Контрольно-измерительные материалы по трудовому праву (технические специальности в средних специальных учебных заведениях).
учебно-методическое пособие на тему

Ильина Елена Александровна

В данной публикации приводится пример тестов по трудовому праву. Вопросы тестов соответствуют строению трудового кодекса. При их составлении были использованы как открытые, так и закрытые вопросы, что позволяет определить, насколько глубоко студенты изучили трудовой кодекс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Ильина Елена Александровна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы  «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

Контрольно-измерительные материалы по трудовому праву (технические специальности в средних специальных учебных заведениях).

        Трудовое право является одной из ведущих отраслей отечественного права, которое играет большую роль в условиях социально-экономических преобразований в Российской Федерации.

        Эта роль напрямую связана с назначением труда для развития общества, а так же тем, что нормы трудового права регулируют общественные отношения в сфере труда.

        В связи с коренными изменениями в экономике страны возникла потребность принципиально нового подхода к проблемам правового регулирования трудовых отношений.

        Принятия Конституции РФ 1993 г. важнейших федеральных законов, содержащих нормы правового регулирования трудовых отношений требовали реформирования трудового законодательства. Вхождение России в мировое сообщество требует учитывать в российском законодательстве международные стандарты труда. Эти причины определили принятие в 2001 г. нового трудового кодекса, который вступил в действие с 1 февраля 2002 г.

        Изучение трудового законодательства в средних специальных учебных заведениях технического профиля имеет очень большое значение, так как молодые специалисты, пришедшие на производство должны не только знать свои права и обязанности, но и уметь применять правовые знания при осуществлении производственной деятельности. В связи с этим в средних специальных учебных заведениях технического профиля введено изучение трудового права, как в составе профессиональных модулей, так и как самостоятельной дисциплины.

        Трудовой кодекс РФ направлен на обеспечение прав субъектов трудовых правоотношений, создание работникам надлежащих условий труда, а так же всестороннюю защиту прав и интересов работников и работодателей.

        Трудовой кодекс состоит из 6 частей, 14 разделов, в которых содержится 424 статьи.

        При изучении трудового законодательства могут быть использованы различные методы. Один из них непосредственная работа с нормативными актами, что само по себе является очень важным и эффективным, так как студенты учатся не просто ориентироваться в трудовом законодательстве, но и уметь применять его в различных ситуациях.

        Основная форма обучения в среднем специальном образовании – урок. В ходе урока студенты не только изучают трудовой кодекс, но и разрешают различные проблемные ситуации, решают правовые задачи.

        Опрос по изученному материалу может проводиться в различных формах:

  • индивидуальный и фронтальный опрос;
  • решение задач с использованием трудового кодекса;
  • разрешение проблемных ситуаций;
  • написание тестов;

Последняя форма проверки знаний имеет смысл в конце процесса обучения, так как экзамена по трудовому праву в средних специальных учебных заведениях технического профиля нет.

        В данной публикации приводится пример тестов по трудовому праву. Вопросы тестов соответствуют строению трудового кодекса. При их составлении были использованы как открытые, так и закрытые вопросы, что позволяет определить, насколько глубоко студенты изучили трудовой кодекс.

  1. Продолжите фразу:  «Трудовые отношения возникают вследствие…..».
  2. Сторонами трудовых отношений является:
  1. Работник.
  2. Работодатель.
  3. Физическое лицо.
  4. Юридическое лицо.
  1. Выберите правильное определение: «Коллективный договор – это»:
  1. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя.
  2. Соглашение об оплате труда.
  3. Соглашение об отношениях между работником и администрацией.
  4. Правовой акт, регулирующий отношения в коллективе.
  1. Какие условия входят в трудовой договор?
  2. Выберите неверный ответ: «По срокам действия договоры делятся на»:
  1. Срочные.
  2. Бессрочные.
  3. На неопределенный срок.
  4. На срок до 3 лет.
  1.  Трудовой договор вступает в силу с:
  1. Со дня его подписания сторонами.
  2. Со дня подписания приказа работодателем.
  3. Со дня фактического допущения работника к работе.
  4. С момента, когда работник приступил к работе.
  1. Трудовой договор заключается:
  1. С 16 лет.
  2. С 14 лет.
  3. С 18 лет.
  4. С 20 лет.

  1. Какой документ не нужен при заключении трудового договора?
  1. Паспорт.
  2. Диплом.
  3. Характеристика.
  4. Документы воинского учета.
  1. Какие документы необходимы при заключении трудового договора:
  1. Диплом.
  2. Медицинская книжка.
  3. Характеристика.
  4. Паспорт.
  1.  В каких случаях возможен перевод работника на другую работу без его согласия:
  1. В случае катастроф и аварий.
  2. Временный перевод в случае простоя.
  3. По инициативе работодателя.
  4. Изменение условий трудового договора.
  1.  Работодатель обязан отстранить работника от  работы:  
  1. Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
  2. Не прошедшего диспансеризацию.
  3. Опоздавшего на работу на 10 минут.
  4. Не прошедшего проверку знаний в области охраны труда.
  1.  Вычеркните лишнее: «Трудовой договор прекращается»:
  1. По соглашению сторон.
  2. Перевод в другую местность.
  3. При единственном случае нарушения трудовой дисциплины (опоздание на 10 минут.)
  4. При невыполнении работником требований администрации.

  1.  Расторжение трудового договора не возможно:
  1. По соглашению сторон.
  2. По решению профсоюзной организации.
  3. По инициативе работника.
  4. По инициативе работодателя.
  1.  Рабочее время – это:
  1. Время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности.
  2. Время, в течение которого работник пребывает на предприятии.
  3. Время, которое устанавливает администрация.
  4. Время, за которое работник получает заработную плату.

  1.  Перечислите виды рабочего времени.
  2.  Сокращенный рабочий день устанавливается:
  1. Для работников в возрасте до 16 лет.
  2. Для работников в возрасте от 16 до 18 лет.
  3. Для матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет.
  4. Для работников с вредными или опасными условиями труда.
  1.  Чем неполное рабочее время отличается от сокращенного рабочего времени?
  2.  В каких случаях невозможна работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени:
  1. Сверхурочная работа.
  2. Ненормированный рабочий день.
  3. По инициативе работодателя.
  4. Совместительство.
  1.  Кого могут привлечь к сверхурочной работе?
  1. Работника другой специальности при необходимости закончить начатую работу.
  2. Работников в возрасте до 18 лет.
  3. Инвалидов.
  4. Беременных женщин.
  1.  Перечислите виды времени отдыха.
  2.  Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть:
  1. Не менее 48 часов.
  2. Не менее 36 часов.
  3. Не менее 42 часов.
  4. Не более 40 часов.
  1.  Привлечение работника к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без его согласия возможно:
  1. Неотложные ремонтные работы.
  2. Для предотвращения катастрофы.
  3. Введение чрезвычайного положения.
  4. Невозможность приостановления производства.
  1.  Основной оплачиваемый отпуск составляет:
  1. 28 календарных дней.
  2. 24 рабочих дня.
  3. 30 рабочих дней.
  4. 26 рабочих дней.
  1.   Вычеркните лишнее: «Дополнительный отпуск устанавливается для работников»:
  1. С вредными условиями труда.
  2. Женщин, имеющих двоих детей.
  3. С ненормированным рабочим днем.
  4. В районах крайнего севера.
  1.  Основной отпуск за 1 год работы предоставляется:
  1. Через 6 месяцев после начала работы.
  2. Через 1 год после начала работы.
  3. До истечения 6 месяцев после начала работы.
  4. В любое время по желанию работника.
  1.  Продолжите фразу: «Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии……».
  2.  Разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части возможно:
  1. По соглашению между работником и работодателем.
  2. Без согласия работника.
  3. По инициативе работодателя.
  4. По трудовому соглашению.
  1. В понятие «Заработная плата» не входит:
  1. Вознаграждение за труд работника.
  2. Доплаты и надбавки компенсационного характера.
  3. Стимулирующие выплаты.
  4. Единовременные премии.
  1.  Выплата заработной платы может производиться:
  1. В денежной форме в валюте РФ.
  2. В купонах.
  3. В бонах.
  4. В натуральных продуктах.
  1.  Общий размер удержания из заработной платы не может превышать:
  1. 20%.
  2. 25%.
  3. 33%.
  4. 50%.
  1.  При выполнении работником работ различной квалификации его труд оплачивается:
  1. По более высокой квалификации.
  2. По квалификации самого работника.
  3. По разряду работка, которого он заменяет (разряд ниже).
  4. По сумме установленной работодателем.
  1.  Выберите лишнее: «Гарантии компенсации предоставляются»:
  1. При направлении в служебные командировки.
  2. При простое по вине работника.
  3. При исполнении государственных и служебных обязанностей.
  4. При совмещении работы с обучением.
  1.  Вычеркните лишнее: «Дисциплина труда поддерживается»:
  1. Объявлением благодарности.
  2. Премией.
  3. Замечанием.
  4. Штрафом.
  1.  Что не относится к дисциплинарным взысканиям?
  1. Замечание.
  2. Строгий выговор.
  3. Выговор.
  4. Штраф.
  1.  Работодатель обязан в области охраны труда обеспечить:
  1. Безопасность работников при выполнении трудовых обязанностей.
  2. Регулярный медицинский осмотр.
  3. Аттестация рабочих мест.
  4. Психиатрическое освидетельствование.

  1.  Работник обязан в области охраны труда:
  1. Соблюдать требования охраны труда.
  2. Проходить психиатрическое освидетельствование.
  3. Проходить инструктаж по охране труда за свой счет.
  4. Уметь применять средства индивидуальной защиты.
  1.  Работник имеет право на охрану труда:
  1. На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.
  2. На страхование жизни.
  3. На обучение безопасным методам труда за счет работодателя.
  4. На прохождение медицинского осмотра по своему усмотрению за счет работодателя.
  1.  Когда наступает материальная ответственность работодателя перед работником?
  1. Работник незаконно лишен возможности трудиться.
  2. За задержку заработной платы работнику.
  3. За возмещение морального вреда, причиненного работнику.
  4. Все ответы верные.
  1.  Материальная ответственность работника наступает за:
  1. Ущерб, причиненный работодателю.
  2. Неполученные доходы (упущенная выгода).
  3. Ущерб, причиненный вследствие непреодолимой силы.
  4. За возмещение затрат, связанных с обучением, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока трудового договора.
  1.  Перечислите способы защиты трудовых прав и свобод.

Ответы на тест:

№ вопроса

Ответы

А

Б

В

Г

1

Заключение трудового договора.

2

*

*

3

*

4

Основные и дополнительные

5

*

6

*

*

7

*

8

*

9

*

*

10

*

*

11

*

*

*

12

*

13

*

14

*

15

Нормальное, сокращенное, неполное, ночное, сверхурочные работы, ненормированный рабочий день.

16

*

*

*

17

Неполное рабочее время – по соглашению сторон, с заработной платой пропорциональной отработанному времени. Сокращенное рабочее время - по трудовому законодательству.

18

*

19

*

20

Перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни, отпуска

21

*

22

*

*

23

*

24

*

25

*

26

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков.

27

*

*

28

*

29

*

30

*

31

*

32

*

33

*

*

34

*

*

35

*

*

36

*

37

*

*

38

*

39

*

40

Самозащита, защита профсоюзов, государственный надзор и контроль, судебная завщита.

   

     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для студентов первого курса средних профессиональных учебных заведений по теме "Решение показательных уравнений".

Данное методическое пособие охватывает материал по теме: «Решение показательных уравнений». При решении задач по предложенной теме студенту необходимо владеть комплексом умений, а также новыми знаниям...

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ Методические указания, контрольные и практические задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений сельскохозяйственных специальностей

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИМетодические указания, контрольные и практические задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений для сельскохозяйственных специальностей...

обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».

         В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только  знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...

О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Стаья О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХВ.Н. Баукин, Ю.И. Строев, В.В. Тюленева, Л.П. Чурилов, Ю.А. ФесенкоФельдшерский медицинский колледж,Медицинский факультет СПб...