Методическая разработка учебного занятия по ОГСЭ. 4 История, тема «Крушение СССР: историко-правовая оценка»
методическая разработка
Методическая разработка учебного занятия “Крушение СССР: историко – правовая оценка” по УД ОГСЭ.4 История составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.01 Дошкольное образование с учётом профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
Данное учебное занятие разработано в контексте раздела “Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX- XXI веков” рабочей программы УД ОГСЭ.4 История и является продолжением изучения темы “СССР на пути кардинального реформирования общества”.
Тема учебного занятия является дискуссионной в исторической оценке. Как показывает опыт, у обучающихся по данному событию сформированы общие представления на основании воспоминаний и комментариев их родственников. В то же время данная тема позволяет наглядно продемонстрировать студентам роль личности и проблему выбора в историческом процессе.
Поэтому целью учебного занятия является формирование у обучающихся оценочного суждения на основании различных теорий и правовых документов относительно исторического события “крушение СССР”, что даёт возможность перейти от бытового, обывательского восприятия студентами данной темы на основе высказываний очевидцев тех событий, к всестороннему научному и правовому их обоснованию, и на этой основе осознать ответственность каждого гражданина отечества за судьбу своего государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uz.docx | 41.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебное занятие по учебной дисциплине ОГСЭ.4 История
Тема “Крушение СССР: историко – правовая оценка”.
Цель учебного занятия: способствовать формированию у студентов оценочного суждения на основании различных теорий и правовых документов относительно исторического события: “крушение СССР”.
Тип учебного занятия: изучение нового материала.
Обучающий компонент: продолжить работу над анализом причин, которые способствовали распаду СССР, выявить уровень владения понятийным аппаратом и использование исторических фактов в процессе выполнения заданий.
Развивающий компонент:
- способствовать развитию аналитического мышления, умению работать с историческими источниками,
- способствовать формированию своей точки зрения и аргументированному ее представлению;
- дальнейшее развитие навыка работы в группе;
- развитие умений осуществлять самооценку и самокоррекцию своих учебных действий и умений в области рефлексивной деятельности.
Воспитывающий компонент: формирование понимания сложности и противоречивости изучаемого события; выработка личностного отношения к социальным проблемам общества и формирование ответственной гражданской позиции.
Методы контроля: устный опрос, экспертная оценка результатов самостоятельной деятельности студентов, защита минипроекта, самоанализ и самооценка деятельности студента, рефлексия.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Межпредметные и внутрипредметные связи: история, обществознание, русский язык, информатика.
Ресурсное обеспечение.
Оборудование: компьютеры, проектор.
Методическое обеспечение: мультимедийная презентация; электронные ресурсы, исторические документы и видеоисточники; методическая разработка учебного занятия.
Прогнозируемый результат: освоение следующих общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Показатели:
- обучающийся активно участвует во всех видах деятельности на занятии;
- обучающийся даёт объективную оценку своей деятельности в Оценочном листе.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Показатели:
- обучающийся качественно выполняет практические задания индивидуально и в группе.
Ход учебного занятия:
1-й этап: организационный момент:
- Добрый день, уважаемые студенты и члены жюри!
- Проверка отсутствующих.
- Психологическая подготовка к выполнению предстоящей работы и представление студента, который будет оказывать помощь в мультимедийном сопровождении учебного занятия.
2-й этап: актуализация опорных знаний.
Преподаватель: тема нашего учебного занятия «Крушение СССР: историко – правовая оценка».
Слово преподавателя с элементами беседы:
СССР – удивительное явление в истории человечества, сверхидея, мощнейшая держава, которая была создана в 20 в., 1/6 часть земной поверхности, соединившая на своей территории многие десятки народов. СССР первым построил атомную электростанцию, гражданин Советского союза совершил первый полёт в Космос, в СССР не было безработных и бездомных. В представлении же иностранных государств СССР – “империя зла”, ”тюрьма народов”.
- В каком году и где была построена первая атомная электростанция?
- Почему в СССР не было бездомных и безработных? С какого периода наблюдается такая ситуация?
- Кому принадлежат выражения, СССР - “империя зла” и ”тюрьма народов”?
Исторический экскурс.
Преподаватель: В истории любого государства учёные традиционно выделяют 3 этапа развития: формирование, расцвет и упадок.
Задание: выстроить в хронологической последовательности историю советского периода при помощи фотографий, плакатов, отображающих важные события советской эпохи и лидеров.
На магнитной доске расположены: Периоды: апогей советской системы, «оттепель», «застой», «перестройка». Лидеры: В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачёв. События, которые соответствуют определённому этапу: - формирование: стахановское движение, коллективизация, ВОВ; - расцвет: первая послевоенная пятилетка, освоение целины, первый полёт в космос. - упадок: “сухой закон”, авария на ЧАЭС. |
Преподаватель: таким образом, перед нами на доске схематически представлены 70 лет истории СССР, включающие в себя как трагические события, так и те, которыми мы гордимся по сей день.
3-й этап: постановка проблемы и учебных целей.
Рассмотрение результатов соцопроса.
Преподаватель: вы выполняли опережающее задание, которое заключалось в проведении опроса членов семьи о жизни простых граждан в СССР. Анастасия Номеровченко проанализировала полученные данные и готова озвучить результаты.
Вопросы и результаты самого опроса выведены на экран.
№ п/п | Вопрос | Ответы респондентов |
1. | Была ли у советского человека возможность подняться по служебной лестнице каждые 5 – 10 лет? | «Да» – 46 чел., «Нет» – 8 чел. |
2. | Как Вы оцениваете своё материальное благосостояние относительно сегодняшнего дня? | «Выше» – 20 чел., «Ниже» – 34 чел. |
3. | Ваше отношение к возможности вмешательства общественности в семейные проблемы в эпоху СССР | «Позитивное» - 28 чел., «Негативное» – 26 чел. |
Преподаватель: а каково же эмоциональное восприятие эпохи? Ответ на этот вопрос также дали ваши родственники. Итак, как они продолжили фразу: “СССР для меня – это…?”. Обратитесь к своим записям в тетрадях и озвучьте их (заслушиваются ответы нескольких студентов).
Преподаватель: тогда возникает закономерный вопрос: почему прекратило своё существование такое мощное государство как СССР?
И ответы на этот вопрос до сих пор самые разные и животрепещущие.
Предлагаю ознакомиться с мнением значимых людей наших дней.
Владимир Владимирович Путин | Никита Сергеевич Михалков |
Кто не жалеет о распаде Советского Союза, у того нет сердца; кто хочет воссоздать его в прежнем виде, у того нет головы. | Вольно - невольно, руководствуясь амбициями - не амбициями, сейчас не об этом речь. Свершения М.Горбачёва и Б.Ельцина привели к развалу нашей страны! И это самая великая геополитическая катастрофа, случившаяся за это столетие. |
- Найдите противоречивые оценки в представленных высказываниях.
- Разбор понятий:
Развал | Полное расстройство, разруха, беспорядок, упадок (Толковый словарь) |
Распад | Дезинтеграция, измельчение, разложение (Толковый словарь) Разрушение целой системы, появление новых, меньших или более простых |
- Формулирование проблемы учебного занятия: Крушение СССР – объективный распад или субъективный развал?
Преподаватель: исходя из проблемы, сформулируйте и запишите свои учебные цели на сегодняшнем занятии. (Несколько студентов озвучивают вслух свои учебные цели).
4-й этап. Изучение нового материала.
Исследование проблемы: работа в группах по изучению теорий крушения СССР.
Задание: Используя различные источники информации, раскройте основные компоненты следующих теорий:
1 группа. Распад СССР был неизбежным и закономерным.
2 группа. Развалу СССР способствовали разногласия лидеров, возглавлявших государство.
3 группа. Развалу СССР способствовало вмешательство США.
Студенты задают вопросы к выступающим с минипроектами.
На рабочие столы ноутбуков загружены папки с историческими документами и видеоисточниками, также с инструкциями по последовательности ознакомления с дидактическим материалом.
Задание:
- ознакомьтесь с кратким содержанием теории и её авторами;
- проработайте весь предложенный дидактический материал и сформулируйте доказательства теории крушения СССР;
- полученные данные запишите в таблицу.
Группы представляют результаты работы, в качестве дополнения озвучивается минипроекты.
По итогам работы студенты сверяют и дополняют свои записи с содержанием таблицы 1.
Таблица 1.
№ | Авторы теории | Содержание теории | Аргументы |
1 | Егор Тимурович Гайдар, Анатолий Борисович Чубайс, Алексей Васильевич Кива, Юрий Витальевич Шишков, Георгий Ильич Мирский | Распад СССР был неизбежным и закономерным |
|
2. | Станислав Станиславович Шушкевич, Дмитрий Ефимович Фурман, Григорий Алексеевич Явлинский | Развалу СССР способствовали разногласия лидеров, стоящих во главе государства |
|
3. | Владимир Васильевич Серебрянников, Николай Николаевич Яковлев | Основная предпосылка развала СССР - процессы, происходившие на международной арене |
|
Преподаватель: точки зрения учёных (историков, экономистов, политологов) разнятся по данной проблеме. Давайте теперь посмотрим работы карикатуристов 90 – х гг. Выясним, как обычный обыватель представлял себе складывавшуюся ситуацию в СССР. Во все времена карикатура очень чётко передавала отношение народа к общественно – политической жизни в стране, и на сегодняшний день многие историки сходятся во мнении: карикатура – это сатирический исторический документ.
Задание: соотнесите карикатуры с содержанием теории крушения СССР.
Преподаватель: мы проанализировали позиции учёных относительно данной проблемы. Можете ли Вы на данном этапе однозначно утверждать, что произошло в 1991 г.: объективный распад или субъективный развал (выслушиваются ответы студентов).
А теперь рассмотрим правомерность ключевых событий, которые предшествовали крушению Советского Союза.
Событие 1. “Парад суверенитетов”.
Задание:
- Сопоставьте ст.70, 72 Конституции СССР 1977 г. с положениями Закона СССР от 03 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР»;
- Ответьте на вопрос: Был ли юридически оформлен распад СССР?
Статья 70. Союз Советских Социалистических Республик - единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР. |
Закон СССР от 03 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» Процедура выхода республики из СССР включает в себя следующие стадии: 1. Проведение на территории республики референдума по вопросу выхода в порядке, определённом законом СССР. 2. Рассмотрение итогов референдума Верховным Советом союзной республики. 3. Представление Верховным Советом республики итогов референдума на рассмотрение Верховному Совету СССР. 4. Внесение Верховным Советом СССР вопроса на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР, если будет установлено, что референдум проведён в соответствии с законом. 5. Возможность установления переходного периода, не превышающего 5 лет, в течение которого должны быть решены вопросы, возникающие в связи с выходом республики из СССР. 6. Принятие Съездом народных депутатов СССР решения, подтверждающего завершение процесса по согласованию интересов и удовлетворению претензий выходящей республики, с одной стороны, и Союза ССР, союзных республик, а также упомянутых в законе автономных республик, автономных образований и национальных групп, с другой стороны. С момента принятия такого решения Съездом народных депутатов СССР выход союзной республики из СССР считался состоявшимся. 7. Внесение Съездом народных депутатов СССР соответствующих изменений в Конституцию СССР |
Преподаватель: 17 марта 1991 г. был проведён Всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР, в котором приняли участие 80% граждан. 77% проголосовали за сохранение Советского союза.
Вместе с тем, Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич 08.12.1991 г., действуя вразрез мнению миллионов граждан, подписали Беловежское соглашение.
Событие 2. Подписание Соглашения «О создании Содружества Независимых Государств».
Задание:
- Ознакомьтесь со ст. 11, 14 Соглашения «О создании Содружества Независимых Государств» и ст.5, 174 Конституции СССР 1977 г.;
Статья 11. С момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР Статья 14. Деятельность органов бывшего Союза ССР на территориях государств - членов Содружества прекращается |
Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум). Статья 174. Изменение Конституции СССР производится решением Верховного Совета СССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из его палат. |
- Найдите противоречие;
- Ответьте на вопросы:
- На Ваш взгляд, правомочны ли 3 человека решать от имени всего народа вопрос о существовании государства с его органами власти и правовыми нормами?
- Как должен был поступить М.С. Горбачёв в данной ситуации?
Преподаватель: в соответствии с пунктом 2 статьи 127.3 Конституции СССР 1977 года к обязанностям Президента СССР была отнесена охрана суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны. А вместо этого мы имеем событие 25 декабря 1991 г.
Пункт 2 статьи 127.3. Президент СССР принимает необходимые меры по охране суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально - государственного устройства СССР |
Просмотр видеоисточника “25 декабря 1991 г.”.
Обсуждение видео со студентами:
- Почему именно так поступил М.С. Горбачёв?
- Почему весь мир принял крушение СССР?
5-й этап: первичное закрепление изученного материала.
Преподаватель: обозначьте свою позицию по поставленной проблеме учебного занятия посредством голосования: Крушение СССР – объективный распад или субъективный развал?
(Студенты проносят урны для голосования и проводят подсчёт голосов.
На доске нарисовано “дерево решений”, куда записываются результаты голосования).
Преподаватель: полученные результаты голосования – неоднозначны. На сегодняшний день этот вопрос продолжает оставаться дискуссионным в науке. С тех пор минуло почти 25 лет. Современная геополитическая ситуация для РФ складывается не лучшим образом и сегодня. И именно от Вас, нашего будущего, будущего России, будет зависеть, в каком государстве будем жить мы и наши внуки. Ведь “мы непобедимы, когда едины”.
6-й этап: подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
Преподаватель: достигли ли Вы учебные цели, которые ставили перед собой в начале учебного занятия? (несколько студентов после заполнения рабочих листов проговаривают вслух).
Преподаватель: вы уже знаете, что свою деятельность вы оцениваете по балльно-рейтинговой системе. Проставьте баллы в оценочных листах, которые вы заработали, на ваш взгляд, на сегодняшнем учебном занятии. Я их просмотрю и оценки озвучу на следующем учебном занятии.
Студенты, выполнявшие минипроекты, справились с поставленной задачей (озвучивается отметка).
7-й этап: домашнее задание:
Продолжите мысль: “Крушение СССР для меня – это…”. Свои ответы запишите в рабочие тетради.
Список литературы:
Учебники:
- История (для всех специальностей СПО): Учебник / Под общ. ред. В. В. Артемова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с.
- История: Учебник / Под общ. ред. Самыгина П.С. — Ростов н/Д: «Феникс», 2007. — 478 с.
Справочная литература:
- Гайдар Е.Т. Гибель империи: уроки для современной России / Е.Т. Гайдар. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. — 448 с.
- Деревянко, А. П. История России / А. П. Деревянко, Н.А. Шабельников. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 560 с.
- Кара – Мурза С. Антисоветский проект / С. Кара – Мурза. – М.: Алгоритм, 2016. – 352 с.
- Личман Б.В. История России с позиций разных идеологий / Б.В. Личман. - Ростов н/Д: «Феникс», 2007. — 461 с.
- Несветов Д. А. Кончина СССР. Что это было? / Д. А. Несветов. — М.:«АСТ», 2016. – 514 с.
Методическая литература:
- Асмолов, А.Г. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика.-2009. - №4. – с. 18-21.
- Гин А.А. Приёмы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность / А.А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2011 г. – 88 с.
- Даутова, О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова. – СПб.: КАРО, 2009. – 176 с.
- Даутова, О.Б. Новая идеология ФГОС: Реализация системно-деятельностного подхода в образовании. Методическое пособие / О.Б. Даутова, И.В. Муштавинская. – М.: Русское слово, 2015. – 216 с.
- Калужская М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? / М.В. Калужская. – М.: Чистые пруды, 2008. – 244 с.
- Лукьянова М.И. Личностно-ориетированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие / М.И. Лукьянова. – М.: Центр педагогический поиск, 2009 г. – 176 с.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2010 г. – 256 с.
- Чернобай С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия «Работаем по новым стандартам») (ФГОС) / С.В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2012 г. – 46 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия «Индустриализация в СССР в 1920-1930-е гг.»
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования вводят новое для системы образования понятие: компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявл...
Методическая разработка учебного занятия «Своя игра «75-летие победы в Великой Отечественной войне» По дисциплине «История»
Данная методическая разработка адресуется студентам, преподавателям, классным руководителям, всем читателям, которые интересуются историей Великой Отечественной войны....
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Дмитрий Донской. Куликовская битва».
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 1-х курсов учреждений СПО.Тема: «Дмитрий Донской. Куликовская битва»....
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 2-х курсов учреждений СПО: «Межнациональные конфликты и распад СССР»
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 2-х курсов учреждений СПО.Тема: «Межнациональные конфликты и распад СССР»...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Отмена крепостного права в России»
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История»для студентов 1-х курсов учреждений СПОТема: «Отмена крепостного права в России»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Освоение методов органолептической оценки качества рыбных консервов. Расшифровка маркировки»
Методическая разработка лабораторного занятия по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Освоение методов органолептической оценки качества рыбн...
Методическая разработка учебного занятия по литературе по теме "А.А.Фет. Лирика"
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.; Цели методической разработки совпадают с целями занятия и заключаются в конкретизации и з...