АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ «Радуга творчества» (обучение детей с РАС)
рабочая программа
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) в творчестве, расширение возможностей социальной адаптации, коммуникации, содействие жизненному самоопределению обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduga_tvorchestva_ovz.docx | 171.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Смоленской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Принята на заседании Утверждено
педагогического совета приказом по МБУДО «ЦРТДиЮ»
от «30» августа 2024 г. от «30» августа 2024 г. Приказ №
Протокол № 3
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
«Радуга творчества»
(обучение детей с РАС)
художественная направленность
Автор-составитель программы:
педагог дополнительного образования Стенин А.А.
Объем обучения: 72 часа
Срок реализации: 2 года
Возрастная категория: 7-18 лет
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тип программы: адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая).
Направленность программы: художественная.
При разработке программы учитывались все современные требования к программам дополнительного образования, анализ социального заказа.
Программа разработана в соответствии с планом работы образовательного учреждения и в соответствии с нормативными и правовыми документами:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012)
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р).
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 -20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказом Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»).
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
- Письмом Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
- Уставом МБУДО «ЦРТДиЮ» и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность учреждения.
- Программа воспитания «Домик окнами в детство»
Образовательная деятельность по данной программе направлена на:
- постепенную реализацию потребностей детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в развитии и адаптации в социуме;
- индивидуальный подход с учётом особенностей обучающихся РАС, их психофизического развития, индивидуальных возможностей;
- создание специальных условий для получения дополнительных образовательных услуг;
- раскрытие и развитие творческого потенциала детей с РАС;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование позитивного отношения, мотивации к учебной деятельности;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся с РАС в интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся с РАС;
- формирование общей культуры учащихся;
- компенсацию дефицита общения, возникшего вследствие специфики развития ребенка;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей, условий для сохранения и укрепления здоровья детей с РАС.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- мыслительное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы. В настоящее время увеличилось количество детей с аутизмом (от греч. autos— сам), имеющие сложные симптомы социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений. Для этих детей характерны уход в себя, отчужденность и отрешенность, наличие моторных и вербальных стереотипов, ограниченность интересов, нарушения поведения. Суть нарушения при аутизме заключается в том, что мозг у данного ребенка обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем это происходит у здорового человека. Эти нарушения являются последствиями расстройства у детей эмоционально-волевой сферы. Для них свойственно искаженное психическое развитие, которое охватывает сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную и эмоциональную сферы.
Программа составлена для удовлетворения потребностей и интересов детей с РАС в формировании ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности. Программа дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать свои творческие способности, тем самым помогая утвердиться в социуме, что способствует гармоничному развитию личности в целом.
Педагогическая целесообразность программы определяется социальной значимостью и направленностью на организацию социально полезной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
РАС - спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг нарушений поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникации, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Каждый ребёнок с РАС уникален в своих проявлениях, что требует формирования индивидуальной адаптированной содержательной траектории и особого подхода в рамках реализации программы.
Индивидуальное обучение способствует формированию личности ребёнка с РАС в привычной для него комфортной обстановке, позволяет сосредоточится на освоении программы в привычной для него уютной среде. Коммуникация с педагогом,
сверстниками предполагается постепенно-дозировано, с сохранением дистанции, и чётким реагированием на любую негативную реакцию в плане поведения ребёнка.
Дети с аутизмом требуют взаимодействия медиков и педагогов. Только комплексный целостный подход может быть эффективен. От родителей и педагогов требуется признание того, что дети с аутизмом нуждаются в понимании, в дополнительной поддержке. Специализированная помощь нужна на протяжении всей их жизни; они нуждаются в лечении и обучении одновременно.
Отличительные особенности программы заключается в выборе таких видов творчества, где для создания множества различных композиций необходимо многократное изготовление отдельных несложных элементов с постепенным усложнением, что является оптимальным решением для детей с РАС. Основными принципами построения программы являются практическая направленность, доступность содержания материала, посильность выполнения видов и объема практических работ. Нестандартность способов, методов, технологий обучения, отсутствие жёстких временных рамок позволит изучить учебный материал в индивидуальном темпе и объёме, который доступен ребёнку с РАС.
Данная общеобразовательная программа содержит разделы:
Раздел «Работа с бумагой» помогает подготовить руку ребенка к продуктивной деятельности. Рисование в традиционных и нетрадиционных техниках, работа с трафаретами и шаблонами, составление коллекции бумаги, приемы складывания бумаги, резание бумаги по прямым и закругленным линиям, аппликация, папье маше.
Разделы «Работа с пластилином и природными материалами» позволяет развивать мелкую моторику и зрительно- моторную координацию, взаимодействие двух рук, умение концентрировать и удерживать внимание. Ознакомление с пластилинографией и создание панно из природных материалов.
Адресат программы: дети-инвалиды с расстройствами аутистического спектра с от 7 до 18 лет.
Для таких детей свойственно искаженное психическое развитие, которое охватывает сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную и эмоциональную сферы. Причиной аутизма являются органические нарушения центральной нервной системы, обусловленные генетическими факторами, родовыми травмами, вирусными инфекциями у беременной женщины. Диагностика аутизма базируется на выделении в большей или меньшей степени основных специфических признаков:
- равнодушие, отчужденность (ребенок проявляет полное безразличие к своим сверстникам);
- пассивность (ребенок стремится к уединению, не проявляет никакой инициативы, а если проявляет активность, то странную, так как ведет односторонний разговор, не выслушивая ответы);
- эхолалия (бессмысленное повторение фраз, слов);
- стереотипные действия (повторяющихся, навязчивых движений).
У этих детей наблюдаются нарушение речевого развития (речь автономна, эгоцентрична, оторвана от реальности), различные страхи, боязнь телесного и зрительного контактов.
Объем программы: 72 часа за год.
Формы обучения: очные индивидуальные занятия.
Методы обучения: словесные (устное изложение, беседа, объяснение и др.); наглядные (показ иллюстраций, видеоматериалов, приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу и т. д.); практические (упражнения, практическая деятельность и т. д.).
Тип занятий: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный и т. д.
Программа реализуется через занятия, которые гармонично включают теоретический материал, практические задания, игровые моменты, оздоровительные упражнения с использованием различного игрового и реабилитационного оборудования, динамические паузы, физминутки, релаксационные моменты.
Формы занятий: беседа, мастер-класс, выставка, игра, творческая мастерская, занятие-путешествие, презентация, практическое, теоретическое индивидуальное занятие, наблюдение и др.
Срок реализации программы - 2 года
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 2 часа (продолжительность академического часа составляет 45 минут) с обязательным перерывом 10 минут.
Между занятиями предусмотрены физкультминутки, чтобы разрядить напряженное состояние ребенка: разминка рук, гимнастика глаз, подвижные игры, оздоровительные упражнения (на развитие мелкой моторики рук, сенсорные и тактильные упражнения, упражнения для осанки, упражнения на «релакс») с использованием различных тренажеров (шаблонов, трафаретов, карточек, пирамидок, игрушек, в том числе музыкальных и др.)
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) в творчестве, расширение возможностей социальной адаптации, коммуникации, содействие жизненному самоопределению обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с видами декоративно-прикладного искусства;
- знакомить с основными видами и свойствами различных материалов;
- знакомить с основными приёмами изготовления и оформления изделий из бумаги, природных материалов;
- расширять запасы знаний и представлений;
Развивающие:
- развивать творческую активность и художественные способности детей;
- формировать правильное восприятие формы, величины, цвета и умение передавать их в рисунках и поделках;
- формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими;
- развивать пространственные представления и навыки конструирования;
- постепенная адаптация, коммуникация, социализация детей с РАС.
Воспитательные:
- воспитывать добросовестное отношение к труду, аккуратность в работе;
- воспитывать любовь и уважение к народному искусству, к родной природе.
Оздоровительные:
- развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию;
- развивать мышление, воображение;
- развивать пространственное представление, глазомер, зрительную память.
Оценка качества реализации программы.
Оценка качества реализации программы «Радуга творчества» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную (итоговую) аттестацию обучающихся.
В структуру программы включено приложение, оценочные материалы, которые отражают перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов.
Способы и формы проверки результатов.
Оценка качества реализации программы «Радуга творчества» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную (итоговую) аттестацию обучающихся.
В первые дни обучения проводится входной контроль исходного уровня подготовки детей, определение направлений и форм индивидуальной работы с обучающимися.
Текущий контроль успеваемости проводится в течение учебного периода с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем учебных занятий, прочности формируемых знаний, умений и навыков.
В структуру программы включены, в виде приложения, оценочные материалы, которые отражают перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы «Радуга творчества».
У обучающихся будут сформированы:
- готовность и способность к саморазвитию;
- навыки общения на основе доброжелательности, доверия и внимания, готовности к творческому сотрудничеству;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни;
- навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Обучающиеся получат возможность для развития:
- способности адекватно оценивать свои достижения, умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- чувства уважения к окружающим, признание права каждого на собственное мнение.
Метапредметными результатами освоения программы «Радуга творчества» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД. Обучающиеся научатся:
- определять цель деятельности на занятии;
- организовывать свое рабочее место;
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- планировать свои действия;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- корректировать свои действия в процессе творческой деятельности
в диалоге с педагогом определять степень успешности своей работы.
Познавательные УУД Обучающиеся научатся:
- использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни;
- применять модели, схемы, образцы для решения познавательных и творческих задач
Коммуникативные УУД Обучающиеся получат возможность научиться:
- слушать собеседника, формулировать собственное мнение, соблюдать корректность в высказываниях;
- работать индивидуально, находить общее решение творческой задачи;
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы:
- позитивное отношение к творчеству
- формирование основ художественной культуры обучающихся как особого способа познания жизни и средства организации общения;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
- развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.
Это предполагает:
- освоение знаний об основных приёмах и способах работы с различными материалами и инструментами;
- освоение знаний основ работы в технике аппликации с бумагой, картоном, тканью, природным и бросовым материалом;
- повышение уровня коммуникабельности и социализации личности;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;
- использование полученных знаний в дальнейшей учебе как предпрофессиональное образование, а также путем участия в конкурсах детского творчества
Будут уметь:
- работать с гуашью, акварельными красками;
- лепить из пластилина плоские и объемные фигуры и композиции;
- в аппликации создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фак туры и усвоенные способы вырезания и обрывания;
- украшать изделия;
- планировать свою деятельность и предъявлять её результат.
Будут обладать навыками:
- планировать работу над изделием, соотносить параметры частей изделия;
- выполнять самостоятельно работу;
У детей должно быть развито:
в диалоге с педагогом определять степень успешности своей работы.
Познавательные УУД Обучающиеся научатся:
- использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни;
- применять модели, схемы, образцы для решения познавательных и творческих задач
Коммуникативные УУД Обучающиеся получат возможность научиться:
- слушать собеседника, формулировать собственное мнение, соблюдать корректность в высказываниях;
- работать индивидуально, находить общее решение творческой задачи;
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы:
- позитивное отношение к творчеству
- формирование основ художественной культуры обучающихся как особого способа познания жизни и средства организации общения;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
- развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.
Это предполагает:
- освоение знаний об основных приёмах и способах работы с различными материалами и инструментами;
- освоение знаний основ работы в технике аппликации с бумагой, картоном, тканью, природным и бросовым материалом;
- повышение уровня коммуникабельности и социализации личности;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;
- использование полученных знаний в дальнейшей учебе как предпрофессиональное образование, а также путем участия в конкурсах детского творчества
Будут уметь:
- работать с гуашью, акварельными красками;
- лепить из пластилина плоские и объемные фигуры и композиции;
- в аппликации создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фак туры и усвоенные способы вырезания и обрывания;
- украшать изделия;
- планировать свою деятельность и предъявлять её результат.
Будут обладать навыками:
- планировать работу над изделием, соотносить параметры частей изделия;
- выполнять самостоятельно работу;
У детей должно быть развито:
- желание самостоятельно что–то создавать, творить;
- мышление, воображение
В плане коррекции и оздоровления у детей должна быть развита:
- мелкая моторика рук, глазомер, зрительная память
У детей должно быть воспитано:
- трудолюбие,
- аккуратность,
- умение работать самостоятельно;
- уважительное отношение к людям
Воспитательный компонент направлен на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, что предусматривается Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» нацпроектом «Образование», проектом Концепции развития дополнительного образования до 2030 г.
Воспитательная составляющая дополнительной общеобразовательной программы «Радуга творчества» художественной направленности: овладение культурой своего народа, в том числе региона; создание условий для реализации творческого потенциала детей в художественной деятельности; организация совместных творческих акций с детьми.
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности нацелена на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают ему незаменимый опыт познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты. Через опыт творческой деятельности дети приобщаются к отечественной и мировой художественной культуре.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
- Первого года обучения
№ | Название разделов и тем | Всего часов | Кол-во теоретич. часов | Кол-во практич. часов | Форма контроля |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | - | Тест |
2. | Работа с бумагой: | 34 | 5 | 29 | Педагогическое наблюдение Загадки |
3. | Работа с пластилином: | 18 | 3 | 15 | Педагогическое наблюдение Загадки |
4. | Работа с природным материалом | 16: | 4: | 12: | Педагогическое наблюдение |
5. | Подведение итогов | 2 | 2 | - | Выставка детских работ |
ИТОГО | 72 | 16 | 56 |
Содержание учебного плана.
Раздел №1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомление детей с планом работы на год. Правила поведения на занятиях и инструктаж по ТБ. Решение организационных вопросов.
Промежуточный контроль. Тест.
Раздел № 2. Работа с бумагой.
Теория. Бумага, получение бумаги.
Практика. Рисование пальчиками: пальчиком набирается краска и наносится точечным способом. Работа с трафаретами и шаблонами: обведение круга, квадрата, треугольника по трафарету. Рисование предметов «снеговик», «елка», «домик» по трафарету и без. Рисование кисточкой: закрашивание листа, распределение изображения (облака, деревья) по листу. Аппликация: «овощи», «кораблик» и «аквариум» из готовых геометрических форм. Папье-маше: разрывание бумаги на мелкие кусочки и оклеивание несколькими слоями формы, после высыхания раскрашивание.
Промежуточный контроль. Педагогическое наблюдение.
Раздел № 3. Работа с пластилином.
Теория. Пластилин, его свойства. Организация рабочего места при работе с пластилином. Практика. Рисунок пластилином «Ягоды», «Рыбка»: после того как на картоне будет сделан рисунок карандашом, ребенок, отщипывая пластилин маленькими кусочками, начинает растирать его на картоне. Лепка: раскатывание колбасок и шариков, создание из них объемных предметов, образов животных и птиц.
Промежуточный контроль. Педагогическое наблюдение.
Раздел № 4. Работа с природными материалами.
Теория. Позволяет развивать мелкую моторику и зрительно- моторную координацию, взаимодействие двух рук, умение концентрировать и удерживать внимание.
Практика. Нанизывание бусин требует от ребенка сохранения определенного положения обеих рук одновременно, умения точно целится, и выполнять подряд несколько разных действий. Сначала большие деревянные бусины одеваются на спицу, потом небольшие бусины нанизываются на большую металлическую иголку. Роспись камней гуашевыми красками. Панно из семечек и ракушек: в предварительно размазанный на картоне толстый слой пластилина выкладываются по рисунку семечки или ракушки.
Промежуточный контроль. Педагогическое наблюдение.
Раздел № 5. Подведение итогов.
Теория. Подведение итогов, просмотр и выбор детских изделий на выставку. Организация выставки. Поощрение по итогам работы (грамоты, подарки).
Итоговый контроль. Выставка детских работ
Знания, умения и навыки, полученные на индивидуальных занятиях
по окончании 1-ого года обучения
Обучающиеся должны
знать:
- сведения о бумаге, пластилине;
уметь:
- ориентироваться на листе бумаги (центр, край и т.д.)
- лепить шарики и колбаски, создавать образы разных предметов;
- аккуратно намазывать клеем и наклеивать детали;
приобрести навыки:
- подготовки к работе и уборке после занятия рабочего места;
- организации продуктивной деятельности в целом.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Первый год обучения.
№ п/п | Месяц | Форма и место проведения (Занятия в группе) | Кол- во часов | Тема занятия | Форма контроля | |
1. | сентябрь | Беседа | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Педагогическое наблюдение | |
2. | сентябрь | Беседа, практическое занятие | 2 | Рисование пальчиками: «Дождик» | Тест | |
3. | сентябрь | Беседа, практическое занятие | 2 | Рисование пальчиками: «Цыпленок» | Педагогическое наблюдение | |
4. | сентябрь | практическое занятие | 2 | Рисование пальчиками: «Ветка рябины» | Педагогическое наблюдение | |
5. | сентябрь | практическое занятие | 2 | Работа с трафаретами шаблонами: «Снеговик» | и | Педагогическое наблюдение |
6. | октябрь | практическое занятие | 2 | Работа с трафаретами шаблонами: «Елка» | и | Педагогическое наблюдение |
7. | октябрь | практическое занятие | 2 | Работа с трафаретами шаблонами:«Домик деревне» | и в | Педагогическое наблюдение |
8. | октябрь | Заочная экскурсия, практическое занятие | 2 | Рисование кисточкой: «Небо» | Педагогическое наблюдение | |
9. | октябрь | практическое занятие | 2 | Рисование кисточкой: «Облака» | Педагогическое наблюдение | |
10. | ноябрь | практическое занятие | 2 | Рисование кисточкой: «Дерево» | Педагогическое наблюдение | |
11. | ноябрь | Беседа, практическое занятие | 2 | Аппликация: «Овощи» | Загадки | |
12. | ноябрь | практическое занятие | 2 | Аппликация: «Кораблик» | Педагогическое наблюдение | |
13. | ноябрь | практическое занятие | 2 | Аппликация: «Аквариум» | Педагогическое наблюдение | |
14. | декабрь | практическое занятие | 2 | Папье-маше: «Тарелочка» | Педагогическое наблюдение | |
15. | декабрь | практическое занятие | 2 | Папье-маше: «Тарелочка» | Педагогическое наблюдение | |
16. | декабрь | практическое занятие | 2 | Папье-маше: «Птичка» | Педагогическое наблюдение | |
17. | декабрь | практическое занятие | 2 | Папье-маше: «Птичка» | Педагогическое наблюдение | |
18. | декабрь | практическое занятие | 2 | Папье-маше: «Птичка» | Педагогическое наблюдение |
19. | январь | Беседа, практическое занятие | 2 | Рисунок пластилином «Ягоды» | Загадки |
20. | январь | практическое занятие | 2 | Рисунок пластилином «Ягоды» | Педагогическое наблюдение |
21. | январь | практическое занятие | 2 | Рисунок пластилином «Рыбка» | Педагогическое наблюдение |
22. | февраль | практическое занятие | 2 | Рисунок пластилином «Рыбка» | Педагогическое наблюдение |
23. | февраль | Беседа, практическое занятие | 2 | Лепка: «Корзинка» | Педагогическое наблюдение |
24. | февраль | практическое занятие | 2 | Лепка: «Фрукты» | Педагогическое наблюдение |
25. | февраль | практическое занятие | 2 | Лепка: «Насекомые» | Педагогическое наблюдение |
26. | март | практическое занятие | 2 | Лепка: «Животные» | Педагогическое наблюдение |
27. | март | практическое занятие | 2 | Лепка: «Птицы» | Педагогическое наблюдение |
28. | март | Беседа, практическое занятие | 2 | Нанизывание бус | Загадки |
29. | апрель | практическое занятие | 2 | Нанизывание бус | Педагогическое наблюдение |
30. | апрель | Беседа, практическое занятие | 2 | Роспись камней | Педагогическое наблюдение |
31. | апрель | практическое занятие | 2 | Роспись камней | Педагогическое наблюдение |
32. | апрель | практическое занятие | 2 | Панно из семечек | Педагогическое наблюдение |
33. | май | практическое занятие | 2 | Панно из семечек | Педагогическое наблюдение |
34. | май | Беседа, практическое занятие | 2 | Панно из ракушек | Педагогическое наблюдение |
35. | май | практическое занятие | 2 | Панно из ракушек | Педагогическое наблюдение |
36. | май | Беседа | 2 | Подведение итогов. | Выставка детских работ |
Всего часов по программе | 72 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
второго года обучения
№ п/п | Название разделов и тем | Всего часов | Кол-во теоретич. часов | Кол-во прак тич. часов | Форма контроля |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | - | Тест |
2. | Работа с бумагой: | 44 | 8 | 36 | Педагогическое наблюдение Загадки |
3. | Работа с природным материалом | 26 | 4 | 22 | Педагогическое наблюдение |
4. | Подготовка к выставке. Подведение итогов. | 2 | 2 | - | Выставка детских работ |
ИТОГО | 72 | 16 | 56 |
Содержание учебного плана.
Раздел №1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомление детей с планом работы на год. Правила поведения на занятиях и инструктаж по ТБ. Решение организационных вопросов.
Промежуточный контроль. Тест.
Раздел № 2. Работа с бумагой.
Теория. Виды и свойства, применение бумаги
Практика. Составление коллекции бумаги. Рисование кисточкой: божья коровка и портрет. Рисование в нетрадиционных техниках: рисование ладошкой и отпечатками воздушного шарика, монотипия, кляксография. Работа с трафаретами и шаблонами: обведение круга, квадрата, треугольника по трафарету. Приемы складывания бумаги, резание бумаги по прямым и закругленным линиям. Складывание бумаги пополам, по диагонали, по намеченной линии.
Промежуточный контроль Педагогическое наблюдение. Загадки.
Раздел № 3. Работа с природным материалом.
Теория. Разнообразие природных материалов.
Практика. По заданной форме размазывается пластилин, затем выкладывается рисунок семечками, гречкой, фасолью ракушками. Покрывается лаком.
Промежуточный контроль Педагогическое наблюдение.
Раздел № 4. Подготовка к итоговой выставке.
Теория. Подведение итогов, просмотр и выбор детских изделий на выставку. Организация выставки. Поощрение по итогам работы (грамоты, подарки).
Итоговый контроль. Выставка детских работ.
Знания, умения и навыки, полученные на индивидуальных занятиях
по окончании 2-ого года обучения
Обучающиеся должны
знать:
- сведения о видах и свойствах бумаги;
- правила безопасной работы с ножницами;
уметь:
- обводить по трафарету;
- выкладывать рисунок из мелких предметов по образцу;
- пользоваться ножницами;
приобрести навыки:
- программирования и контроля своих действий;
- резание ножницами по прямым и закругленным линиям.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Второй год обучения.
№ п/п | Месяц | Форма и место проведения (Занятия в группе) | Кол- во часов | Тема занятия | Форма контроля | |
1. | сентябрь | Беседа | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Тест | |
2. | сентябрь | Беседа, практическое занятие | 2 | Составление коллекции бумаги | Педагогическое наблюдение | |
3. | сентябрь | Заочная экскурсия, практическое занятие | 2 | Рисование: «Божья коровка» | Педагогическое наблюдение | |
4. | сентябрь | практическое занятие | 2 | Рисование: «Портрет» | Педагогическое наблюдение | |
5. | сентябрь | практическое занятие | 2 | Рисование: «Осенний пейзаж» | Педагогическое наблюдение | |
6. | октябрь | практическое занятие | 2 | Рисование: «Салют» | Педагогическое наблюдение | |
7. | октябрь | практическое занятие | 2 | Рисование ладошками «Птица» | Педагогическое наблюдение | |
8. | октябрь | практическое занятие | 2 | Монотипия «Бабочка» | Педагогическое наблюдение | |
9. | октябрь | практическое занятие | 2 | Кляксография «Жуки» | Педагогическое наблюдение | |
10. | ноябрь | практическое занятие | 2 | Рисование воздушными шариками «Цветы» | Загадки | |
11. | ноябрь | Беседа, практическое занятие | 2 | Работа с трафаретами шаблонами: «Ягоды» | и | Педагогическое наблюдение |
12. | ноябрь | практическое занятие | 2 | Работа с трафаретами шаблонами: «Грибы» | и | Педагогическое наблюдение |
13. | ноябрь | практическое занятие | 2 | Работа с трафаретами шаблонами: «Кораблик» | и | Педагогическое наблюдение |
14. | декабрь | практическое занятие | 2 | Работа с трафаретами шаблонами: «Космос» | и | Загадки |
15. | декабрь | практическое занятие | 2 | Аппликация: «Березы» | Педагогическое наблюдение | |
16. | декабрь | практическое занятие | 2 | Аппликация: «Осенние листья» | Педагогическое наблюдение | |
17. | декабрь | практическое занятие | 2 | Аппликация: «Цветы» | Педагогическое наблюдение | |
18. | декабрь | практическое занятие | 2 | Аппликация: «Город» | Педагогическое наблюдение | |
19. | январь | Беседа, практическое занятие | 2 | Конструирование из бумаги: «Елка» | Педагогическое наблюдение |
20. | январь | практическое занятие | 2 | Конструирование из бумаги: «Открытка» | Педагогическое наблюдение |
21. | январь | практическое занятие | 2 | Конструирование из бумаги: «Аквариум» | Педагогическое наблюдение |
22. | февраль | практическое занятие | 2 | Конструирование из бумаги: «Самолеты» | Педагогическое наблюдение |
23. | февраль | Беседа, практическое занятие | 2 | «Ежик» из семечек: - основа из пластилина | Педагогическое наблюдение |
24. | февраль | практическое занятие | 2 | «Ежик» из семечек: - основа из пластилина | Загадки |
25. | февраль | практическое занятие | 2 | «Рамочка» из гречки: основа из пластилина | Педагогическое наблюдение |
26. | март | практическое занятие | 2 | «Рамочка» из гречки: нанесение рисунка | Педагогическое наблюдение |
27. | март | практическое занятие | 2 | «Рамочка» из гречки: оформление | Педагогическое наблюдение |
28. | март | Беседа, практическое занятие | 2 | «Рыбка» из фасоли: основа из пластилина | Педагогическое наблюдение |
29. | апрель | практическое занятие | 2 | «Рыбка» из фасоли: выкладывание рисунка | Педагогическое наблюдение |
30. | апрель | Беседа, практическое занятие | 2 | «Рыбка» из фасоли: выкладывание рисунка | Педагогическое наблюдение |
31. | апрель | практическое занятие | 2 | «Рыбка» из фасоли: оформление | Педагогическое наблюдение |
32. | апрель | практическое занятие | 2 | «Птица» из ракушек: - основа из пластилина | Педагогическое наблюдение |
33. | май | практическое занятие | 2 | «Птица» из ракушек: - выкладывание рисунка | Педагогическое наблюдение |
34. | май | Беседа, практическое занятие | 2 | «Птица» из ракушек: - выкладывание рисунка | Педагогическое наблюдение |
35. | май | практическое занятие | 2 | «Птица» из ракушек: - оформление | Педагогическое наблюдение |
36. | май | Беседа, практическое занятие | 2 | Подведение итогов. | Выставка детских работ |
Всего часов по программе | 72 |
Методическое обеспечение.
При организации образовательного процесса в объединении используются следующие методы: обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно- иллюстративный, проблемный, репродуктивный, игровой, дискуссионный); воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация).
При реализации программы используются следующие педагогические технологии:
- технология индивидуализации обучения; технология группового обучения;
- технология коллективного взаимообучения; коммуникативная технология обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология проблемного обучения; технология развивающего обучения;
- технология разноуровневого обучения; технология игровой деятельности;
- технология коллективной творческой деятельности; технология проектной деятельности;
- личностно-ориентированная технология; здоровьесберегающая технология.
Для реализации программы используются:
оборудование: образцы изделий, иллюстрации, фотографии, шаблоны, трафареты, технологические карты, CD диски, аудио кассеты;
материалы: цветная бумага, картон, акварельные краски, пластилин, ткани, пуговицы, тесьма, цветные ленты, природные материалы, синтепон, клей ПВА, нитки, шерстяная пряжа, альбом для рисования;
инструменты: линейка, ножницы, шариковые ручки, цветные карандаши, кисти №2, №4, №6.
Обеспечение программы методическими видами продукции
№ п/ п | Наименован ие разделов | Учебно- методическая литература. | Методические разработки педагога | ТСО | Наглядные пособия. |
1 | Вводное занятие. | Инструкции по охране труда. | Презентация «Безопасность на занятиях». Материалы для проведения входного контроля. | Ноутбук | Схемы (правила работы с бумагой, ножницами, клеем) |
2 | Работа с бумагой | «Артпедагогика и арттерапия | Упражнения для мелкой моторики | Диск МПЗ «Золотые | Шаблоны, трафареты. |
в специальном образовании». Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко Издательство центр «Академия», 2021 | рук . Упражнения подготавливающ ие ребенка продуктивной деятельности. | детские песни». | Иллюстраци и. Образцы поделок. Таблицы по Т.Б. при работе с колющими и режущими предметами | ||
3 | Работа с пластилином | Артерапия средствами изобразительно го искусства О.А.Афанасьева Воспитание школьников, 2017, №3, с.41- 45 | Упражнения, подготавливающ ие ребенка продуктивной деятельности. | СD диск «Голоса природы» | Иллюстраци и. Образцы поделок. |
4 | Работа с природным материалом | «Дополнительн ое образование в специальной (коррекционной ) школе», О.Е.Грибова, 2016, №1, стр.45 | Развитие мелкой моторики рук. | Диск МПЗ П.И. Чайковский.«Време на года». | Иллюстраци и. Образцы поделок. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для детей
- Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками. – М.:ТЦ Сфера,2004.
- Кочетова С. Мягкая игрушка: Игрушки для всех. – М.: Изд-во Эксмо,2014.
- Куклы для девочек. Коврова Н. – Изд-во «Внешсигма»,2022.
- Колесник С.В. Азбука мастерства. 2 класс. - Саратов: Лицей, 2014.
- Колесник С.В. Азбука мастерства. 3 класс. - Саратов: Лицей, 2014.
- Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка – М.: «Росмен»,2022.
- Рукоделие для детей/ Калинич М., Савиных В. – Мн. : Полымя, 2020.
- Школа шитья/ Пер. Озеровой О. – М.: Изд-во Эксмо, 2016.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки/ Авт. Сост. Юрина Н.Г. – М.: Изд-во АСТ, 2022.
Литература для педагогов
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия»,2021.
- Афанасьева,О. Арттерапия средствами изобразительного искусства/О.Афанасьева// Воспитание школьников.-2017.-№3.-с.41-45.
- Грибова,О.Е. Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе/ О.Е.Грибова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2016.-№1.- с.41-45.
- Евладова,Е.Б., Логинова,Л.Г. Организация дополнительного образования детей.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013.
- Зайцева,А.В. Влияние технического творчества на развитие детей с ограниченными
возможностями здоровья/ А.В.Зайцева// Дополнительное образование.-2015.-№4.- с.25-28.
- Катаева,А.А., Стребелева,Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии/ А.А.Катаева, Е.А.Стребелева.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
- Колесник С.В. Азбука мастерства. 2 класс. - Саратов: Лицей, 2014.
- Колесник С.В. Азбука мастерства. 3 класс. - Саратов: Лицей, 2014.
- Левченко,И.Ю., Приходько,О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько.- М: Издательский центр «Академия», 2021.
- Максимова,И. Центр реабилитации детей-инвалидов/И.Максимова// Воспитание школьников.-2016.-№1.-с.26-30.
- Межиева,М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет/ М.В.Межиева. - Ярославль: Академия развития, 2022.
- Мэри Хайни. Как научится шить. – М.: Эксмо, 2016.
- Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 5: научно- практический сборник.– М. : Теревинф, 2016.
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей: Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2016 №06-1844// Воспитание школьников.-2017.-№3.-с.36.
- Романовская,С. Использование игры в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями/ С.Романовская// Воспитание школьников.-2022.-
№ 4.-с.40-44.
- Ратынская,Т.М. Помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития/ Т.М.Ратынская//Коррекционная педагогика.-2014.-№5.-с.52-63.
- Ремесленные мастерские: от терапии к профессии. Опыт работы Центра лечебной педагогики/Составитель Ю.В.Липес.-М.:Теревинф,2014.
- Руденко,Г.Е. Опыт работы первичного отделения реабилитации детей с ОВЗ/ Г.Е Руденко//Дополнительное образование.-2013.-№6.-с.24-25.
- Руденко,Г.Е. Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании одаренных детей с ОВЗ/ Г.Е. Руденко// Дополнительное образование.-2016.-№11.- с.44-46.
- Супряженко,О.В. Познавать мир «кончиками пальцев»/ О.В.Супряженко// Дополнительное образование.-2015.-№5.-с.36-37.
Интернет-ресурсы
Приложение 1
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входной контроль
(Проводится для детей 1 года обучения)
Цель: Определение исходного уровня подготовки учащихся Форма проведения - собеседование
Ребенку предлагается: | Критерии оценки | |
1. | - нарисовать рисунок цветными карандашами на свободную тему (что любит рисовать, что может) и рассказать, что он изобразил. |
|
2. | - из пластилина слепить на свободную тему и рассказать, что он слепил |
Текущий контроль 1 год обучения
Цель: Выявление уровней усвоения теоретического и практического материала
Теоретические вопросы по теме «Пейзаж»
Теоретические вопросы
- Чем можно рисовать?
- Что изображает художник, когда рисует пейзаж?
- Какие цвета надо смешать, чтобы получился голубой?
- Какого цвета бывает небо?
- Зачем художнику палитра?
Практическое задание «Небо и трава»
Самостоятельно смешать голубой цвет на палитре, нарисовать линию горизонта.
Закрасить лист бумаги так, чтобы сверху было голубое небо, внизу зеленая трава.
Текущий контроль 2 год обучения
Цель: Выявление уровней усвоения теоретического и практического материала
- Теоретические вопросы по теме «Портрет» Что нужно приготовить, чтобы рисовать гуашевыми красками?
- Назвать основные цвета.
- Какие цвета нужно смешать, чтоб получился оранжевый цвет?
- Что изображает художник, когда рисует портрет?
- Как предает художник настроение на портрете?
Практическое задание «Портрет»
Нарисовать свой портрет. Передать на портрете части лица человека, правильное их место расположения, настроение, дополнить деталями и элементами одежды.
Промежуточная (итоговая) аттестация 1 год обучения
Цель: Выявление уровней усвоения теоретического и
практического материала Теоретические вопросы
- Для чего нужна бумага?
- Как в гуашевых красках сделать цвет светлее?
- Рассказать последовательность выполнения аппликации.
- Показать руками движения как катать шарик, колбаску.
- Как подготовить и убрать рабочее место для занятий лепкой из пластилина?
Практическое задание «Яблоко» Слепить из пластилина яблоко.
Промежуточная (итоговая) аттестация 2 год обучения
Цель: Выявление уровней усвоения теоретического и практического материала Теоретические вопросы
1. Что можно делать с бумагой?
2.
- Чем можно рисовать?Как сложить бумажный лист пополам?
- Рассказать правила безопасной работы с ножницами.
- Назвать природные материалы.
Практическое задание «Аппликация «Овощи»
Вырезать ножницами из цветной бумаги овощи и составить композицию. Аккуратно наклеить на картон. Убрать за собой рабочее место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Практическое вождение транспортных средств» (первый год обучения)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «Практическое вождение транспортных средств»(первый год обучения)...
Программа внеурочной деятельности "Радуга творчества" (общекультурной направленности).
Данная программа способствует успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне ...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Мой мир музыки» для детей с ограниченными возможностями здоровья (Расстройствами Аутического Спектра) по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиан
Адаптированная дополнительная общеразвивающаяобразовательная программа в области музыкального искусства«Мой мир музыки»для детей с ограниченными возможностями здоровья(Расстройствами Аутич...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для детей и взрослых с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития педагога-дефектоло
СОГЛАСОВАНА:Протокол педагогического совета от ___________________ 2020 г. УТВЕРЖДЕНА:И.о. директора________Агинова С.Б. Адаптированная дополнительная общеобразовательная...
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа «С чистого листа»
Восстановительный процесс может начаться с обучения больного навыкам умываться, чистить зубы, причесываться, принимать пищу, пользоваться столовыми приборами. Инвалиды, которые могут сидеть, нужно обу...
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа «Шаг»
Основная задача, стоящая перед государством и обществом, в целом, в отношении инвалидов с психическими недостатками – создание надле-жащих условий и оказание помощи в соц...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ( ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ) "Мир чисел и фигур"
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...