Программа педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ОВЗ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ»
рабочая программа на тему
Правильный образ жизни молодого поколения – залог успеха и благополучия не только его семьи, но и всей нации на долгие годы. Мы, взрослые, шутя называем их «поколение пэпси», но что мы знаем о сегодняшних подростках, их проблемах, стремленьях? Увы, очень мало. А как быть, если подросток – инвалид, у которого трудностей значительно больше? |
Без помощи семьи, поддержки близких обучающийся с ОВЗ не в состоянии справиться со своими проблемами: страхами, комплексами, нагрузками. Ему трудно, он медленно вливается в коллектив, страшится непонимания, насмешек, отвращения противоположного пола и может получить серьёзную психологическую травму, приводящую к домашнему обучению и одиночеству. Дети с ОВЗ даже с нормальным и высоким умственным развитием требуют особого подхода, особого отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prorgramma.doc | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное профессиональное образовательное автономное
учреждение Ярославской области
Заволжский политехнический колледж
Программа педагогического сопровождения семей,
имеющих детей с ОВЗ
«СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ»
Разработали
психолог
Надточей Н.В.,
социальный педагог
Батагова Л.О.,
заместитель
директора по УВР
Ивашкина Е.В.
Ярославль, 2018
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Программа педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ОВЗ
«СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ»
в Заволжском политехническом колледже на 2017 – 2018 учебный год
Основание для разработки программы | Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 №1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» |
Дата и номер правового акта об утверждении программы | |
Заказчик-координатор программы | Институт развития образования Ярославской области |
Основные разработчики | Социальный педагог Батагова Л.О. Психолог Надточей Н.В. Зам. директора по УВР Ивашкина Е.В.
|
Проблема | Правильный образ жизни молодого поколения – залог успеха и благополучия не только его семьи, но и всей нации на долгие годы. Мы, взрослые, шутя называем их «поколение пэпси», но что мы знаем о сегодняшних подростках, их проблемах, стремленьях? Увы, очень мало. А как быть, если подросток – инвалид, у которого трудностей значительно больше? Без помощи семьи, поддержки близких обучающийся с ОВЗ не в состоянии справиться со своими проблемами: страхами, комплексами, нагрузками. Ему трудно, он медленно вливается в коллектив, страшится непонимания, насмешек, отвращения противоположного пола и может получить серьёзную психологическую травму, приводящую к домашнему обучению и одиночеству. Дети с ОВЗ даже с нормальным и высоким умственным развитием требуют особого подхода, особого отношения. |
Цель программы | Повышение психолого-педагогической и воспитательной компетенции родителей (или лиц их замещающих) в семьях, имеющих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по адаптации и интеграции, обучающихся в общество и формирование позитивного отношения с данной категории студентов к семейным ценностям, конструктивного и ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи. |
Задачи программы | 1. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) 2. Правовая поддержка и консультации семей, имеющих обучающихся с ОВЗ 3. Коррекция понимания родителями проблем подростка с ОВЗ, а именно исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребёнка 4. Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в семье и социуме 5. Формирование адекватной самооценки у обучающихся и правильной оценки их возможностей и способностей родителями 6. Помощь в укреплении и развитии семейных традиций 7. Подготовка обучающихся к конструктивному и ответственному отношению к созданию семьи 8. Пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся и их родителей (законных представителей) 9. Организация информационной кампании, направленной на укрепление престижа и роли семьи в обществе. |
Срок реализации программы | 2017 – 2018 учебный год |
Актуальность программы | Средневековый поэт Себастьян Брант писал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Для ребёнка с ОВЗ семья значит больше, чем для других детей. Это его мир, плохой или хороший, но его, и пускать туда чужих он зачастую не хочет. В системе образования в настоящее время разрабатываются разнообразные модели взаимодействия с семьёй, но все понимают, семьи с детьми-инвалидами - особая категория, они в первую очередь относятся к «группе риска». Процесс сотрудничества с такими семьями, его особенности, определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, и деятельностью педагогического коллектива. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми - инвалидами в образовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Очень часто в процессе лечения, воспитания, обучения, становления, социальной интеграции ребенка-инвалида сталкиваются с огромным, часто непреодолимым числом трудностей. От этого порой сами близкие люди ребенка-инвалида пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного его болезнью и переживаниями за его будущее. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, особенно подростка, имеющего ограниченные возможности в среду его здоровых сверстников и дальнейшую его жизнь в социуме, в том числе и создание своей семьи. в этом случае перед педагогическим коллективом стоят следующие: - осуществление информационно – просветительской работы; - осуществление диагностической работы; - осуществление коррекционной работы. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - создание благоприятных условий для самореализации и становления личности студента с ОВЗ. - формирование системы положительных установок в отношении семьи, семейного образа жизни, семейных ценностей у подростков с ОВЗ и их родителей; - расширение знаний родителей по правовым вопросам социальной защиты, повышение педагогической и психологической грамотности родителей; - освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение, раскрытие творческого потенциала семьи, повышение информированности студентов и их родителей о культуре семейных отношений, семейных традициях - объединение воспитательных усилий родителей и педагогов на создание условий для активного и полезного взаимодействия колледжа и семьи по вопросам обучения и воспитания; |
Раздел 1. Общая характеристика
1.1 История проблемы:
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Семья - ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья удручающе влияет на родителей. Если рождение здорового ребенка приносит в жизнь семьи переживания чувства радости, гордости, то рождение ребенка с дефектом расценивается, как жизненная катастрофа. Между тем, по данным статистики в России проживает около 700 тысяч детей с инвалидностью. При этом по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации детей с ограниченными возможностями здоровья намного больше. Расчеты Всемирной Организации Здравоохранения показали, что их должно насчитываться более 900 тысяч (3-4% детской популяции). Самой многочисленной группой среди детей-инвалидов являются дети в возрасте от 10 до 14 лет, второй по численности - дети в возрасте от 15 до 18 лет. Более половины детей-инвалидов - в возрасте от 10 до 18 лет. При этом только 130 тысяч учатся в общеобразовательных школах, 60 тысяч – в специальных, около 40 тысяч получают образование на дому, а более 170 тысяч детей не получают вообще никакого образования.
В соответствии с федеральной целевой программой «Дети-инвалиды», президентской программой «Дети России» создаются территориальные реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и территориальные центры социальной защиты семьи.
В 1997 году в системе организаций социальной защиты действовало 150 специализированных центров, где находилось 30 тыс. детей с тяжелыми умственными и физическими недостатками и 95 отделений реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. 34,7% этих учреждений занимаются реабилитацией детей с детскими церебральными параличами; 21,5 % — с нарушениями умственного и психического развития; 20 % — с соматической патологией; 9,6 % — с нарушением зрения; 14,1 % — с нарушением слуха [4].
Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды», входящая в президентскую программу «Дети России», предусматривает комплексное решение проблем детей с отклонениями в развитии. Она имеет следующие задачи: предупреждение детской инвалидности (обеспечение соответствующей литературой, диагностическими средствами); совершенствование реабилитации (развитие центров реабилитации); обеспечение детей техническими средствами для бытового самообслуживания; укрепление кадров с систематическим повышением квалификации, укрепление материально-технической базы (строительство домов-интернатов, реабилитационных центров, обеспечение их оборудованием, транспортом), создание культурных и спортивных баз.
В Российской Федерации гарантировано право на образование любому ребёнку, независимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей [1]. На родителей государством возложена обязанность, предоставить своему ребенку доступ к образованию [2]. Законодательство России, конвенция ООН о правах ребенка и различные международно-правовые пакты закрепляют права детей-инвалидов на получение образования, физическую, психологическую и социальную реабилитацию в условиях максимальной социальной интеграции.
Однако, анализ теории и практики образования детей с ограниченными возможностями здоровья свидетельствует о том, что образование в специализированных образовательных учреждениях с одной стороны создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся указанной категории в медицинских и педагогических услугах, а с другой – препятствует их социальной интеграции и адаптации, ограничивая их жизненные шансы.
Следствием данного противоречия является то, что в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений круг общения сужается, самооценка падает, закрывается дорога к полноценной жизни, но и в общеобразовательных учреждениях не всегда в полном объёме могут быть реализованы общие и специфические цели образования данной категории детей, направленные на коррекцию и компенсацию недостатков развития педагогическими средствами, социальную реабилитацию, воспитание у них чувства собственного достоинства, преодоление ими чувства мало ценности, формирование адекватных форм социального поведения. То родители
В последние годы социальная политика нашего государства ориентирована на предоставление ребёнку, имеющему ограниченные возможности здоровья, не только определенных льгот и привилегий, но и создание условий развития его потенциальных потребностей. Создается система социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития. Например, создаются реабилитационные центры при учебных заведениях, где ребёнок получает желаемое образование наравне со здоровыми сверстниками с учетом его особых педагогических и психологических потребностей.
В Заволжском политехническом колледже за время существования центра реабилитации получили образование более 100 инвалидов.
Таким образом, обращение к обозначенной теме вызвано рядом объективных проблем.
- Нормативно-правовое обеспечение в учреждениях профессионального образования
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закрепляет право граждан на социальную защиту [1].
Статья 7 часть 1 гласит: «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей…, обеспечивается государственная поддержка…инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
В Федеральном законе от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита рассматривается как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества [3]. В статье 17 говорится о правах инвалидов, семей детей-инвалидов на обеспечение их жилой площадью, о праве на дополнительную жилую площадь в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденных Правительством РФ. Статьи 18-19 этого закона гарантируют детям-инвалидам непрерывность воспитания и обучения, социально-бытовую адаптацию, все необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки, и одно из самых основных направлений – социальная защита детей и отрочества. Статьи 20-24 посвящены занятости инвалидов, установлении квоты при приеме их на работу, условиям труда, правам, обязанностям и ответственности работодателей в обеспечении занятости инвалидов [3].
Основные права детей закреплены в Конвенции ООН «О правах ребенка». Статья 3 провозглашает: «Все действия в отношении ребенка должны в полном объеме учитывать его интересы» [2].
В нашей стране, основываясь на закрепленных в Конвенции ООН правах ребенка, в марте 2007 года Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена очередная федеральная целевая программа «Дети России». К основным задачам Программы относятся обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья; профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности; обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции с обществом и др.
В цели подпрограммы «Дети и семья» входит комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом. В рамках указанной подпрограммы содержится направление «Семья с детьми-инвалидами», предусматривающее решение таких задач, как (перечислим лишь некоторые):
- развитие и ежегодное обновление федерального банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья;
- внедрение современных технологий при оказании консультативной помощи по реабилитации, воспитанию детей-инвалидов в семье и их социальной адаптации;
- внедрение современных технологий и форм реабилитации детей-инвалидов на базе реабилитационных учреждений для детей-инвалидов;
Реализация мероприятий подпрограммы «Здоровое поколение» позволит продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, добиться снижения показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте до 17 лет.
Планируется также внедрить новые реабилитационные технологии, увеличить количество детских реабилитационных центров и укрепить их материально-техническую базу, привить детям-инвалидам профессиональные навыки и создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей-инвалидов.
Создание эффективной системы профилактики детской инвалидности, а также системы реабилитации и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество; создание равных возможностей для детей-инвалидов в получении медицинской помощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения со здоровыми детьми.
Очевидно, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют объективные и субъективные трудности с получением образования. В Российской Федерации принят закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья – специальное образование». В законе сказано, что специальное образование – это система условий, которую создает государство для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения их равными возможностями в получении образования, посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, которые исключают или ограничивают участие этих лиц в жизни общества.
В октябре 2010 года в Институте коррекционной педагогики Российской Академии Образования (РАО) прошло Всероссийское совещание специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Оно было посвященное разработке и внедрению специальных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, проектов «Специального федерального государственного стандарта начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (СФГОС). Разработка и внедрение СФГОС направлены на введение в образовательное пространство всех детей с ограниченными возможностями здоровья, вне зависимости от тяжести их проблем, благодаря чему исключается возможность определения ребенка как «необучаемого». В то же время первый вариант СФГОС направлен на гарантию адекватной специальной помощи самым благополучным детям с ограниченными возможностями здоровья, способным получать образование в среде своих здоровых сверстников, тем самым исключается возможность недооценки особых образовательных потребностей.
Выполняя Закон РФ «О социальной защите инвалидов» в Ярославской области приняты нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов управления и заинтересованных организаций по его реализации.
И в новой редакции Государственной программы о развитии образования в России на 2013-2020 годы (Распоряжение от 15 мая 2013 г.
№ 792-р) Правительство Российской Федерации не забыло упомянуть о правах детей-инвалидов «каждый ребенок-инвалид сможет получить качественное общее образование по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержку в профессиональной ориентации».
Реализация идей социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья нашла отражение в открытии в г. Ярославле в Заволжском политехническом колледже центра профессиональной реабилитации инвалидов (приказ департамента образования Ярославской области № 01-03/130 от 13.04.2005 г.). Профессиональное образование и профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в рамках лицензии. В соответствии с нормативно-правовыми актами, разработано Положение о центре профессиональной реабилитации инвалидов на базе ГПО АУ ЯО Заволжский политехнический колледж, утвержденное департаментом образования Ярославской области в 2005 году.
1.3. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Цель программы:
Повышение психолого-педагогической и воспитательной компетенции родителей (или лиц их замещающих) в семьях обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по адаптации и интеграции обучающихся в общество, формирование позитивного отношения у данной категории студентов к семейным ценностям, конструктивного и ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи.
Исходя из цели программы, были определены следующие задачи
Задачи:
1. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям)
2. Правовая поддержка и консультации семей с обучающимися с ОВЗ
3. Коррекция понимания родителями проблем подростка с ОВЗ, а именно исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребёнка
4. Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в семье и социуме
5. Формирование адекватной самооценки у обучающихся и правильной оценки их возможностей и способностей родителями
6.Помощь в укреплении и развитие семейных традиций
7. Подготовка студентов к конструктивному и ответственному отношению к созданию семьи
8. Пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся и их родителей (законных представителей);
9. Организация информационной кампании, направленной на укрепление престижа и роли семьи в обществе.
Срок реализации 2017 – 2018 учебный год.
Для достижения поставленной цели и решения задач использовались следующие направления:
- семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка;
- семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой совместно со специалистами всегда даёт положительный результат.
Раздел 2. Проблемы семей с подростками с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Решение проблем дезадаптации.
Подростковый возраст – один из важнейших жизненных периодов человека, когда формируется способность к сознательному руководству своим поведением сейчас и в будущем. Основная проблема детей с ограниченными возможностями здоровья – это проблема дезадаптации их в этой жизни в детский, а самое главное в подростковый период.
Причины дезадаптации обусловлены воздействиями факторов самой различной природы: биологических, психологических, педагогических, семейных, социальных и так далее. Социально-эмоциональные нарушения приводят к искажению отношений ребенка с окружающей социальной средой. Отсюда отклонения в поведении, трудности в обучении и общении. Чаще всего дезадаптация возникает вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций: болезни, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, и усугублено это подростковым кризисом – кризисом отношений подростка с друзьями, близкими и вообще со всем окружающим миром. У ребенка возникает представление о себе, как о взрослом. Ему кажется, что он уже перешагнул границы детства. Что все решения он может принимать сам, ни с кем не советуясь, никого не слушая. И это вступает в противоречия с нормами морали послушания, к которой ребенок, а особенно ребенок-инвалид, привык с детства. Эта мораль становится для него неприемлемой. Он дерзит родителям и учителям, часто совершает неадекватные поступки или наоборот замыкается в себе. Ему кажется, что его никто не понимает, и даже, что хотят навредить, излишне опекая его.
К сожалению, семья очень часто становится одной из главных причин дезадаптации подростка-инвалида. Рождение больного ребенка или случившаяся с ним трагедия неизбежно меняет уклад, и особенно, психологический климат в семье. Все члены семьи и в первую очередь мать, находятся в состоянии постоянного эмоционального стресса, который вызывает постоянный страх за ребенка и желание оградить его от всего вокруг. Родители и родственники часто не понимают, что чрезмерная опека вредна. Она ведет к полной эмоциональной и физической зависимости ребенка, постепенному атрофированию физических и умственных способностей, развитию полной апатии к окружающей действительности. Родители не понимают, что подросток, даже если он инвалид, развивается практически по той же схеме, что и здоровые дети и ему необходимо предоставить возможность жить полной жизнью, не ограничивая полностью его самостоятельность, ведь от того, как ребёнок пройдёт этот непростой период, с каким багажом ценностей. поведенческих навыков, необходимых компетенций он оттуда выйдет будет зависеть вся его дальнейшая жизнь и жизнь окружающих его людей.
Резкие гормональные и функциональные изменения в организме приводят к ещё одной проблеме, стоящей перед подростками-инвалидами более остро, чем перед здоровыми детьми - интерес к другому полу. Она обуславливает их обостренное восприятие своей внешности, впечатлению, которое они производят на окружающих в своем подростковом коллективе. Сравнение себя со здоровыми сверстниками часто бывает не в пользу подростка-инвалида и это формирует повышенное ощущение собственной неполноценности, ненужности, отверженности. Он неустойчив, чрезвычайно раним и уязвим Кроме того, почти всегда находятся в состоянии перманентного стресса, что часто выливается в приступы немотивированной агрессии, а чаще всего к затяжной депрессии. У таких подростков практически отсутствует иммунитет на грубость, и часто, к сожалению, детскую и подростковую жестокость, по отношению к более слабым, непохожим и т.п. Они абсолютно не умеют постоять за себя, отстоять свое мнение. Исходя из вышесказанного видно, что главной особенностью воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является не только забота о включении такого ребенка в систему межличностных отношений со сверстниками и взрослыми и с часто с собственными родителями, но и в обеспечении его собственной позитивной внутренней активностью, то есть целенаправленно создать такую ситуацию развития, в которой социальное самочувствие подростка-инвалида было бы в большинстве своем окрашено эмоционально положительными переживаниями. Нужно чтобы преобладало хорошее настроение, накапливался положительный опыт как отношений в социуме, так и в отношениях в семье. Это крайне важно для правильного и здорового психического и личностного развития ребенка.
Рассматривая условия обучения и воспитания по отдельным группам детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в Заволжском политехническом колледже, можно выделить следующие группы:
2.2. Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в семье.
Рождение ребенка с ОВЗ всегда является стрессом для всех членов семьи, по статистике рождение такого ребёнка в 15% приводит к распаду семьи и человек всю жизнь чувствует свою вину пред близкими. Слово инвалид на русский язык переводится как «неценный». Инвалид ограничен в свободе и социальной значимости, у него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная социально-педагогическая поддержка. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.
Жизнь ребенка, страдающего ОВЗ с раннего возраста, принципиально отличается от образа жизни его сверстников. Родители, обеспокоенные его двигательными дефектами, задержкой его психического или речевого развития, стараются сделать все возможное для восстановления его здоровья. Дети с ОВЗ – это постоянные пациенты различных специалистов: ортопедов, неврологов, терапевтов, логопедов и т.д. Они систематически получают медицинскую терапию, физиотерапевтическое лечение, массаж. Большую часть времени они проводят на занятиях лечебной физической культуры с упражнениями на специальных тренажерах, при необходимости проходят лечение. Подобный ритм жизни, постоянное ощущение боли, чувство тревоги и безысходности, исходящее от родителей, приводят к проявлению тревоги, беспокойства и страха у самых маленьких пациентов. Они начинают волноваться и нервничать вместе с родителями, еще не осознавая полностью степени утраты собственного здоровья. Дети испытывают дефицит ласки со стороны родителей. Родители полностью погружены в проблемы здоровья своего ребенка, и обычная родительская ласка отходит на второй план. Ребенок является единственной целью жизни родителей и соответственно центральной фигурой в семье. Ему уделяется чрезмерное внимание. Родители стремятся выполнять все его желания и ограждают «забором» от других людей. Подобное воспитание предполагает формирование черт социальной и эмоциональной незрелости, неразвитости. При столкновении с трудностями он предпочитает отступить, спрятаться, в надежде, что за него, как и раньше, все решат, защитят, оградят от проблем.
Семья с детьми-инвалидами - особая категория, относящаяся к «группе риска». Известно, что процент возникновения психических расстройств в семьях с детьми, имеющими ограничение возможности выше, чем в семьях, не имеющих детей-инвалидов в 2,5 раза. Распад семей с детьми-инвалидами происходит значительно чаще. И не удивительно, ведь такие семьи в процессе лечения, воспитания, обучения, становления, социальной интеграции ребенка-инвалида сталкиваются с огромным, часто непреодолимым числом трудностей. От этого порой сами близкие люди ребенка-инвалида пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного его болезнью и переживаниями за его будущее. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, имеющего ограниченные возможности в среду его здоровых сверстников.
Семья, ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья действует на родителей удручающе, зачастую расценивается ими как жизненная катастрофа. Еще более сложно приходится после подтверждения врачами инвалидности. Родственники испытывают растерянность, беспомощность, страх. Большинство родителей обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни, однако сильный шок, пережитый ими ранее, влияет на их поведение.
Можно выделить несколько схем неправильного поведения родителей, чей ребенок имеет ограниченные возможности здоровья и чаще всего родители этого не понимают, не замечают:
Позиция ребенка | Отношение родителей | Последствия в развитии личности |
1 | 2 | 3 |
«Заласканное детство» | С Слепое обожание, мемелочная опека, потакание во всем, неоправданная ид идеализация его родителями | Замедление социализации, несамостоятельность, инфантильность, эгоизм, капризность, упрямство, ложь, завышенная самооценка |
«Равнодушное детство» | Отчужденность, пренеб-режение интересами ребенка, равнодушие, бесконтрольность | Обостренное самолюбие, замедление эмоционального развития, агрессивность, разоча-рование, уход в собственный мир, недоверие к взрослым |
«Задавленное детство» | Запреты как система вос-питания, чрезмерная требовательность, опека, излишняя строгость, жесткость, систематичес-кие нотации | Проблемы в социализации, неуверенность в себе, страх, обидчивость, заниженная само-оценка, приспособленчество (может быть мстительность и угодничество) |
«Загубленное детство» | Аморальный пример родителей, полная без-контрольность, безнадзор-ность, ребенок свидетель или объект ссор | Признание силы кулака, формирование отрицательного идеала, оправдание собственных недостатков, агрессивность, недисциплинированность, недо-верие к взрослым, скепсис, неверие в будущее |
Подростку при этих «ошибках» родителей категорически не хватает общения со сверстниками. Кроме того, ребенок лишен радостей детства, положительных эмоций и впечатлений. Часто у родителей не хватает ни сил, ни средств, чтобы элементарно сводить ребенка в кафе-мороженое, в кино, в цирк, зоопарк, не говоря уже о туристических поездках, детских лагерях и т.п. Ребенок практически живет «у окна и телевизора». Соответственно, ребенок с ОВЗ вырастает в социально незрелую личность, неадекватно оценивающую себя.
Любой подросток, вступающий в юношеский возраст (14-18 лет) переживает период, существующий между детством и взрослостью, период завершения первичной социализации. Главной чертой этого отрезка является социальная и личностное самоопределение, ориентировка и определения своего места во взрослой жизни.
Подростки, страдающие ОВЗ и являющиеся инвалидами вследствие данного заболевания с детства, находятся в еще более затруднительном положении по сравнению со здоровыми. Романтизм, присущий подростковому возрасту и у больных подростков проявляется в мечтах и фантазиях. Эти подростки так же, как и здоровые, полны желаний быть полезными, влюбляться, совершать подвиги. Они видят себя в роли капитана дальнего плаванья, актрисы, военнослужащего и так далее. То есть у больных подростков преобладает неадекватная самооценка. Исследователи, обратившие внимание на такое несоответствие интересов подростков с ОВЗ и их возможностей, квалифицируют это явление, как компенсаторный личностный механизм, как способ достижения внутреннего комфорта, необходимого для преодоления физической неполноценности. У подростков с ОВЗ отсутствует комплекс утраты, самооценка здоровья строится на основании субъективной оценки актуальных возможностей и самочувствия. Такие дети, как правило, склонны к определенному мазохизму, скрывают проявление усталости, боли, отказываются от помощи, стремятся говорить громче и двигаться быстрее своих здоровых сверстников.
Неадекватная оценка больными своих возможностей, уход от реальности в мир фантазий, может служить серьезной помехой для достижения более будничных, но крайне необходимых для повседневной жизни целей, а в будущем и созданию своей собственной семьи и иногда приводить к серьезному ухудшению состояния здоровья.
Другая категория подростков с ОВЗ – это диаметрально противоположное состояние психики, при котором наблюдается глубокое переживание дефекта, общая пассивность, готовность к подчинению, страх перед неудачей, неуверенность в собственных силах. Такая низкая оценка своих возможностей, да и своей личности в целом, также оказывает отрицательное влияние на постановку и достижение будничных целей, на построение отношений с другими людьми, на профессиональное самоопределение.
Раздел 3. Система основных программных мероприятий
В систему основных мероприятий программы входит реализация комплекса разноплановых, систематических, разновозрастных мероприятий семейной направленности, направленных на формирование семейных ценностей в обществе, укрепление семьи.
В рамках достижения цели предусматривается комплекс следующих мероприятий:
3.1. Правовое просвещение родителей.
В рамках работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ возникла настоятельная необходимость организации семинаров для родителей по правовой защите. Многие родители плохо знают свои права, находятся в неведении, бывают беззащитны. Поэтому целесообразность этих занятий возникла особенно остро. Необходимо помочь родителям, имеющим детей с ОВЗ, сориентироваться в нашем непростом мире, научить их грамотно использовать юридические нормы и положения.
Целью работы по данному направлению является защита прав и интересов обучающихся имеющих ограниченные возможности здоровья, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе. Для этого организован «Правовой всеобуч» на родительских собраниях выступают специалисты из отдела полиции, их присутствие постоянно на совете профилактики, подаются заявки на индивидуальные консультации.
Родители познакомятся: с Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», узнают об специализированных учреждениях Ярославской области, получат интересную и полезную информацию от профессионалов - юристов, врачей, социальных работников.
3.2. Совместные досуговые мероприятия.
Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых.
Досуговая программа – это составляющая часть образовательной программы.
Досуговые мероприятия вносят существенный вклад в обогащение содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру личности, способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально – психологического климата, оказывают позитивное влияние на индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, как у детей, так и у взрослых.
Чем интереснее будет досуг, тем ближе будут взаимоотношения родителей, детей и учителей
Задачи:
- формирование культуры свободного времени;
- освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение;
- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, обучающихся и родителей;
- реализация индивидуальных способностей, коммуникативной деятельности и социализации;
- формирование положительных жизненных ценностей и социально значимых норм;
- раскрытие творческого потенциала семьи, собственных возможностей.
В ГПОАУ ЯО Заволжском политехническом колледже огромное внимание уделяется работе с родителями.
С 2016 - 2017 года коллектив колледжа работал по программе «Формирование ответственной и позитивной родительской позиции в семья с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья», с 2017 – 2018 учебного года колледж работает по программе «Семейный очаг». В эту программу, как и в предыдущую, включены многие формы работы, которые стали традиционными. Например, «круглый стол», на котором присутствуют учащиеся, представители педагогического коллектива, администрация колледжа и родители. Впервые такое мероприятие было проведено 16.11.2006 г. «Как был прожит этот год» - так был назван этот диспут. На мероприятии присутствовала пресса. Материалы круглого стола были помещены в Интерфаксе газеты «Юность». Сейчас «круглый стол» – мероприятие, которое проводится регулярно, и его результативность очень показательна. В начале года на I курсе тема «Ваши ожидания» - первая. На этой встрече обучающиеся с ОВЗ, родители делятся тем, чего они ожидают и хотят получить от колледжа, каких трудностей боятся и чем мы можем помочь этим семьям. Педагоги помогают им понять, как лучше преодолеть страх и проблемы, родители (законные представители) знакомятся с жизнью колледжа, его традициями, распорядком и т.д. Раскрываются перспективы, как на ближайшее время, так и на период всего обучения. В конце года обычно проводится круглый стол «Что нам дал этот год», где подводятся итоги прошедшего года, анализируются проблемы и удачи и ставятся задачи на следующий год.
Особое внимание уделяется классным часам и родительским собраниям. На собраниях специалисты в разных областях знакомят родителей с молодёжными проблемами. Проведение совместно с родителями классных часов, по различной тематике, которые позволяют обучающимся больше узнать о себе и окружающих людях. Они учатся понимать и прощать других людей, давать оценку своим поступкам и поступкам других.
Специалистами колледжа организован кулинарный театр, который работает по программе дополнительного образования «Занимательная кулинария». Это не только приобретение новых знаний и практики в области кулинарного искусства, но и обучение этическим нормам и правилам, личное творческое развитие личности. Родители студентов принимают участие в каждом представлении этого театра, каждый спектакль кулинарных театралов — это яркий красивый праздник, для обучающихся и их родителей всего колледжа.
3.2. Индивидуальная работа.
Одна из главных работ – это работа индивидуальная:
- личные беседы с родителями по обмену информацией о ребенке, обсуждение проблем, решение возникающих вопросов;
- посещение мастерами и классными руководителями детей на дому, где гораздо более ясно можно понять атмосферу, в которой живет обучающийся;
- приглашения родителей на все выступления их детей;
- постоянный телефонный контакт, связанный не только с самочувствием ребенка, но и малейшими изменениями в его поведении, отношении к учебе, общении в коллективе (иногда звонок маме о том, что ее ребенок сегодня непривычно агрессивен или наоборот огорчен, равнодушен, может предотвратить гораздо большие проблемы в будущем).
В каждой группе родители заполняют анкету, где они анализируют состояние их ребенка в колледже. По результатам этой анкеты можно сказать, что все без исключения родители признали динамику в развитии ребенка, его психологической адаптации и очень довольны, что их сын или дочь обучаются в колледже.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя работу с педагогическим коллективом, учащимися и их родителями.
№№ п/п | Наименование мероприятий | Цель мероприятий | Ответственные | Сроки | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | ||||||
I. Работа с инженерно-педагогическими работниками | ||||||||||
1 | Проведение педагогического совета по реализации программы «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ» с повесткой дня «Программа педагогического сопровождения семей имеющих детей с ОВЗ в семьях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» | Ознакомление с программой, введение в проблему, обсуждение программы на методическом совещании | Зам.директора по УВР, психолог, социальный педагог | сентябрь | ||||||
2 | Проведение научно-практических конференций по теме: «Психологические особенности подростков с ОВЗ и работы с родителями таких детей», «Как организовать и мотивировать учащегося с ОВЗ на приобретение знаний, умений и навыков, организовать условия для складывания и реализации его индивидуальной образовательной территории.», «Использование возможности службы медиации колледжа «УСПЕХ» для помощи в решении проблем студентов с ОВЗ» | Ознакомление педагогического коллектива с особенностями работы с родителями чьи дети страдают ОВЗ, повышение качества знаний таких учащихся | Зам.директора по УВР, психолог | Сентябрь – ноябрь-февраль | ||||||
3 | Практиковать в работе использование мультимедийных средств представления информации о формах и методах общения с родителями и обучающимися с ОВЗ (презентации, фото- и видеоматериалы) | Усиление акцента на формировании ответственной и позитивной родительской позиции в семья с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» | Пед. коллектив | в течение года | ||||||
4 | Создание и пополнение информационного банка Федеральных законов, включающих вопросы психолого-педагогической и воспитательной компетенции родителей (или лиц их замещающих) в семьям с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по адаптации и интеграции обучающихся в общество | Повышение эффективности работы с законодательной базой и упрощение ее своевременной актуализации и знакомства с ней родителей | Зам.директора по УВР Социальный педагог | в течение года | ||||||
5 | Формирование комплекта литературы Данной направленности для библиотеки колледжа | Создание банка необходимых материалов для выполнения программы | Библиотекарь | в течение года | ||||||
6 | Обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов работы с родителями | Повышение эффективности процесса работы с родителями | Зам.директора по УВР, психолог, социальный педагог | июнь | ||||||
7 | Проведение социологических исследований по вопросам формирования ответственной и позитивной родительской позиции в семья с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья | Выяснить отношения, психологический климат в семьях детей с ОВЗ | Мастера п/о и классные руководители, психолог, социальный педагог | сентябрь-декабрь | ||||||
II. Работа с родителями | ||||||||||
1 | Тематические родительские собрания по правовым, психологическим и другим темам | Оказание комплексной психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); | Мастера п/о и классные руководители | в течение года | ||||||
2 | Периодическое проведение дискуссионно – информационного мероприятия «круглый стол» по вопросам формирования ответственной и позитивной родительской позиции в семья с обучающимися с ОВЗ | Коррекция понимания родителями проблем подростка с ОВЗ, а именно исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребёнка; | Мастера п/о и классные руководители Зам.директора по УВР, психолог, социальный педагог |
(октябрь-июнь) | ||||||
3 | Предоставление информации о досуговых центрах Ярославля к сведению родителей учащихся | Занятие досуга учащихся для предотвращения психологического дискомфорта, противоправных действий и т.д. | Мастера п/о и классные руководители | сентябрь | ||||||
4 | Привлечение родителей к подготовке и участию в проведении мероприятий колледжа, посвященных юбилейным, праздничным и памятным датам (9 мая, 8 марта, 23 февраля, «День пожилого человека», «День согласия и примирения» и т.п.) | Привлечь внимание родителей к творческому воспитанию детей | Мастера п/о и классные руководители | в течение года | ||||||
5 | Книжная выставка для родителей Оформление стенда «Советы психолога» | Подготовка студентов к конструктивному и ответственному отношению к созданию семьи. | Библиотекарь, психолог | февраль | ||||||
6 | Встреча с сотрудниками правоохранительных органов «Правовой всеобуч» | Профилактика административных и других правонарушений, знакомство с законодательными актами Ярославской области, непосредственно касающихся детей и подростков | Зам.директора по УВР, психолог, социальный педагог | |||||||
7 | Выставление на сайт учебного заведения информационных материалов | Информационно-просветительская | Педагогический коллектив | В течение года | ||||||
8 | Проведение дискуссионно – информационного мероприятия на тему Роль родителей и семейного воспитания для становления нравственно-полового поведения | Подготовка обучающихся и их родителей к конструктивному и ответственному отношению к созданию будущей семьи. | Психолог | апрель | ||||||
III. Работа с учащимися (вовлечение во все мероприятия родителей или лиц их заменяющих) | ||||||||||
Культурно-историческое направление | ||||||||||
1 | Проведение конкурсов среди учащихся на лучшее сочинение, рассказ, стихотворение (в т.ч. на иностранных языках), написание рефератов, защита проектов с участием родителей | Проявить у учащихся интерес к изучаемой тематике и иноязычной культуре | Преподаватель иностранного языка | В течение года | ||||||
2 | Познавательно – интеллектуальная интерактивная игра для обучающихся с ОВЗ «Звезда удачи» с участием родителей или лиц их заменяющих | Расширение круга знаний по теме интерактивной игры | Мастера п/о и классные руководители | декабрь | ||||||
3 | Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы: «Моя родословная», «Я в Ярославле был рожден. Город я в тебя влюблен», «Есть город Ярославль» с участием родителей | Развитие творческого мышления учащихся Выяснить, что учащиеся знают о своей семье, своих корнях, своем городе и дать им возможность рассказать о своей сопричастности к родному городу Помощь в укреплении и развитие семейных традиций. Пропагандированное семейных ценностей среди подростков. | Преподаватели русского языка и литературы, истории | ноябрь | ||||||
4 | Участие в городском конкурсе «Город мастеров», для обучающихся с ОВЗ | Развитие творческого мышления учащихся | Преподаватель истории Мастера п/о и классные руководители, психолог, социальный педагог | декабрь | ||||||
5 | Волонтерская работа экологической направленности по восстановлению памятника природы «Павловская роща» | Пропаганда экологических знаний и бережного отношения к природе родного края. | социальный педагог, психолог | сентябрь | ||||||
Воспитание ЗОЖ | ||||||||||
1 | Конкурс плакатов «Наша жизнь в наших руках», посвященных здоровому образу жизни с привлечением родителей | Пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей); | Мастера п/о и классные руководители, психолог, социальный педагог | ноябрь | ||||||
2 | Встреча с ветеранами спорта – Ярославцами | Воспитание здорового образа жизни, гордости за своих соотечественников | Преподаватель физической культуры | март | ||||||
3 | Практическое занятие «Умеешь ли ты ориентироваться по местным признакам» | Освоение знаний о безопасном поведении человека в экстремальных условиях | Преподаватель ОБЖ | май | ||||||
4 | Беседы об создании будущих семей, семейных ценностях, традициях. | Помощь в укреплении и развитие семейных традиций. Пропагандирование семейных ценностей среди подростков. | Психолог | апрель | ||||||
Патриотическое направление | ||||||||||
1 | Создание выставочных экспозиций «Они сражались за Родину», «Никто не забыт, ничто не забыто» | Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения, формирование гражданской направленности личности | Преподаватель русского языка и литературы | февраль | ||||||
2 | Проведение литературно-музыкальной композиции «И помнит мир, спасенный…» | Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории, гордости за свою Родину | Социальный педагог, преподаватель русского языка и литературы | май | ||||||
3 | Викторины, посвященные Великой Отечественной Войне | Формирование гордости за свой народ и уважения к людям, выстоявшим в этой войне | Преподаватель истории | февраль | ||||||
4 | Проведение встреч с ветеранами ВОВ и локальных военных конфликтов | Формирование чувства патриотизма и гордости за свою Отчизну, свой народ | Зам.директора по УВР, Мастера п/о и классные руководители, социальный педагог | май | ||||||
5 | Возложение цветов и венков к памятникам погибшим воинам. | Воспитание уважения к подвигам своего народа | Зам.директора по УВР, Мастера п/о и классные руководители, социальный педагог | май | ||||||
6 | Участие в праздничном шествии «Бессмертный полк» | Воспитание уважения к подвигам своего народа, своих предков. Формирование семейных ценностей | Зам.директора по УВР, Мастера п/о и классные руководители, социальный педагог | май | ||||||
7 | Беседы с учащимися на тему «Ритуалы ВС, символика России и ВС» | Актуализировать, систематизировать и углубить знания, учащихся об основных ритуалах ВС, символике России и ВС, воспитывать чувство уважения к государственной символике России | Преподаватель ОБЖ | январь | ||||||
8 | Тематический вечер, посвященный Дню защитника отечества «День памяти» | Воспитывать гордость за свою Родину и народных героев | Преподаватель русского языка и литературы | февраль | ||||||
10 | Литературно-музыкальная композиция «Дни воинской славы» | Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения, развивать творческую активность учащихся | Преподаватель русского языка и литературы | май | ||||||
11 | Организация книжной выставки «Военная история России» | Воспитывать интерес к истории своей Родины и подвигу своего народа | Библиотекарь | май | ||||||
12 | Организация показов и обсуждения научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы | Воспитывать чувство уважения к героическому наследию России | Преподаватель ОБЖ | В течение года | ||||||
13 | Проведение встреч с ветеранами ВОВ и локальных военных конфликтов | Формирование чувства патриотизма и гордости за свою Отчизну, свой народ | Мастера п/о и классные руководители, социальный педагог | апрель, май |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации.
- Конвенция ООН «О правах ребенка» от 26 января 1990 г.
- Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
- Федеральная целевая программа «Дети России».
- Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья – специальное образование».
- Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь как средство профилактики детской инвалидности // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
- Андреева Л.В. Сурдопедагогика. М.: Академия, 2005.
- Белявский Б.В., Госпорьян А.С., Новикова М.А. Состояние и задачи профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. М., 2006.
- Бойков Д.И. Технические средства и компьютерные программы для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
- Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития специального образования в России // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
- Гонев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М.: Академия, 2004.
- Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. М.: Просвещение, 1986.
- Ильина С.Ю. Педагогика начального обучения детей с церебральными параличами // Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
- Инновации в российском образовании. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. М.: Изд-во МГУП, 2001.
- Кулинич Г.Г. Родительские собрания по половому воспитанию Москва «ВАКО», 2007.
- Кантор В.З. Инвалиды по зрению в педагогической системе социально-культурной реабилитации. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
- Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
- Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ПСИХО-ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ
ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ПСИХО-ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИЛаврик С., аспирант Михайлова М., аспирант Муравьев С. аспирант ПИФК ГОУ ВПО "МГПУ"В разных странах существую...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития. При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и в...
Программа "Семейный очаг"
laquo;Семейный очаг»Дерюгина Р.Ф. специалист по социальной работег. Октябрьский РБГБУ РБ Западный межрегиональный центр «Семья»Камалова А.Г. заведующий отделения ГБУ РБ Западный МЦ ...
Слово для защиты выпускной аттестационной работы "Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов"
Данная выпускная аттестационная работы была представлена к защите по итогам обучения по программе дополнительного профессионального образования "Социальная работа". В слове для защиты указан...
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных/неуспевающих детей в условии реализации ФГОС.
В своей работе мне приходится учитывать уровень математической подготовки студентов, потому что практическое применение математики требует глубоких знаний, поэтому преподавателю , прежле в...