (РАС), генетическими нарушениями (синдром Дауна), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности.
Характеристика особенностей познавательного развития детей с УО
Для детей с УО характерны следующие особенности познавательного развития:
- дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;
- степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико - фонематической, лексической, грамматической;
- характерными особенностями данной категории детей является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации;
- недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;
- восприятие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и воспроизведение ими воспринятого характеризуются замедленностью, фрагменарностью; отмечаются нарушения зрительного и слухового внимания, что, в свою очередь, ведет к нарушению сенсорной сферы;
- недоразвитие мышления проявляется в беспорядочности, бессистемности представлений и понятий, отсутствии или слабости смысловых связей, отмечается трудность их установления, инертность, а также узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений;
- объем памяти незначительный, а недостаточность мыслительной деятельности детей приводит к быстрому забыванию ими полученной информации, неспособности запоминать и воспроизводить ее;
- дети с УО часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеет место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок, а критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая.
Несмотря на ряд указанных особенностей, дети с выраженной умственной отсталостью не являются однородной группой, среди воспитанников со сложной структурой дефекта имеется дети с синдромом Дауна, дети с РАС, дети с ДЦП.
Особенности познавательного развития детей с СД:
а) Медленное формирование понятий и становление навыков:
•cнижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
•необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
•низкий уровень обобщения материала;
•утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
б) Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
•трудности, возникающие у ребенка-инвалида, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
•сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
•трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;
•нарушения целеполагания и планирования действий.
в) Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
г) Особенностью их предметно-практического мышления является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
д) Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться.
Особенностями детей с РАС, осложненное умственной отсталостью является:
а) Качественный дефицит социального взаимодействия и интеракции, который проявляется таким образом:
•отсутствие взгляда в глаза;
•отсутствие интереса к сверстникам;
•отсутствие интереса к общению;
•отсутствие инициативы для того, чтобы поделиться информацией со сверстниками, поделиться ощущениями или впечатлениями;
•затруднения в выражении чувств взаимности.
б) Качественный дефицит вербальной и невербальной коммуникации, а также воображения и абстрактного мышления. Иногда это выражается:
•в полном отсутствии разговорной речи или в позднем развитии разговорной речи;
•дефектах речевых оборотов;
•в повторении речевых оборотов;
•отсутствии разнообразной игры.
в) Ограниченный круг интересов и стереотипное поведение. Проявляется это:
•в пристрастии к определенным рутинам, и повторяющимся действиям;
•иногда это бывает маньеризм;
•в повышении интереса к сенсорной стимуляции.
У детей-аутистов выявляются пожизненные нарушения в развитии, которые влияют на их восприятие и понимание окружающего мира. Ребенок не играет вовсе, либо играет однообразно. Иногда внимание детей привлекают даже не игры, а определенные действия. Повторяющиеся действия или стереотипии наблюдаются у большинства детей, больных аутизмом. При этом стереотипии наблюдаются как в поведении, так и в речи. Чаще всего это двигательные стереотипии, которые сводятся к однообразным поворотам головы, подергиванию плечам, сгибанию пальцев.
Для детей с ДЦП характерно тяжелое нарушение отдельных анализаторных систем, в том числе и в функционировании двигательного анализатора. Первичный дефект анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Дефицитарность моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы. У всех детей имеется выраженная диспропорциональность и неравномерный, нарушенный темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики — это главные особенности познавательной деятельности и всей личности ребенка с ДЦП.
Все психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:
•нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
•повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности.
Цереброастенические проявления усиливаются после различных заболеваний, нарастают к концу дня, недели, четверти. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности:
•возникает робость, страхи, пониженный фон настроения и пр.;
•повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления и др.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы: 1 год.
Количество часов, отведенных на дополнительное образование воспитанников с умственной отсталостью - 68 часов учебного времени. Возможны изменения количества учебного времени в пределах 10% в связи с переносом праздничных и выходных дней в течение года.
Форма обучения – очная.
Методы и приемы обучения:
- совместные (сопряженные) действия детей и взрослого;
- действия по подражанию действиям учителя - дефектолога;
- действия по образцу, по словесной инструкции, имитационные;
- элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
- воспроизведение предметов с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции учителя - дефектолога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
- подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т.п., с целью формирования временных представлений;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качества для последующего более точного использования в процессе деятельности.
Продуманное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения – необходимое условие успешного обучение умственно отсталого ребенка.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность занятия от 20 до 30 минут, с перерывом не менее 10 минут. Обязательные условия: включение в структуру занятия не менее двух физминуток, а также использование здоровьесберегающих технологий.
Типы занятий:
- изучение нового материала.
- обобщение и закрепление знаний.
- самостоятельное применение полученных знаний и навыков.
- комбинированный.
- диагностический.
Формы проведения занятий
Основным способом организации коррекционно-развивающей деятельности является объединение детей в учебные группы, т.е. группы воспитанников одного года обучения. Оптимальная наполняемость учебной группы от 1 до 5 детей, что обусловлено спецификой реализации программы. Занятия могут проводиться не только индивидуально, но и в парах, микрогруппах (до 3-х человек) в зависимости от психофизических, возрастных способностей ребенка – инвалида, его интересов и строятся на основе предметно-практической деятельности, системы специальных упражнений и адаптационно-коррекционных технологий, практических, игровых упражнений и жизненных ситуаций.
В обучении используются разнообразные формы проведения занятий: практическое занятие, занятие-путешествие, экскурсия, наблюдение, викторина, занятие - игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа, конкурс, презентация, сказка, и др.
- Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития познавательной сферы детей-инвалидов и молодых инвалидов с умеренной, тяжелой умственной отсталостью в соответствии с их психофизическими возможностями, формирование у них целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи:
- развивать интерес к окружающей действительности и стимулировать познавательную активность детей;
- способствовать формированию целенаправленные произвольные действия с различными предметами и материалами;
- развивать потребность в общении и формировать коммуникативные навыки;
- расширять представления о себе и ближайшем социальном окружении;
- формировать пространственно-временные и элементарные математические представления;
- развивать сенсорно-перцептивные способности в различных видах деятельности.
- Содержание программы
Содержание программы распределено в соответствии со следующими уровнями сложности:
- Стартовый уровень (3 года обучения) - предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
- Базовый уровень (4 года обучения) - предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и умений.
- Углубленный уровень (4 года обучения) - предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
Учебный план
Стартовый уровень – 1 год обучения | |||
№ | Название разделов программы | Кол-во часов | |
1 | Развитие восприятия и действия с предметами | 17 | |
2 | Формирование элементарных математических представлений | 17 | |
3 | Предметное и социальное окружение | 17 | |
4 | Ознакомление с природой | 17 | |
Итого в год: | 68 | ||
Стартовый уровень – 2 год обучения | |||
1 | Развитие восприятия и действия с предметами | 17 | |
2 | Формирование элементарных математических представлений | 17 | |
3 | Предметное и социальное окружение | 17 | |
4 | Ознакомление с природой | 17 | |
Итого в год: | 68 | ||
Стартовый уровень – 3 год обучения | |||
1 | Развитие восприятия и действия с предметами | 17 | |
2 | Формирование элементарных математических представлений | 17 | |
3 | Предметное и социальное окружение | 17 | |
4 | Ознакомление с природой | 17 | |
Итого в год: | 68 | ||
Базовый уровень – 1 год обучения | |||
1 | Развитие восприятия и действия с предметами | 17 | |
2 | Формирование элементарных математических представлений | 17 | |
3 | Предметное и социальное окружение | 17 | |
4 | Ознакомление с природой | 17 | |
Итого в год: | 68 | ||
Базовый уровень – 2 год обучения | |||
1 | Развитие восприятия и действия с предметами | 17 | |
2 | Формирование элементарных математических представлений | 17 | |
3 | Предметное и социальное окружение | 17 | |
4 | Ознакомление с природой | 17 | |
Итого в год: | 68 | ||
Базовый уровень – 3 год обучения | |||
1 | Развитие восприятия и действия с предметами | 17 | |
2 | Формирование элементарных математических представлений | 17 | |
3 | Предметное и социальное окружение | 17 | |
4 | Ознакомление с природой | 17 | |
Итого в год: | 68 | ||
Базовый уровень – 4 год обучения | |||
1 | Развитие восприятия и действия с предметами | 17 | |
2 | Формирование элементарных математических представлений | 17 | |
3 | Предметное и социальное окружение | 17 | |
4 | Ознакомление с природой | 17 | |
Итого в год: | 68 | ||
Углубленный уровень – 1 год обучения | |||
1 | Развитие восприятия и действия с предметами | 17 | |
2 | Формирование элементарных математических представлений | 17 | |
3 | Предметное и социальное окружение | 17 | |
4 | Ознакомление с природой | 17 | |
Итого в год: | 68 | ||
Углубленный уровень – 2 год обучения | |||
1 | Развитие восприятия и действия с предметами | 17 | |
2 | Формирование элементарных математических представлений | 17 | |
3 | Предметное и социальное окружение | 17 | |
4 | Ознакомление с природой | 17 | |
Итого в год: | 68 | ||
Углубленный уровень – 3 год обучения | |||
1 | Развитие восприятия и действия с предметами | 17 | |
2 | Формирование элементарных математических представлений | 17 | |
3 | Предметное и социальное окружение | 17 | |
4 | Ознакомление с природой | 17 | |
Итого в год: | 68 | ||
Углубленный уровень – 4 год обучения | |||
1 | Развитие восприятия и действия с предметами | 17 | |
2 | Формирование элементарных математических представлений | 17 | |
3 | Предметное и социальное окружение | 17 | |
4 | Ознакомление с природой | 17 | |
Итого в год: | 68 |
Содержание учебно-тематического плана
Стартовый уровень
Раздел 1. Развитие восприятия и действия с предметами.
Восприятие цвета, формы. Показ выделения предмет по цвету или форме. Знакомство со звуками окружающей среды и музыкальными звуками. Знакомство с тактильными ощущениями (гладкое-шершавое, холодное-горячее).
Накопление чувственного опыта при обследовании предметов по цвету и форме. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза: обследование предметов, состоящих их 2-3 деталей. Выполнение действий и движений по инструкции педагога.
Восприятие и узнавание предметов на ощупь. Обозначение знакомых ощущений.
Различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение, и др.) и музыкальных звуков.
Раздел 2. ФЭМП.
Ориентировка в собственном теле. Показ и называние частей тела и лица. Ориентировка в пространстве ближайшего окружения, обозначение зон группы и участка. Знакомство с объемной геометрической фигурой - шаром. Знакомство с величиной предметов (большой-маленький). Наблюдение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, падает снег).
Расширение опыта практического освоения окружающего пространства (помещение группы и участка). Упражнение на соматогнозис. Перемещение в пространстве помещения: движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т.д.).
Упражнение на нахождение такой же фигуры (шара) среди других предметов. Упражнение на сопоставление двух предметов контрастных по величине: большой –маленький. Объединение разнообразных предметов в множество: однородные и разнородные.
Раздел 3. Предметное и социальное окружение.
Знакомство детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспорт и др. Формирование представлений о простейших связях между предметами ближайшего окружения. Знакомство с календарными праздниками: Новый год, 8 марта и др. Расширение представлений о своей семье.
Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, презентаций. Упражнение в предметно-манипулятивных действиях с игрушками (в совместной деятельности). Различение игрушек в игровом уголке группы.
Раздел 4. Ознакомление с природой.
Знакомство детей с доступными явлениями природы. Сезонные наблюдения.
Знакомство с фруктами и овощами. Знакомство с домашними и дикими животными.
Рассматривание овощей и фруктов. Узнавание на картинках, иллюстрациях, презентациях, игрушках овощей и фруктов, домашних и диких животных.
Базовый уровень
Раздел 1. Развитие восприятия и действия с предметами.
Показ последовательности нанизывания бус. Дифференцированное зрительное восприятие трех предметов. Определение изменений в предъявленном ряду.
Развитие и координация движений кисти рук и пальцев (пальчиковая гимнастика). Упражнения на согласованность координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков и др.).
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза: обследование предметов, состоящих их 2-3 деталей по инструкции педагога. Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины.
Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Раздел 2. ФЭМП.
Знакомство с новой объемной формой - куб. Показ сравнения кубиков по величине. Определение наличия или отсутствия предмета (есть - нет). Наблюдение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, падает снег). Последовательность событий (смена времени суток). Обозначение в речи временных представлений - части суток.
Выделение указанной формы (кубик, шар), величины по образцу и подражанию. Сопоставление двух предметов контрастных по величине: большой – маленький. Нахождение такой же фигуры (куб) среди других предметов. Различение и выделение предметов по форме (шар-куб).
Группировка предметов по назначению; составление множества предметов: много, один; по одному, ни одного.
Раздел 3. Предметное и социальное окружение.
Формирование представлений о предметах ближайшего окружения: посуда, одежда, обувь, мебель, транспорт и др. Расширение представлений об одежде; о месте хранения одежды. Обогащение представлений о наземном транспорте, его предназначении, введение в речевой обиход названий транспорта. Различение членов семьи, обозначение взаимосвязи.
Узнавание знакомых предметов на картинках, иллюстрациях, презентациях, игрушках. Упражнение в узнавании и назывании предметов одежды, обуви на фотографиях, картинках, иллюстрациях, и др.
Упражнение в показе и назывании частей машины (кабина, кузов, дверь).
Раздел 4. Ознакомление с природой.
Формирование представлений о явлениях природы. Сезонные наблюдения. Знакомство с детенышами домашних и диких животных. Закрепление и обогащение представлений о характерных признаках контрастных времен года (зима-лето).
Узнавание на картинках, иллюстрациях, презентациях, игрушках овощей и фруктов, домашних и диких животных. Показ и называние внешнего вида, частей тела (голова, шея, туловище, ноги, хвост) домашних и диких животных. Упражнение на определение и называние детенышей животных.
Углубленный уровень
Раздел 1. Развитие восприятия и действия с предметами.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Развивать образные представления.
Упражнение в группировке предметов по нескольким сенсорным признакам (цвет, форма, величина). Показ разных способов обследования предметов, активно включение движений рук по предмету и его частям.
Упражнение на осязание предметов: твердый-мягкий, и др.
Развитие слухового восприятия и внимания: звуки детских шумовых инструментов.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Раздел 2. ФЭМП.
Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы. Познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Введение в речевой обиход названия форм: круглая, треугольная, квадратная. Развивать умение ориентироваться в пространстве относительно расположения своего тела: вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева, различение правой и левой руки (ноги).
Обследование форм геометрических фигур, их различение. Упражнение в пространственной ориентировке относительно своего тела. Конструирование из палочек, Лего, палочек Кьюизенера, блоков Дьенеша.
Раздел 3. Предметное и социальное окружение.
Закрепление представлений о спецтранспорте, его предназначении. Продолжать знакомство с доступными пониманию ребенка профессиями. Закрепление представлений о различных видах транспорта (наземный, воздушный, морской, железнодорожный). Расширение представлений о деятельности человека в разное время года. Гендерные различия людей.
Упражнение в узнавании и назывании различных видов транспорта на фотографиях, картинках, иллюстрациях, и др. Выделение знакомых профессий на картинках, иллюстрациях, презентациях, и др. Наблюдение за трудом взрослых, работающих в доме-интернате. Различение мальчиков и девочек в игре, одежде и др.
Раздел 4. Ознакомление с природой.
Закрепление представлений о временах года. Обозначение в речи сезонных изменений в природе. Знакомство со свойствами воды и песка. Расширение представлений о среде обитания животных и птиц.
Упражнение в выделении на картинках, иллюстрациях, в презентациях знакомых явлений природы, насекомых, растений, птиц, животных. Выделение характерных признаков внешнего вида птиц, называние детенышей домашних птиц.
- Ожидаемые результаты
Уровень программы | Дети научатся: |
Стартовый уровень | - реагировать на свое имя: - показывать части тела на себе, на взрослом; - выполнять совместно с педагогом доступные действия с предметами. |
Базовый уровень | - находить источник знакомого звука; - показывать отдельные предметы ежедневного пользования (жестом, движением, поворотом головы); - различать овощи и фрукты; - выполнять инструкцию: дай такую же…. |
Углубленный уровень | - знать имена воспитателей и окружающих сверстников; - выделять знакомую форму, цвет по показу, образцу; - ориентироваться в знакомом окружении; - различать домашних и диких животных, предметы быта; - выполнять простую инструкцию. |
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Формы аттестации
Способами проверки ожидаемых результатов являются: педагогическое наблюдение, теоретический опрос, практическое задание, и др. Предусмотрены и другие формы подведения итогов реализации образовательной программы: тестовые задания по разделам; индивидуальные творческие задания; выполнение воспитанниками творческих проектов; участие в конкурсах, предметных декадах по направлению. Проверка ожидаемых результатов на занятиях проводится в занимательной форме с использованием кроссвордов, практических заданий, вопросов викторин, игр, загадок, сказок.
Промежуточная аттестация по итогам первого полугодия проводится - в декабре, по итогам учебного года – в мае. Результативность освоения образовательной программы отражается в диагностических картах. Оценка уровня знаний, умений и навыков обучающихся предусматривает три уровня освоения программы:
«В» - высокий, программа усвоена полностью;
«С» - средний, программа усвоена в необходимой степени;
«Н» - низкий, программа усвоена в неполном объеме.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
адаптированной рабочей программы дополнительного образования для детей и взрослых с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью воспитанников
(СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Ф.И. ребенка__________________________________________________________________
№ п/п | Раздел программы | Оцениваемый критерий | декабрь | май | ||||
Н | С | В | Н | С | В | |||
1 | Развитие восприятия и действия с предметами | Выполняет совместно с педагогом доступные действия с предметами. | ||||||
Реагирует на источник звука | ||||||||
2 | ФЭМП | Показывает части тела на себе, на взрослом | ||||||
Выделяет шар из группы предметов | ||||||||
3 | Предметное и социальное окружение | Реагирует на свое имя | ||||||
Ориентируется в знакомом пространстве | ||||||||
4 | Ознакомление с природой | Знает 1-2 фрукта, овоща | ||||||
Знает 1-2 домашних животных |
Уровни освоения программы:
«В» - высокий (справляется самостоятельно)
«С» - средний (выполняет с помощью взрослого)
«Н» - низкий (не выполняет даже с помощью взрослого).
Заключение: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Учитель-дефектолог_________________________
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
адаптированной рабочей программы образования возраста с умственной отсталостью по формированию социально-значимых компетенций «Умелые ручки»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Ф.И. ребенка__________________________________________________________________
№ п/п | Раздел программы | Оцениваемый критерий | декабрь | май | ||||
Н | С | В | Н | С | В | |||
1 | Развитие восприятия и действия с предметами | Выполняет простую инструкцию | ||||||
Определяет источник звука | ||||||||
Выделяет предмет заданного цвета | ||||||||
2 | ФЭМП | Ориентируется в пространстве | ||||||
Выделяет заданную форму из группы предметов | ||||||||
Группирует предметы по заданному признаку | ||||||||
3 | Предметное и социальное окружение | Различает членов семьи | ||||||
Ориентируется в группе, на участке | ||||||||
Выделяет заданный транспорт | ||||||||
4 | Ознакомление с природой | Знает 2-3 фрукта, овоща | ||||||
Знает 2-3 домашних животных | ||||||||
Знает 2-3 диких животных |
Уровни освоения программы:
«В» - высокий (справляется самостоятельно)
«С» - средний (выполняет с помощью взрослого)
«Н» - низкий (не выполняет даже с помощью взрослого).
Заключение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-дефектолог_________________________
:
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
адаптированной рабочей программы дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью по формированию социально-значимых компетенций «Умелые ручки»
(УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ)
Ф.И. ребенка__________________________________________________________________
№ п/п | Раздел программы | Оцениваемый критерий | декабрь | май | ||||
Н | С | В | Н | С | В | |||
1 | Развитие восприятия и действия с предметами | Мелкая моторика | ||||||
Слуховое восприятие | ||||||||
Зрительное восприятие | ||||||||
Тактильно-двигательное восприятие | ||||||||
2 | ФЭМП | Ориентируется в схеме собственного тела | ||||||
Выделяет шар, куб из группы предметов | ||||||||
Определяет наличие или отсутствие предмета | ||||||||
3 | Предметное и социальное окружение | Различает окружающих сверстников и взрослых | ||||||
Знает 1-3 профессии людей | ||||||||
Знает транспорт | ||||||||
4 | Ознакомление с природой | Знает овощи и фрукты | ||||||
Знает домашних и диких животных | ||||||||
Знает времена года |
Уровни освоения программы:
«В» - высокий (справляется самостоятельно)
«С» - средний (выполняет с помощью взрослого)
«Н» - низкий (не выполняет даже с помощью взрослого).
Заключение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы
Кабинет учителя – дефектолога (1 этаж)
Материал по обследованию интеллекта | практический материал для обследования, пирамидки разной степени сложности, конструктор Лего и др. |
Предметные картинки по темам | одежда, обувь, транспорт, деревья и др. |
Демонстрационный и раздаточный материал по ФЭМП | «Набор цифр», карандаши цветные и простые счетные палочки, счетный материал |
Развивающие игры по ФЭМП | «Цвет, форма, величина» и др. |
Дидактический материал для развития мелкой моторики | ведерко, совки, формочки, массажные мячи, «Собери бусы», мозаика, шнуровки, трафареты для рисования |
Дидактический материал для ознакомления с окружающим миром и развития речи | набор предметных и сюжетных картинок, тематические плакаты, демонстрационный материал |
Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром и развития речи | шумовые музыкальные игрушки, сортеры, пазлы, домино, лото, кубики, развивающие игры |
Дидактические игры для развития психических процессов | разрезные картинки, дидактические игры, Монтессори - пособия |
Пособия для подвижных игр | обручи, мячи, скакалки |
ТСО | Интерактивная доска Мультимедийное оборудование Компьютер, принтер |
Оборудование | парта со стульями настенная магнитная доска |
Арт-терапевтическая студия
Набор мягких модулей, мягкие подушки Прозрачный и двухсторонний мольберты Коврограф «Ларчик» Диагностическое пособие «PECS» Проекционный экран Компьютерный стол с полумягким стулом Детский стол со стульчиками Специализированный стол, стулья Мягкое напольное покрытие Магнитофон. | Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, компьютер, светомузыкальная установка «Лайт-Бим» Коврограф «Лукошко» Шумовые музыкальные инструменты Игровой набор «Витражи». Развивающие и дидактические игры Художественные материалы для продуктивной деятельности Атрибуты для театрализованных игр |
- Методические материалы и технологии
Использование современных психолого-педагогических технологий:
- Технология деятельностного обучения (Л.Г. Петерсон);
- Личностно-ориентированные технологии (И.С. Якиманская);
- Гуманно-личностная педагогика (Ш.А. Амонашвили)
- Технология уровневой дифференциации;
- Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий., Г.К. Селевко);
- Игровые технологии;
- Арт-терапевтические технологии (сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, изотерапия);
- Здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, частая смена видов деятельности, зрительная, пальчиковая гимнастика);
- ИКТ (интерактивная доска, светомузыкальная установка «Лайт-Бим», мультимедиа).
Использование дидактических материалов:
- естественные или натуральные (гербарии, образцы материалов, овощи и фрукты);
- объемные (модели машин, макеты и муляжи растений и их плодов, образцы изделий);
- схематические или символические (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, шаблоны и т.п.);
- картинные и картинно-динамические (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.);
- звуковые (аудиозаписи);
- смешанные (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
- дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, развивающие игры, практические задания, упражнения и др.).
ИКТ – материалы:
Тема презентаций | |
Мебель, дом | Семья |
Одежда, обувь | Алфавит |
Фрукты, овощи | Времена года |
Посуда, продукты питания | Дикие и домашние животные и птицы |
Профессии. Транспорт | Игрушки |
Части тела | Классификация, обобщение, 4 лишний |
Физкультминутки, зрительная гимнастика | Контуры фигур |
Интерактивные презентации | Математика. Учимся считать |
- Список литературы
- Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития: Пособие для работы с детьми: В 2- ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.– Ч.: Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
- Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ЦДК, 2011.
- Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): учебно-метод. пособие.- СПб.: Изд-во им. А.И. Герцена: Изд – во СОЮЗ, 2002.
- Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: уч.-метод. пособие.- СПб., КАРО, 2005.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) / под ред. И.М. Бгажнаковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
- Грищенко Т.А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных образовательных учреждениях): метод.пособие / Т.А. Грищенко. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.
- Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2014.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: уч.-методическое пособие. Под ред. проф. Л.Б. Баряевой.- СПб.: ЦДК, 2009.
- Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образов.учреждений VIII вида / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009.
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
- Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью авторы: Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. — СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2011.
- Программа для 5-9 классов «Особый ребенок» Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция». - М., 2011.
- Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников.- М.: Школьная Пресса, 2004.
- Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя дефектолога / Е.А. Стребелева.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога-дефектолога: материал для индивид. работы с детьми/ Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности « Друзья природы» для детей 3-4 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 32» Принято Советом педагогов...
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"
Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать ...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»
Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая)программа «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Молодые профессионалы: воспитатель детей дошкольного возраста"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Молодые профессионалы: воспитатель детей дошкольного возраста"...
Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико
Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ( ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ) "Мир чисел и фигур"
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ «Радуга творчества» (обучение детей с РАС)
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) в творчестве, расширение возможностей социальной адаптации, коммуникации, содействие жизненном...