ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ПСИХО-ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ
статья по теме

ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ПСИХО-ФИЗИЧЕСКИМИ  НЕДОСТАТКАМИ

Лаврик С., аспирант Михайлова М., аспирант Муравьев С. аспирант ПИФК ГОУ ВПО "МГПУ"

В разных странах существуют группы населения, которые относят к так называемым «особым» или «специальным». Это, как правило, инвалиды. Статья 6 Европейской спортивной хартии гласит, что спортом должны быть охвачены все слои населения, включая и названную выше социальную группу населения. Аналогичные записи имеются и во всех законах о спорте, которые приняты в разных странах. Однако в реальной жизни право инвалидов на занятия физической культурой и спортом не всегда реализовано. (2).

К основным категориям нарушенного и отклоняющегося развития относятся: нарушение интеллекта (умственно отсталые дети), задержка психического развития, нарушения зрения, слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи, эмоциональные расстройства (ранний детский аутизм и др.), тяжелые множественные нарушения. (7).

Семья, став субъектом реабилитационной деятельности, способна к реализации огромных потенциальных возможностей. Само понятие «недоразвитие» свидетельствует о том, что развитие не закончено, оно не остановилось и будет продолжаться. Успех во многом зависит от двух факторов: глубины поражения мозга, с одной стороны, и от форм и методов коррекционно-педагогического воздействия, с другой. Поэтому место  «основного помощника» родителям по праву принадлежит физической культуре.

Огромное значение физической культуры в процессах реабилитации обусловлено физиологически, в силу того,  что между деятельностью центральной нервной системы  и работой опорно-двигательного аппарата  человека  существует тесная связь. В скелетной мускулатуре находятся  специфические нервные окончания  (проприорецепторы) , которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг  стимулирующие импульсы.  Исследования подтверждают, что многие функции ЦНС зависят от активности мышц. С одной стороны, задача импульсов, идущих от проприорецепторов, состоит в том, чтобы  сигнализировать мозгу о реализации совершаемых движений, с другой—специфические нервные клетки одновременно повышают общий тонус коры головного мозга, в результате чего возрастает его общая функциональная способность.

Качественные  изменения в организме человека, достигнутые путем оптимального уровня воздействия силы физических нагрузок различного содержания, локального воздействия при формировании фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, развития его функционального потенциала в единстве, являются основой для  формирования резервных возможностей  лидирующих систем (основной компонент в системе двигательного качества). Через развитие системы основных двигательных качеств формируется интегральный эффект в достижении функционального резерва на организменном уровне. В этой связи активно развивается Адаптивная физическая культура (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная  рекреация и адаптивная физическая реабилитация), которая является областью социальной практики, позволяющей эффективно  решать  задачи интеграции инвалидов и лиц с отклонениями  в состоянии здоровья в общество. (4,6).

Результаты исследования показали, что, среди опрошенных большая часть респондентов имеют к физической культуре и спорту позитивное пассивное отношение 63,3 %, а меньшая – 4,1 % - позитивно активное отношение. Почти третья часть опрошенных (32,6 %) имеют к физической культуре и спорту негативное отношение. А ведь именно в семье  закладываются основы  многообразных отношений детей с различными нарушениями к себе, своему здоровью, здоровью близких, к людям, к деятельности. Ребенок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни и опыта самореализации личности.(8)

К сожалению, родители чаще всего недостаточно информирова­ны о положительном влиянии фи­зических упражнений на здоровье ребенка, коррекцию двигательных нарушений, что заметно тормозит их активное участие в реабилитационном процессе. Так, более половины опрошенных (54,8 %) готовы активно приступить к занятиям физической культурой или спортом со своим ребенком, но не знают с чего начать, что может быть полезно, а что вредно для него. Довольно большой процент родителей (36,2 %) настроены пессимистично и считают, что физическая культура и спорт не помощник их горю. 5,1 % родителей думают, что проблемами их семьи должны заниматься только специалисты. И только 3,9 % родителей широко используют средства физической культуры и спорта для реабилитации своего ребенка.

Полученные в ходе исследования данные, позволили нам предположить, что, целенаправленно формируя представления инвалидов и их родителей о возможностях физической культуры и спорта, и используя на практике систему заданий, обеспечивающую полный объем в двигательной активности можно оптимизировать  процесс реабилитации и коррекцию двигательных нарушений по всем показателям.

Использованная литература:

1.                  Буланова О.Е. Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьей как фактор психологической и социальной реабилитации проблемного ребенка. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. кан.псих.наук. - М., 1999.

2.                  Гостев Р.Г. Спорт и законодательство.–М.:НИЦ «Еврошкола», 2001.–438 с.

3.                  Гуськов С.И., Панков В.А. Женьщина. Физическая активность. Здоровье. – М., 2000. – 260 с.

4.                  Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура //АФК. № 1. 2000. – С.2-4.

5.                  Каган В.Е. – Преодоление: неконтактный ребенок в семье. СПб., Фолиант, 1996, - 155 с.

6.                  Шапкова Л.В. Функции адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта. – СПб.; 1998. – 82 с .

7.                  Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. – СПб, 1995.

8. Филимонова, С.И. Физическая культура и спорт – пространство, формирующее самореализацию личности (монография). - М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2004. –313 с., с ил.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sama_statya.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ПСИХО-ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ

Лаврик С., аспирант Михайлова М., аспирант Муравьев С. аспирант ПИФК ГОУ ВПО "МГПУ"

В разных странах существуют группы населения, которые относят к так называемым «особым» или «специальным». Это, как правило, инвалиды. Статья 6 Европейской спортивной хартии гласит, что спортом должны быть охвачены все слои населения, включая и названную выше социальную группу населения. Аналогичные записи имеются и во всех законах о спорте, которые приняты в разных странах. Однако в реальной жизни право инвалидов на занятия физической культурой и спортом не всегда реализовано. (2).

К основным категориям нарушенного и отклоняющегося развития относятся: нарушение интеллекта (умственно отсталые дети), задержка психического развития, нарушения зрения, слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи, эмоциональные расстройства (ранний детский аутизм и др.), тяжелые множественные нарушения. (7).

Семья, став субъектом реабилитационной деятельности, способна к реализации огромных потенциальных возможностей. Само понятие «недоразвитие» свидетельствует о том, что развитие не закончено, оно не остановилось и будет продолжаться. Успех во многом зависит от двух факторов: глубины поражения мозга, с одной стороны, и от форм и методов коррекционно-педагогического воздействия, с другой. Поэтому место «основного помощника» родителям по праву принадлежит физической культуре.

Огромное значение физической культуры в процессах реабилитации обусловлено физиологически, в силу того,  что между деятельностью центральной нервной системы  и работой опорно-двигательного аппарата  человека  существует тесная связь. В скелетной мускулатуре находятся  специфические нервные окончания  (проприорецепторы) , которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг  стимулирующие импульсы.  Исследования подтверждают, что многие функции ЦНС зависят от активности мышц. С одной стороны, задача импульсов, идущих от проприорецепторов, состоит в том, чтобы  сигнализировать мозгу о реализации совершаемых движений, с другой—специфические нервные клетки одновременно повышают общий тонус коры головного мозга, в результате чего возрастает его общая функциональная способность.

Качественные  изменения в организме человека, достигнутые путем оптимального уровня воздействия силы физических нагрузок различного содержания, локального воздействия при формировании фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, развития его функционального потенциала в единстве, являются основой для  формирования резервных возможностей  лидирующих систем (основной компонент в системе двигательного качества). Через развитие системы основных двигательных качеств формируется интегральный эффект в достижении функционального резерва на организменном уровне. В этой связи активно развивается Адаптивная физическая культура (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная  рекреация и адаптивная физическая реабилитация), которая является областью социальной практики, позволяющей эффективно  решать  задачи интеграции инвалидов и лиц с отклонениями  в состоянии здоровья в общество. (4,6).

Результаты исследования показали, что, среди опрошенных большая часть респондентов имеют к физической культуре и спорту позитивное пассивное отношение 63,3 %, а меньшая – 4,1 % - позитивно активное отношение. Почти третья часть опрошенных (32,6 %) имеют к физической культуре и спорту негативное отношение. А ведь именно в семье  закладываются основы  многообразных отношений детей с различными нарушениями к себе, своему здоровью, здоровью близких, к людям, к деятельности. Ребенок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни и опыта самореализации личности.(8)

К сожалению, родители чаще всего недостаточно информированы о положительном влиянии физических упражнений на здоровье ребенка, коррекцию двигательных нарушений, что заметно тормозит их активное участие в реабилитационном процессе. Так, более половины опрошенных (54,8 %) готовы активно приступить к занятиям физической культурой или спортом со своим ребенком, но не знают с чего начать, что может быть полезно, а что вредно для него. Довольно большой процент родителей (36,2 %) настроены пессимистично и считают, что физическая культура и спорт не помощник их горю. 5,1 % родителей думают, что проблемами их семьи должны заниматься только специалисты. И только 3,9 % родителей широко используют средства физической культуры и спорта для реабилитации своего ребенка.

Полученные в ходе исследования данные, позволили нам предположить, что, целенаправленно формируя представления инвалидов и их родителей о возможностях физической культуры и спорта, и используя на практике систему заданий, обеспечивающую полный объем в двигательной активности можно оптимизировать  процесс реабилитации и коррекцию двигательных нарушений по всем показателям.

Использованная литература:

  1. Буланова О.Е. Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьей как фактор психологической и социальной реабилитации проблемного ребенка. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. кан.псих.наук. - М., 1999.
  2. Гостев Р.Г. Спорт и законодательство.–М.:НИЦ «Еврошкола», 2001.–438 с.
  3. Гуськов С.И., Панков В.А. Женьщина. Физическая активность. Здоровье. – М., 2000. – 260 с.
  4. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура //АФК. № 1. 2000. – С.2-4.
  5. Каган В.Е. – Преодоление: неконтактный ребенок в семье. СПб., Фолиант, 1996, - 155 с.
  6. Шапкова Л.В. Функции адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта. – СПб.; 1998. – 82 с .
  7. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. – СПб, 1995.

8. Филимонова, С.И. Физическая культура и спорт – пространство, формирующее самореализацию личности (монография). - М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2004. –313 с., с ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.

Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...

Программа педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ОВЗ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ»

Правильный образ жизни молодого поколения – залог успеха и благополучия не только его семьи, но и всей нации на долгие годы. Мы, взрослые, шутя называем их «поколение пэпси», но что ...

Особеннсоти проведения инклюзивных уроков по физической культуре у слабовидящих детей младшего школьного возраста

Инклюзивный урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач...

Слово для защиты выпускной аттестационной работы "Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов"

Данная выпускная аттестационная работы была представлена к защите по итогам обучения по программе дополнительного профессионального образования "Социальная работа". В слове для защиты указан...

Отношение П.Ф.Лесгафта к занятиям физической культурой в школе.

Петр Францевич Лесгафт -  биолог, анатом, антрополог, врач, педагог. Также известен как создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии, научной системы физического воспитания, и ...

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.В отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность предс...