Доклад Формирование конкурентно-способной личности в системе среднего профессионального образования
статья
Доклад Формирование конкурентно-способной личности в системе среднего профессионального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование конкурентно-способной личности в системе среднего профессионального образования»
Андреевская М.А.
В современных условиях подготовка конкурентно-способного специалиста отвечающего потребностям практического здравоохранения - одна из важнейших задач системы среднего профессионального образования. Конкурентоспособность – социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.
Конкурентоспособные личности значительно легче адаптируются к требованиям социальной среды, достигая более высокого уровня профессионального и личностного развития. Профессиональное и личностное развитие – это два взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга процесс. Профессиональное образование должно сформировать у молодого человека готовность к конкурентной борьбе, позволяющую относительно легко войти в профессию и освоить её, найти свое место не только в сфере деятельности, но и жизни.
Первостепенное значение в обеспечении конкурентоспособности работников приобретают личностно-профессиональные качества, при развитии которых у студентов повышается мотивация к процессу обучения, возрастают требования к качеству получаемого образования и совершенствуются профессиональные компетенции. Среди таких качества личности, можно выделить:
- деловые качества (профессиональная сфера): дисциплинированность, трудолюбие, прагматичность, предприимчивость;
- качества, характеризующие отношение к другим людям (сфера взаимодействия между людьми, сфера общения): доброжелательность, сострадание, милосердие общительность, откровенность, коллективизм;
- качества, характеризующие отношение к жизни (эмоциональная сфера): жизнерадостность, разносторонность, оптимизм, увлеченность, активность, стрессоустойчивость;
- индивидуальные качества, повышающие самооценку (сфера собственного «я»): аккуратность, самостоятельность, принципиальность, оригинальность, организованность, рискованность.
Таким образом, в процессе профессионального обучения, освоение учебных программ и профессиональных компетенций основным фактором выступает развитие личности, а основополагающим становится личностно-ориентированный подход.
Для достижения поставленных целей моя воспитательная и учебная деятельность направлена на:
- формирования у студентов устойчивой ориентации на исключительную значимость духовно-нравственной культуры;
- формирование отношения к будущей профессиональной деятельности как личностной и социальной ценности, осознание значимости формирования личностных качеств, формирование потребности в профессиональном и личностном росте;
- создание ситуации доверия и сотрудничества и партнерства в группах, что реализуют равенство, демократизм, взаимопомощь, умение работать в команде;
- использование на занятиях активных методов обучения, что способствует овладению студентом соответствующим объемом знаний, умений и навыков, профессиональными функциями менеджера, развитие способностей решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества;
- создание проблемных ситуации, дискуссионные группы, деловые игры, обогащение содержания образования учебным материалом.
- решение ситуационных задач, что способствует развитие организаторских способностей, способность решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества;
- создание ситуации «рефлексии, самостоятельности и гибкости действий», деловые игры креативного характера;
- использование неимитационных методов обучения, включающих групповые консультации, конференции, олимпиады. Представление результатов анкетирования, самостоятельной внеаудиторной работы, докладов, рефератов, способствует формированию не только профессиональных компетенций, но и развитию общих.
- практические занятия также предусматривают различные формы организации, при которых могут быть использованы как интерактивные, так и имитационные методы обучения. Групповое обсуждение и решение профессиональных проблем помогает всем обучающимся не только определить свою позицию, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением окружающих, но и развивать навыки командной работы, совместного принятия решения, умения анализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне;
- развитие способности проектировать свое профессиональное развитие саморегуляции поведения и деятельности, что позволяет формировать у них такие личностные качества, как умение работать в команде, ответственность за принятое решение, умение анализировать результаты деятельности, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, способность идти на риск, способность к достижению успеха, самостоятельность и др.
В заключение можно сказать, что для формирования конкурентоспособности образовательный и воспитательный процесс в колледже должен быть направлен на: самоактуализацию, саморазвитие и самореализацию студентов в различных видах деятельности; установление субъект–субъектных отношений между педагогом и студентом, активизацию роли студентов в учебной и профессиональной деятельности.
Только помогая обучающимся раскрыть свой потенциал, свои личностные качества, креативность мы можем вырастить конкурентоспособного специалиста.
Литература: 1. Абрагимович М. М. Развитие конкурентно способности выпускников учреждения среднего профессионального образования средствами дополнительного профессионального образования / Профессиональное образование в России и за рубежом.- 2013.- №2 (10).
2. Габитова Э.М Основные качества конкурентно способного специалиста/ Подготовка конкурентно способного как цель современного образования.- Материалы международной научно-практической конференции 20-21 ноября 2011 года. С. 59-60.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования
Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...
Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования
В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и...
Основные аспекты развития личности в условиях среднего профессионального образования
Проблема социализации молодёжи в условиях непрерывного профессионального образования является одной из самых актуальных в условиях современной рыночной экономики России....
ДОКЛАД «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Современная действительность требует от человека как можно более полного понимания и адекватной оценки собственных способностей, умений, навыков и возможностей. Формирование компетенций и саморазвитие...
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ...
Щукина Л.М. Доклад Цифровые образовательные платформы и сервисы для организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования
Щукина Л.М. Доклад Цифровые образовательные платформы и сервисы для организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования...