Некоторые аспекты управления процессом формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования.
статья
аспекты управления процессом формирования общих и профессиональных компетенций
Скачать:
Предварительный просмотр:
Некоторые аспекты управления процессом формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования.
Перемены, происходящие в мире и стране, заставляют образовательные учреждения идти в ногу со временем, меняться, становиться более гибкими, открытыми, информационно и технологически оснащенными, использующими современные новейшие ресурсы в целях наращивания инновационного потенциала образовательного процесса.
Особо существенными областями для внесения инноваций становятся многообразие миссий, которые реализует образовательное учреждение, современное измерение вклада образования в социокультурное развитие региона, муниципального образования, реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, нацеленного на формирование созидательного, креативного, ответственного и активного гражданина. К числу личностных результатов причислены: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, определение мотивации к обучению, познанию, выбору личной исследовательско - образовательной траектории, умение отстаивать собственные личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности.
Образовательные учреждения СПО в настоящее время должны стремиться к гармонизации образовательного процесса, формированию у студентов гражданских умений и качеств: умение самостоятельно учиться на протяжении всей жизни, объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей, решать различные нестандартные проблемы, то есть обладать должным уровнем сформированности общих и профессиональных компетенций.
Определение содержания и классификации общих и профессиональных компетенций образовательных учреждений СПО предполагает последовательное решение следующих задач: Во-первых, представление существующих подходов к определению содержания образования. Во-вторых, анализ точек зрения на соотношение понятий «умение» и «навык» как компонентов содержания образования.
Разработка механизма управления формированием умений и навыков обучающихся учреждений СПО осуществляется на основе ряда методологических подходов: системно-деятельностный, обеспечивающий системное видение, анализ и проектирование внутренней системы развития компетенций обучающихся и позволяющий конкретизировать используемые принципы и категории диалектики; программно-целевой подход, предполагающий рассмотрение проектирования управления формированием компетенций посредством интегративного представления целей, средств, ресурсов, а также функций руководителей и исполнителей; информационный подход, который обуславливает исследование процесса внутреннего управления как сложной динамической системы, состоящей из последовательных и параллельных процедур, в границах которых выполняются специфические операции по преобразованию информации.
В.А. Болотов и В.В. Сериков подчеркивают, что компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя; 5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; 6) при ориентировании на рынке труда; 7) при необходимости разрешать собственные проблемы: выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов. Данный перечень ситуаций приложения компетентностей как интеграции способов человеческой деятельности, творческого потенциала, опыта проявления личностной позиции может стать основанием для определения перечня самих компетентностей в области их универсального применения в практической ситуации.
Очень важным фактором при освоении обучающимися СПО компетенций, как одним из главных частей процесса обучения, является контроль. Контроль - это сравнение полученных результатов с запланированными целями обучения. Некоторые педагоги классически подходят к формированию процесса контроля, применяют его в основном для получения показателей достигнутого. Проверка освоения компетенций обязана показывать не только точность или неточность результата выполнения задания, но и отвечает ли форма действий данному этапу усвоения.
Формы и методы организации контроля достаточно широко известны так одной из форм контроля качества приобретения компетенций является мониторинг. Отличием традиционного мониторинга образовательных результатов от мониторинга, осуществляемого в условиях введения нового стандарта, является то, что современный мониторинг стал более дифференцирован, осуществляется на единой критериальной и содержательной основе, заданной в стандарте внешней оценкой, известной всем участникам образовательного процесса, в основе, которой - планируемые результаты образования. Видами мониторинга могут являться:
а) входной контроль, который позволяет определить уровень способности обучающихся к построению планов учебной деятельности. Входной контроль проводится после вводных занятий на второй недели обучения, формы представления результатов оценочная ведомость, лист мониторинга учебного процесса,
б) тематический и текущий контроль, проводящийся в соответствии с календаро-тематическим планированием. Входе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть проверено освоение общих и профессиональных компетенций, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Организация мониторинга на уровне учреждения даст возможность отследить динамику характеристик образовательной успешности каждого студента, каждой группы, параллели и в целом по этапам обучения, что позволит получить информацию для определения изменений в системе образовательного учреждения.
Помимо этого, выстроенная подобным способом система контроля с учетом индивидуальных стилей обучающихся, является одним из способов, позволяющих реализовывать здоровьесберегающее обучение, что достаточно актуально, учитывая перегруженность обучающихся, сопряженную с «переизбытком» информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.
В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление тенде...

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.
В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление...

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.
В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выя...

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.
В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выя...

Тестирование в процессе обучения чтению студентов учебных заведений среднего профессионального образования
В настоящее время в российской и зарубежной методике преподавания иностранных языков весьма актуальна проблема контроля речевых умений.Это обусловлено целым рядом причин, главной из которых является в...

Формирование профессиональной мотивации обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования
Формирование профессиональной мотивации обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования...

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПОВАРОВ В ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основные задачи, которые ставит перед собой мастер производственного обучения это:– оптимизация уроков производственного обучения в учебных мастерских;– применение инновационных методов об...