Контрольно-измерительные материалы по трудовому праву (технические специальности в средних специальных учебных заведениях).
учебно-методическое пособие на тему
В данной публикации приводится пример тестов по трудовому праву. Вопросы тестов соответствуют строению трудового кодекса. При их составлении были использованы как открытые, так и закрытые вопросы, что позволяет определить, насколько глубоко студенты изучили трудовой кодекс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильина Елена Александровна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
Контрольно-измерительные материалы по трудовому праву (технические специальности в средних специальных учебных заведениях).
Трудовое право является одной из ведущих отраслей отечественного права, которое играет большую роль в условиях социально-экономических преобразований в Российской Федерации.
Эта роль напрямую связана с назначением труда для развития общества, а так же тем, что нормы трудового права регулируют общественные отношения в сфере труда.
В связи с коренными изменениями в экономике страны возникла потребность принципиально нового подхода к проблемам правового регулирования трудовых отношений.
Принятия Конституции РФ 1993 г. важнейших федеральных законов, содержащих нормы правового регулирования трудовых отношений требовали реформирования трудового законодательства. Вхождение России в мировое сообщество требует учитывать в российском законодательстве международные стандарты труда. Эти причины определили принятие в 2001 г. нового трудового кодекса, который вступил в действие с 1 февраля 2002 г.
Изучение трудового законодательства в средних специальных учебных заведениях технического профиля имеет очень большое значение, так как молодые специалисты, пришедшие на производство должны не только знать свои права и обязанности, но и уметь применять правовые знания при осуществлении производственной деятельности. В связи с этим в средних специальных учебных заведениях технического профиля введено изучение трудового права, как в составе профессиональных модулей, так и как самостоятельной дисциплины.
Трудовой кодекс РФ направлен на обеспечение прав субъектов трудовых правоотношений, создание работникам надлежащих условий труда, а так же всестороннюю защиту прав и интересов работников и работодателей.
Трудовой кодекс состоит из 6 частей, 14 разделов, в которых содержится 424 статьи.
При изучении трудового законодательства могут быть использованы различные методы. Один из них непосредственная работа с нормативными актами, что само по себе является очень важным и эффективным, так как студенты учатся не просто ориентироваться в трудовом законодательстве, но и уметь применять его в различных ситуациях.
Основная форма обучения в среднем специальном образовании – урок. В ходе урока студенты не только изучают трудовой кодекс, но и разрешают различные проблемные ситуации, решают правовые задачи.
Опрос по изученному материалу может проводиться в различных формах:
- индивидуальный и фронтальный опрос;
- решение задач с использованием трудового кодекса;
- разрешение проблемных ситуаций;
- написание тестов;
Последняя форма проверки знаний имеет смысл в конце процесса обучения, так как экзамена по трудовому праву в средних специальных учебных заведениях технического профиля нет.
В данной публикации приводится пример тестов по трудовому праву. Вопросы тестов соответствуют строению трудового кодекса. При их составлении были использованы как открытые, так и закрытые вопросы, что позволяет определить, насколько глубоко студенты изучили трудовой кодекс.
- Продолжите фразу: «Трудовые отношения возникают вследствие…..».
- Сторонами трудовых отношений является:
- Работник.
- Работодатель.
- Физическое лицо.
- Юридическое лицо.
- Выберите правильное определение: «Коллективный договор – это»:
- Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя.
- Соглашение об оплате труда.
- Соглашение об отношениях между работником и администрацией.
- Правовой акт, регулирующий отношения в коллективе.
- Какие условия входят в трудовой договор?
- Выберите неверный ответ: «По срокам действия договоры делятся на»:
- Срочные.
- Бессрочные.
- На неопределенный срок.
- На срок до 3 лет.
- Трудовой договор вступает в силу с:
- Со дня его подписания сторонами.
- Со дня подписания приказа работодателем.
- Со дня фактического допущения работника к работе.
- С момента, когда работник приступил к работе.
- Трудовой договор заключается:
- С 16 лет.
- С 14 лет.
- С 18 лет.
- С 20 лет.
- Какой документ не нужен при заключении трудового договора?
- Паспорт.
- Диплом.
- Характеристика.
- Документы воинского учета.
- Какие документы необходимы при заключении трудового договора:
- Диплом.
- Медицинская книжка.
- Характеристика.
- Паспорт.
- В каких случаях возможен перевод работника на другую работу без его согласия:
- В случае катастроф и аварий.
- Временный перевод в случае простоя.
- По инициативе работодателя.
- Изменение условий трудового договора.
- Работодатель обязан отстранить работника от работы:
- Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
- Не прошедшего диспансеризацию.
- Опоздавшего на работу на 10 минут.
- Не прошедшего проверку знаний в области охраны труда.
- Вычеркните лишнее: «Трудовой договор прекращается»:
- По соглашению сторон.
- Перевод в другую местность.
- При единственном случае нарушения трудовой дисциплины (опоздание на 10 минут.)
- При невыполнении работником требований администрации.
- Расторжение трудового договора не возможно:
- По соглашению сторон.
- По решению профсоюзной организации.
- По инициативе работника.
- По инициативе работодателя.
- Рабочее время – это:
- Время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности.
- Время, в течение которого работник пребывает на предприятии.
- Время, которое устанавливает администрация.
- Время, за которое работник получает заработную плату.
- Перечислите виды рабочего времени.
- Сокращенный рабочий день устанавливается:
- Для работников в возрасте до 16 лет.
- Для работников в возрасте от 16 до 18 лет.
- Для матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет.
- Для работников с вредными или опасными условиями труда.
- Чем неполное рабочее время отличается от сокращенного рабочего времени?
- В каких случаях невозможна работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени:
- Сверхурочная работа.
- Ненормированный рабочий день.
- По инициативе работодателя.
- Совместительство.
- Кого могут привлечь к сверхурочной работе?
- Работника другой специальности при необходимости закончить начатую работу.
- Работников в возрасте до 18 лет.
- Инвалидов.
- Беременных женщин.
- Перечислите виды времени отдыха.
- Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть:
- Не менее 48 часов.
- Не менее 36 часов.
- Не менее 42 часов.
- Не более 40 часов.
- Привлечение работника к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без его согласия возможно:
- Неотложные ремонтные работы.
- Для предотвращения катастрофы.
- Введение чрезвычайного положения.
- Невозможность приостановления производства.
- Основной оплачиваемый отпуск составляет:
- 28 календарных дней.
- 24 рабочих дня.
- 30 рабочих дней.
- 26 рабочих дней.
- Вычеркните лишнее: «Дополнительный отпуск устанавливается для работников»:
- С вредными условиями труда.
- Женщин, имеющих двоих детей.
- С ненормированным рабочим днем.
- В районах крайнего севера.
- Основной отпуск за 1 год работы предоставляется:
- Через 6 месяцев после начала работы.
- Через 1 год после начала работы.
- До истечения 6 месяцев после начала работы.
- В любое время по желанию работника.
- Продолжите фразу: «Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии……».
- Разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части возможно:
- По соглашению между работником и работодателем.
- Без согласия работника.
- По инициативе работодателя.
- По трудовому соглашению.
- В понятие «Заработная плата» не входит:
- Вознаграждение за труд работника.
- Доплаты и надбавки компенсационного характера.
- Стимулирующие выплаты.
- Единовременные премии.
- Выплата заработной платы может производиться:
- В денежной форме в валюте РФ.
- В купонах.
- В бонах.
- В натуральных продуктах.
- Общий размер удержания из заработной платы не может превышать:
- 20%.
- 25%.
- 33%.
- 50%.
- При выполнении работником работ различной квалификации его труд оплачивается:
- По более высокой квалификации.
- По квалификации самого работника.
- По разряду работка, которого он заменяет (разряд ниже).
- По сумме установленной работодателем.
- Выберите лишнее: «Гарантии компенсации предоставляются»:
- При направлении в служебные командировки.
- При простое по вине работника.
- При исполнении государственных и служебных обязанностей.
- При совмещении работы с обучением.
- Вычеркните лишнее: «Дисциплина труда поддерживается»:
- Объявлением благодарности.
- Премией.
- Замечанием.
- Штрафом.
- Что не относится к дисциплинарным взысканиям?
- Замечание.
- Строгий выговор.
- Выговор.
- Штраф.
- Работодатель обязан в области охраны труда обеспечить:
- Безопасность работников при выполнении трудовых обязанностей.
- Регулярный медицинский осмотр.
- Аттестация рабочих мест.
- Психиатрическое освидетельствование.
- Работник обязан в области охраны труда:
- Соблюдать требования охраны труда.
- Проходить психиатрическое освидетельствование.
- Проходить инструктаж по охране труда за свой счет.
- Уметь применять средства индивидуальной защиты.
- Работник имеет право на охрану труда:
- На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.
- На страхование жизни.
- На обучение безопасным методам труда за счет работодателя.
- На прохождение медицинского осмотра по своему усмотрению за счет работодателя.
- Когда наступает материальная ответственность работодателя перед работником?
- Работник незаконно лишен возможности трудиться.
- За задержку заработной платы работнику.
- За возмещение морального вреда, причиненного работнику.
- Все ответы верные.
- Материальная ответственность работника наступает за:
- Ущерб, причиненный работодателю.
- Неполученные доходы (упущенная выгода).
- Ущерб, причиненный вследствие непреодолимой силы.
- За возмещение затрат, связанных с обучением, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока трудового договора.
- Перечислите способы защиты трудовых прав и свобод.
Ответы на тест:
№ вопроса | Ответы | |||
А | Б | В | Г | |
1 | Заключение трудового договора. | |||
2 | * | * | ||
3 | * | |||
4 | Основные и дополнительные | |||
5 | * | |||
6 | * | * | ||
7 | * | |||
8 | * | |||
9 | * | * | ||
10 | * | * | ||
11 | * | * | * | |
12 | * | |||
13 | * | |||
14 | * | |||
15 | Нормальное, сокращенное, неполное, ночное, сверхурочные работы, ненормированный рабочий день. | |||
16 | * | * | * | |
17 | Неполное рабочее время – по соглашению сторон, с заработной платой пропорциональной отработанному времени. Сокращенное рабочее время - по трудовому законодательству. | |||
18 | * | |||
19 | * | |||
20 | Перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни, отпуска | |||
21 | * | |||
22 | * | * | ||
23 | * | |||
24 | * | |||
25 | * | |||
26 | Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков. | |||
27 | * | * | ||
28 | * | |||
29 | * | |||
30 | * | |||
31 | * | |||
32 | * | |||
33 | * | * | ||
34 | * | * | ||
35 | * | * | ||
36 | * | |||
37 | * | * | ||
38 | * | |||
39 | * | |||
40 | Самозащита, защита профсоюзов, государственный надзор и контроль, судебная завщита. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие для студентов первого курса средних профессиональных учебных заведений по теме "Решение показательных уравнений".
Данное методическое пособие охватывает материал по теме: «Решение показательных уравнений». При решении задач по предложенной теме студенту необходимо владеть комплексом умений, а также новыми знаниям...
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ Методические указания, контрольные и практические задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений сельскохозяйственных специальностей
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИМетодические указания, контрольные и практические задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений для сельскохозяйственных специальностей...
обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».
В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...
Аттестационные педагогические измерительные материалы по дисциплине Трудовое право и охрана труда для специальности 160108 Производство летательных аппаратов. Самолетострение
Аттестационные педагогические измерительные материалы...
Программа промежуточной аттестации по дисциплине Трудовое право и охрана труда для специальности 160108 Производство летательных аппаратов. Самолетостроение.
Программа промежуточной аттестации...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Трудовое право и охрана труда" для специальности 160108 Производство летательных аппаратов. Самолетостроение
Самостоятельные работы...
О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Стаья О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХВ.Н. Баукин, Ю.И. Строев, В.В. Тюленева, Л.П. Чурилов, Ю.А. ФесенкоФельдшерский медицинский колледж,Медицинский факультет СПб...