О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
статья на тему
Стаья О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
В СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
В.Н. Баукин, Ю.И. Строев, В.В. Тюленева, Л.П. Чурилов, Ю.А. Фесенко
Фельдшерский медицинский колледж,
Медицинский факультет СПбГУ' Медицинский колледж СПбГУ,
ЛГУ им. А.С. Пушкина,
Санкт-Петербург
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_povyshenii_kachestva_obucheniya.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
В СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
В.Н. Баукин, Ю.И. Строев, В.В. Тюленева, Л.П. Чурилов, Ю.А. Фесенко
Фельдшерский медицинский колледж,
Медицинский факультет СПбГУ' Медицинский колледж СПбГУ,
ЛГУ им. А.С. Пушкина,
Санкт-Петербург
Н.И. Пирогов, как руководитель первых в мировой военно-полевой медицине отрядов сестер милосердия (1853-54 гг.), обладавший немалым опытом педагогической работы с медсестрами, утверждал, что кадры надо подбирать из числа женщин, носящих в своей душе огонь бескорыстной любви к своему делу и к тем людям, для которых оно делается: «Наша сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть женщиной с практическим рассудком и с хорошим техническим образованием, а при том она непременно должна сохранить чувствительное сердце» [1]. При обороне Севастополя под руководством Пирогова отличились 68 медсестёр. До 1917 года в России их насчитывалось всего 10000. Ныне медицинская сестра олицетворяет собой самую массовую профессию в здравоохранении России. В наше время возникло понятие - «синдром эмоционального выгорания», который характеризует состояние людей, находящихся в в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи, и выражается в физическом, эмоциональном и умственном истощении. Этот синдром проявляется и в профессии медицинской сестры (медбрата). Поэтому вопросы подготовки медицинских кадров среднего звена становятся все более актуальными. Это волнует не только преподавателей и администрацию учебных заведений, но
в большей степени администрацию и работников лечебно-профилактических учреждений, куда подготовленные специалисты среднего звена приходят на работу, а, в конечном счете - пациентов, людей, пользующихся медицинскими услугами. Поэтому все они пытаются найти оптимальные пути повышения качества работы медиков.
Думается, что первым и основным условием хорошей успеваемости студентов является заинтересованность самих студентов в приобретении знаний (а не только диплома!). Эти знания необходимы для уверенного исполнения своих служебных обязанностей. Таким образом, это в высокой степени зависит от обучаемого студента. Поскольку обучение в медицинских учебных заведениях является только очным, то непременным условием является регулярное посещение занятий. Следует подчеркнуть, что пропуски занятий ведут к пробелам в получении знаний, следовательно, снижают качество образования. Для проведения занятий требуется определенная материально-техническая база - наличие и качество аудиторий, кабинетов, их оснащенность, наличие наглядных пособий, технических средств обучения. Для аудиторий необходимы теплые, светлые помещения, отсутствие мешающего работе шума, на лекциях необходима возможность видеть и хорошо слышать лектора, на практических занятиях - возможность делового контакта с преподавателем, а при работе в больнице - возможность получить от него необходимую помощь.
Учебный процесс целесообразно построить таким образом, чтобы программа обеспечивала последовательность приобретения знаний, то есть преемственность в изучении предметов, чтобы изучаемая дисциплина обеспечивала успешное освоение следующей. Нельзя требовать и ожидать от всех студентов одинаковых успехов в учебе, в скорости приобретения знаний, ибо у всех разные способности, однако каждый должен получить
полноценные знания. И тогда после успешного завершения обучения он найдет себе специальность в пределах избранной профессии. При изучении сестринского дела необходимо поэтапно совершенствовать отработку техники манипуляций, в частности, при изучении клинических дисциплин, а также во время учебно-производственной практики. За ходом этого процесса необходим пристальный контроль преподавателя.
При изучении клинических дисциплин важно обратить особое внимание на овладение студентами методикой обследования больного, прочувствовать важность субъективного и объективного исследований под постоянным контролем преподавателя. При этом важно - познавать болезни у постели больного, научиться делать анализ полученных субъективных и объективных данных, строить мысленно модель болезни и уметь намечать необходимое лечение. При изучении неотложных состояний необходимо обратить пристальное внимание на алгоритм действий при выведении больного из такого состояния, на овладение техникой этих действий, на дозировки и способы введения лекарственных препаратов.
При работе преподавателя над повышением качества обучения нельзя забывать о значении этико-деонтологических представлений и знаний об истории отечественной медицины, о роли отечественных ученых-медиков, что тесно связано с воспитанием у студентов чувства патриотизма. Ведь именно история дает личностно-биографические примеры, которым медик стремится следовать в профессиональной деятельности, вдохновляющие его на труд и творчество.
Все сказанное приобретает особый смысл сегодня, поскольку для повышения уровня образования медицинских сестер четыре года назад приказом Минздрава России № 209 от 25.06.2002 г. «О внесении дополнения в приказ Минздрава России от 27.08.99 № 337 «О номенклатуре
специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» была введена специальность 040601 «Управление сестринской деятельностью», дающая право получения медицинскими сестрами высшего образования.
Не случайно, что в Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова в соответствии с «Программой формирования
инновационного образовательного пространства», реализуемой в рамках Национального проекта «Образование», на факультете высшего сестринского образования уже разработана модель непрерывного профессионального развития по данной специальности. В ходе ее разработки был использован опыт отечественной системы повышения квалификации врачей и провизоров, в которой важное значение имеют следующие особенности: государственный, плановый характер обучения; его обязательность на протяжении всей профессиональной деятельности; соблюдение этапности и разнообразия форм и методов, единства науки и практики [2].
Список литературы
- Война и милосердие. Сборник трудов Н.И. Пирогова — М.:
Издательство «Свято-Димитриевское училище сестер
милосердия», 2003. — 320 с.
- Бражников А.Ю., Камынина И.Н., Фурсова Т.Н. Анализ мнений
потенциальных участников накопительной системы зачета кредитов в рамках послевузовского образования//
Медицинская сестра. - 2007. - №3. - С. 7-10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
В статье рассмотрены активные методы обучения, как средства повышения качества образовательного процесса в медицинском колледже, так как умелое владение преподавателями современными образователь...
Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена
Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....
РОЛЬ БИНАРНЫХ ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА
Наряду с традиционными методами проведения занятий полноправное место при подготовке квалифицированных средних медицинских работников в медицинском техникуме занимает бинарная модель обучения – взаимо...
РОЛЬ БИНАРНЫХ ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА
Бинарное внеаудиторное занятие «Скелет изучаем, про кости все знаем» по дисциплинам «Анатомия и физиология человека» и «Основы латинского языка». Занятие проходило в виде конкурса между двумя ко...
Значение обучения студентов средних профессиональных учебных заведений физкультурно-спортивного профиля умению внедрять инновационные оздоровительные технологии
Как научить будущих педагогов и тренеров работать, применяя оздоровительные технологии...
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...