Методическая разработка учебного занятия «Индустриализация в СССР в 1920-1930-е гг.»
методическая разработка по теме

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования вводят новое для системы образования понятие: компетентностьновое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Без использования современных педагогических технологий нельзя развить познавательные способности обучающихся, активизировать их мыслительную деятельность на учебных занятиях дисциплин социально-экономического и гуманитарного цикла. Внедрение современных педагогических технологий позволяет значительно повысить эффективность и результативность педагогической деятельности. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к проблемно-диалоговой технологии обучения. В данной работе представлена методическая разработка урока с  использованием элементов проблемно-диалоговой технологии (предмет «История», 1 курс образовательных учреждений профессионального образования). Возможно ее применение при изучении истории в 11 классе общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon industrializatsiya_v_sssr_v_1920-1930-e_gg.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ В СССР В 1920-1930-Е ГГ.

Шаповалова Эльвира Анатольевна – методист,

преподаватель социально-экономических

дисциплин ГБОУ СПО «ВПТ»

В данной работе представлена методическая разработка урока с  использованием элементов проблемно-диалоговой технологии (предмет «История», 1 курс образовательных учреждений профессионального образования). Возможно ее применение при изучении истории в 11 классе общеобразовательной школы.

Цели урока:

Образовательная: обучающийся сможет самостоятельно установить необходимость и цели проведения индустриализации, альтернативные подходы к ее проведению, охарактеризовать основное ее содержание, выделить ее достижения и потери на основе анализируемых текстов.

Развивающая: обучающийся сможет проанализировать предложенный материал, извлечь из него необходимую информацию, систематизировать ее, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, последовательно и логически излагать мысли, развить свои творческие способности.

Воспитывающая:  обучающийся сможет задуматься об истоках трудового героизма и уважения к труженикам первых пятилеток, совершенствовать навыки работы в малой группе.

  1. Организационный момент.

Преподавателем предлагаются следующие высказывания: 1) «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете Россию!» (Столыпин П.А. 1907 год) 2) «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» (Сталин И.В. 1931 год). Вопросы и задания: Сравните эти два высказывания? Что вас удивляет? (подводящий диалог к осознанию несовпадения, которое должно вызвать удивление). Какой у вас возникает вопрос?

Обучающиеся участвуют в диалоге, итогом которого является ожидаемая формулировка проблемы: Проблема проведения индустриализации в СССР в 1920-1930-е гг.

  1. Актуализация опорных знаний

Задание: Познакомьтесь с раздаточным материалом. Составьте из разрозненных слов определение понятия. Как вы составили текст определения? Какого именно? Обоснуйте  свое решение.

Обучающиеся работают в группах по 5 – 6 человек. Выстраивают текст определения понятия «индустриализация», аргументируют свой ответ.

Преподаватель: Подведем итог. Какое определение составили из предложенных слов? Что мы знаем об этом процессе? Каковы последствия индустриализации? Каким образом данный процесс развивался в разные периоды истории России? Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? (составление плана дальнейшей работы):

Примерный план рассмотрения проблемы:

  1. Цель индустриализации.
  2. Альтернативные подходы к проведению индустриализации.
  3. Экономика страны в годы первых пятилеток. Достижения и потери.
  4. Итоги и последствия индустриализации.
  1. Изучение нового учебного материала.

Задание: По ходу изучения нового материала обучающиеся заполняют таблицу «Цели и последствия индустриализации в СССР»:

Цели индустриализации

Экономические и социальные последствия

Положительные

Отрицательные

Преподаватель: Для изучения нового материала по вопросу изучения  альтернативных подходов к проведению индустриализации организуется групповая работа с элементами ролевой игры. 

Обучающиеся работают в группах по 5 – 6 человек (группы работают 7 минут). Каждая группа получает «пакеты» материалов с документами, включающими в себя высказывания различных деятелей партии и государства по вопросу индустриализации (Сталина, Рыкова, Троцкого, Бухарина).

Задания для групп обучающихся:

  1. Подготовить выступление (2 – 3 мин.), основываясь на идеях видных деятелей партии от лица:

- защитника проведения индустриализации форсированными темпами, любой ценой;

- противника форсированной индустриализации в защиту своего метода преобразований;

- крестьянина по теме «Мое отношение к методам индустриализации, избранным партией в 1928-1929 гг.»;

- по теме «Мое отношение к методам индустриализации».

2. Сделать вывод о том, чья же точка зрения на проведение индустриализации победила.

Обучающиеся делают вывод о том, что в ходе борьбы победила точка зрения Сталина на проведение индустриализации форсированными темпами, отказавшись от НЭПа. Был сделан решительный шаг к формированию командной экономики.

Преподаватель: Узнать, каковы достижения страны в годы первых пятилеток, поможет работа с документами.

Задание: проанализировать материал статистических таблиц, статистические данные, текст раздаточного материала. Работа осуществляется по группам в течение 10 минут с подготовкой выступления представителей от каждой группы по окончании работы. По ходу работы заполняется таблица «Цели и последствия индустриализации в СССР».

Обучающиеся выполняют задание.

  1. Закрепление учебного материала.

Преподаватель организует проверку содержания таблицы «Цели и последствия индустриализации в СССР» (дополнение, исправление, уточнение) в форме само- и взаимопроверки. Спрашивает у обучающихся, была ли, на их взгляд, решена проблема. Усвоили они материал? Если у них были какие-то трудности, то какие. Если у обучающихся возникли затруднения с изучением нового материала, то проводится коррекция. Если затруднений не возникло,  преподаватель предлагает проверить усвоение новых знаний.

Обучающиеся выполняют тест с дифференцированными по уровню сложности заданиями.

Преподаватель также предлагает обучающимся ответить на вопросы теста «Как  я усвоил материал?» и поставить оценку, на которую они смогли бы ответить сегодня по новому материалу. Эти оценки  можно будет сравнить при опросе на следующем уроке.

Обучающиеся выполняют тестовое задание по выбору, ставят оценку за усвоение нового материала.

  1. Задание на дом.

Задание: написать мини-сочинение «Индустриализация в истории моей семьи».

Обучающиеся: Ставят цели дальнейших действий.

Преподаватель предлагает обучающимся заполнить лист самооценки. Подводит общий итог проделанной работе в группе. Дает расшифровку баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг..

Мы все любим свою Родину, и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил ...

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Методическая разработка учебного занятия по ОГСЭ. 4 История, тема «Крушение СССР: историко-правовая оценка»

Методическая разработка учебного занятия “Крушение СССР: историко – правовая оценка” по УД ОГСЭ.4 История составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образ...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 2-х курсов учреждений СПО: «Межнациональные конфликты и распад СССР»

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 2-х курсов учреждений СПО.Тема: «Межнациональные конфликты  и распад СССР»...

Методическая разработка учебного занятия по учебному предмету Физиология питания

Разработка урока по учебному предмету  Физиология питания на тему: "Основы здорового питания"...