Диверсификационная программа по дисциплине: "Психология общения".
рабочая программа по теме

В данном файле представленна Программа по курсу «Психология общения» (для воспитанников детского дома).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"

Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

_________________Т.В. Иванова

"____"________________ 2015 г.

        

Программа по курсу

«Психология общения»

(для воспитанников детского дома)

Разработчик

преподаватель Е.Г. Семенова

Рассмотрен и одобрен

на заседании цикловой комиссии

общественных и гуманитарных  дисциплин

Протокол №___

от "__"_____________ 2015 г.

Председатель комиссии

_____________Г.Н.Волина

                

Владикавказ

 2015

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины                                  3
  2. Структура и содержание учебной дисциплины                                         4
  3. Условия реализации программы дисциплины                                           7
  4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплин                               9
  1. ПАСПОРТ ДИВЕРСИФИКАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
  2. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Психология общения является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, профессиональной подготовке и программах повышения квалификации и переподготовки работников входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • пользоваться психологическими методами изучения особенностей личности (тестами, поведенческими реакциями);
  • исследовать межличностные отношения в группе, определять статус каждого работника в группе;
  • выделять личные качества собеседника, важные для успешного общения;
  • вырабатывать стратегию поведения в конфликтной ситуации, разрешать конфликты, возникающие в коллективе.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные принципы и методы психологии;
  • эмоционально – волевые, когнитивные индивидуально типологические особенности личности;
  • виды и средства общения, социально-ролевое общение, коммуникация и психология общения
  • конфликты и стратегия поведения в конфликтной ситуации;
  • типы людей по поведению в конфликте;
  • .

Наименование темы

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

Раздел 1

Введение в психологию

-

Тема 1.1.Вопросы общей психологии

Содержание учебного материала

1.Понятие психологии.

2.Основные методы психологии

3.Понятие психики и сознания.

2

2

1

Раздел 2

Психология личности, её структура

Тема 2.1. Понятие личности, её структура

Содержание учебного материала

1. Понятие личности в психологии.

Свойства личности.

2.Структура личности

4

1

1

Тема 2.2.

Индивидуально-типологические особенности личности

Содержание учебного материала

1.Когнитивные, эмоционально-волевые и индивидуально-типологические особенности личности

2.Способности, интересы, темперамент характер.

1

1

Практические занятия

1.Изучение типа темперамента и черт характера собственного «Я».

2.Изучение процессов памяти собственного «Я».

2

2

Раздел 3 Психологические аспекты малых групп и коллективов

4

Тема 3.1. Малая социальная группа, её психологическая характеристика

Содержание учебного материала

1.Понятие группы. Виды групп и их состав.

2.Понятие малой группы.

3.Коллектив, его основные характеристики

1

1

.

Тема 3.2 Феноменология группы

Содержание учебного материала

1.Понятие феномена. Основные феномены малых социальных групп.

2.Подражание, групповое давление, конформизм, конкуренция, сотрудничество, нормы.

1

1

Практические занятия.

1.Социометрическое исследование группы.

2.Изучение атмосферы в группе

2

2

Раздел 4

Психология общения и коммуникации.

22

Тема 4.1.

Психологические аспекты человеческого общения

Содержание учебного материала

1.Понятие общения, виды общения; три стороны общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная.

2.Средства общения: вербальные и невербальные; функции общения.

4

1

Практические занятия

1.Тестирование: «Умеете ли вы слушать?», «Хорошо ли Вы умеете слушать?» «Умеете ли вы общаться», «Насколько Вы общительны? Робки? Контактны?» «Ваш стиль общения».

4

2

Тема 4.2.

Общение как межличностное взаимодействие

Содержание учебного материала

1.Роли и ролевые ожидания в процессе общения. Ролевые состояния партнёра по общению.

2.Факторы, осложняющие общение

2

1

Практические занятия

1.Тестирование с последующим анализом ответов: «Коммуникабельны ли вы?», «Обаятельны ли Вы?» «Любят ли вас люди?» «Приятно ли с вами общаться?»

4

2

Тема 4.3.

Общение как взаимодействие партнёров. Принципы ведения партнёрской беседы.

1.Основные этапы партнёрской беседы, их влияние на её исход: подготовка к беседе, встреча с партнёром, изложение информации, аргументация, контраргументация, принятие решения

2.Механизм психологического воздействия в процессе общения: заражение, внушение, подражание. Принуждение.

2

1

Практические занятия 1.Тестирование «Трансактное общение»

2

2

4.4 Коммуникативные

умения и навыки

Содержание учебного материала

1.Коммуникативные умения и навыки

2. Вертикальные и горизонтальные коммуникации.

2

1

Практические занятия

1.Игра в испорченный телефон

2.тестирование  «Нравишься ли ты людям?»

2

2

Раздел 5 Конфликт и стратегия поведения в конфликтной ситуации

4

Тема 5.1 Природа и социальная роль конфликта

Содержание учебного материала

1.Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Виды конфликтов.

2. Причины конфликтов

2

1

Практические занятия

1.Тестирование «Оценка способов реагирования в конфликте»

2.Отработка выхода из состояния фрустрации.

3. «Подвержены ли Вы стрессу?»

2

2

Всего

36 часов

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета психологии.

Оборудование учебного кабинета посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор; телевизор; калькулятор.

  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: Учебник - М.: ИД «Форум»: - Инфра – М, 2010 – 372 с.
  2. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Юрайт – Издат., 2014. – 639 с.
  3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.:Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р. С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар.. изд. центр Владос, 2014. – 687 с.
  4. Столяренко Л.Д. Психология управления Ростов – н/Дону: «Феникс», 2007 - . 628 с.
  5. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления серия «Ученибки 21 века. Ростов – н/Дону: «Феникс», 2013. – 512 с.
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. /Л.Д. Столяренко – изд. 19-е - Ростов – н/Дону. Феникс, 2013. – 671 с.

Дополнительные источники:

  1. Батаршев А.В. Психодиагностика, способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности, - М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2011. – 176 с.
  2. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. /Общ. ред. М. С. Мацковского; Послесловие Л. Г. Ионина и М. С.Мацковского. – СПб.:Лениздат, 2010. – 400 с.
  3. Социальная психология и этика делового общения: Учебное пособие для вузов /В. Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, Н.А. Нартов и др.; Под общей ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2011. – 160с.

  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения

1

2

Умения:

пользоваться психологическими методами изучения особенности личности (тестами, поведенческими реакциями)

практическая работа, внеаудиторные занятия

е

исследовать межличностные отношения в группе, определять статус каждого работника в группе

внеаудиторная самостоятельная работа; практические занятия

определять структуру коллектива и социально – психологический климат в коллективе

внеаудиторная самостоятельная работа; практические занятия

выделять личные качества собеседника, важные для успешного общения

тестирование

вырабатывать стратегию поведения в конфликтной ситуации, разрешать конфликты, возникающие в коллективе

решение конфликтных ситуаций

Знания:

основные принципы и методы психологии

опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

эмоционально – волевые, когнитивные индивидуально – типологические особенности личности

опрос, тестирование, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

психологические аспекты малых групп и коллективов

опрос, практические занятия, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа

конфликты и стратегия поведения в конфликтной ситуации

деловая игра

типы людей по поведению в конфликте

практическая работа

коммуникация и психология общения

опрос, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

Аннотация Диверсификация (изменение, совершенствование) системы образования призвано способствовать устойчивому развитию как России, так и всего мира. Существует три типа диверсификационных процессов – вписываться, следовать, развивать. Сегодня система отечественного образования в той или иной степени переживает все типа диверсификационных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Психология"

Задачами данного  курса являются: ознакомить студентов с основными понятиями общей психологии, психологии личности а также с методами психологической науки; представить различные точки зрения на ...

Рабочая программа по дисциплине "Психология общения"

Когда я начала преподавать психологию общения у меня возникли трудности с написанием программы, поэтому я думаю данный материал будет актуален....

Учебная программа по дисциплине "Психология общения"

Учебная программа для дисциплины ОГСЭ "Психология общения" по специальностям СПО технического профиля (углубленная подготовка)...

Программа учебной дисциплины "Психология общения" для профессий 18511 "Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования"

Программа «Психология общения» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии  18511 «Слесарь по ремонту и обслуживанию сельскохозяй...

Рабочая программа по дисциплине психология общения

Рабочая программа по дисциплине "Психология общения" предназначена для студентов среднего профессионального образования. Содержит большое колличество практических занятий....

Рабочая программа по дисциплине "Психология общения"

Рабочая программа по дисциплине "Психология общени" была разработана для студентов медицинского колледжа специальности 31.02.01 "Лечебное дело"...

Рабочая программа по дисциплине Психология общения

Рабочая программа по дисциплине Психология общения...