лекция - методы социальной работы по дисциплине ОП.02 Теория и методика социальной работы
презентация к уроку по теме
Данная лекция может быть полезна как преподавателям , так и студентам специальности СПО 040401 " Социальная работа", базовой подготовки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_metody_socraboty.pptx | 186.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН ЗАНЯТИЯ План 1.Методы в социальной работе и их классификация 1.1.Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы 1.2. Классификация социальных методов 2.Организационно- распорядительные методы в социальной работе 2.1.Сущность управления в социальной работе 2.2. Характеристика основных методов управления 3. Психологические методы в социальной работе 3.1.Сущность и значение психологии в социальной практике 3.2.Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной работе 4 . Педагогические методы в социальной работе 4.1. Система педагогических методов в практике социальной работы Петровск-Забайкальский 2013
1.МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Метод — от греческого « m é thodos » — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности. Петровск-Забайкальский 2013
1.Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая: как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики; 2 ) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта). Петровск-Забайкальский 2013
Петровск-Забайкальский 2013 1.2. Классификация социальных методов Анализ практической деятельности органов управления социальной сферой позволяет выделить четыре основные группы методов социальной работы : организационно-распорядительные или административные, социально-экономические, педагогические, психологические .
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Петровск-Забайкальский 2013 Прогноз планирование анализ Решение Указание Анализ и синтез Контроль Реализация указаний
3.2. Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной работе — сообщение клиенту объективной информации о его расстройствах на основе психодиагностики. Клиент вырабатывает собственное отношение к получению информации и принимает решение о ее использовании; — психологическая коррекция, с помощью которой для клиента разрабатывается индивидуальная программа определенного вида деятельности (чтение, письмо, счет и т.п.) в соответствии с общими требованиями; — психологическое консультирование, цель которого — помочь индивиду найти как можно больше вариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для активного взаимодействия с людьми и социальными группами внутри социума; — психопрофилактическая работа, направленная на то, чтобы заблаговременно предупреждать возможные нарушения в развитии индивида, создавая условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе. Петровск-Забайкальский 2013
Важным направлением является психотерапия — организованное воздействие на психику клиента с целью ее восстановления или трансформации. Как правило, она осуществляется социальными работниками при содействии медиков. Терапевтическая технология располагает большим количеством психотехнических, инструментальных, тренинговых методов воздействия. Петровск-Забайкальский 2013
Итак , технология решения психологических задач предполагает: — понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека ; — понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных, продуктивных состояний ; — овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческим потенциалом; Петровск-Забайкальский 2013
— выработку необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера; — рациональную постановку и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения; — понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека; — знание психологических приемов и методов, которые непосредственно применяются на практике; — четкое представление об используемых психосоциальных и терапевтических методах профилактики, влиянии лекарственных средств и о возможных побочных эффектах их применения. Петровск-Забайкальский 2013
Одна из эффективных форм оказания психологической помощи населению — это создание комплексных бригад, которые включают в себя врача-психиатра, психолога, медсестру и социального работника. При этом имеет место специфическое разделение труда: — психиатр проводит психиатрическую диагностику и медикаментозное лечение; — психолог осуществляет психодиагностическое тестирование; — медсестра выдает лекарства, делает инъекции, оказывает помощь в проведении других лечебных процедур; — социальный работник составляет социальную характеристику пациента, анализирует социально и психологически значимые события в жизнедеятельности клиента. Петровск-Забайкальский 2013
Различают три основных вида формирования психики: стихийное , 2) целенаправленное, 3 ) саморегулирование. Петровск-Забайкальский 2013
Стихийное регулирование психики фактически происходит на всех этапах жизни человека. Социальное окружение: семья, соседи, друзья и коллеги по работе, прочитанные книги, средства массовой информации, социальные институты и т.п., — непроизвольно воздействуют на психику индивида, осуществляя объективно его социализацию. В данном случае срабатывает в определенной мере приспособительный механизм. Петровск-Забайкальский 2013
Целенаправленное формирование психики осуществляется с помощью повседневной и целенаправленной просветительской и воспитательной работы. Петровск-Забайкальский 2013
Самоформирование психики — это не спонтанный процесс, в нём есть определенные технологические детерминанты в виде конкретных методов и способов самопрограммирования . Методы самопрограммирования помогают индивиду приобрести необходимые знания, вырабатывать новые навыки и привычки, повышать уровень сознания и его регулирующее влияние на поведение и деятельность. Петровск-Забайкальский 2013
Петровск-Забайкальский 2013 4.1. Система педагогических методов в практике социальной работы андрогогика — педагогика взрослых; герогогика — педагогика старости; педагогика перевоспитания детей и подростков; пенитенциарная педагогика — работа в исправительных учреждениях, а также педагогика детей с различными дефектами — сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика. Также создаются педагогические дисциплины, отражающие отраслевые интересы системы образования: социальная педагогика, семейная педагогика, этнопедагогика , народная педагогика и т.п.
В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод (компьютер), упражнения, лабораторный и практический метод, познавательные игры, методы программирования обучения, обучающий контроль и ситуационный метод. Петровск-Забайкальский 2013
Методы воспитания — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств.
Все методы воспитания можно подразделить на две категории: 1) методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности. К ним относятся поощрения и порицания; 2) методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности. Сюда относятся убеждение и побуждение.
Метод убеждения рассказы на нравственно-этические темы, объяснения , разъяснения , лекции , этические беседы , инструкции , дискуссии, доклады , диспуты . Сильнодействующий метод убеждения — пример.
Убеждать — значит активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого следует выполнять ряд условий: — показывать индивиду ошибочные и положительные стороны его поведения; — ставить человека в такие условия, где он мог бы проявить свои лучшие качества, при этом не имея возможности или искушения совершить ошибочные действия; — вовремя подмечать и поощрять положительные стороны индивида; — не рекламировать, не выставлять напоказ заботу, доброту, внимание к другим людям.
Метод побуждения Главное здесь — нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями. Побуждение в межличностных отношениях социального работника с клиентом или по отношению к подчиненному выражается в форме рекомендации, инструктажа, совета, в том числе и по улучшению организации жизни.
Метод поощрения одобрение, похвала , благодарность или просто пожатие руки.
Метод порицания Порицание — это реакция на нежелательные деятельность и поведение. Порицание будет эффективно, если соблюдается ряд педагогических требований: а) конкретность порицания — за определенную деятельность или поступок; б) индивидуальный подход — необходимо учитывать характер совершенного поступка в связи с личностью индивида; в) нельзя высказывать порицание, находясь в состоянии раздражения; г) требуется своевременность и обязательность в применении порицания, формула «проступок — наказание» должна соблюдаться неукоснительно; д ) коллектив не отвечает за негативный поступок одного индивида.
Итак, педагогическая технология требует инновационных подходов к ее реализации. Их можно сформулировать следующим образом: — социально-педагогические методы представляют собой определенный социальный процесс и включают в себя множество разноуровневых элементов и факторов, в том числе скрытых, латентных, что обусловливает вероятностный характер педагогического результата; — педагогику как социальный процесс можно рассматривать и оценивать с трех позиций: объектной, субъектной ( деятельностной ) и технологической. Технологическая модель педагогического процесса предполагает: ее расчленение на необходимое и достаточное множество социальных операций (действий), координацию этих действий и обеспечение условий их рационального выполнения, выбор оптимальных вариантов их осуществления;
— смысл технологизации педагогического процесса — обеспечение возможности для выбора оптимальных вариантов его осуществления, оптимальных обучающих и воспитательных воздействий; — оптимизация педагогического процесса посредством его технологизации предполагает принципиальное расширение круга учитываемых переменных данного процесса, ибо оптимизация достигается путем направленного воздействия на эти переменные с целью достижения истинных знаний; — целесообразно выделение следующих групп переменных воспитательного процесса: структурных переменных (содержание, форма, участники, масштаб педагогического процесса), динамических переменных (стадии, продолжительность, темп, ритм, направление, состояние, обратимость, интенциональность педагогического процесса); факторных переменных (источники, условия и обстоятельства педагогического процесса).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольный срез по дисциплине: «Методика теория и практика социальной работы».
Контрольный срезпо дисциплине: «Методика теория и практика социальной работы».По темам: «Социальная коррекция, терапия, консультирование», «Социальная опека и...
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине «Математика», тема "Теория пределов".
Краткий курс лекций и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Математика» предназначены для подготовки специалистов со средним профессиональном образованием. Включает тео...
методическое пособие по дисциплине Теория и методика социальной работы
методические указания по выполнению контрольных заданий для студентов заочной формы обучения по специальности40.02.01 "право и организация социального обеспечения"...
тестирование по дисциплине "теория и методика социальной работы"
Тестовые задания по дисциплине "теория и методика социальной работы"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01 Теория и методика социальной работы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...
Учебная программа ОП.01 Теория и методика социальной работы по специальности 39.02.01 Социальная работа
Учебная программа ОП.01 Теория и методика социальной работы по специальности 39.02.01 Социальная работа...
КОС по ОП.01 Теория и методика социальной работы 39.02.01 Социальная работа
КОС, ФОС по ОП.01 Теория и методика социальной работы 39.02.01 Социальная работа...