Основные аспекты развития личности в условиях среднего профессионального образования
статья
Проблема социализации молодёжи в условиях непрерывного профессионального образования является одной из самых актуальных в условиях современной рыночной экономики России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные аспекты развития личности в условиях среднего профессионального образования
При рассмотрении основных аспектов развития личности важнейшим периодом является либо фаза начала трудовой деятельности, либо - профессиональная подготовка к ней. Именно здесь формируется самосознание, социальное сознания и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни.
Сегодня специалисты со средним профессиональным образованием производят свыше 67% ВВП Российской Федерации. Социологические исследования показали рост доли выпускников СПО по рабочим профессиям, в некоторых областях производства их объем достигает 83% и более.
Актуальным становится вопрос - какое место занимает средняя профессиональная школа в процессе социализации молодежи в современной России.
Выбор профессии — один из важнейших выборов молодого человека, который определяется большим комплексом факторов, где помимо объективных и личностных факторов исключительно важную роль играют интеллектуальные и волевые качества. Мы полагаем, что сегодня экономические особенности социального пространства для молодежи, выбирающих профессию, во многом определяются уровнем спроса и оплаты труда на ту или иную специальность, что, в свою очередь, влияет на формирование представлений о престижности того или иного вида деятельности.
В обществе давно бытует мнение о том, что специалист со средним профессиональным образованием - это рабочий или прораб. Сегодняшние реалии таковы, что многие обладатели дипломов ссузов напрямую соприкасаются с решением сложных технических задач, обеспечивают функционирование систем различной сложности, а также являются руководителями трудовых коллективов.
Изучение проблемы социализации молодежи становится особенно востребованной исследовательской проблемой. На формирование новых профессиональных и личностных качеств молодежи должен быть направлен специально организованный образовательный процесс в образовательных организациях, нацеленный на обеспечение успешной социализации личности, одним из слагаемых которой является адаптация к профессиональной деятельности.
Исследования по данному вопросу носят фрагментарный характер, не давая полной картины условий успешной социализации личности в условиях рыночной экономики, при которой образование должно носить деятельностный характер.
Определение степени влияния на процесс социализации и адаптации личности и выявление условий успешной адаптации студентов в их будущей профессиональной деятельности является целью воспитательной работы организаций системы профессионального образования.
Для реализации данных целей были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные аспекты социализации молодежи в системе среднего профессионального образования.
2. Выявить особенности адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности как составной части социализации.
3. Определить роль социального партнерства в процессе подготовки молодых специалистов.
4. На основе мониторинга проиллюстрировать качественные показатели социализации студентов группы политехнического колледжа.
Социализация - это процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. Учитывая специфику системы среднего профессионального образования, мы будем говорить о конкретном этапе социализации, нижней границей которого является возраст 15-16 лет - это завершение учения в общеобразовательной школе и переход к профессионально-трудовой деятельности.
Для этого этапа характерна большая роль воспитательного воздействия. Поэтому практически в любом обществе социализация, протекающая на первых этапах, имеет ярко выраженный воспитательный характер. Отказ общества, от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводит к деформации социализации, доминированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи в транзитивном обществе, отличающемся потерей четких социальных ориентиров и норм.
Под адаптацией понимается приспособление новичка к производству, новому социальному окружению, к условиям труда и особенностям конкретной специальности. Адаптационный период приходится на время, когда человек начинает трудовую деятельность на предприятии или в организации.
Для молодых людей, получающих образование в организациях среднего профессионального образования (СПО), трудовая деятельность начинается еще в процессе обучения, так как знания, умения и навыки, необходимые в конкретной специальности, формируются на теоретических и практических занятиях, во время прохождения производственной практики.
Для подготовки специалистов, востребованных работодателями и способных быстро адаптироваться, образовательному учреждению нужно знать, какие требования предъявляются современным рынком труда в той или иной отрасли.
Важное условие повышения профессиональной адаптации – это организация учебно-воспитательного процесса на каждой ступени обучения, в процессе которого должны формироваться конкретные профессиональные знания и умения, обеспечиваться определенный личностный рост студентов за счет вариативности образовательных программ, разноуровневого обучения, наличия специальных курсов (психология общения, маркетинг, организация малого бизнеса и т.д.) и тренинговых занятий по развитию коммуникативных навыков.
Главная задача социального партнерства состоит в эффективном взаимодействии колледжа и социальных партнеров. Согласно сложившемуся опыту, взаимодействие колледжа с социальными партнерами осуществляется в различных формах по следующим направлениям: совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса: разработка совместных учебно-методических материалов по специальным дисциплинам; организация практического обучения студентов с привлечением специалистов-практиков; учебно-методическое и организационное обеспечение баз профессиональной практики; привлечение ведущих работодателей, являющихся потребителями кадров колледжа, к участию в работе государственных аттестационных комиссий при проведении итоговой государственной аттестации выпускников и др.
Основными социальными партнерами Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сосновоборский политехнический колледж» являются:
1. Филиал концерна «РОСЭНЕРГОАТОМ» «Ленинградская атомная станция».
2. Холдинг «КОНЦЕРН ТИТАН - 2».
3. Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно
исследовательский технологический институт им. А. П. Александрова».
С 2010 являясь куратором группы студентов (32 человека) обучающихся по специальности «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» воспитательный процесс планировался с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. С этой целью был составлен социально – психологический паспорт группы. На основе тестирования были выявлены наклонности и предпочтения, учёт которых в дальнейшем обеспечил личностный рост каждого студента.
Проведение мониторинга на 1 и 2 курсах выявило следующее приоритеты в шкале ценностей: свобода и самостоятельность; друзья и общение; физическое и психическое здоровье. Очевидна возрастная ориентированность на свободу и самореализацию ребят через общение, а так же знания, как признание ценности образования.
На вопрос «Можете ли Вы сказать, что ваша жизнь носит целенаправленный характер?». 62% ответили, что они частично знают, как реализовать свою цель, 35.7% знают точно, как достичь своих целей, доля тех, кто не определился – 3.3%. Тестирование студентов на начальных этапах обучения показало некоторую неопределённость будущих перспектив применения профессиональных навыков, 60% из них сказали, что выбор нашего учебного заведения и будущей специальности был определён их родителями. Учитывая тот факт, что социализация, протекающая на этом жизненном этапе имеет ярко выраженный воспитательный характер, при работе с группой были поставлены следующие задачи:
- формировать у студентов сознательного отношения к своему здоровью, как естественной основе интеллектуального, нравственного, физического, трудового воспитания;
- создать условия для развития личности, как субъекта культуры и собственного жизнетворчества – самоопределения, самореализации;
- оказывать помощь подросткам в развитии их склонностей и способностей;
- формировать трудовую мотивацию, обучать основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
Выполнение данных задач осуществляется на следующих принципах:
- принцип гуманизма: признание личности молодого человека самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого студента.
- принцип демократизации отношений: сохранение права студента на свободный выбор, собственную точку зрения.
- принцип деятельности: создание условий для выбора студентом видов деятельности, отвечающих его способностям и потребностям.
Студенты группы в течение 3-х лет активно участвовали в мероприятиях колледжа, в городских и областных соревнованиях, проводили конференции, праздничные концерты, классные часы и т.д. Перечисление всех направлений их деятельности в рамках данной работы представляется невозможным, поэтому мы остановимся на особо значимых мероприятиях 2013-14 учебного года.
В феврале 2013 года студенты нашей группы приняли участие в региональном форуме «Арт-профи» в городе Кингисеппе Ленинградской области. В марте 2013 студент Шевук С. стал победителем Всероссийского конкурса ОАО «Концерн Росэнергоатом» среди студентов «Знания молодых ядерщиков – атомным станциям», 6 студентов стали призёрами данного конкурса. В этом же году студенты Баженов А. и Болдакаев В. были награждены грамотами Президентской Академии за участие в 11 международной научно-практической конференции «Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра». Студент Куров Р. в сентябре стал победителем научной межрегиональной с международным участием конференции «Год охраны окружающей среды 2013г.- молодёжные инициативы»
В мае 2013 года студенты группы 303к были приглашены Консульством Польской Республики для участия в круглом столе «Шаг на встречу: Российско-Польское деловое сотрудничество» с целью укрепления связей между молодёжью двух стран. Студент группы Фролов А. в 2013 году стал членом сборной Российской Федерации по дзюдо и т.д.
За 4 года обучения в колледже изменился уровень социального, духовного и профессионального развития студентов, очевидны изменения в системе ценностных ориентаций.
Таблица № 1 показывает, что студенты отдают предпочтение ценностям, касающимся, в первую очередь, их настоящего и перспективного индивидуального бытия.
Таблица № 1Распределение ответов на вопрос
Ценность | Очень важно | Важно | Совсем не важно | Затрудняюсь ответить | |||||
I курс | IV курс | I курс | IV курс | I курс | IV | I курс | IV | ||
1.Физическое и психическое здоровья | 40% | 55% | 30% | 40% | 15% | 5% | 15% | 0% | |
2.Работа, профессия | 30% | 45% | 35% | 45% | 10% | 10% | 25% | 0% | |
3.Знания | 45% | 50% | 40% | 45% | 7% | 5% | 8% | 0% | |
4.Друзья | 60% | 50% | 30% | 45% | 7% | 5% | 3% | 0% | |
5.Успех, карьера, статус | 20% | 40% | 35% | 50% | 20% | 5% | 15% | 5% | |
6.Свобода и самостоятельность | 50% | 30% | 30% | 35% | 0% | 25% | 20% | 10% | |
7.Деньги | 75% | 25% | 35% | 35% | 0% | 20% | 0% | 20% | |
8.Творческая самореализация | 30% | 25% | 30% | 50% | 30% | 20% | 10% | 5% | |
9.Удовольствие, развлечение | 80% | 20% | 10% | 30% | 5% | 25% | 5% | 25% | |
10.Религия вера | 10% | 15% | 15% | 35% | 50% | 25% | 25% | 25% |
Таблица № 2 Отношение студентов к различным негативным факторам в студенческой среде
Негативные явления | Относятся | Затрудняюсь ответить | ||||||
Положительно | Безразлично | Отрицательно | ||||||
I курс | IV курс | I курс | IV курс | I курс | IV курс | I курс | IV курс | |
1.Курение | 4% | 5% | 26% | 20% | 40% | 55% | 30% | 25% |
2.Наркомания | 0% | 0% | 0% | 10% | 100% | 80% | 0% | 10% |
3.Проституция | 0% | 0% | 25% | 25% | 75% | 50% | 0% | 25% |
4.Алкоголизм | 0% | 0% | 40% | 30% | 60% | 55% | 0% | 25% |
5.Свободные сексуальные отношения | 0% | 0% | 50% | 40% | 50% | 35% | 0% | 25% |
6.Жестокое отношение к людям | 0% | 2% | 15% | 7% | 80% | 60% | 5% | 31% |
7.Национализм | 10% | 7% | 30% | 15% | 25% | 45% | 35% | 23% |
8.Преступление | 0% | 0% | 10% | 15% | 90% | 85% | 0% | 0% |
9.Азартные игры | 10% | 5% | 20% | 45% | 35% | 45% | 35% | 5% |
10.Мат | 15% | 5% | 50% | 35% | 10% | 40% | 25% | 20% |
Сравнительный анализ показывает переоценку ценностей в течение периода обучения в колледже. Как видно среди студентов в целом преобладает отрицательное отношение к приведённым в таблице асоциальным явлениям. Наибольшее неприятие у респондентов вызволи преступления, наркомания и жестокое отношение молодёжи к другим людям.
Как видно практика, речь должна идти не о восстановления командной системы воспитания, а о создании новой, в которой должен быть подход к молодёжи не как к объекту, а как к субъекту своего развития. Взаимодействие воспитателя с воспитуемыми может быть только как диалог равных субъектов в совместной культурой деятельности
При выполнении данного исследования мы постарались дать анализ особенностей социализации молодежи в современных рыночных отношениях и определить степень влияния на этот процесс системы профессионального образования, и пришли к следующим выводам:
- Социализация является процессом освоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе.
- При рассмотрении социализации молодого поколения важнейшим периодом является фаза начала трудовой деятельности. Именно здесь формируется самосознание и ценностные установки.
- Организация учебно-воспитательного процесса в колледже является важнейшим условием профессиональной адаптации студентов. При этом роль образовательного учреждения заключается в организации всех этапов адаптации: от предоставления полной информации о профессии до моделирования профессиональной карьеры.
- В современных экономических условиях очень актуальной является проблема социального партнерства. Развитие социального партнерства способствует решению проблемы подготовки конкурентоспособных работников среднего звена.
Полученные в ходе работы результаты и выводы позволяют составить более развернутую панорамную картину успешной социализации личности в условиях рыночной экономики и определить степень влияния на процесс социализации личности системы профессионального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/19/picture-334321-1395248473.jpg)
Творческое развитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования
Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковым...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/19/picture-770255-1458409686.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-942847-1571609199.jpg)
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 29.01.08."Оператор швейного образования".
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 29.01.08."Оператор швейного образования&quo...
ВЛИЯНИЕ СМИ НА СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Социальная реальность такова, что в процессе жизнедеятельности приходится постоянно сталкиваться со средствами массовой информации. Поиск учебной и профессиональной информации, проведение досуга ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-719121-1491925746.jpg)
Некоторые аспекты управления процессом формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования.
аспекты управления процессом формирования общих и профессиональных компетенций...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/27/picture-1272724-1619488310.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01.Монтаж приборов и электрических схем систем автоматики для профессии среднего профессионального образования «профессиональный цикл» основной профессиональной образовательной программы СПО подготовки кв
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) - является частью основной образовательной программы (далее - ПООП) в соответствии с федеральным государственным стандартом (далее - ФГОС) ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/26/picture-1074489-1540540881.jpg)
Доклад Формирование конкурентно-способной личности в системе среднего профессионального образования
Доклад Формирование конкурентно-способной личности в системе среднего профессионального образования...