Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Дмитрий Донской. Куликовская битва».
методическая разработка

Горяев Сергей Михайлович

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 1-х курсов учреждений СПО.

Тема: «Дмитрий Донской. Куликовская битва».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dmitriy_donskoy._kulikovskaya_bitva.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 1-х курсов учреждений СПО.

Тема: «Дмитрий Донской. Куликовская битва».

Пояснительная записка.

Разработка учебного занятия по теме «Дмитрий Донской. Куликовская битва» составлена на основе требований ФГОС среднего общего и среднего профессионального образования.

Обучение, основанное на компетенциях, строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. преподавателю отводится роль организатора учебного процесса, роль помощника в освоении новых знаний. В процессе преподавания предмета «История» преподавателю необходимо использовать разнообразные формы организации учебной деятельности, основанной на самостоятельности и ответственности за результат самих обучающихся, которые способствуют формированию следующих компетенций:

ОК 2: Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Формирование ОК 2 происходи через мотивацию к изучению основных понятий урока и самостоятельную работу с документальными историческими источниками и источниками древнерусской литературы.

ОК 3: Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, овладение которой происходит через выполнение заданий, работу с историческими понятиями, ключевыми именами и событиями, а также на этапе оценивания и рефлексии.

ОК 4: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Происходит через работу по поиску информации при самостоятельной работе, работе с картой и с источниками информации при подготовке домашнего задания.

В процессе занятия у студентов формируются следующие УУД:

Личностные: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, гордости за свою Родину. Происходит через мотивацию к изучению истории.

Метапредметные:

Коммуникативные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, через работу с историческими терминами, с документальными источниками, с документальными источниками.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности: самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность. Происходит через выполнение домашних заданий.

Познавательные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать. Происходит через работу с картой, с историческими документами, просмотр фрагментов исторических фильмов.

Предметные: владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировой историческом процессе, сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Цели занятия: личностное развитие, развитие метапредметных компетенций, формирование предметных компетенций.

Технологическая карта занятия.

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Результаты деятельности

Орг.момент

Взаимное приветствие преподавателя и студентов. проверка готовности к работе

Готовность к работе

Метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности

Мотивационный момент

Привлекает внимание студентов к истории через просмотр фрагмента исторического фильма «Лебеди Непрядвы» и задает вопрос:

О каком событии идет речь? о какой исторической личности пойдет обсуждение?

Объявляет тему и цели урока. Знакомит с критериями и формой оценивания деятельности студентов на занятии

Определение темы занятия. Восприятие и осмысление целей занятия, критериев и формы оценивания работы.

Личностные: формирование чувства патриотизма, гордости за свою Родину.

Метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе взаимодействия

Актуализация опорных знаний

Организует опрос по повторению изученного материала на знание имен исторических деятелей, лексики изучаемой эпохи и сути исторического этапа: Иван Калита, Иван Красный, ярлык, дань.

Обясняют термины и имена. отвечают на вопросы, следя за объяснением преподавателя.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план.

Открытие новых знаний

Объяснение нового материала. Студентам предлагает ответить на вопросы

Дают ответы на вопросы, используя фрагменты исторических источников, древнерусской литературы, фильма.

Предметные: осмысление исторических сведений о Дмитрии Донском и Куликовской битве.

Закрепление новых знаний

Организация самостоятельной работы.

Делает выводы, возвращаясь к вопросу: Какое значение имела Куликовская битва в российской истории?

Проверяют правильность выполнения заданий.

Личностные: формирование чувства патриотизма, чувства гордости за свою Родину.

Метапредметные: способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации.

Рефлексия

Высказывает мнение о деятельности студентов, благодарит за совместную работу

Высказывают отношение к учебному занятию

Конспект занятия.

Тема: «Дмитрий Донской. Куликовская битва».

1. Организационный момент

2. Мотивационный момент.

Преподаватель: Начать занятие предлагаю с просмотра фрагмента исторического фильма «Лебеди Непрядвы» о событии, повлиявшем на ход истории нашей страны и мировой истории. Определите, о каком событии идет речь, и о какой исторической личности пойдет обсуждение?

Студенты: О Куликовской битве, о князе Дмитрии Донском.

Преподаватель: Итак, тема занятия: «Дмитрий донской. Куликовская битва».

Сегодня мы вспомним основные исторические термины, имена исторических деятелей, вспомним причины битвы на Куликовом поле и ответим на вопрос: какое значение имела Куликовская битва в российской истории.

Вспомним, что представляла собой та эпоха. XIV век – суровое и беспощадное время: с одной стороны – поборы Орды, с другой – ситуацию усугубляют междоусобицы. ничто не могло остановить княжеские распри, тем более, что ханы сами разжигали их, чтобы ослабить Руси. Московское княжество росло, оно присоединило Коломну, Переяславль, Можайск. Еще при Иване Калите митрополит перенес свою кафедру из Владимира в Москву. Москва становилась сильной крепостью, в 1367 году началось строительство белоснежного кремля. Постепенно она становится главным организатором борьбы против Золотой Орды.

3. Актуализация опорных знаний.

Преподаватель: необходимо вспомнить имена исторических деятелей и исторические термины: Иван Калита, Иван Красный, ярлык, дань

4. Открытие новых знаний.

Преподаватель: Если посмотреть на ленту времени, можно определить, в чем была сложность исторического момента. В 2 половине XIV в. Орда распалась на ханства, ослабла. В 1374 г. князь Дмитрий Иванович перестал платить дань ордынцам. В 1375 г. Новгород и Тверь подчинились Москве и стали ее союзниками. В 1377 г. соединенная суздальская и московская рать потерпела поражение на р.Пьяне. Но уже в 1378 г. князь московский Дмитрий Иванович разбил мурзу Бегича на берегах р.Вожи.

Мамай, желая укрепить свое положение, объявил поход на Русь.

Сам исторический момент требовал, чтобы князь Дмитрий Донской сделал первые шаги для объединения русских земель против ордынского ига.

Дмитрию Донскому удалось собрать небывалую для Руси того времени армию. 36 городов принимали участи в собирании рати, готовили снаряжение, ковали мечи. По данным современных историков, примерно участвовало с той и другой стороны 40-60 тыс.человек.

Хан Мамай привлек на свою сторону генуэзских арбалетчиков, черкесов, осетин, литовского князя Ягайло и дружину рязанского князя Олега.

Чтобы победить, князю Дмитрию Ивановичу необходимо было правильно расставить полки. Обратимся к карте сражения.

Студенты: Передовой полк возглавил сам князь Дмитрий, полк правой руки – Андрей Ростовский, Большой полк – Михаил Бренок (в доспехах князя), полк левой руки – князья Белозерские, Запасной полк (резерв) – Дмитрий Брянский, Засадный полк – Владимир Серпуховской и воевода Боброк.

Преподаватель: Сначала преимущество было на стороне ордынцев, они прорвали левый фланг, но на 8 часу битвы нанес удар засадный полк, дальнейшие действия приняли характер преследования войск Мамая.

5. Закрепление новых знаний.

Студенты: выполняют задания в рабочей тетради.

Преподаватель: Одержав победу, московский князь Дмитрий навсегда останется в памяти потомков героем Куликовской битвы. При нем Москва стала центром народного объединения

6. Домашнее задание.

Преподаватель: Как отразилась тема победы на Куликовом поле в русском искусстве?

7. Рефлексия.

Преподаватель: Что вы открыли для себя, размышляя о Куликовской битве?

Какие чувства вызывает у вас личность Дмитрия Донского?

Преподаватель: Завершая занятие, хотелось бы сказать словами патриарха Кирилла: «Мы знаем, что Дмитрий Донской одержал эту удивительную победу. Это была не окончательная победа, но стало ясно всем, что народ наш, несмотря на тягчайшие внешние обстоятельства, в определенный момент может собрать воедино свою волю, свои силы, свои чувства и обрести уверенности в непременной победе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии»

Методическая разработка содержит технологическую карту и содержание учебного занятия по теме "Дифференцированный зачет". В содержании представлены разноуровневые задания для проведения конкурса. Конку...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Главным условием эффективного осмысленного усвоения знаний и умений студентами является собственная познавательная деятельность обучаемого. Активизация познавательной деятельности - важнейшая задача п...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине ОП.01 Технические измерения

Тема: Подведение итогов обучения. Тип учебного занятия: урок-соревнование...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 2-х курсов учреждений СПО: «Межнациональные конфликты и распад СССР»

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 2-х курсов учреждений СПО.Тема: «Межнациональные конфликты  и распад СССР»...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Конституция России – основной закон государства».

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО.Тема: «Конституция России – основной закон государства»....

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПО: «Древний восток – колыбель философской мысли».

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПОТема: «Древний восток – колыбель философской мысли»....

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Отмена крепостного права в России»

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История»для студентов 1-х курсов учреждений СПОТема: «Отмена крепостного права в России»...