Рабочая программа по дисциплине "Психология общения"
рабочая программа на тему
Когда я начала преподавать психологию общения у меня возникли трудности с написанием программы, поэтому я думаю данный материал будет актуален.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 70.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области
«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _________ Т. Г. Финогенова «____»____________ 20 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОГСЭ. 03 Психология общения
23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
по программе углубленной подготовки
2015 г.
РАССМОТРЕНА предметной (цикловой) комиссией_____________________________ ______________________________________ от «____»_______20____г. протокол № ____________ Председатель ПЦК _____________ И.О. Фамилия |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в укрупненную группу специальностей 23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА по программе углубленной подготовки и с учетом требований WSR и Профессиональных стандартов.
.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Московский областной профессиональный колледж инновационных технологий» (далее ГБОУ СПО МО «МОПКИТ»).
Разработчик:
Романова Вера Николаевна, преподаватель
Рецензент:
_Пономарёва Елена Леонидовна, педагог - психолог
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 22 |
| 25 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология общения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Психология общения является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) ГБОУ СПО МО «МОПКИТ» в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Рабочая программа учебной дисциплины Психология общения может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 18511 Слесарь по ремонту автомобилей, 11442 Водитель автомобиля.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (ППССЗ):
Учебная дисциплина Психология общения является общепрофессиональной дисциплиной ОП. 02 профессионального цикла ОП.00 основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
-цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники, приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения
конфликтов
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 – 9, ПК 2.1 - 2.3
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
-организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
-решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
-осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
- работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
- ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
-быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины Психология общения ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 23.02.03.Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и овладению профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
-планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;
-контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ;
-организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 59 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 11 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 59 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | 1 |
курсовая работа (проект) (не предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 11 |
в том числе: -подготовка эссе по предложенным темам -подготовка рефератов или презентаций -применение техник арт-терапии -повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 1 6 1 3 |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено) | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Психология общения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1. Психология общения: история, структура и значение дисциплины | Содержание учебного материала: | |||
Психология как наука. История её возникновения и развития Структура психологической науки Коммуникативная деятельность – понятие, мотивы Значение психологии общения для разностороннего развития личности | 2 | 1,2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить эссе на одну из тем : 1. С кем мы общаемся? Выбор партнера по общению. 2. Возникновение первого впечатления о партнере по общению. 3. Коммуникативные барьеры. Пути их преодоления. 4. Значения жестов в различных культурах. 5. Роль невербальных средств общения. 6. Особенности опосредованного общения. 7. Успешное и неуспешное, затратное и незатратное общение. 8. Пути предупреждения конфликтов | 1 | 3 | ||
Тема 2. Общение как слагаемое взаимоотношений | Содержание учебного материала: | |||
Общение в системе межличностных и общественных отношений; Единство общения и деятельности; Структура общения; Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить реферат или презентацию на одну из выбранных тем: 1. Межличностное и массовое общение. 2. Вербальное и невербальное общение. 3. Навыки эффективного общения через средства электронной коммуникации. | 1 | 3 | ||
Тема 3. Структура психологии общения | Содержание учебного материала: | |||
Субъекты общения Средства, потребности, мотивация и цели. Способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 20 мин. | |||
Тема 4. Основы стрессоустойчивости-понятие, особенности формирования | Содержание учебного материала: | |||
Понятие стрессоустойчивости – значение, пути формирования (тестирование на уровень стрессоустойчивости) Техники релаксации | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Применение техник арт-терапии с демонстрацией конечного результата для дальнейшего анализа | 1 | |||
Тема 5. Общение как форма обмена информацией | Содержание учебного материала: | |||
Структура общения Виды общения Особенности коммуникаций в современном мире | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольная работа Экспресс-опрос | 15 мин. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 6. Влияние имиджа на эффективность коммуникаций | Содержание учебного материала: | |||
Содержание Имидж – определение, значение Функции имиджа Влияние имиджа на эффективность коммуникаций | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат или презентацию на тему: «Влияние имиджа на наше отношение к миру» Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 1 | |||
Тема 7. Эффекты восприятия | Содержание учебного материала: | |||
Эффекты восприятия-их разновидности и значение Соотношения «я-реальное» и «я-идеальное» Как формировать отношение к себе и окружающим | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат или презентацию на тему: «Общение – основа человеческого бытия» | 1 | 2 | ||
Тема 8. Развитие стрессоустойчивости через укрепление нервной системы | Содержание учебного материала: | 2 | 1,2 | |
Основные способы и приёмы развития стрессоустойчивости Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой Телесное ориентирование – как оно работает, методы применения | ||||
Тема 9.Общение как форма взаимодействия | Содержание учебного материала: | |||
Взаимодействие в процессе общения – как оно протекает, основные принципы Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Ориентация на понимание и ориентация на контроль. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 20 мин. | 1 | ||
Тема 10. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. | Содержание учебного материала: | |||
1. Трансактный анализ Э.Берна 2. Раскрытие принципа трансакций (тест на превалирующие трансакции в общении). 3. Реагирование в рамках общения – «я» сообщения, принципы их построения | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольная работа Экспресс-опрос | 15 мин. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 11. Разработка сценариев взаимодействия и определение их роли в межличностном общении | Содержание учебного материала: | |||
Построение сценариев взаимодействия Ролевые, гендерные, профессиональные и социокультурные сценарии взаимодействия – примеры Обрабатывание эмоций как важный элемент разгрузки | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 20 мин. | |||
Тема 12. Основные элементы коммуникации | Содержание учебного материала: | |||
Определение элементов коммуникаций (Проведение теста на уровень развития коммуникативных способностей) Коммуникативные способности как слагаемое общей культуры человека Способы развития коммуникативных способностей | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 20 мин. | 1 | ||
Тема 13. Виды, правила и техники слушания. | Содержание учебного материала: | |||
Что такое осознанное слушание Виды слушания Типичные ошибки слушания Правила слушания | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить реферат или презентацию на одну из выбранных тем: «Формирование осознанного слушания» «Что такое стресс? Его истоки и причины» Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 1 | 3 | ||
Тема 14. Стрессовые ситуации и работа с ними | Содержание учебного материала | |||
Практическое занятие – как справиться с чрезмерными эмоциональными нагрузками. Ролевая игра с элементами тренинга - присутствия | 4 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 15. Психологические аспекты общения | Содержание учебного материала: | |||
Перецепция и эмпатия Особенности реагирования в процессе коммуникации | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольная работа: Экспресс-опрос | 15 мин. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 16. Деловая беседа | Содержание учебного материала: | |||
Особенности деловой беседы Принцип построения деловой беседы Аргументация в процессе деловой беседы | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 20 мин. | 2 | ||
Тема 17. Психологические особенности ведения дискуссий и публичных выступлений. | Содержание учебного материала: | |||
Техника проведения дискуссий, подготовка к ним Техника самопрезентации Особенности публичных выступлений | 2 | 1,2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Презентация или реферат на тему: «Я и моя профессия» | 1 | 3 | ||
Тема 18. Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов | Содержание учебного материала: | |||
Понятие конфликта, структура Разновидности конфликтов Особенности реагирования в конфликте Методы разрешения и упреждения конфликтов Ролевые особенности реагирования в конфликте Работа с неразрешёнными конфликтами | 3 | 1,2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы Привести примеры взаимодействия в конфликте (3 вида) | 1 | 2 | ||
Тема19. Гнев и агрессия. | Содержание учебного материала: | |||
Гнев, агрессия – их различия, источники, особенности Методы работы с негативными эмоциями Использование проективных методик как способа разрешения вытесненных эмоций | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 20 мин. | 2 | ||
Тема 20. Мораль и этика | Содержание учебного материала: | |||
Понятие: этика и мораль. Категория этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения | 2 | 1,2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольная работа Экспресс-опрос | 15 мин. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 21. Деловой этикет | Содержание учебного материала: | |||
Деловой этикет – его составляющие, особенности Понятие dress-code как составляющее делового этикета Особенности речевого этикета |
2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы Подготовить краткую самопрезентацию | 1 | 2 | ||
Дифференцированный зачет | 2 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
1. Документационное обеспечение:
паспорт кабинета; ФГОС СПО специальности; план работы учебного кабинета; план работы СНО; журнал по технике безопасности.
2. Учебно-методическое обеспечение:
- планы занятий по дисциплине «Психология общения»;
- раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Психология общения»;
- банк оценочных материалов по дисциплине «Психология общения» в форме разноуровневых тестовых заданий;
- методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Психология общения»;
3.Технические средства обучения:
-учебные рабочие места оснащенные ПВМ;
-мультимедийный проектор.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Андреева Г. М. «Социальная психология». - М. : Аспект – пресс, 2009.
- Андреенко Е. В. «Социальная психология» - М.: Академия, 2009.
- Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология. Учебник для ССУЗов (изд:2). – М., 2009.
Дополнительные источники:
1) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: 2007.
2) Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: 2006.
3) Бороздина Г.В. Психология делового общения. –М.: 2006..
4) Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: 2008.
5) Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: 2007.
6) Панфилова А.П. Деловая коммуникация и профессиональной деятельности. Учебное пособие. – СПб.: 2005.
7) Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: 2007.
8) Р.И. Мокшанцев,, А.В. Мокшанцева Социальная психология. – М.: Новосибирск, 2010.
Интернет-источники:
1) Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychology.ru
3) Электронная библиотека учебников:[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studentam.net/
4) Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/
5) PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | |
-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; | Контрольный экспресс-опрос |
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. | Контрольный экспресс-опрос |
Усвоенные знания: | |
-взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения; | Контрольный экспресс-опрос |
-роли и ролевые ожидания в общении; -виды социальных взаимодействий; -механизмы взаимопонимания в общении; | Контрольный экспресс-опрос |
-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; -этические принципы общения | Индивидуальные задания. |
-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. | Анализ проблемных ситуаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Деловое общение"
Вариативная часть рабочей программы по дисциплине "Деловое общение" для 2 курса специальности "Прикладная информатика" (СПО)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...
Рабочая программа УД Психология общения
Программа учебной дисциплины «Психология общения» представляет собой часть основной профессиональной образовательной программы, она составлена на основании требований ФГОС СПО для специальности ...
Рабочая программа дисцилины " Деловое общение"
Программа оответствует ФГОС. Может использоваться для подготовки студентов всех специальностей СПО....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...
Комментарии
Документация по Психологии общения
Если данный материал окажется интересен - можете обратиться ко мне через почту (ver4onok.romanova@yandex.ru) и я вышлю свои КТП, КОС и Методические рекомендации