Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Отмена крепостного права в России»
методическая разработка
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История»
для студентов 1-х курсов учреждений СПО
Тема: «Отмена крепостного права в России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otmena_krepostnogo_prava.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История»
для студентов 1-х курсов учреждений СПО
Тема: «Отмена крепостного права в России»
Пояснительная записка.
Планируемое занятие является составной частью программы учебной дисциплины «История», входит в состав раздела «История России XIXвека».
Продолжительность учебного занятия 80 мин.
Цель работы: организация условий достижения обучающимися образовательных результатов по теме «Отмена крепостного права» (применение знаний и умений, формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных), приобретение учебной информации, контроль усвоения теории).
Используемые подходы, формы и методы обучения соответствуют требованиям ФГОС. Учебное занятие предполагает использование широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими универсальные учебные действия посредством проблемного обучения.
Методический паспорт учебного занятия.
Тип учебного занятия: открытие новых знаний.
Цели: создание условий для осознания исторической необходимости отмены крепостного права в России.
Образовательный компонент: выяснить основные причины отмены крепостного права, основные положения крестьянской реформы, значение.
Развивающий компонент: развивать умения работать с историческими источниками, соотносить информацию, высказывать свою точку зрения, выстраивать диалог.
Воспитательный компонент: воспитывать уважение к истории Отечества, уважение к людям, посвятившим свою жизнь реформированию России.
Методы и приемы обучения.
Методы: словесный, практический, наглядный, проблемно-диалогического изложения.
Приемы: беседа, чтение, анализ, сравнение, классификация, объяснение.
Элементы образовательных технологий: проблемно-диалогового обучения, информационно-коммуникативные.
Основные понятия, термины: временнообязанные крестьяне, уставная грамота, мировые посредники, отрезки, прирезки.
Формы работы: фронтальная, парная, самостоятельная.
Используемая литература: учебники «История» В.В.Артемова (М., 2014), «История России» В.И.Буганова (М., 2006), энциклопедия «История России» (М., 2010).
Планируемые результаты:
знать: дату провозглашения Манифеста об освобождении крестьян, принципы и значение крестьянской реформы.
уметь: объяснять причины отмены крепостного права, анализировать разные точки зрения, работать с источниками, давать оценку историческим событиям и явлениям, деятелям.
Технологическая карта занятия.
Этапы, задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формы и методы работы | Предполагаемый результат ( формируемые УУД) |
Орг.этап. Задача: настрой на работу | Приветствует, проверяет готовность к занятию | Приветствует | Фронтальный, словесный | Доброжелательный настрой на занятие |
Мотивационный. Задача: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность | Обращает внимание обучающихся на иллюстрацию | Формулируют тему учебного занятия. | Фронтальная, словесный, наглядный | Определена тема занятия. Познавательные УУД: анализируют |
Этап выявления и причины затруднений. Задача: выявить знания, которых не хватает для решения проблемы | Знакомит с датой Манифеста, с разной оценкой данного события | Высказывают свою точку зрения | Фронтальная, словесный | Выявлены недостающие знания для решения проблемы. Коммуникативные УУД: аргументация своей позиции. Регулятивные УУД: умение поставить цель. |
Этап проекта выхода. Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Определение путей достижения целей | Формулировка цели | Фронтальная, словесный | Определены пути достижения цели. Регулятивные УУД: умение планировать. |
Реализация построенного проекта. Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого типа | Дает краткую биографическую справку об Александре II. Ведет диалог о причинах отмены крепостного права. Организует работу в парах. Сообщает о подготовке и принятии Манифеста по освобождению крестьян. Организует работу с основными положениями Манифеста крестьянской реформы (по парам) | Работают в парах, находят опровержение или доказательства своих предположений, высказывают свое мнение и обосновывают его, зачитывают разные оценки современниками Манифеста, анализируют, высказывают свое мнение, определяют причины отмены крепостного права. Отвечают на поставленный вопрос. | Фронтальная, наглядный, словесный, парная, практический. | Получены знания о причинах, основных положениях и значении крестьянской реформы. Познавательные УУД: анализировать и извлекать нужную информацию. Коммуникативные УУД: умение выстраивать диалог, выстраивание устного речевого высказывания. |
Этап первичного закрепления. Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Предлагает ознакомиться с отрывком из стихотворения Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Организует беседу о значимости крестьянской реформы (расшифровка символов) | Анализируют стихотворение, принимают участие в беседе, расшифровывают символы, делают выводы. | Фронтальная, словесный | Закреплены знания по теме. Познавательные УУД: поиск информации, анализ. |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. Задача: достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания | Предлагает сыграть в игру. | Выполняют задание, самопроверка | Индивидуальная, практический | Определена область своего знания и незнания в рамках данной темы. Регулятивные УУД: оценка результатов своей деятельности |
Рефлексия. Задача: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности | Предлагает вернуться к проблеме, организует обсуждение по оценке Манифеста, анализ достижения поставленных целей | Принимают участие в обсуждении, обобщают, делают вывод | Проведена оценка деятельности. Познавательные УУД: умение систематизировать, обобщать и делать выводы. Регулятивные УУД: оценка своей деятельности. |
Приложение 1.
1. Прочитайте текст.
2. Используя прилагательные, охарактеризуйте Александра II.
… Император пришел к власти в довольно сложное время – шла неудачная для России Крымская война, Россия была ослаблена жесткой политикой Николая. Александру II необходимо было закончить войну, восстановить мощь и силу страны, поднять авторитет государства на мировой арене. С этой целью и были проведены широкомасштабные реформы, которые коснулись буквально всех сторон жизни общества.
Александр Николаевич был добр, благороден, общителен, умен, имел хорошую память, мягкий характер.
Александра II с детства готовили к престолу. Он получил блестящее образование, знал несколько языков. Одним из его учителей был поэт В.Жуковский.
… Николай I рано вводит сына в высшие органы власти – в Сенат, Синод, он состоит на военной службы и в ходе Крымской войны отвечает за боеспособность ополчения в Петербурге. Таким образом, придя к власти, Александр II имел уже значительный опыт в управлении страной.
Приложение 2.
1. Прочитайте выдержки из исторических документов, исторические факты.
2. Найдите подтверждение или опровержение ваших предположений по вопросу: «Почему было важным отменить крепостное право?»
… Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь можно позже, осматривается, оглядывается и сколь можно чаще и дольше, а работать сколь можно меньше, - ему не делать надо, а день убить…» (воспоминания Кошелева А.И.)
«… вообще, крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же… (отчет III отделения)
«… в своем имении помещик пользовался широкой властью, он имел право даже содержать собственную тюрьму, наказывать крестьян телесно, продавать, обменивать на щенков борзых собак, проигрывать в карты. Произвол помещиков не знал границ. (Федоров В.А. Конец крепостничества в России, М., 1994)
… в условиях замены ручного труда машинным от рабочего требуется не одна ручная ловкость, но и умственная способность, которую не проявляют обычные рабочие…»
… Поражение к Крымской войне ударило по застоявшимся умам. Теперь вопрос об освобождении крепостных во всех устах, об этом говорят громко, об этом думают даже те, при которых прежде нельзя было намекнуть на отмену крепостного права, не производя в них корь и нервических припадков.
Приложение 3.
Основные положения реформы 19 февраля 1861 года.
1.Какие гражданские права и свободы получили крестьяне.
Личное освобождение крестьян. Образование сельских обществ. Учреждение мировых посредников.
2.Определите, стал ли русский крестьянин, благодаря Манифесту, собственником земли?
… Согласно реформе, крестьяне должны были выкупать свои наделы. Крестьянин должен был заплатить сразу 20-25 % суммы. Остальные средства крестьянин мог взять у государства на 49 лет под %. При этом государство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной.
Если крестьянин не мог выкупить свой надел, он оставался временнообязанным. Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным. Поэтому лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, назывались «временнообязанными».
По соглашению с крестьянами помещик мог отказаться от выкупа, «подарить» крестьянам четверть их законного надела, а остальные земли забрать себе. Крестьянские общества, которые согласились на эти условия, впоследствии горько раскаялись. В ближайшие же годы села «дарственников» на своих крошечных наделах катастрофически обнищали.
Приложение 4.
выкупная сумма
20% крестьянин платил сам 80% гос.ссуда
выплатил не выплатил крестьянин
должен возвратить
полностью свободен временнообязанный в течение 49 лет,
6% годовых
Приложение 5.
Отрывок из произведения Н.А. Некрасова.
«Кому на Руси жить хорошо»
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина.
Горелова, Неелова –
Неурожайка тож,
Сошлися – и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии»
Методическая разработка содержит технологическую карту и содержание учебного занятия по теме "Дифференцированный зачет". В содержании представлены разноуровневые задания для проведения конкурса. Конку...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
Главным условием эффективного осмысленного усвоения знаний и умений студентами является собственная познавательная деятельность обучаемого. Активизация познавательной деятельности - важнейшая задача п...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине ОП.01 Технические измерения
Тема: Подведение итогов обучения. Тип учебного занятия: урок-соревнование...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Дмитрий Донской. Куликовская битва».
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 1-х курсов учреждений СПО.Тема: «Дмитрий Донской. Куликовская битва»....
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 2-х курсов учреждений СПО: «Межнациональные конфликты и распад СССР»
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 2-х курсов учреждений СПО.Тема: «Межнациональные конфликты и распад СССР»...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Конституция России – основной закон государства».
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО.Тема: «Конституция России – основной закон государства»....
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПО: «Древний восток – колыбель философской мысли».
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПОТема: «Древний восток – колыбель философской мысли»....