РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01 Теория и методика социальной работы
рабочая программа

Смирнова Татьяна Егоровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._op.01_teoriya_i_metodika_sotsialnoy_raboty.docx85.75 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

        ТОНКИНСКИЙ ФИЛИАЛ        

ГБПОУ «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Утверждаю:

Директор ГБПОУ  ШАПТ

 __________________/Т. В. Ельчанинова/

«___» ___________20___г.

Номер регистрации _______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 01  Теория и методика социальной работы

для обучающихся СПО ППССЗ по специальности

39.02.01 Социальная работа

                               

        

п.г.т. Тонкино

2018 г.

РАССМОТРЕНО:

Методическим объединением

педагогических работников

Тонкинского филиала ГБПОУ ШАПТ

Протокол № ____

от «___» ________ 20___г.

Председатель МО

Ежова Г.В.  _________

ФИО             подпись

СОСТАВЛЕНА

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности

39.02.01 Социальная работа

Зав. Тонкинским филиалом __________________ /Ю.В.Козлов/

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 01  Теория и методика социальной работы, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 506 от 12 мая 2014 г, зарегистрированного Министерством юстиции   № 32937 от 02.07.2014 г по специальности 39.02.01 Социальная работа.

Организация-разработчик: Тонкинский филиал  ГБПОУ ШАПТ

Разработчик:

Преподаватель специальных  дисциплин:  Смирнова Т.Е.

Рабочая программа может быть использована для обеспечения образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа.

Рецензент:

преподаватель специальных дисциплин

ФИО

Подпись

Должность

Рецензент:

_________________

ФИО

________    ___________________________________

Подпись                                 Должность

      МП

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………...4
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……6
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………17
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………17

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 01  Теория и методика социальной работы

  1. . Область применения программы
          Программа учебной дисциплины, составленная  в соответствии с ФГОС – является частью основной образовательной программы
    базовой подготовки в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ  по специальности 39.02.01 Социальная работа укрупненной группы профессий, специальностей и направления подготовки 39.00.00 Социология и социальная работа.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
    образовательной программы: 

Учебная дисциплина  ОП. 01  Теория и методика социальной работы входит в профессиональный цикл программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01 Социальная работа.

Общие компетенции и профессиональные компетенции, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов.

ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

- осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными ценностями социальной работы;

- оперировать основными понятиями и категориями специальности;

- использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ситуации клиента;

- собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи;

знать:

- категории и понятия социальной работы, специфику профессии;

- традиции российской и международной благотворительности;

- основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;

- основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом;

- общие и частные технологии, методы социальной работы;

- особенности объекта и субъекта социальной работы;

- основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и иные);

- принципы деятельности социального работника;

- понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  66  часов, в том числе

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  44 часа; 

самостоятельной работы обучающегося  22 часа.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

лекции

44

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОП. 01  Теория и методика социальной работы

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная

работа обучающихся

Объём

часов

Уровень

усвоения

1

2

3

4

ОП. 01  Теория и методика социальной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего) – 66 часов  из них:

Всего занятий- 44 часа;

Самостоятельная работа-  22 часа.

44/22

Раздел 1.

Сущность и социальная значимость профессии

Тема 1.1.

Специфика

деятельности

специалиста по

социальной работе

Содержание учебного материала

1

Профессионально-ролевые позиции специалиста по социальной работе. Основные функции специалиста. Учреждения сферы деятельности. Объекты  деятельности.  

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Доклад  на тему: «Профессионально-

нравственный  портрет  специалиста  по социальной работе»

3

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 1.2.

Цель и миссия

социальной работы

Содержание учебного материала

2

Социальная работа  как  социокультурный  феномен

современного общества и личностная помощь людям. Социальная работа как специфическое общественное  явление,  разновидность социального действия. Социальная работа в

системе  общественных  отношений.  Миссия социальной работы в обществе.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Раздел 2.

Социальная работа как особый вид деятельности

Тема 2.1.

Основные категории, и

понятия социальной

работы

Содержание учебного материала

1

Определения «понятие», «категория», основные категории и

понятия теории социальной работы: социальная защита,  социальная  работа,  социальная реабилитация, социальные гарантии, социальная помощь,  социальная  поддержка,  адресная социальная помощь.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 2.2.

Характеристика

социальной работы как деятельности

Содержание учебного материала

2

Понятие о социальной  работе  как  особом  виде профессиональной  деятельности.  Структура социальной работы как деятельности: объект социальной работы, субъект социальной работы, содержание социальной работы, цель, задачи, функции и средства, управление как структурный элемент социальной работы, социальная ситуация клиента как предмет будущей профессиональной деятельности. Системный характер социальной работы,  взаимосвязь  социальной  работы  с другими  социальными  (общественными) системами.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 2.3.

Уровни социальной

работы и

функционально-

ролевой репертуар

субъектов разных уровней социальной

работы

Содержание учебного материала

1

Индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, работа  в  сообществе,  административная социальная работа, исследования, социальная политика,  практическая  социальная  работа, характеристика  функционально-ролевого репертуара субъектов социальной работы разного уровня.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 2.4.

Основные

закономерности

социальной работы

Содержание учебного материала

2

Понятие о закономерностях  социальной  работы. Закономерности  социальной  работы  как  ее важнейший структурный элемент и отражение тенденций становления и функционирования социальной  помощи  населению,  основные закономерности социальной работы: взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе, взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы, закономерности управления социальной работой, закономерности достижения целей социальной работы.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 2.5.

Основополагающие

принципы социальной

работы

Содержание учебного материала

1

Понятие о принципах  как  основополагающих  правилах

социальной  работы.  Содержательные, организационные, психолого-педагогические и специфические принципы социальной работы.

1

Раздел 3.

Методология социальной работы

Тема 3.1.

Основные современные

концепции и модели

социальной работы в России и за рубежом

Содержание учебного материала

2

Современные концепции социальной работы в России и зарубежом.  Модели  социальной  работы: социолого-ориентированные модели социальной работы: «модели жизни» экологической теории, социально-радикальная  модель,  марксистская модель, психолого-ориентированные модели

социальной работы: психодинамическая модель,

экзистенциальная  модель,  гуманистическая модель, комплексно-ориентированные модели социальной работы: социально-ролевая модель, социально-педагогическая модель, когнитивная модель, понимание смысла и цели социальной

работы в различных ее моделях.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 3.2.

Основные подходы в социальной работе

Содержание учебного материала

1

Основные подходы  в  социальной  работе:  субъект- субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный, воспитательный, фасилитативный, адвокативный

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 3.3.

Классификация и

сущность методов

социальной работы

Содержание учебного материала

2

Понятие о методологии  социальной  работы,  единство

теоретических знаний и практических навыков как методологический  принцип  социальной работы. Понятие «метод социальной работы», связь методов с закономерностями и принципами социальной  работы,  классификация  методов

социальной работы.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 3.4.

Научно-

исследовательские

методы в практике

социальной работы

Содержание учебного материала

1

Научно- исследовательские  методы:  общелогические, общенаучные, исторические. Социологические, психологические,  методы  математической статистики;  использование  научно- исследовательских  методов  в  практической социальной работе.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 3.5.

Общая характеристика

преобразовательных

методов социальной

работы

Содержание учебного материала

2

Преобразовательные методы: организационно- распорядительные,  социально-экономические, психолого-педагогические,  методы индивидуальной  работы,  методы  групповой работы, методы работы в общине. Факторы, влияющие на выбор метод социальной работы с клиентом.

1

Тема 3.6.

Психолого-

педагогические методы в практике социальной работы

Содержание учебного материала

1

Сущность и содержание  психологических  методов  в социальной  работе.  Классификация психологических  методов;  сущность  и классификация  педагогических  методов  в социальной  работе.  Характеристика педагогических методов; условия успешности выбора и использования психологических и педагогических методов в социальной работе.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Сообщение на тему: «Психологические методы в социальной работе».

3

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 3.7. Методы

оценки эффективности

социальной работы

Содержание учебного материала

2

Понятие об эффективности социальной работы. Методы оценки  эффективности  социальной  работы: параметрический метод, метод оценки затрат, метод  оценки  эффективности  на  основе

удовлетворения потребностей обслуживаемого клиента и его разновидности: прямой оценочный метод,  параметрический  метод, комбинированный  метод,  метод  оценки эффективности-неэффективности метод оценки эффективности функционирования  системы «клиент - социальная служба». Проблемы оценки эффективности социальной работы: проблема

результативной организации социальной работы, проблема  критериев  и  показателей эффективности социальной работы. Проблема измерения (описания) результатов.  Проблема контроля качества исполнения, единства цели, формы  и  метода  в  социальной  работе, соотнесение целей и ценностей, оценка и

самооценка в социальной работе.

1

Раздел 4.

Технологии социальной работы

Тема 4.1.

Социальные

технологии и

технологии социальной

работы: взаимосвязь,

классификация,

специфика технологии

решения социальных

проблем

Содержание учебного материала

2

Понятия «социальная  технология»  и  «технология социальной  работы».  Соотношение  между названными понятиями, условия технологизации деятельности в социальной сфере.  Специфика

технологии социальной работы. Сущность и структура технологического  процесса,  его основные процедурные этапы. Целеполагание в технологии социальной работы. Типология и

классификация социальных технологий.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 4.2.

Общие технологии социальной работы.

Тема 4.2.1.

Характеристика

технологического

процесса решения

социальных проблем

клиента

Содержание учебного материала

1

Понятие «общие технологии  социальной  работы»,  структура

технологического процесса решения проблем клиента, характеристика  этапов технологического процесса.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Сообщение на тему: «Принципы целеполагания в технологии социальной работы».

3

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 4.2.2.

Технология социальной

диагностики

Содержание учебного материала

1

Понятие социальной диагностики, сущность, место в социальной  работе.  Принципы  социальной диагностики: конфиденциальность, ненанесение ущерба,  объективность,  причинная обусловленность,  комплексность,  научная обоснованность.  Этапы,  способы  и  методы социальной диагностики, зависимость предмета социальной  диагностики  от  притязаний специалиста по социальной работе.

1

Тема 4.2.3.

Технология социальной

терапии и социальной

коррекции

Содержание учебного материала

1

Понятие о социальной терапии, основные формы и методы

терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе: индивидуальная и групповая терапия – показания, задачи, варианты и методы технологического решения проблем. Трудовая терапия, терапия самовоспитания, дискуссионная терапия, социотерапия,  арттерапия, музыкотерапия,  натуротерапия,  логотерапия, библиотерапия; технология социальной терапии. Социальная  коррекция:  понятие,  основные направления социальной коррекции, технология социальной коррекции. Взаимосвязь социальной терапии  и  социальной  коррекции.  Методы социальной коррекции; социальный диагноз как необходимое условие эффективной терапии и коррекции в социальной работе.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 4.2.4.

Технология социальной

адаптации

Содержание учебного материала

1

Понятие о социальной адаптации, уровни и механизм.  Виды

социальной  адаптации:  функциональная, организационная, экономическая, педагогическая, профессиональная, семейно-бытовая. Социальная адаптация  как  результат  и  социально-

технологический  процесс.  Технология регулирования процессов социальной адаптации в социальной работе с группам социального

риска.

1

Тема 4.2.5.

Технология социальной

реабилитации

Содержание учебного материала

1

Понятие, принципы, виды; социальная реабилитация как технологический процесс и результат.  Технология

социальной реабилитации в социальной работе с разными  группами  социального  риска. Индивидуальная  программа  социальной реабилитации: понятие, структура, содержание.

Место технологии социальной реабилитации в социальной работе.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 4.2.6.

Технология социальной

экспертизы и

социального

прогнозирования

Содержание учебного материала

1

Понятие о социальном прогнозировании. Технологические

этапы и методы социального прогнозирования. Понятие о социальной экспертизе, значение в социальной работе. Социальная экспертиза как технологическая процедура социальной работы.

Сущность технологии социальной экспертизы и ее место в социальном прогнозировании.

1

Тема 4.2.7.

Технология социальной

опеки и попечительства

Содержание учебного материала

1

Понятие, сущность, виды и формы социальной опеки и попечительства.  Правовые основы и технология социальной опеки и попечительств.  Роль специалиста по социальной работе в развитии и поддержке  новых  форм  социального попечительства.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 4.2.8.

Технология

социального

патронажа

Содержание учебного материала

1

Понятия «патронат», «патронаж» их взаимосвязь. Виды социального патронажа и его принципы. Объекты, субъекты и содержание социального патронажа, факторы  его  определяющие.  Технология адресного социального патронажа.

1

Тема 4.2.9.

Технология

социального

консультирования

Содержание учебного материала

1

Понятия «социальное  консультирование», «социономическое консультирование».  Цель и задачи социального консультирования. Принципы консультирования.  Основные  виды социономического консультирования.  Технология консультирования. Субъекты социономического консультирования.  Специфика  социального консультирования в деятельности специалиста по социальной работе.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 4.2.10.

Технология

социального

посредничества

Содержание учебного материала

1

Понятие, принципы  и  содержание  технологии посредничества в социальной работе.  Взаимосвязь консультирования и посредничества в социальной работе.

1

Тема 4.2.11.

Технология

социальной

профилактики

Содержание учебного материала

1

Понятие «социальная  профилактика».  Сущность  и содержание социальной профилактики.  Виды социальной профилактики. Субъекты и объекты социальной  профилактики.  Технология

социальной профилактики.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 4.2.12.

Технология

социального надзора

(контроля)

Содержание учебного материала

1

Понятие о социальном контроле и надзоре.  Субъекты и

объекты социального надзора и контроля. Виды социального  надзора:  официальный  и неформальный. Функции  надзора:

организационная, коррекционная, контрольная, профилактическая.   Принципы  и  технология социального надзора.  Профилактическая функция социального  контроля.  Взаимосвязь

профилактики и контроля в социальной работе.

1

Тема 4.3.

Конкретные (частные) технологии социальной работы

Тема 4.3.1.

Технологии социальной

работы с

малообеспеченными

гражданами

Содержание учебного материала

1

Малообеспеченность, бедность как социальная проблема. Технологии социальной диагностики малообеспеченности.  Основные  направления социальной  работы  по  оказанию  помощи малообеспеченным.   Содержание  и инструментарий технологии социальной работы с малообеспеченными:  формы  и  методы экономической и психологической поддержки.

Социальные службы и учреждения социальной поддержки населения: их виды, функции и задачи.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 4.3.2.

Технологии социальной

работы с беженцами и  вынужденными

переселенцами

Содержание учебного материала

1

Миграция и проблемы социальной работы: понятие миграции

и ее виды. Причины (социально-политические, экономические, экологические) и социальные последствия  миграции  населения.  Правовые основы, формы и методы социальной работы с

беженцами и вынужденными переселенцами.

Условия и процедура получения статуса беженца и его роль в социальном функционировании индивида,  диагностическая,  информационная, профилактическая работа. Формы самопомощи и взаимоподдержки. Опыт деятельности органов управления и социальных служб администраций по решению проблем беженцев и вынужденных переселенцев.

1

Тема 4.3.3.

Технологии социальной

работы с лицами

склонными к

употреблению алкоголя

и наркотических

средств и зависимыми

от психоактивных

веществ

Содержание учебного материала

1

Проблема наркомании в современном обществе. Наркомания  в  России:  цифры  и  факты. Наркомания  и  преступность.  Технологии социальной работы с лицами, склонными к

употреблению алкоголя и наркотических средств. Алкоголизм, пьянство: понятие и сущность. Социально  –  демографический  портрет алкоголиков  и  наркоманов.   Основные направления социальной работы с алкоголиками и  наркоманами.  Психологическая, психиатрическая и социальная помощь лицам,

злоупотребляющим наркотиками и алкоголем, и

их семьям.  Система социальных служб помощи и технологии их деятельност.  Медико–социальная, профилактическая и терапевтическая помощь проблемным  семьям.  Индивидуальная  и групповая терапия. Международный опыт работы

с семьями алкоголиков и наркоманов.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 4.3.4.

Технологии социальной

работы с лицами,

испытывающими

насилие

Содержание учебного материала

1

Понятие насилия: формы и вид.  Физическое, духовное, психологическое, нравственное и т.д. насилие. Формы и методы оказания помощи лицам,  испытавшим  насилие.  Насилие  в

отношении женщин. Насилие в отношении детей. Технологичность социальной сферы по оказанию помощи  лицам,  испытывающим  насилие. Координация деятельности социальных служб различных ведомств по оказанию помощи лицам,

испытавшим  насилие.  Психологическая, терапевтическая  помощь,  реабилитация  лиц, испытавших насилие. Теоретические основы проблемы организации социальной работы с женщинами, испытывающими насилие в семье. Сущностные характеристики понятия «насилие». Основные  направления  и  формы  помощи

женщинам,  испытывающим  насилие,  в социальных службах.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 4.3.5.

Технологии социальной

работы с детьми и

подростками

Содержание учебного материала

1

Социальные проблемы детей и подростков и основные

направления их решения. Социальные программы как  средство  концентрации  финансового ресурсного и кадрового потенциала работы с детьми и подростками.  Государственно-правовой

механизм  социальной  защиты  детей  и подростков. Координация деятельности ведомств при  решении  проблем  детей. Превентивно- консультативная, охранно-защитная работа с

детьми и подростками. Досуговая, спортивно- массовая, оздоровительная деятельность с детьми организаций и учреждений социальной защиты. Социальные службы помощи детям и подросткам. Зарубежный опыт работы социальных служб с детьми и подростками.

1

Тема 4.3.6.

Технология социальной

работы с молодежью

Содержание учебного материала

1

Специфика молодежи  как  особой  социально- демографической группы, возрастные границы молодости, социальные особенности молодежи, проблемы реализации права на образование,выбора профессии, проблемы профессионального самоопределения и деловой карьеры молодежи,

семейно-бытовые  проблемы.   Актуальность формирования  и  основные  направления государственной молодежной политики; система социальной  защиты  молодежи  в  субъектах

Российской Федерации; социальные службы для молодежи, их структура и основные задачи. Особенности технологии социальной работы с молодежью.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка конспекта занятия, учебной литературы

3

Тема 4.4.

Проблемы новаторства

в технологии

социальной работы

Содержание учебного материала

1

Понятие об инноватике и инновационной деятельности и ее

основные характеристики: новизна нововведения, совместимость  инновации  с  традиционным состоянием,  простота  апробации,

коммуникативность нововведения.  Типологизация

нововведений.  Инновационный  потенциал нововведения.  Характеристика  этапов инновационного процесса. Проблемы новаторства в технологии социальной работы: проблемы

связанные  с  полисубъектностью  социальной работы,  финансово-экономические  проблемы, проблемы,  связанные  с  межведомственными барьерами,  проблемы,  связанные  с

профессионализмом кадров.

1

Дифференцированный зачёт

2

Всего:

66

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01  Теория и методика социальной работы

  1. Требования к минимальному материально-техническому
    обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

«Теории и методики социальной работы»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя (стол, компьютер);
  • наглядные пособия.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в
    интернет, мультимедийный проектор.

  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы

Основные источники:

1. Кононова, Л. И. Технология социальной работы: учебник для СПО/ Л. И. Кононова, Е. И. Холостова; под ред. Л. И. Кононова, Е. И. Холостовой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 503 с.

2. Приступа, Е. Н. Теория и методика социальной работы: учебник и практикум для СПО / Е. Н. Приступа. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. :Издательство Юрайт, 2017. — 414 с.

 

Дополнительная  литература:

  1. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.—М.: ИНФРА-М, 2009. — 272 с.

Интернет-ресурсы:

1. http:/ www. knigafund.ru

2. http:/ www.elibrary. ru (научная электронная библиотека)

3. http:/ www.vipreshebnik.ru

4.http://document-ved.ru

        5. http:/ www. biblioclub.ru университетская библиотека онлайн

6. Правовая система «Консультант Плюс» www.consultant-plus.ru

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения тестирования, устного ответа, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными ценностями социальной работы;

оценка результата выполненных:

- устного ответа,

- тестового контроля,

- выполнения обучающимся  индивидуальных заданий.

- оперировать основными понятиями и категориями специальности;

оценка результата выполненных:

- устного ответа,

- тестового контроля,

- выполнения обучающимся  индивидуальных заданий.

- использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ситуации клиента;

оценка результата выполненных:

- устного ответа,

- тестового контроля,

- выполнения обучающимся  индивидуальных заданий.

- собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи;

оценка результата выполненных:

- устного ответа,

- тестового контроля,

- выполнения обучающимся  индивидуальных заданий.

Знать:

- категории и понятия социальной работы, специфику профессии;

оценка результата выполненных:

- устного ответа,

- тестового контроля,

- выполнения обучающимся  индивидуальных заданий.

- традиции российской и международной благотворительности;

оценка результата выполненных:

- устного ответа,

- тестового контроля,

- выполнения обучающимся  индивидуальных заданий.

- основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;

оценка результата выполненных:

- устного ответа,

- тестового контроля,

- выполнения обучающимся  индивидуальных заданий.

- основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом;

оценка результата выполненных:

- устного ответа,

- тестового контроля,

- выполнения обучающимся  индивидуальных заданий.

- общие и частные технологии, методы социальной работы;

оценка результата выполненных:

- устного ответа,

- тестового контроля,

- выполнения обучающимся  индивидуальных заданий.

- особенности объекта и субъекта социальной работы;

оценка результата выполненных:

- устного ответа,

- тестового контроля,

- выполнения обучающимся  индивидуальных заданий.

- основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и иные);

оценка результата выполненных:

- устного ответа,

- тестового контроля,

- выполнения обучающимся  индивидуальных заданий.

- принципы деятельности социального работника;

оценка результата выполненных:

- устного ответа,

- тестового контроля,

- выполнения обучающимся  индивидуальных заданий.

- понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей.

оценка результата выполненных:

- устного ответа,

- тестового контроля,

- выполнения обучающимся  индивидуальных заданий.

Освоение профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности, и общих компетенций (ОК):

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с  определением видов необходимой помощи.

ОПОР 1.1.1. Выявляет ТЖС  у  лиц  пожилого возраста и инвалидов с определением социального диагноза и определением  плана  и  этапов  работы  с клиентом.

- оценка выполнения

тестовых заданий;

- оценка устных и письменных

ответов;

ПК 1.2. Координировать  работу  по  социально-бытовому  обслуживанию клиента.

ОПОР 1.2.1. Определяет  необходимость  предоставления  клиенту  права  на  социальное обслуживание.

- оценка выполнения

тестовых заданий;

- оценка устных и письменных

ответов;

ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе

содействовать  в оказании медико-социального патронажа.

ОПОР 1.3.1. Реализовывает социальный  патронат  клиента,  грамотно  оформляет соответствующую документацию

- оценка выполнения

тестовых заданий;

- оценка устных и письменных

ответов;

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной

реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.

ОПОР 1.4.1. Реализовывает  технологии  адаптации и реабилитации среди пожилых и инвалидов, с определением форм,

видов и методов работы.

- оценка выполнения

тестовых заданий;

- оценка устных и письменных

ответов;

ПК 1.5. Проводить  профилактику  возникновения  новых  ТЖС  у  лиц

пожилого возраста и инвалидов.

ОПОР  1.5.1. Осуществляет профилактическую

деятельность  с  пожилыми  и  инвалидами.

- оценка выполнения

тестовых заданий;

- оценка устных и письменных

ответов;

ПК 2.1. Диагностировать

ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи

ОПОР  2.1.1.Собирает и анализирует информацию, выявляет  проблемы

семей;

ОПОР  2.1.2. Определяет внешние и внутренние

факторы, влияющие на состояние семьи;

ОПОР  2.1.3. Выявляет  категории семей социального риска;

ОПОР  2.1.4. Определяет основные социальные

проблемы семей различных

категорий.

- оценка выполнения

тестовых заданий;

- оценка устных и письменных

ответов;

ПК 2.2. Координировать

работу по преобразованию

ТЖС в семье и у детей.

ОПОР  2.2.1. Пользуется нормативными документами, законодательными

актами в профессиональной

деятельности;

ОПОР  2.2.2. Определяет критерии  социальной

незащищенности семей;

ОПОР  2.2.3. Определяет формы социальной работы с семьями;

ОПОР  2.2.4. Информирует учреждения и организации,

способные  оказать  помощь  в преобразовании ситуации семьи.

- оценка выполнения

тестовых заданий;

- оценка устных и письменных

ответов;

ПК 2.3. Осуществлять

патронат семей и детей,

находящихся в ТЖС

(сопровождение,

опекунство,

попечительство, патронаж).

ОПОР  2.3.1. Оказывает социальную помощь отдельным категориям

семей, женщинам и детям путем поддержки, консультирования,

реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;

ОПОР  2.3.2. Осуществляет

профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»;

ОПОР 2.3.3.

Профессионально строить

взаимоотношения с членами семьи;

ОПОР  2.3.4. Определяет типы социальной службы для семьи и детей;

ОПОР  2.3.5. Выявляет внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние семьи;

ОПОР  2.3.6. Определяет категории семей социального риска;

ОПОР  2.3.7. Выявляет основные социальные проблемы семей различных категорий;

ОПОР  2.3.8. Определяет критерии социальной незащищенности семей;

ОПОР  2.3.9. Определяет формы социальной работы с семьями;

ОПОР  2.3.10. Определяет роль социального работника в

решении проблем семьи;

ОПОР  2.3.11. Осуществляет особенности медико-  социального патронажа семьи и детей;

ОПОР  2.3.12. Информирует учреждения и организации, способные оказать помощь в

преобразовании ситуации семьи.

ОПОР  2.3.13. Осуществляет цели и главные принципы

государственной семейной

политики на федеральном и

региональном уровнях;

ОПОР  2.3.14. Определяет структуру государственных

органов, реализующих семейную политику;

ОПОР  2.3.15. Определяет основные задачи

социальной защиты;

ОПОР  2.3.16. Составляет варианты  социального

обслуживания семьи;

- оценка выполнения

тестовых заданий;

- оценка устных и письменных

ответов;

ПК 2.4. Создавать

необходимые условия для

адаптации и социальной

реабилитации различных

типов семей и детей,

находящихся в ТЖС.

ОПОР  2.4.1.Пользуется нормативными

документами, законодательными

актами в профессиональной

деятельности;

ОПОР  2.4.2. Оказывает  социальную помощь отдельным категориям

семей, женщинам и детям путем поддержки, консультирования,

реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;

ОПОР  2.4.3. Осуществляет

профессиональную деятельность с

позиции «рядом с клиентом»;

ОПОР  2.4.4. Профессионально строит

взаимоотношения с членами семьи.

ОПОР  2.4.5. Определяет типы социальной службы для семьи и детей;

формы социальной работы с семьями;

ОПОР  2.4.6. Осуществляет роль социального работника в решении проблем семьи;

ОПОР  2.4.7. Информирует учреждения и организации,

способные оказать помощь в преобразовании ситуации семьи.

ОПОР  2.4.8. Определяет структуру государственных

органов, реализующих семейную политику;

ОПОР  2.4.9. Осуществляет основные задачи социальной защиты;

ОПОР  2.4.10. Определяет варианты социального обслуживания семьи.

- оценка выполнения

тестовых заданий;

- оценка устных и письменных

ответов;

ПК 2.5. Проводить

профилактику

возникновения новых ТЖС

в различных типах семей и

у детей.

ОПОР  2.5.1.Пользуется нормативными документами, законодательными актами в профессиональной

деятельности;

ОПОР  2.5.2. Выявляет семьи и детей,

 нуждающихся в социальной

помощи, социальной защите;

ОПОР  2.5.3. Собирает  и анализирует  информацию, выявляет  проблемы

семей;

ОПОР  2.5.4. Осуществляет

профессиональную деятельность с

позиции «рядом с клиентом»;

ОПОР  2.5.5.Выявляет важнейшие взаимосвязи семьи с обществом и

государством;

ОПОР  2.5.6. Профессионально строит

взаимоотношения с членами семьи;

ОПОР  2.5.7. Анализирует результаты своей деятельности.

ОПОР  2.5.8. Определяет типы социальной службы для семьи и детей;

ОПОР  2.5.9. Определяет внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние семьи;

ОПОР  2.5.10. Выявляет категории семе социального риска;

ОПОР  2.5.11.Определяет основные социальные проблемы семей различных категорий;

ОПОР  2.5.12. Определяет критерии социальной

незащищенности семей;

ОПОР  2.5.13. Определяет формы социальной работы с семьями;

ОПОР  2.5.14. Осуществляет роль социального работника в

решении проблем семьи.

ОПОР  2.5.15. Определяет структуру государственных

органов, реализующих семейную политику;

ОПОР  2. 5.16. Осуществляет основные задачи социальной защиты;

ОПОР  2.5.17. Определяет варианты социального

обслуживания семьи.

- оценка выполнения

тестовых заданий;

- оценка устных и письменных

ответов;

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

ОПОР 3.1.1 Осуществляет анализ ситуации лиц из групп риска;

ОПОР 3.1.2. Выявляет наличие проблем и затруднений;

ОПОР 3.1.3. Определяет возможные варианты оказания социальной помощи различным категориям лиц из групп риска, оказавшимся в ТЖС;

ОПОР 3.1.4. Определяет права лиц из групп риска на получение тех или иных видов социальной помощи, с использованием нормативно-правовой базы;

ОПОР 3.1.5  Составляет алгоритма деятельности специалиста по социальной работе по оказанию помощи лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС.

- оценка выполнения

тестовых заданий;

- оценка устных и письменных

ответов;

ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ОПОР 3.2.1.  Выявляет людей из групп риска, оказавшихся в ТЖС;

ОПОР 3.2.2. Осуществляет сбор документов, необходимых для оказания различных видов помощи лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС;

ОПОР 3.2. 3. Определяет права лиц из групп риска, оказавшихся в ТЖС на различные виды социальной помощи;

ОПОР 3.2.4. Осуществляет учет лицам из групп риска в р.п. Тонкино, находящихся в ТЖС;

ОПОР 3.2.5. Определяет  круг специалистов и учреждений, способных оказать социальную помощь лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС.

- оценка выполнения

тестовых заданий;

- оценка устных и письменных

ответов;

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ОПОР 3.3.1. Выявляет лиц из групп риска, нуждающихся в социальном патронате;

ОПОР 3.3.2. Осуществляет сбор информации о ситуации лиц  из групп риска;

ОПОР 3.3.3. Выявляет  наличие проблем и затруднений;

ОПОР 3.3.4. Определяет формы и методы социального патроната к лицам из групп риска и их семьям;

ОПОР 3.3.5. Оформляет необходимую документацию для осуществления социального патроната;

ОПОР 3.3.6. Определяет круг специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении социального патроната к лицам из групп риска и их семьям.

- оценка выполнения

тестовых заданий;

- оценка устных и письменных

ответов;

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ОПОР 3.4.1. Выявляет людей из групп риска,  нуждающихся в социальной адаптации и реабилитации;

ОПОР 3.4.2. Определяет  формы и методы социальной работы, необходимые для адаптации и реабилитации лиц из групп риска и их семей;

ОПОР 3.4.3. Определяет  круг специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении адаптации и реабилитации лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС;

- оценка выполнения

тестовых заданий;

- оценка устных и письменных

ответов;

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

ОПОР 3.5.1. Определяет права людей из групп риска на льготы, пособия, социальное обслуживание и иные государственные социальные гарантии;

ОПОР 3.5.2. Информирует людей из групп риска и членов их семей о действующих законодательных актах в сфере социальной защиты;

ОПОР 3.5.3. Определяет  формы и методы социальной помощи лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС.

- оценка выполнения

тестовых заданий;

- оценка устных и письменных

ответов;

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОПОР 1.1 Демонстрирует интерес к будущей профессии.

- наблюдение за

деятельностью

обучающегося в

процессе освоения

образовательной

программы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОПОР 2.1 Выбирает  и применяет  методы и способы решения профессиональных задач в области социальной работы.

- наблюдение за

деятельностью

обучающегося в

процессе освоения

образовательной

программы

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОПОР 3.1 Демонстрирует способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- наблюдение за

деятельностью

обучающегося в

процессе освоения

образовательной

программы

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОПОР 4.1 Находит  и использует  информацию для эффективного выполнения

профессиональных задач,

профессионального и личностного развития.

- наблюдение за

деятельностью

обучающегося в

процессе освоения

образовательной

программы

ОК 5. Использовать  информационно-коммуникативные  технологии

для совершенствования профессиональной деятельности.

ОПОР 5.1. Демонстрирует навыки использования информационно-коммуникационных

технологий в профессиональной деятельности.

- наблюдение за

деятельностью

обучающегося в

процессе освоения

образовательной

программы

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОПОР 6.1 Применяет средства установления контакта;

ОПОР 6.2 Проявляет организованность, трудолюбие, исполнительскую дисциплину;

ОПОР 6.3  Демонстрирует приемы эффективного общения.

- наблюдение за

деятельностью

обучающегося в

процессе освоения

образовательной

программы

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя

ответственности за результат выполнения заданий.

ОПОР 7.1. Анализирует  и корректирует  результаты собственной работы

- наблюдение за

деятельностью

обучающегося в

процессе освоения

образовательной

программы

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОПОР 8.1. Организует самостоятельно занятия при изучении профессионального

модуля

- наблюдение за

деятельностью

обучающегося в

процессе освоения

образовательной

программы

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной  деятельности.

ОПОР 9.1. Анализирует нормативно  правовые  акты  в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;

ОПОР 9.2.  Проявляет  интерес к

инновациям в области профессиональной деятельности.

- наблюдение за

деятельностью

обучающегося в

процессе освоения

образовательной

программы

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным

традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОПОР 10.1. Демонстрирует бережное отношение к культурным традициям народа, уважения религиозных различий.

- наблюдение за

деятельностью

обучающегося в

процессе освоения

образовательной

программы

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению

к природе, обществу, человеку.

ОПОР 11.1 Демонстрирует соблюдение нравственных обязательств по отношению к природе, обществу, человеку

- наблюдение за

деятельностью

обучающегося в

процессе освоения

образовательной

программы

Итоговая аттестация  проводиться в форме дифференцированного зачета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины " Информационные технологии в профессиональной деятельности" по специальности 040401 Социальная работа

        Рабочая программа учебной дисциплины  "Информационные технологии в профессиональной деятельности" является частью  основной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 «Основы технологии общестроительных работ»

Данная  программа   разработанна  для применения   при  обучении  обучающихся-осужденных  по профессии  "Каменщик" по   программам...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 « Основы технологии общестроительных работ» по профессии 11196 «Бетонщик»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 « Основы технологии общестроительных работ» по профессии 11196 «Бетонщик»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 « Основы технологии общестроительных работ» по профессии 11196 «Бетонщик»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 « Основы технологии общестроительных работ» по профессии 11196 «Бетонщик»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МДК.03.01. ОРГАНИЗАЦИЯ КАССОВОЙ РАБОТЫ В БАНКЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МДК.03.01. ОРГАНИЗАЦИЯ КАССОВОЙ РАБОТЫ В БАНКЕ...

Рабочая программа учебной дисциплины по профессии 18466 Слесарь механосборочных работ 3-го разряда.

Рабочая программа учебной дисциплины «Слесарная обработка деталей, сборка и испытание машиностроительных изделий средней сложности» является методическим обеспечением основной програм...