АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы финансовой грамотности» (Направленность: социально-педагогическая) Возраст обучающихся: 7-16 лет. Срок реализации: 1 год.
рабочая программа
Адаптированная общеразвивающая программа по финансовой грамотности рассчитана на 39 занятий, из расчета 1 занятие в неделю. В программе учитываются индивидуальные особенности воспитанников и специфика усвоения ими учебного материала. Рабочая программа направлена на коррекцию недостатков в знаниях, преодоление трудностей в освоении курса «Основы финансовой грамотности», оказание помощи и поддержки детям данной категории. Программа строит обучение детей на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Курс «Основы финансовой грамотности» предполагает создание в рамках учреждения практико-ориентированной образовательной среды. Так, например, если речь идет о деньгах, то необходимо работать с банковскими купюрами, банковскими карточками. Так же большое значение имеют деловые игры, которые активизируют не только познавательную, но и воспитательную деятельность. Игровая технология позволяет воспитанникам побывать в разных ролях и на «практике» увидеть результаты собственной деятельности. Обучение основам финансовой грамотности является актуальным, так как создает условия для развития личности воспитанника, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_finansovoy_gramotnosti_nov_2.docx | 54.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Краевое государственное казенное учреждение
«Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Дальнереченска имени Героя
Советского Союза Д.В. Леонова»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол №5 от 30.08. 2024 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор КГКУ «Центр содействия семейному устройству г. Дальнереченска имени Героя Советского Союза Д. В. Леонова» _______С. А. Шаталова «___» _________2024 г. | |||
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Основы финансовой грамотности»
(Направленность: социально-педагогическая)
Возраст обучающихся: 7-16 лет.
Срок реализации: 1 год.
Составитель:
О.В. Боброницкая
Воспитатель
1 кв/категории
г. Дальнереченск
2024 г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по финансовой грамотности для воспитанников 7-16 лет составлена на основе следующих нормативно правовых документов:
1. Закон РФ «ОБ образовании»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
3. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
4. Устав КГКУ «Центр содействия семейному устройству г. Дальнереченска имени Героя Советского Союза Д.В. Леонова»
Адаптированная общеразвивающая программа по финансовой грамотности рассчитана на 39 занятий, из расчета 1 занятие в неделю. В программе учитываются индивидуальные особенности воспитанников и специфика усвоения ими учебного материала. Рабочая программа направлена на коррекцию недостатков в знаниях, преодоление трудностей в освоении курса «Основы финансовой грамотности», оказание помощи и поддержки детям данной категории. Программа строит обучение детей на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Курс «Основы финансовой грамотности» предполагает создание в рамках учреждения практико-ориентированной образовательной среды. Так, например, если речь идет о деньгах, то необходимо работать с банковскими купюрами, банковскими карточками. Так же большое значение имеют деловые игры, которые активизируют не только познавательную, но и воспитательную деятельность. Игровая технология позволяет воспитанникам побывать в разных ролях и на «практике» увидеть результаты собственной деятельности. Обучение основам финансовой грамотности является актуальным, так как создает условия для развития личности воспитанника, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет воспитанникам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Актуальность
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к их решению они часто не готовы. Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Особое значение формирования финансовой грамотности играет для детей, которые остались без попечения родителей и проживающим в центрах содействия, не имеющими возможности естественным путем, в семье, познать сложные процессы «взрослой» жизни. После ухода из центра детей подстерегает много соблазнов и разочарований. Низкая социальная компетентность приводит к тому, что часть выпускников оказывается, не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В возрасте 14-16 лет подростки обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Нужно научить их не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у подростков, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира, поэтому изучение этого курса является в какой - то мере еще и профилактикой асоциального поведения в будущем.
Новизна
Новизной данной программы заключается в том, она направлена на формирование финансовой грамотности воспитанников центра на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением. Пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде. Ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Формирует у детей модель рационального финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.
Отличительной особенностью программы
данного курса является то, что он базируется на системно деятельностном подходе к обучению, обеспечивает активную учебно-познавательную позицию воспитанников. У детей формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Рабочая программа обеспечивает:
-Образовательные потребности воспитанников.
- Соблюдение допустимого уровня нагрузки;
Реализация программы предполагает применение на занятиях коррекционно-развивающих, информационно-коммуникативных, объяснительно-иллюстративных и игровых педагогических технологий, способствующих развитию элементарных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ), восполнению пробелов в знаниях у воспитанников.
Особенности реализация программы.
Состав учебной группы разновозрастной и разно уровневый: по степени восприятия и уровню развития социальных навыков, что нацеливает на учет особенностей построения образовательного процесса: - наглядно действенный характер представления тем учебной дисциплины (рисунок, видеосюжет, презентация, наглядный пример, др.); - поэтапное введение новых знаний и закрепление умений на каждом из занятий;
- практическое закрепление новых знаний через приемы и методы активного включения воспитанников в деятельность на каждом занятии;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью (экскурсии в торговый центр, посещение магазинов, экскурсия в отделение Сбербанка, и пр.);
- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения.
-участие в проекте "Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников" помогает воспитанникам получить равный доступ к финансовым знаниям, предоставляет возможность "живого" общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений. Эксперты рассказывают ребятам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг.
В целях успешного решения задач обучения используются организационно педагогические технологии:
- . Сочетание индивидуальной и дифференцированной работы с детьми на занятии, с целью устранения причин, вызывающих трудность в обучении, оказание индивидуальной помощи воспитанникам;
2. Коммуникативно - диалоговая технология в целях развития коммуникативной культуры, развития речи, памяти и т.д.
Цель обучения: формирование у воспитанников знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи:
Пробудить у ребят интерес к финансовым знаниям за счет нестандартной формы занятий и возможности коммуникации с профессионалами в сфере финансов.
Сформировать убежденность воспитанников в том, что финансовая грамотность - основа финансового благополучия.
Заложить у воспитанников установки грамотного финансового поведения, закрепить базовые финансовые понятия, познакомить с актуальными финансовыми продуктами и услугами, предупредить о рисках.
- формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области финансовых отношений в семье и обществе;
-приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Формы и методы обучения:
моделирование реальных ситуаций, разыгрывание деловых и сюжетно-ролевых игр, решение задач по экономике, беседы, деловые игры, экскурсии, индивидуальная исследовательская деятельность.
Беседа — это один из основных методов обучения на занятии.
Продолжительность беседы может быть различной и проводится как в начале, так и в конце занятия. Беседа обязательно должна сопровождаться записями в тетрадь правил, положений, терминов, зарисовкой схем, таблиц и т.д. Беседа может сочетаться с моделированием реальных ситуаций, разыгрыванием деловых и сюжетно-ролевых игр, решением задач.
Сюжетно-ролевые игры, моделирование реальных ситуаций проводятся для формирования навыков общения на этапе закрепления изученного материала. В ходе игры воспроизводятся конкретные жизненные ситуации (оплата коммунальных услуг, обращение в различные организации), в которых учащиеся используют усвоенные ими модели поведения, необходимые знания и умения. Сюжетно-ролевые игры занимают часть занятия и носят в большей степени обучающий характер.
Деловая игра — это групповое упражнение по выработке последовательности действий, решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную жизненную обстановку Занятия, проводимые в форме деловой игры, позволяют в игровой форме выполнять различные роли, часто недоступные в жизни, моделировать формы поведения в сложных ситуациях, принимать решения, получить практику работы в команде. На занятиях по программе «Финансовая грамотность» уделяется большое внимание расширению и обогащению словарного запаса учащихся, изучению экономических терминов, определению их смыслового содержания, употреблению в речи. На занятиях необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением учащихся правильно построить фразу, обосновать вывод. Важно обращать внимание на формирование коммуникативных умений воспитанников, поэтому нужно вести работу по развитию диалогической речи. С этой целью используются моделирование реальных ситуаций, разыгрывание деловых и сюжетно-ролевых игр.
Перечень практических работ:
Деловая игра «Семейный бюджет».
Моделирование ситуации «Оформление вклада».
Моделирование ситуации «Получение кредита».
Моделирование ситуации «Оплата коммунальных услуг в банке».
Моделирование ситуации «Оплата коммунальных услуг через Интернет».
Проект «Мой план приёма гостей на день рождения».
Мониторинг образовательной деятельности
Применяются следующие виды контроля:
начальный контроль, используется с целью выявления знаний, умений и навыков детей;
промежуточный контроль проводится после изучения темы и используется с целью выявления знаний, умений и навыков за период изучения данной темы; итоговый контроль проводится в конце года, после изучения основного цикла образовательной программы.
Виды и формы контроля.
Текущий контроль:
-устный опрос;
-тестовые задания;
-решение задач
- решение кроссвордов и анаграмм;
-мини-исследования;
- графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
- творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговый контроль осуществляется в форме:
-тестирования;
- викторины;
- в ходе имитационно-ролевой или деловой игры;
- выполнения творческих работ.
Основные разделы курса:
- Деньги; (7 занятий)
- Личный финансовый план. Доходы, расходы семьи; (16 занятий)
- Семья и государство: как они взаимодействуют; (3 занятия)
- Банковские услуги; (5 занятия)
- . Финансовое мошенничество, (7 занятий).
Содержание рабочей программы.
Курс финансовой грамотности состоит из семи разделов. Каждый раздел имеет законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.
Раздел 1. Деньги. Введение. «Финансовая грамотность — это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать»
Деньги
Теория. Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.
Основные термины
Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги.
Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.
Практика. Игра «Экономикум». Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности. Планирование работы объединения на учебный год. Практическая, творческая работа. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Практикум-игра "Где ты встречаешься с экономикой"
Формируемые компетенции
• Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.
- Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. история рубля.
- Перечислять виды денег.
- Приводить примеры товарных денег.
- Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
- Составлять задачи с денежными расчётами.
- Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
- Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.
- Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление. действия с поврежденными деньгами.
Входная диагностика. «Деньги России или все о деньгах»
Раздел 2. Личный финансовый план
Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета
- Доходы семьи.
Теория Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, Социальные выплаты, заемные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью может принести арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получить дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.
Основные понятия
Структура доходов, заработная плата — как основной источник дохода, Собственность. Доходы от собственности. Арендная
плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты.
Материнский капитал. Кредиты, расходы, трудовой договор, баланс, инфляция, блага.
баланс семьи, ежемесячные траты, оплата коммунальных услуг, платы по обязательствам, временная нетрудоспособность (больничный), зачем копить деньги, как накопить на мечту.
Практика. Практическая работа «Домашняя бухгалтерия», «Планирование личного бюджета».
Формируемые компетенции:
- Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
- Описывать виды заработной платы.
- Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.
- Объяснять, как связаны профессии и образование.
- Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.
- Объяснять причины различий в заработной плате.
• Приводить примеры кредитов.
- Расходы семьи.
Теория. Семья тратит деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в срок. В разных магазинах цены на одни и тот же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользоваться скидками. Экономить так же можно на коммунальных платежах, экономно расходуя электроэнергию, газ, воду.
Основные понятия:
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.Практика. Заполнение квитанций по коммунальным платежам. Классификация потребностей человека.
Формируемые компетенции:
- Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
- Описывать направления расходов семьи.
- Классифицировать виды благ
. • Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.
- Сравнивать и оценивать виды рекламы.
- Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
- Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
- Бюджет семьи.
Теория. Доходы и расходы надо планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение дохода над расходом позволяет делать сбережения. Они хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.
Основные понятия
Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам. Составление семейного бюджета, умение контролировать расходы и доходы
Практика. Составить план доходов и расходов семьи.
Формируемые компетенции:
- Составлять семейный бюджет на условных примерах.
- Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
- Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.
- Описывать формы сбережений.
- Описывать последствия превышения расходов над доходами.
- Сравнивать потребительский и банковский кредиты.
- Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют.
- Налоги
Государство собирает налоги для выполнения своих функций и социальной поддержки. Виды налогов. Налоговый Кодекс. Организация сбора налогов. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.
Практика. Как оплатить налоги и штрафы.
Формируемые компетенции:
- Объяснять, почему государство собирает налоги.
- Приводить примеры налогов.
- Описывать, как и когда платятся налоги.
- Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.
- Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.
- Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.
- Приводить примеры выплаты налогов в семье. Как и на что расходуются налоговые сборы.
Умение рассчитывать налоги, умение рассчитывать налоговые вычеты Основные понятия
- Налог, налог на доходы физических лиц, налоговая декларация, имущественный налог, налоговый вычет, налоговые льготы, неуплата налогов, Налоговая система России, какие налоги обязаны платить граждане, как получить налоговый вычет.
- Социальные пособия.
Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.
Основные понятия
Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.
Практика. Работа с сайтами. Задание: найти информацию о социальных выплатах. Что такое «Госуслуги? МФЦ?»
Формируемые компетенции:
- Объяснять, почему существуют социальные выплаты.
- Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
- Находить информацию о социальных выплатах.
- Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных ситуаций: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании. Основные понятия
Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование.
Страховая компания. Страховой полис.
Практика. Решение жизненных ситуаций.
Формируемые компетенции:
- Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребенка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).
- Определять последствия таких событий для бюджета семьи.
Расчет процентной ставки по кредиту; умение читать кредитный договор, умение подать запрос на предоставление кредитной истории. Рассчет возможности взятия кредита, умение сравнивать предложения разных банков
- Финансовые риски и их минимизация.
Теория. Оценка финансовых потерь при различных жизненных ситуациях. Страхование имущества, здоровья, жизни. Страховой полис и его преимущества. Принципы работы страховой компании. Финансовая подушка безопасности.
Практика. Интерактивная игра «Тайна потерянной копилки»
Формируемые компетенции:
- Различать обязательное и добровольное страхование.
- Объяснять, почему существует обязательное страхование.
- Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.
- Сравнивать различные виды страхования.
- Умение отличать добросовестных участников финансового рынка от мошенников (проверка лицензии, анализ деятельности и так далее), умение распознать финансовую пирамиду.
Раздел 4. Банковские услуги.
- Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств.
Процентная ставка по вкладам ниже процентной ставки по кредитам. Основные понятия
Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов.
Кредит. Залог.
- Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Теория. Бизнес. Малый бизнес. Предпринимательство. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. Бизнес-план. Кредит. Реклама. Финансовые показатели бизнеса.
Практика. Диспут «Собственный бизнес или работа по найму». Мозговой штурм «Ищем бизнес-идею». Презентация «Мой старт-ап».
Формируемые компетенции:
- Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.
- Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес.
- Объяснять, что такое бизнес-план.
- Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.
- Валюта в современном мире.
Теория. Понятие валюты и обменного курса. Цена валюты. Обменный пункт. Валютный вклад. Валюта и страны.
Практика. Игра-путешествие «Валюта и страны».
Формируемые компетенции:
- Приводить примеры валют разных стран.
- Объяснять, что такое валютный курс.
- Находить информацию о валютных курсах.
- Проводить расчеты с валютными курсами.
5.1Финансовое мошенничество
Теория. сформировать у воспитанников представление о финансовом мошенничестве.
дать характеристику финансовым махинациям; помочь детям выявить причины, по которым люди становятся жертвой финансовых мошенников; охарактеризовать виды мошенничества с банковскими картами; предложить способы защиты от финансовых мошенников.
Основные понятия
Мошенничество с банковскими картами, фишинг, фарминг, хайп, махинации с кредитами, мошеннические инвестиционные предложения, финансовые пирамиды
Практика. Игра, Решение ситуационных карточек. Диспут.
Формируемые компетенции:
знание о финансовых махинациях,
Объяснять, почему люди становятся жертвами финансовых мошенников, как уберечь себя от мошенников,
Рассказать о способах защиты своих интересов на финансовом рынке.
узнают о том, что нужно делать в случае сомнительных, тревожных телефонных звонков, писем на электронную почту и СМС; как защитить в интернете свои персональные данные, реквизиты платежных карт., как распознать финансовую пирамиду, безопасные покупки в интернете
Итоговая диагностика. Итоговая диагностическая игра «Семейный бюджет»
Итоговое занятие по всем разделам
Тематическое планирование
«Финансовая грамотность» (39 занятий)
№ |
тема | Кол-во занятий | Теория | Практика | дата |
1 | Деньги. Вводное занятие. Тест «Дружи с финансами?» https://www.natest.ru/go/mVG | 1 | 1 | 02.09.24 | |
2 | История возникновения денег | 1 | 1 | 09.09.24 | |
3 | Беседа «Семейный бюджет, поступление денежных средств, их хранение, доходы и расходы.» | 1 | 1 | 16.09.24 | |
4 | Практическое занятие «Потребительская корзина» | 1 | 1 | 23.09.24 | |
5 | Фальшивые деньги фальшивомонетничество, и повреждённые деньги Статья 186 УК РФ | 1 | 1 | 30.09.24 | |
6 | Электронные деньги, виртуальная коммерция | 1 | 1 | 07.10.24 | |
7 | Итоговое занятие по теме «Азбука денег». Деловой практикум. | 1 | 1 | 14.10.24 | |
8 | 2. Личный финансовый план Личная бухгалтерия. Из чего состоит бюджет. Способы составления и планирования личного бюджета | 1 | 1 | 21.10.24 | |
9 | Доходы семьи. Беседа «С деньгами на ты» | 1 | 1 | 28.10.24 | |
10 | Доходы семьи. «Я и мои деньги: что нужно знать про инфляцию» | 1 | 1 | тест | 04.11.24 |
11 | Доходы семьи. Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность). | 1 | 1 | 11.11.24 | |
12 | Мой первый личный план: «Как накопить на мечту» | 1 | 1 | 18.11.24 | |
13 | Лекция «Как всегда иметь деньги» | 1 | 1 | 25.11.24 | |
14 | Расходы семьи: «Как правильно относиться к деньгам» | 1 | 1 | 02.12.24 | |
15 | «Как правильно делать покупки» | 1 | 1 | 09.12.24 | |
16 | Беседа «Твоя банковская карта, всё о картах» | 1 | 1 | 16.12.24 | |
17 | Бюджет семьи: «О деньгах и их грамотном приумножении»
| 1 | 23.12.24 | ||
18 | Бюджет семьи «Учимся быть финансово грамотным» | 1 | 1 | 30.12.24 | |
19 | Как всегда «быть при деньгах»? | 1 | 1 | 06.01.25 | |
20 | Беседа «Что такое реклама?» | 1 | 1 | 13.01.25 | |
21 | «Человек и деньги. О бережливости и хозяйственности» | 1 | 1 | 20.01.25 | |
22 | «Правильные расходы. Дружи с финансами» | 1 | 1 | 27.01.25 | |
23 | Тест: «Составь бюджет добейся цели !» | 1 | 1 | 03.02.25 | |
24 | 3.Семья и государство: «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются» | 1 | 1 | 10.02.25 | |
25 | «Какие услуги можно получить в МФЦ» «Единый портал государственных услуг» | 1 | 1 | 17.02.24 | |
26 | игра «Финансовые истории» https://моифинансы.рф/materials/siti-kvest-finansovye-istorii/?preview_mode=true | 1 | 1 | 24.02.24 | |
27 | 4.Банковские услуги: «Не всё покупается»
| 1 | 1 | 03.03.25 | |
28 | «Что такое пеня?» | 1 | 1 | 10.03.25 | |
29 | «Особенности налогообложение граждан» | 1 | 1 | 17.03.25 | |
30 | Правовые нормы защиты прав потребителей финансовых услуг. | 1 | 1 | 24.03.25 | |
31 | «Микрозаймы» | 1 | 1 | 31.03.25 | |
32 | «Будь подкован: финансовый план семьи» | 1 | 1 | 07.04.25 | |
33 | 5.«Финансовое мошенничество» Беседа: «Финансовая компетентность» | 1 | 1 | 14.04.25 | |
34 | «Я в мире экономики и финансов» | 1 | 1 | 21.04.25 | |
35 | Игра «Мошенничество» | 1 | 1 | 28.04.24 | |
36 | «Как вернуть деньги, которые вы отправили или вернули по ошибке» | 1 | 1 | 05.05.25 | |
37 | «Кибермошенничество. Актуальные схемы и меры противодействия» | 1 | 1 | 12.05.25 | |
38 | Практикум «Простые шаги к финансовой независимости» | 1 | 1 | 19.05.25 | |
39 | «Мошенничество, что нельзя говорить?» | 1 | 1 | 26.05.25 | |
40 | Итоговая диагностика «Финансовая мудрость» https://konkursita.ru/quizzes/953-itogovyj-test-po-finansovoj-gramotnosti-7-klass | 1 | 1 | 27.05.25 | |
Итого: | 39 | 24 | 15 |
Результатами освоения курса является:
- понимание, откуда берутся деньги;
- умение различать краткосрочные и долгосрочные потребности;
- определять приоритетные траты и понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат;
- осознание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- понимание необходимости получения образования как способа жить достойно;
- уяснение своих прав и обязанностей в сфере финансов;
- умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
- владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и наличным способом, заёмщика и кредитора, вкладчика, потребителя страховых услуг и др.)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
- Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
5-7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А.
Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 208 с., ил.
- Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.5-7 классы общеобразоват.орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова.—М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 64 c.
- Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 8-9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —352 с., ил.
- Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8-9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.—144 c.
Интернет-источники:
- www.iloveeconomics.ru - сайт «Экономика для школьника»
- www.7budget.ru - сайт, посвящённый семейному бюджету
- ecsocman.edu.ru - сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент»
Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)
- http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
- http://www.sravni.ru/vklady/
- http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html
- http://www.ndscalc.ru/
Видеоматериалы по теме:
- Видеоматериалы телепередачи «С добрым утром» - Клуб деловых детей.
- Видеоматериалы сайта https://fincult.info/teaching/ , https://моифинансы.рф/library/ в разделе « Детям и молодежи о финансах»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы общей культуры и традиции России»
Дополнительная образовательная программа «Основы общей культуры и традиции России» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей, обучающихся в кадетских классах и клубе воен...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...
Презентация программы "Основы финансовой грамотности"
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию №15".Презентация рабочей про...
Перечень учебно-методического комплекса к дополнительной общеразвивающей программе «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне» 2021г
Перечень учебно-методического комплексак дополнительной общеразвивающей программе«Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне»2021г...
Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа учебной дисциплины «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 44.0...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Школьное лесничество» для обучающихся 10 – 14 лет
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Школьное лесничество» для обучающихся 10 – 14 лет...
Рабочая программа Основы Финансовой грамотности
Рабочая программа Основы финансовой грамотности...
- Мне нравится (1)