МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Освоение методов органолептической оценки качества рыбных консервов. Расшифровка маркировки»
методическая разработка
Методическая разработка лабораторного занятия по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Освоение методов органолептической оценки качества рыбных консервов. Расшифровка маркировки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 119.55 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров»
на тему: «Освоение методов органолептической оценки качества рыбных консервов. Расшифровка маркировки»
Выполнил:
Козлова Анна Борисовна, преподаватель
ГБПОУ «ЧГКИПиТ»
Челябинск
2022
Предмет: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров»
Тема: «Освоение методов органолептической оценки качества рыбных консервов. Расшифровка маркировки»
Цель занятия: Формирование навыков оценки качества рыбных консервов и пресервов по органолептическим показателям.
Дидактические задачи: Определять качество рыбных консервов и пресервов органолептическим способом; определять виды и сорта рыбных консервов и пресервов.
Воспитательные задачи:
– воспитывать умение работать самостоятельно, в группах и в коллективе;
– выявить и показать чёткую связь предмета товароведения с другими предметами;
– содействовать формированию познавательного интереса к предмету, к выбранной профессии.
Развивающие задачи:
– развивать умение выборочно работать с текстом (навыки самостоятельной работы учащихся);
– осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
– способствовать развитию внимания, мышления и самостоятельности;
– развивать свою речь чувство взаимопомощи, товарищества и чувство здорового соперничества;
– развивать способность быстро выполнять требования преподавателя.
Планируемые результаты
Предметные: проводить органолептическую оценку качества и безопасности продовольственных продуктов и сырья;
Личностные: Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности
Метапредметные:
- ОП.01. Основы микробиологии, санитарии и гигиены;
- ОП 03. Техническое оснащение и организация рабочего места;
- МДК.02.01. Организация приготовления, подготовки к реализации и презентации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок;
- МДК.03.01. Организация приготовления, подготовки к реализации и презентации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок;
Тип занятия: Комбинированный
Вид занятия: практическая работа
Методы и приемы обучения:
1. словесный: объяснения, беседа
2. наглядный: демонстрация презентации
3. практический: работа с образцами рыбных консервов и пресерв, таблицами, стандартом ГОСТ 7452-2014 Консервы из рыбы натуральные. Технические условия, ГОСТ 34188-2017. Межгосударственный стандарт. Пресервы из разделанной рыбы в соусе или заливке Технические условия.
4. рефлексивный: итоговая рефлексия
Формирование элементов профессиональных компетенций:
ПК.1.2. Осуществлять обработку, подготовку овощей, грибов, рыбы, нерыбного водного сырья, мяса, домашней птицы, дичи, кролика
Формирование элементов общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
План учебного занятия:
Этап учебного занятия | Время отводимое на этап |
1. Организационный момент | 5 минуты |
2.Актуализация знаний | 10 минут |
3. Мотивация. Выполнение практической работы | 60 минут |
4. Подведение итогов урока | 10 минут |
5. Рефлексия. | 5 минут |
Итого: | (90 минут) |
Продолжительность учебного занятия:90 минут
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ЭТАП | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ | МЕТОДЫ И СРЕДСТВА | РЕЗУЛЬТАТ |
1. Организационный момент. | Создает положительное эмоциональное поле. Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. Сообщает тему и цели урока. Объясняет план проведения практической работы. | Приветствуют преподавателя. Докладывают о готовности группы к занятию. Записывают тему урока в тетрадь. Внимательно слушают преподавателя. | Беседа | |
2.Актуализация знаний. Проверка пройденного материала по теме: «Товароведная характеристика рыбы и рыбных продуктов». | Актуализировать мыслительные операции и познавательные процессы для формирования новых знаний и умений. – Конфуций говорил учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно. – Приглашаю Вас учиться, размышлять, т.е. активно работать и получать знания. Думаю, что мы плодотворно поработаем и справимся с поставленной целью. - Сегодня вы приобретете умения органолептической оценки качества рыбных товаров и расчёта их энергетической ценности. – В своих рабочих тетрадях запишите, пожалуйста, дату, тему и номер практической работы. Но прежде чем приступить к выполнению практической работы, нам необходимо вспомнить о том, что мы изучили ранее. Выполнить тест на тему «Товароведная характеристика рыбы и рыбных продуктов» | Организация подготовки обучающихся к самостоятельному выполнению тестовых заданий. Слушают преподавателя. В процессе совместной с преподавателем деятельности, определяют цели урока. Слушают преподавателя. В процессе совместной с преподавателем деятельности, определяют цели урока. Работают с тестами. | Объяснения, задание в тестовой форме. | Эталон ответов |
3. Мотивация. Выполнение практической работы | Мотивирует к учебной деятельности. Сообщает факты, задает вопросы по теме, которые направляют мысли на формулирование цели урока. Инструктирует по выполнению заданий практической работы -А сейчас мы переходим к выполнению практической работы «Освоение методов органолептической оценки качества рыбных консервов. Расшифровка маркировки» Повару необходимо обладать знаниями и умениями органолептической оценки качества сырья. Это один из показателей приготовления блюд высокого качества, от качества сырья может зависеть работа всего предприятия общественного питания. - Давайте вспомним, какие рыбные консервы и пресервы существуют? Ознакомитесь, пожалуйста, с ходом выполнения работы: Практическая работа включает несколько заданий: - органолептическая оценка качества рыбных консервов по внешнему виду; - составление заключения о качестве рыбных консерв в соответствии со стандартом; - расчет энергетической ценности рыбных консерв. В процессе выполнения работы необходимо пользоваться стандартом ГОСТ 7452-2014 Консервы из рыбы натуральные. Технические условия. - (Преподаватель рассказывает и показывает организацию рабочего места. На столы выставляются натуральные образцы консервов, раздается стандарт на рыбные консервы и раздаточный материал для выполнения практической работы). - Инструктаж по ТБ при работе с режущими инструментами, правила соблюдения техники безопасности при выполнении работ: - При выполнении задания вы будете использовать нож для консервов, поэтому работайте аккуратно. - Работу с образцами консервы выполняем в перчатках. (Студенты изучают задание и выполняют его) | Инструктаж обучающихся по выполнению практической работы, объяснение хода работы. Ознакомление со стандартами. Выполнение заданий практической работы Работают с натуральными образцами рыбных консервов, таблицами, стандартом, справочником «Химический состав и калорийность российских продуктов». | Сбор данных. Заполнение таблиц. Выполнение расчетов. Обсуждение полученных данных | |
4. Подведение итогов урока | Организует деятельность по подведению итогов урока, демонстрирует оценочный лист. Выставляет отметку за активную работу в течение всего урока и выполненную практическую работу. Предлагает вспомнить цель урока и сделать вывод о ее достижении. Выдает домашнее задание. Проводит рефлексию содержания урока. - Сегодня мы с вами научились определять органолептическим методом качество рыбных консервов и рассчитали его энергетическую ценность. - Дежурного попрошу собрать выполненные практические работы. | Самостоятельно подводят итоги, опираясь на критерии оценивания в оценочном листе Возвращаются к цели урока, дают ответ по ее достижению Записывают вывод. Оценивают значимость знаний, умений, навыков деятельности | Беседа Итоговая рефлексия «Комплимент» | |
5. Рефлексия. | Оценить собственную учебную деятельность на уроке (рефлексия) - А завершить наш урок я предлагаю упражнением «Комплимент». - Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором обучающиеся оценивают свой вклад в урок и благодарят себя за работу на уроке. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. |
Тестирование по теме: «Товароведная характеристика рыбы, рыбных продуктов»
1.Из предлагаемых вариантов выберете правильный ответ на вопрос «Какие консервы относят к натуральным?»
а) кальмар в собственном соку;
б) угорь в желе;
в) сазан в томатном соусе.
2. Дополните схему классификации рыбы
3. Как хранят живую рыбу на ПОП?
а) в аквариумах 2-3 дня при температуре воды 10° С
б) в аквариумах 1-2 дня при температуре воды 10° С
в) в аквариумах 1-2 дня при температуре воды 0° С
4. Какую температуру в толще мышечной ткани имеет охлажденная рыба?
а) от -5 до 0° С
б) от -1 до 5° С
в) от 5 до 10° С
5. Каких рыб относят к семейству лососевых?
а) осетр сибирский, кета
б) чавыча, севрюга
в) горбуша, нерка
6. Какими способами солят рыбу?
а) сухим
б) мокрым
в) тузлучным
7. Как называют рыбу, подвергнутую посолу и медленному обезвоживанию в естественных условиях при температуре 15...25° С в течение 15-30 суток.
8.Как хранят рыбные консервы?
а) от 6 мес. до года при температуре от 0 до 15° С и относительной влажности воздуха 70-75%
б)от 12 мес. до 18 при температуре от 0 до 15° С и относительной влажности воздуха 70-75%
в) от 6 мес. до года при температуре от 15 до 25° С и относительной влажности воздуха 70-75%
9. Каких рыб относят к семейству тресковых?
а) серебристый хекд) _______________
б) сайда е) _______________
в) _______________ ж) _______________
г) _______________
10. Что относится к дефектам вяленой и сушеной рыбы?
а) увлажнение
б) рапа
в) ржавчина
Эталон правильных ответов к тестированию по теме: «Товароведная характеристика рыбы, рыбных продуктов»
Тест | Критерии оценки |
1. А, б 2. пресноводные, морские, проходные, полупроходные 3. б 4. б 5. в 6. а, в 7. вяленая 8. а 9. Треска, пикша, навага, налим, минтай 10. а, б | 100 - 89% - 20 – 18 баллов – 5 (отлично) 88 -69% - 17 -14 баллов – 4 (хорошо) 68 – 53% - 13 – 11 баллов –3 (удовлетворительно) Ниже 53% - 10 баллов – 2 неудовлетворительно |
Практическая работа № 5
по теме:
«Освоение методов органолептической оценки качества рыбных консервов. Расшифровка маркировки»
Цель: приобретение необходимых знаний оценки качества рыбы и рыбной продукции, составление заключения о качестве исследуемых образцов.
По завершению практического занятия студент должен уметь: определять качество продуктов органолептическим способом; делать заключение о качестве товаров.
Продолжительность: 2 аудиторных часа (90 минут)
Необходимые принадлежности: Образцы продукции; доска; нож; тарелка; вилка; стандарты на продукцию.
Ход работы
Задание 1
1. Изучите классификацию рыбных консервов.
2. Изучите рыбные консервы по этикеткам, натуральным образцам и стандартам.
3. Определите сорт консервы.
4. Сделайте заключение о качестве.
5. Данные занесите в таблицу 1.
Критерии оценки задания №1: за каждое правильное заполнение колонок таблицы вы можете получить по 1баллу, всего за правильно выполненное задание № 1 – 7 баллов.
Задание 2. Рассчитать энергетическую ценность рыбной консервы, полученные данные и результат внести в таблицу 2.
1. Выпишите из справочника «Химический состав и калорийность российских продуктов» количество белков, жиров и углеводов (при наличии) в граммах, данные внесите в таблицу в колонку 2.
2. Перемножьте массу белков на 4 ккал, жиров на 9 ккал, углеводов на 4 ккал.
3. Сложите полученные результаты.
4. Получившуюся сумму умножьте на массу продукта нетто, и полученный результат разделите на 100.
Полученную калорийность внесите в колонку 3 «энергетическая ценность рыбной консервы ккал».
Критерии оценки: за каждое правильное заполнение таблицы вы можете получить до 5 баллов, за правильный расчет вы можете получить 5 баллов, максимальное количество баллов за правильно выполненное задание № 2 - 20 баллов.
Сделайте вывод.
Оформление отчета
Таблица 1
Наименование консервов | Группа по сырью | Состав | Состояние банки | Расшифруйте литографические значения | Вкус и запах | Консистенция рыбы |
Таблица 2
Наименование продукта | Количество пищевых веществ на 100 г съедобной части | Масса продукта (нетто) | |||
1 | 2 | 3 | |||
Белки | Жиры | углеводы | |||
Рыбная консерва | |||||
Энергетическая ценность, ккал. | |||||
Баллы: |
Литература
- ГОСТ 815-2004 Сельди соленые. Технические условия
- ГОСТ 7452-2014Консервы из рыбы натуральные. Технические условия
- ГОСТ 280-2009 Консервы из копченой рыбы. Шпроты в масле. Технические условия
- Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / З.П. Матюхина – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. -336 с.
- https://pickfood.ru/products/rybnye-konservy
Эталон правильных ответов к лабораторному занятию № 4
по теме: «Освоение методов органолептической оценки качества рыбных консервов. Расшифровка маркировки»
Таблица 1
Наименование консервов | Группа по сырью | Состав | Состояние банки | Расшифруйте литографические значения | Вкус и запах | Консистенция рыбы |
Сайра тихоокеанская | натуральные | Сайра, соль, вода | Банки с продуктом должны быть герметично укупорены и стерилизованы при температуре свыше 100 °С. Банка должна быть целой, не помятой, маркировка легко читаема. То же | - Первый ряд: 6 цифр – дата производства; - второй ряд: до 3 знаков – ассортиментный номер; до 3 знаков –номер завода; третий ряд: 1 цифра – номер смены; Р – индекс рыбной промышленности | Свойственный консервам данного вида, без постороннего запаха. Для консервов, изготовленных с применением зелени, овощей и пряностей, - с легким ароматом зелени, овощей и пряностей. Свойственный натуральным консервам данного вида рыбы, без постороннего привкуса | Мяса рыбы - Плотная или мягкая, сочная. Возможна суховатая. Костей, плавников - Мягкая, кости и плавники легко разжевываются или раздавливаются |
Шпроты в масле из балтийской кильки "Экстра" | закусочные | копченая килька, масло соль и т.д. | То же | Вкус свойственный консервам данного вида без горечи и постороннего привкуса. Запах свойственный консервам данного вида, без постороннего запаха | Рыбы- нежная. Костей и плавников- мягкая |
Вывод: Таким образом в ходе практического занятия обучающиеся сформировали навыки оценки качества рыбных товаров. Научились определять виды и сорта рыбных товаров.
Критерии оценивания практической работы
Тема: Освоение методов органолептической оценки качества рыбных консервов. Расшифровка маркировки
№ задания | Количество баллов |
Тест задание | 20 |
Задание № 1 | 7 |
Задание № 2 | 5 |
Итого баллов: | 32 |
Критерии оценки практической работы:
100 - 89% - 32 – 28 баллов – 5 (отлично)
88 -69% - 27 - 22 баллов – 4 (хорошо)
68 – 53% - 21 – 17 баллов –3 (удовлетворительно)
Ниже 53% - 16 баллов – 2 неудовлетворительно
)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров" на тему "Гигиена питания"
Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров...
Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров" на тему "Питание детей старше года"
Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"...
Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров" на тему "Расчет суточного рациона подростка"
Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"...
Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров" на тему "Особенности питания различных возрастных групп"
Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине ОП.02. Основы товароведения продовольственных товаров по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Методическая разработка состоит из основных разделов:- подготовительный этап, в котором планируется порядок проведения урока; ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Товароведная характеристика вегетативных овощей»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Товароведная характеристика вегетативных овощей»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Товароведная характеристика вегетативных овощей»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Товароведная характеристика вегетативных овощей»...