Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа «С чистого листа»
рабочая программа
Восстановительный процесс может начаться с обучения больного навыкам умываться, чистить зубы, причесываться, принимать пищу, пользоваться столовыми приборами. Инвалиды, которые могут сидеть, нужно обучать самостоятельно одеваться и раздеваться. При восстановительном обучении рекомендуется использовать технические средства реабилитации, которые помогают больному при ходьбе, приеме пищи, купании, посещении туалета и т. д. Например, из-за болезни или инвалидности человек может нуждаться в использовании приспособлений, помогающих ему ходить, таких, как трости, ходунки, костыли, инвалидные кресла-коляски. Использование этих приспособлений дает возможность передвигаться и быть независимым от других. Необходимы также специальные приспособления для одевания и обувания, приспособления облегчающие прием ванны, посещение туалета.
Программа предусматривает необходимый минимум мероприятий, направленных на быстрейшее восстановление утраченных функций человека.
Направленность программы:
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа
«С чистого листа» имеет социально-гуманитарную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_chistogo_lista.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |||
Заместитель директора ГКУ СО КК | Директор ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ» | |||
«Крыловский КЦРИ» | ||||
______________С.А. Дубинец | _____________С.Н. Затонская | |||
«_____» ____________ 2022 г. | «____» ______________2022 г. | |||
|
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа
«С чистого листа»
Возрастная категория: получатели социальных услуг старше 18 лет
Срок реализации программы: 18 дней (15 часов)
Автор-составитель:
Филиппова Н.П. социальный педагог
отделения социальной реабилитации
ст-ца Крыловская
2022
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы……………………………………… 3
1.1. Пояснительная записка …………………………………………… 3
1.2. Цель и задачи программы ………………………………………… 5
1.3. Содержание программы …………………………………………….. 6
1.4. Планируемые результаты …………………………………………….7
2. Комплекс организационно-педагогических условий …………… 7
2.1. Календарно - учебный график ……………………………………… 7
2.2. Условия реализации программы……………………………………. 8
2.3. Методическое обеспечение ……………………………………….. 8
2.4. Способы и формы выявления ожидаемых результатов и подведение итогов реализации программы …………………………………………. 10
Используемая литература ………………….……………………………11
Приложение ……………………………………….................................. 12
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная адаптированная обшеразвивающая программа «С чистого листа» направлена на реабилитацию получателей социальных услуг, перенёсших заболевания, повлёкшие за собой утрату социально-бытовых навыков. Болезнь делит жизнь человека на две части: до неё и после. То, что раньше казалось естественным, теперь даётся с большим трудом – например, способность к речевому общению. Нередко перенёсшие серьёзную болезнь или травму, люди стесняются своей несостоятельности и боятся её демонстрировать перед окружающими. Процесс реабилитации очень важен, потому что именно он способен помочь человеку продолжать жить почти прежней жизнью. Для скорейшего и эффективного возвращения к прежней жизни реабилитацию лучше проходить в комплексных центрах реабилитации инвалидов.
Восстановительный процесс может начаться с обучения больного навыкам умываться, чистить зубы, причесываться, принимать пищу, пользоваться столовыми приборами. Инвалиды, которые могут сидеть, нужно обучать самостоятельно одеваться и раздеваться. При восстановительном обучении рекомендуется использовать технические средства реабилитации, которые помогают больному при ходьбе, приеме пищи, купании, посещении туалета и т. д. Например, из-за болезни или инвалидности человек может нуждаться в использовании приспособлений, помогающих ему ходить, таких, как трости, ходунки, костыли, инвалидные кресла-коляски. Использование этих приспособлений дает возможность передвигаться и быть независимым от других. Необходимы также специальные приспособления для одевания и обувания, приспособления облегчающие прием ванны, посещение туалета.
Программа предусматривает необходимый минимум мероприятий, направленных на быстрейшее восстановление утраченных функций человека.
Направленность программы:
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа
«С чистого листа» имеет социально-гуманитарную направленность.
Для разработки дополнительной общеразвивающей программы исполь-зовались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Методические рекомендации по разработке и оформлению допол-нительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработан-ные методистами отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевого методического центра».
- Устав ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ».
- Положение о дополнительной общеразвивающей программе от 30.12.2016г. (утверждённой директором ГБУ СО КК «Крыловский КЦРИ»).
Новизна программы состоит в возможности формы организации людей с ограниченными возможностями, способствующей формированию у них знаний и умений для самостоятельной жизни в социуме, а также усовершенствованием практических навыков и умений, связанных с само-обслуживанием.
Актуальность дополнительной адаптированной общеразвивающей программы «С чистого листа» обусловлена основной задачей, стоящей перед государством и обществом, в целом, в отношении инвалидов – создание надлежащих условий и оказание помощи в социальной адаптации, подготовке к полноценной жизни.
Педагогическая целесообразность заключается в индивидуальном подходе к реализации гарантированного права каждого человека с инвалидностью на получение комплекса реабилитационных услуг. При реабилитации учитываются физиологические и личностные особенности каждого получателя социальных услуг.
Отличительной особенностью данной дополнительной адаптирован-ной общеразвивающей программы состоит в том, что она направлена на реабилитацию получателей социальных услуг, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию и передвижению, потерявших частично речь и получивших другие отклонения в здоровье.
Адресат программы:
Инвалиды от 18 лет и старше, признанные нуждающимися в социальном обслуживании, полностью или частично утратившие способность к самообслуживанию и передвижению, потерявшие частично речь или получившие другие отклонения в здоровье.
Уровень программы: ознакомительный
Объём программы:
Программа включает 3 раздела: социально-бытовая адаптация, социально-средовая адаптация, социально-педагогическая реабилитация инвалидов. Общий объём содержания программы составляет 15 часов.
Сроки реализации: 18 дней
Форма обучения: очная, индивидуальная, подгрупповая или групповая
Режим занятий: каждому получателю социальных услуг с ограниченными возможностями здоровья устанавливается индивидуальный или групповой режим занятий. Календарно – учебный график занятий составляется с учётом их пожеланий.
Продолжительность проведения занятий устанавливается от 20 до 45 мин. в соответствии с диагнозом и функциональными возможностями получателей услуг.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование социально-адаптированной личности посредством овладения жизненно-необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Задачи программы:
Обучающие:
-ознакомить получателей социальных услуг с ТСР (техническими средствами реабилитации);
- научить пользоваться ТСР в быту и правильно подбирать;
- обучить навыкам личной гигиены;
Коррекционно-развивающие:
- развивать личностные качества, позволяющие успешно адаптироваться в социуме: познавательную активность, самостоятельность, ответственность за свои поступки, способность адаптироваться к изменяющейся ситуации;
- восстановить социально-бытовые знания и умения, необходимые инвалидам для приспособления к окружающей жизни;
Воспитательные:
- создать условия для расширения социального опыта и облегчения процесса интеграции в общество;
Формировать:
- умение понимать собственные эмоциональные проявления и поведение окружающих;
- представления и знания о нормах культуры поведения;
- умение общаться и взаимодействовать с окружающими;
1.3. Содержание программы:
Учебный план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |||
Раздел/тема | Дата проведения | Всего | Теоретич. занятие | Практич. занятия | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Социально - бытовая адаптация | 7 | 4 | 3 | |
2 | Социально-средовая адаптация | 3 | 2 | 1 | |
3 | Социально-педагогическая реабилитация инвалидов | 8 | - | 8 | |
Всего: | 15 | 5 | 10 |
Содержание учебного плана
- Социально-бытовая адаптация
1.1. Восстановление бытовых навыков после инсульта. Теоретическое и практическое занятие.
1.2. Обучение навыкам самообслуживания с помощью ТСР. Теоретическое и практическое занятия.
1.3. Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности. Консультирование по оборудованию отдельных жилых помещений под нужды инвалида с учётом ограничения его жизнедеятельности. Теоретическое занятие.
1.4. Личная гигиена. Обучение инвалида навыкам личной гигиены. Теоретические занятия.
II. Социально-средовая адаптация
2.1. Обучение жизненным навыкам, персональная сохранность.
2.2. Особенности подбора ТСР для передвижения. Обучение передвижению с помощью ТСР.
2.3. Обучение социальному общению, социальной независимости, проведению досуга и отдыха.
- Социально-педагогическая реабилитация инвалидов
3.1. Реабилитация памяти. Теоретическое и практическое занятие, направленное на улучшение памяти и концентрацию внимания, развитие наглядно-образного мышления.
3.2. Восстановление речевых функций. Работа с азбукой. Восстанов-ление в памяти алфавита. Работа с иллюстрациями. Использование эле-ментов музыкотерапии.
3.3. Восстановление навыков письма. Восстановление самостоятель-ного письма и совершенствование захвата ручки или карандаша, как со специальным приспособлением, так и без него.
1.4. Планируемые результаты реализации программы: по окончанию курса реабилитации инвалиды должны:
- уметь пользоваться техническими средствами реабилитации с учетом их индивидуальных потребностей
- восстановить, хотя бы частично, свои способности в бытовой, общественной, профессиональной деятельности.
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарно-учебный график
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |||
Раздел/тема | Дата проведе ния | Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Социально-бытовая адаптация | 6 | 3 | 3 | |
1.1 | Восстановление бытовых навыков после инсульта | 2 | 1 | 1 | |
1.2 | Обучение навыкам самообслу-живания с помощью ТСР | 2 | - | 2 | |
1.3 | Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учётом ограничения его жизнедеятельности | 1 | 1 | - | |
1.4 | Личная гигиена. Обучение инвалида навыкам личной гигиены | 1 | 1 | - | |
2 | Социально-средовая адаптация | 3 | 2 | 1 | |
2.1 | Обучение жизненным навыкам, персональная сохранность | 1 | 1 | - | |
2.2 | Особенности подбора ТСР для передвижения. Обучение передвижению с помощью ТСР | 1 | - | 1 | |
2.3 | Обучение социальному общению, социальной независимости, проведению досуга и отдыха | 1 | 1 | - | |
3 | Социально-педагогическая реабилитация инвалидов | 6 | - | 6 | |
3.1 | Реабилитация памяти | 2 | - | 2 | |
3.2 | Восстановление речевых функций | 2 | - | 2 | |
3.3 | Восстановление навыков письма | 2 | - | 2 | |
Всего: | 15 | 5 | 10 |
2.2. Условия реализации программы: Дополнительная обшеразви-вающая программа «С чистого листа» направлена на реабилитацию получа-телей социальных услуг полностью или частично утративших способность к самообслуживанию и передвижению, потерявших частично речь и получивших другие отклонения в здоровье.
В зависимости от кратности посещений и состояния здоровья получателя социальных услуг программа может считаться реализованной при не полном рассмотрении всех занятий календарно-учебного графика. Если в ходе реализации программы выясняется, что получатель социальных услуг плохо усвоил какой-то конкретный материал, то в этом случае в календарно-учебный график могут быть внесены коррективы. (Для закрепления полученных знаний возможно повторение занятий).
2.3. Методическое обеспечение
Реализация программы «С чистого листа» основывается на следующих принципах:
- принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;
-принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, делающих учебный процесс более эффективным;
- принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками;
Для достижения положительных результатов по программе, занятия осуществляются с использованием педагогических технологий.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения –
максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей на основе использования имеющегося опыта жизнедеятельности. Применение этой технологии обеспечивает возможность развития и саморазвития личности каждого человека исходя из его индивидуальных особенностей.
Технология дифференцированного обучения.
Основная цель использования технологии дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.
Методы работы:
1.словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправление и предупреждение ошибок);
2. репродуктивный (воспроизведение полученной информации);
3. творческий (поиск нового стиля, новых элементов, создание работ по собственному замыслу, эскизу);
4. наглядный.
Наглядный метод применяется совместно со словесным методом обучения. Данный метод необходим в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, так как обеспечивает высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой.
Материально-техническое оснащение
- Учебный кабинет
- Столы
- Стулья
- Воспроизводящее устройство (ПК)
- ТСР (технические средства реабилитации) для самообслуживания и передвижения
- Шкафы для наглядных пособий, учебного материала, методической литературы
2.4. Способы и формы выявления ожидаемых результатов и подведение итогов реализации программы
Программа предусматривает оценивание предметных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя метод педагогического наблюдения
Эффективность программы отслеживается по итоговой диагностике (см. приложение № 1 - оценочную таблицу результатов освоения программы)
Алгоритм занятий:
Каждое занятие программы содержит в себе следующие этапы:
- организационный этап (приветствие, создание эмоционального настроя);
- теоретический этап (сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий, подача новой информации);
- практический этап (отработка формируемых навыков на практике);
- рефлексивный этап (обобщение полученных знаний и подведение итогов).
Обобщенная структура занятия:
- постановка цели занятия;
- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
- выполнение проверочных заданий;
- ознакомление с новыми заданиями;
- упражнения на их освоение;
- упражнения на их закрепление;
- тренировочные упражнения по образцу, алгоритму;
- упражнения на перенос в сходную ситуацию;
- итог занятия;
- задание на дом.
Используемая литература
Основная
1. Дёмина Э.Н. Социальная реабилитация инвалидов и пожилых граждан. Методическое пособие.// Дёмина Э.Н.- Санкт- Петербург.-2007.
2. Жукова, Н. С. Букварь [Текст]: пособие по обучению дошкольников правильному чтению : [сочетание традиционной и оригинальной логопедической методики] / Н. С. Жукова. - Москва : Эксмо, 2011. - 95 с.
3. Методические рекомендации по организации работы социального педагога в государственных учреждениях социального обслуживания Краснодарского края. // Департамент социальной защиты населения Краснодарского края государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Краевой психолого-методический центр». - Краснодар. -2011.
4. Могучий А. Супертренажёр памяти. Книга тренажёр для вашего мозга /Антон Могучий. – Москва: Издательство АСТ, 2017.-286 с.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: СПб: Питер, 2017.- 713с.
6.Технология социальной работы.: Учебник для бакалавров/ Под. Ред. Е.И.Холостовой, Л.И.Кононовой. -М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2014.-478 с.
Дополнительная
1. Методические рекомендации по технологии социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата на модели жилого помещения.// Министерство труда и социального развития РФ.- Москва.-2000.
2.Научно-практический опыт реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Приволжском федеральном округе (сборник статей)// Под редакцией В.А. Бронникова.- Ресурсная сеть реабилитации инвалидов Приволжского федерального округа.- г. Нижний Новгород.- 2007.
3.Технология социальной реабилитации инвалидов. Методические рекомендации.// Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов министерства труда и социального развития РФ.- Москва.-2000.
Интернет-источники
1. coast.ru›referats/librery1/method/perm/disab.htm wyksa-r.ru›…
2. nko-zdrav.ru›?action=show&id=248
3. coast.ru›referats/librery1/method/perm/disab.htm wyksa-r.ru›…
Приложение №1
Мониторинг полученных знаний по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе
«С чистого листа»
Период реабилитации с _________ по ________ 2021г.
Высокий уровень (2 балла) – получатель социальных услуг самостоятельно и максимально полно выполняет учебные задачи, качественно и аккуратно выполняет практическое задание. Умеет самостоятельно исправлять ошибки и неточности в своей работе.
Средний уровень (1 балл) – справляется с поставленными задачами, но прибегает к помощи педагога. Задания выполняет с ошибками. Присутствует небрежность в работе.
Низкий уровень (0 баллов) – выполняет поставленные задачи, но делает множественные грубые ошибки. Для завершения работы необходима постоянная помощь педагога. В работе присутствует выраженная небрежность, неточность, незаконченность.
Дата заполнения: ___________ Соц. педагог __________________ Н. П. Филиппова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ДО по футболу Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»
Рабочая программа ДО по футболу. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Поваренок» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-культурной направленности «Поваренок»
Образовательная программа «Поваренок» направлена на формирование культуры здоровья и охраны жизнедеятельности. По функциональному назначению- учебно-познавательная, по форме реализации- кр...
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"
Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать ...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для детей и взрослых с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития педагога-дефектоло
СОГЛАСОВАНА:Протокол педагогического совета от ___________________ 2020 г. УТВЕРЖДЕНА:И.о. директора________Агинова С.Б. Адаптированная дополнительная общеобразовательная...
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа «Шаг»
Основная задача, стоящая перед государством и обществом, в целом, в отношении инвалидов с психическими недостатками – создание надле-жащих условий и оказание помощи в соц...
Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Город мастеров» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ЗАНЯТИЙ по компетенции «Технологии моды»
Рабочая программа по компетенции «Технологии моды» является учебно-познавательной; по форме организации –групповой; по времени реализации – краткосрочной. Основывается на...
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ «Радуга творчества» (обучение детей с РАС)
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) в творчестве, расширение возможностей социальной адаптации, коммуникации, содействие жизненном...