Творческое развитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования
статья на тему

Гришунина Евгения Петровна

       Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами.           

       Стремление выполнять задачи, требующие большой интеллект, воображение, желание получить знания, мечты, - вот необходимые условия возникновения большого интереса к предметам.

       Самостоятельная работа как средство обучения языку,  рассматривается как специфическая форма образовательного  процесса,  характеризующаяся как деятельность, в которой обучающийся использует все свои  знания и  возможности. На самом деле, это форма самообразования тесно связана с образовательной деятельностью обучающегося  в аудитории. Концепция самостоятельной работы обучающегося в  современной дидактике напрямую совпадает с организующей ролью учителя. Оправданными методиками в этом случае являются нетрадиционные формы урока английского языка, они помогают студентам первого года обучения овладеть навыками выполнения заданий самостоятельно, стимулируют творческий потенциал обучающегося, воображение, желание получить знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое развитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования

Гришунина Е.П.

ГБПОУ НСО «Новосибирский   технологический колледж»

       В современных условиях развития промышленности выпускник среднего профессионального учреждения должен гибко и нестандартно мыслить; применять новое в своей деятельности, оперативно переходить от одного уровня мышления к другому; для ускорения решения, разделить сложную проблему на составные части; профессионально мыслить, принимать оптимально рациональное решение по возникающей проблеме, проявлять оперативность в принятии оптимального решения в рискованных ситуациях.

      Таким образом, главное стратегическое направление развития системы образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – овладения коммуникативной компетенцией.  Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется, когда личность студента находится в центре внимания преподавателя, чтобы традиционная парадигма образования преподаватель - учебник - студент, приобрела вид студент - учебник - преподаватель, отражающая гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

       Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами.            

       Стремление выполнять задачи, требующие большой интеллект, воображение, желание получить знания, мечты, - вот необходимые условия возникновения большого интереса к предметам.

       Самостоятельная работа как средство обучения языку,  рассматривается как специфическая форма образовательного  процесса,  характеризующаяся как деятельность, в которой обучающийся использует все свои  знания и  возможности. На самом деле, это форма самообразования тесно связана с образовательной деятельностью обучающегося  в аудитории. Концепция самостоятельной работы обучающегося в  современной дидактике напрямую совпадает с организующей ролью учителя. Оправданными методиками в этом случае являются нетрадиционные формы урока английского языка, они помогают студентам первого года обучения овладеть навыками выполнения заданий самостоятельно, стимулируют творческий потенциал обучающегося, воображение, желание получить знания.

Нетрадиционные формы урока

       Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Итогом такого урока может быть написание эссе по заданной теме/проблеме, которое обучающиеся выполняют самостоятельно. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всей группы, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  • осуществляется контроль знаний, навыков и умений, обучающихся по определенной теме;
  • создается дополнительная мотивация к изучению иностранного языка;
  • реализуется творческий потенциал обучающегося;
  • предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

             Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий. При подготовке и проведении данных форм обучения, педагоги зачастую используют интернет ресурсы.

        Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности обучающихся, обусловленными определенными целями образования. Поэтому, прежде всего, следует определить, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранного языка могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть.

       Различные виды деятельности от индивидуальных до коллективных обучающиеся среднего профессионального образования осуществляют вне аудитории, самостоятельно.  Деятельность обучающегося производится в соответствии с задачами учебного процесса, без прямого участия педагога. Она представляет собой различные виды деятельности в области образования и воспитания характера самого обучающегося, и должна быть реализована в виде свободного выбора, внутренне мотивированной деятельности.

       Такие задачи помогает решить проектная методика. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами.

       Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Учитель, в таком случае выполняет пассивную роль -    подсказывая   и направляя мысль обучающихся для самостоятельного поиска информации. Но в результате обучающиеся должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

       Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Обучающиеся приобретают навыки критического мышления, или рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи).

       Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.        

       В проектной методике предполагается выступление обучающегося,  и выполнение ряда действий связанных с ним, как то понимание целей деятельности, принятие учебной задачи, давая личную оценку, как своей деятельности,  так и остальных выступающих, представления иных интересов выполнения этой задачи и различные формы учебной деятельности.

        В результате проектной деятельности, обучающийся учится самостоятельно распределять учебные действия во времени, осуществлять самоконтроль в процессе выполнения.

        В процессе обучении иностранному языку в  средних профессиональных учебных заведениях на первый план выступает проблема понимания значимости предмета в сфере профессиональной деятельности обучающихся. Формируя связи профессия-язык, педагогу приходиться опирать не только на требования ФГОС,  но и на собственный опыт и знания в специализации учебного заведения.

       Поэтому наиболее интересной является проектная работа, где обучающиеся могут реализовать свои способности применительно к области знаний  получаемой профессии.

Этапы проектирования

Работа с проектами имеет следующие этапы:

Первый этап - подготовительный.

Предложение темы исследования.

Второй этап- организация работы.

Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. 

Самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы - это сбор информации- обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Третий этап - завершающий ( этап презентации) .

Промежуточный контроль. Обсуждение способа оформления проекта. Документирование проекта. Презентация результатов проекта. Подведение итогов проекта. Выставление оценок.

Четвертый этап - практическое использование результатов проекта

( в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках и т.д.)

      Примером данного вида самостоятельной работы может служить  проекты студентов на тему «Экология» 3 курс специальность «Литейное производство черных и цветных металлов».  Эта тема наиболее интересна и близка студентам старших курсов, так как они уже прошли:

  • активную производственную практику,
  • имеют опыт создания творческих проектов по специальности
  • имеют достаточные знания в получаемой профессии
  • имеют достаточный видео и фото – материал, отснятый в условиях реального производства.

       На первом этапе обучающиеся определяют наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Тема проекта «Кислотные дожди» вызвана её актуальностью в условиях современного этапа индустриализации и модернизации производственных предприятий г. Новосибирска.

       На втором этапе распределяются на группы,  согласовывают материал, выбирают информационные источники. Определяют форму презентации проекта.

Результатом этого проекта являются целый ряд экономически-обоснованных, и технически - применимых  предложений  улучшения системы очистки производственных отходов, выделяемых в атмосферу г. Новосибирска.

       Готовясь к проекту,  студенты:

  • изучили проблему  досконально, опираясь на аутентичные английские тексты;
  •  узнали  рынок производства иностранных систем очистки;
  • применили на практике навыки письма на языке, говорения, чтения;
  • активно использовали информационные технологии, изучая иноязычные сайты металлургических  заводов.
  • применили свои творческие способности на этапе подготовки и презентации проекта (фильм, плакаты, песня и т.д.)

      Такой вид работы активизирует когнитивную и речевую деятельность обучающихся, развивает их интерес к иноязычной, профессиональной литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка. Таким образом, происходит процесс запоминания активного словаря. В то же время формирование словаря  обучающегося приводит к так называемому пассивному запасу лексики. Немаловажным фактом являются межпредметные связи, которые прослеживаются в процессе подготовки проекта.

         

       Современное общество развивается по пути внедрения новых технологий. Существует множество прикладных программ, используемых на производстве. Таким образом, изменились требования к уровню знаний и умений выпускника среднего специального учебного заведения. За время обучения студент должен овладеть знаниями по общим гуманитарным, социально-экономическим, математическим, общим естественнонаучным, общепрофессиональным и социальным дисциплинам, а также практическими навыками.

       Профессионально-ориентированные виды деятельности на уроках иностранного языка являются основой мотивации к получению профессии, её популяризации, и более глубокому изучению предлагаемого материала вне аудитории.

       Проектная методика является эффективным и продуктивным способом исследования. Использование проектов на уроках иностранного языка повышает навыки учащихся в говорении, обеспечивает создание коммуникативной, информационной и эстетической мотивации. Повышается эффективность творческой работы, которая способствует развитию навыков общения на языке и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

       На уроках английского языка обучающиеся анализируют выбранные проблемы и задачи, учатся отстаивать свою позицию. Они должны быть в состоянии оценить полученные в аудитории знания и умения в соответствии с поставленной проблемой и принимать свои собственные решения.  Поэтому, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.

Используемая литература:

  1. Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. — 2002. — №3. — С. 39–41.
  2. Егоров, О. Коммуникативная функция учебного занятия. // Учитель. — 2001. — №1. — С. 13–15.
  3. Казакова, Е.В. Речевые коммуникативные упражнения на уроках иностранного языка в среднем звене. http://www.openclass.ru/lessons/81294
  4. Пассов 2003  Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — м.: Аркти, 2003. — 192 с. (Метод, биб-ка).
  5. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Пособие для учителей иностр. яз. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  6. Пассов, Е.И. Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. — Воронеж, 1980.
  7. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  8. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. — 1991. — №2. — С. 3–10.
  9. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
  10. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
  11. ​ Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
  12.  Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
  13.  Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка. // ИЯШ. — 2002. — №3. — С. 41–46.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования для всех специальностей СПО

Предлагаемые методические указания и контрольные задания содержат методические указания к выполнению контрольной работы, варианты контрольных работ, вопросы для подготовки к зачёту....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ дисциплины «Основы декоративной косметики» и контрольные задания для обучающихся очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ и практические задания  учебной дисциплины   разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ дисциплины ОП.09 Основы декоративной косметики и контрольные задания для обучающихся очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство

Методические рекомендации и практические задания  учебной дисциплины   разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

Методические указания к выполнению практических занятий для студентов очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания к выполнению практических занятий по учебной дисциплине статистика созданы для изучения количественных и качественных сторон общественных явлений, чтобы выявить и оценить масштаб...

ОП.05 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Методические указания и контрольные задания для обучающихся заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторож

Методические указания и контрольные задания для обучающихся заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация...

Краткий курс лекций Русская литература первой половины 19 века обучающихся 1 курса очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования всех специальностей

Уважаемые обучающиеся, данный краткий Курс лекций по литературе 1 половины  19 века поможет вам в подготовке к занятиям и экзамену по литературе....

Доклад на тему: «Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения».

Докладна тему:«Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС  нового поколения»....